Главные вкладки

    Подготовка к ЕГЭ по биологии
    методическая разработка по биологии (11 класс) по теме

    Никитенко Ольга Дмитриевна

    Мастер-класс "Отработка заданий базового уровня сложности в ЕГЭ по биологии".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon master_klass_ege_osen.doc807 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер класс

    «Отработка заданий базового уровня сложности в ЕГЭ по биологии на основе кодификатора».

    Никитенко Ольга Дмитриевна.

    Цели и задачи:

    Изучить спецификацию контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена по биологии в 2012 году.

    Ознакомиться с кодификатором элементов содержания и требованиями к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для ЕГЭ по биологии.

    Сформировать умения и  навыки работы с заданиями базового уровня сложности.

    Оборудование: презентация, демоверсия ЕГЭ по биологии 2012 года; кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для ЕГЭ 2012 года по биологии (проект); спецификация КИМ (проект).

    Ход занятия.

    Введение.(слайд1).  Цели и задачи занятия (слайд2).

    Спецификация КИМ ЕГЭ 2012 года по биологии.           

                                 Назначение КИМ ЕГЭ (слайд 3)

            Определение уровня биологической подготовки выпускников средней (полной) общеобразовательной школы в целях отбора для поступления в ВУЗы.

             Результаты ЕГЭ признаются общеобразовательными учреждениями         среднего профессионального образования и  образовательными учреждениями высшего профессионального образования...

                                Структура КИМ ЕГЭ.

    Экзаменационная работа состоит из трех частей.

    Часть 1 (А) содержит 36 заданий с выбором одного верного ответа из четырех, из 26 - базового и 10 -повышенного уровня.

    Часть 2 (В) включает 8 заданий повышенного уровня: 3 – с выбором нескольких верных ответов из шести; 4 – на соответствие между биологическими объектами, процессами и явлениями; 1 – на определение последовательности явлений и процессов.

    Часть 4 (С) включает 6 заданий со свободным развернутым ответом: 1- повышенного и 5 – высокого уровня.

    Продолжительность ЕГЭ по биологии

    На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут).

    Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий:

       1) для каждого  задания части 1 (А) – 1-2 минуты,

       2) для каждого задания части 2 (В) – до 5 минут,

       3) для каждого задания части 3 (С) – 10-20 минут.

    Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом.

    Верное выполнение каждого задания базового и повышенного  уровня                                                          части 1 (А) оцениваются 1 баллом.

    Задания части 2 (В) оцениваются от 0 до 2 баллов.

    Задания части 3 С1  повышенного уровня оценивается от 0 до 2 баллов,                                                 С2-С6 высокого уровня – от 0 до 3 баллов в зависимости от полноты и правильности ответа.

    Максимальное число баллов за всю работу – 69.

    Ответы на задания части 1 (А) и части 2 (В) автоматически обрабатываются после сканирования бланков ответов №1.

    Ответы на задания части 3 (С) проверяются экспертной комиссией. Оценка проводится путем сопоставления работы экзаменуемого с эталоном ответа.

    Баллы подсчитываются по 100-бальной шкале.

    В свидетельство выставляются результаты ЕГЭ по биологии при условии, если выпускник набрал количество баллов не ниже минимального.

    Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности                        (7 блоков).

    Первый блок «Биология как наука.     Методы научного познания».

    Второй блок   «Клетка как биологическая система».

    Третий блок    «Организм как биологическая система».

    Четвертый блок   «Система и многообразие органического мира».

    Пятый блок   «Организм человека и его здоровье».

    Шестой блок  «Эволюция живой природы».

    Седьмой блок   « Экосистемы и присущие им закономерности».

    Первый блок   «Биология как наука.    Методы научного познания».
    Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ 

    1.1. Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы. Роль биологии в формировании современной научной картины мира.

    А1. Генеалогический метод  используют для

    1) получения генных и геномных мутаций

       2) изучения  влияния воспитания на онтогенез человека

     3) исследования наследственности и изменчивости человека

     4) изучения этапов эволюции органического мира

    1.2. Уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.

    А1. На каком уровне организации живой материи происходит взаимодействие живых организмов одного вида?

    Организменном

    Популяционно-видовом

    Биогеоценотическом

    биосферном

    Второй блок    «Клетка как биологическая система».
    Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ

    2.1. Современная клеточная теория. Многообразие клеток.

    А2. Вывод о родстве растений и животных можно сделать на основании

    Хромосомной теории

    Закона сцепленного наследования

    Теории гена

    Клеточной теории

    2.2. Многообразие клеток. Прокариотические и эукариотические клетки. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий и грибов

    А2. Какой организм относится к эукариотам?

