Конспект урока биологии в 8 классе школы VIII вида
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Конспект комбинированного урока биологии по теме "Приматы" ознакомительного характера. В конспекте представлена информация об отдельных представителях Приматов с описанием их внешнего вида и образа жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_biologii_8_kl_-_2.docx32.35 КБ

Предварительный просмотр:

 казенное образовательное учреждение Омской области

«Тарская специальная (коррекционная) школа – интернат для детей - сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»

Конспект урока биологии

в 8 классе

специальной (коррекционной)

школы VIII вида

Учитель: Соловьева Людмила Анатольевна

Раздел программы: Позвоночные животные. Млекопитающие.

Тема урока: Приматы (1 ч).

Цель урока: изучить особенности внешнего строения и образа жизни приматов.

Задачи урока:

Образовательная: рассказать учащимся об особенностях внешнего вида и образа жизни приматов.

Коррекционная: корригировать умение воспроизводить раннее изученный материал и правильно строить высказывание при ответе на вопрос.

Развивающая: развивать навык коммуникативного общения.

Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к природе;  воспитывать  чувство ответственности при выполнении  заданий.

Оборудование:

 Энциклопедии «Атлас животных».

Мультимедийная презентация «Приматы».

Схема «Животный мир»

Названия приматов: мартышка, макака, орангутан, шимпанзе, горилла.

Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение», 2008г.

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие.

Эмоциональный настрой учащихся.

Повторение.

- Прежде чем мы начнем изучение новой темы, нужно повторить раннее изученный материал.

- Наша цель на данном этапе урока вспомнить признаки и отряды млекопитающих животных.

1. Фронтальный опрос.

- Какой раздел о животных  мы изучаем?

(Млекопитающие животные)

- Назовите основные признаки млекопитающих животных.

(Рождают живых детёнышей. Выкармливают детёнышей молоком.

Сложное поведение. Заботятся о потомстве)

2.Составление пирамиды «Отряды млекопитающих» (слайд 1)

- Мы знаем, что млекопитающие животные делятся на отряды. Сейчас вспомним

названия этих отрядов по порядку. Для этого нужно построить пирамиду «Отряды млекопитающих»  от грызунов до приматов.

- Какой отряд млекопитающих мы изучили первым?

(грызуны, зайцеобразные, хищные звери, ластоногие, китообразные, парнокопытные, непарнокопытные)                                        

-  Почему в нашей пирамиде верхняя ступень не заполнена?

(Мы еще не изучили этот отряд животных)

-  Для того чтобы узнать какой отряд животных мы поместим на первую ступень, вам необходимо вспомнить басню И.А. Крылова.

- Прослушайте строчки из басни и скажите, какое слово пропущено.

- «… в зеркале увидев образ свой, тихонько медведя толк ногой…»

- Кто увидел образ свой?

(Мартышка)

- Мартышка относится к отряду Приматов.

III. Изучение нового материала.

Объявление темы и цели