    Хлорелла

    Кишечная палочка

    Дизентерийный бактериофаг

    Аденовирус

    2.3. Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций  неорганических и органических веществ (белков, НК, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека.

    А3. Какую функцию выполняет белок пепсин?

    Каталитическую

    Гормональную

    Сократительную

    Защитную

    2.4. Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности.

    А3. Какой органоид обеспечивает транспорт веществ в клетке?

    Хлоропласт

    Митохондрия

    Рибосома

    Эндоплазматическая сеть

    2.7. Клетка – генетическая единица живого. Деление клеток.

    А4. В анафазе митоза происходит

    Удвоение хромосом

    Кроссинговер

    Деспирализация хромосом

    Расхождение дочерних хроматид

    Третий блок         «Организм как биологическая  система».
    Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ

    3.1. Разнообразие организмов: одноклеточные, многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы.  Вирусы –неклеточные формы жизни.

    А5. К какой группе организмов относятся бурые водоросли?

    Фототрофы

    Хемотрофы

    Сапротрофы

    Биотрофы

    3.2. Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения.

    А6. Изображенный на рисунке организм размножается

    Делением пополам

    С помощью гамет

    Почкованием

    Спорами

    3.3 Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов.

    А6. Как обозначается период клеточного цикла, который не входит в интерфазу

    S

    G 1  

    G 2

    M

    3.4. Генетика, ее задачи, основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

    А7. Особи, дающие гаметы разных типов

    Гомозиготы

    Гетерозиготы

    Зиготы

    Аллели  

    А7. Промежуточный характер наследования признака проявляется при

    Сцеплении генов

    Неполном доминировании

    Независимом расщеплении

    Множественном действии генов

    3.5. Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). Законы Т.Моргана, сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола.

    А8. Наследование признаков, гены которых локализованы в X – и  Y – хромосомах, называют

    Сцепленным

    Сцепленным с полом

    Эпистазом

    Полимерией

    3.6. Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная.

    А9. Причиной какого вида изменчивости является случайное сочетание хромосом при оплодотворении?

    Определенной

    Фенотипической

    Мутационной

    Комбинативной

    3.7. Значение генетики для медицины. Вредное влияние мутагенов.

    А9. Инверсия - это

    Замена одного нуклеотида на другой

    Кратное увеличение число хромосом

    Поворот участка хромосом на 180º

    Некратное изменение числа хромосом

    Четвертый блок     «Система и многообразие органического мира».
    Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ

    4.1. Многообразие организмов. Значение работ К. Линнея и Ж.-Б. Ламарка. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство,; их соподчиненность.

    4.2. Царство бактерий.

    4.3. Царство грибов.

    А10. Какой признак у грибов и растений является сходным?

    Наличие хитина в клеточной стенке

    Автотрофное питание

    Неограниченный рост

    Наличие плодового тела

    А10. Клетки бактерий, в отличие от клеток грибов, не имеют

    Цитоплазмы

    Мембраны

    Рибосом

    Ядра

    4.4. Царство растений. Строение, жизнедеятельность, размножение цветковых растений. Распознавание на рисунках органов растений.

    А11. Какие ткани составляют большую часть всех органов растений и заполняют пространство между другими тканями

    Покровные

    Проводящие

    Механические

    Основные

    4.5. Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных, роль растений в природе и жизни человека.

    А12. Почему папоротники относят к высшим растениям?

    Они обитают в наземно-воздушной среде

    Их организм состоит из тканей и органов

    Их организм – скопление клеток – слоевище

    В их цикле развития бесполое поколение сменяется половым

    4.6 Царство животных. Одноклеточные и многоклеточные животные. Основные типы беспозвоночных, классов членистоногих. Особенности строения, жизнедеятельности размножения, рольв природе и жизни человека.

    А13. Майского жука относят к классу Насекомые, потому что он имеет

    Три отдела тела

    Легочное дыхание

    Четыре пары ходильных ног

    Две пары усиков

    4.7. Хордовые животные. Основные классы. Роль в природе и жизни человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных.

    А14. На рисунке легкие птиц обозначены цифрой

    1

    2

    3

    4

    Пятый блок                                                                                                «Организм человека и его здоровье».
    Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ

    5.1. Человек. Ткани. Органы и системы органов: пищеварения, дыхания, выделения.

    А15. Ткани, с хорошо развитым межклеточным  веществом, относятся к

    Эпителиальным

    Нервной

    Соединительным

    Мышечным

    5.2. Человек.  Органы и системы органов: опорно-двигательная, покровная, кровообращения, лимфообращения. Размножение и развитие человека.

    А 16. Цифрой 1  на рисунке обозначена суставная

    Впадина

    Сумка

    Головка

    Прослойка хряща

    5.3. Внутренняя среда организма человека. Иммунитет. Обмен веществ.

    А17. Препараты, приготовленные из ослабленных микробов или их ядов. -

    Лечебные сыворотки

    Антитела

    Вакцины

    Антибиотики

    5.4. Нервная и эндокринная системы человека. Нейрогуморальная регуляция.

    А18. Гипофункция какой железы вызывает карликовость?

    Поджелудочной

    Щитовидной

    Гипофиза

    Надпочечников

    5.6. Гигиена человека. Факторы здоровья и риска.

    А 19. При недостатке какого витамина вызывается рахит?

    В

    Г

    Д

    Е

    Шестой блок  «Эволюция живой природы».

    6.1. Эволюция живой природы. Вид. Популяция. Видообразование.

    А20. К какому вида критерию относится следующее описание: жаба-яга – самая крупная из бесхвостых земноводных; длина ее тела 25 см и более; масса тела 1 кг?

    Генетическому

    Географическому

    Морфологическому

    Экологическому

    6.2. Эволюционная теория. Движущие силы эволюции.

    А21. Согласно эволюционной теории Ч. Дарвина единицей эволюции является

    Вид

    Популяция

    Род

    Особь

    6.3. Результаты эволюции. Доказательства эволюции организмов

    А22. Развитие многоклеточных организмов из зиготы служит доказательством

    Происхождения многоклеточных от одноклеточных

    Приспособленности организмов к среде обитания

    Индивидуального развития растений и животных

    Влияния окружающей среды на развитие организмов

    6.4.  Макроэволюция. Направления и пути эволюции. Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Усложнение живых организмов в процессе эволюции.

    6.5. Происхождение человека.

    А23. Дегенерацией является утрата

    Четырех пальцев у лошади

    Конечностей у кротов

    Густого шерстного покрова у слона

    Органов пищеварения у бычьего цепня

    А23. На первых этапах антропогенеза решающее значение имел такой фактор, как

    Общественный образ жизни

    Наследственная изменчивость

    Речь и мышление

    Естественный отбор

    Седьмой блок       « Экосистемы и присущие им закономерности».

    7.1. Среды обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические, их значение. Взаимоотношения организмов.

    А24. Определите организмы, вступающие в конкурентные взаимоотношения

    Гриб и водоросль в лишайнике

    Культурные и сорные растения

    Хищник и жертва

    Плотоядные и растительноядные растения

    7.2. Экосистема, ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Цепи и сети питания.

    7.3. Разнообразие и развитие экоситем.

    А25. Какой способ уничтожения вредителей сельского и лесного хозяйства принадлежит к группе биологических методов борьбы?

    Использование паразитических организмов

    Поддержание высокой влажности

    Внесение органических удобрений

    Уничтожение сорняков гербицидами

    7.4. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского  о биосфере. Биологический круговорот веществ и превращение энергии.

    7.5. Глобальные изменения в биосфере.

    А26. Глобальной экологической проблемой считают расширение озоновых дыр, так как

    Происходит убыль веществ из биосферы

    Повышается температура земной поверхности

    Изменяется газовый состав атмосферы

    В биосферу поступает больше ультрафиолетовых лучей

    Подведение итогов.

    Выдача памяток.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    подготовка к ЕГЭ по биологии

    Структура ЕГЭ по биологии. Темы разделов по биологии для подготовки к ЕГЭ...

    Для подготовки к ГИА по биологии

    Данный материал разработан автором и является тренировочным заданием при подготовке к ГИА по биологии....

    Тренировочный тематический тест для подготовки к ЕГЭ по биологии. Тема: "Химический состав клетки".

    Тест предназначен для подготовительных занятий к ЕГЭ по биологии. Тема:"Химический состав клетки"....

    Элективный курс по биологии для 10-11 классов "Подготовка к ЕГЭ по биологии"

    Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на углубленном уровне и предназначена для изучения биологии...

    Тренировочный тест для подготовки к ЕГЭ по биологии.

    Тест предназничен для подготовке к ЕГЭ по биологии. Он содержит задания по различным темам курса ботаники....

    Рабочая программа Элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по биологии» Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории

    Рабочая программа Элективного курса  «Подготовка к ЕГЭ по биологии» Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...

    Рабочая программа по элективному курсу "Подготовка к ЕГЭ по биологии 10 класс. Архипкина А.П. учитель биологии МОУ Куркинская СОШ №1

    Данная программа охватывает все биологические понятия, которые изучаются  в школе. Включает как теоретическую, так и практическую часть. Позволяет успешно подготовиться к ЕГЭ....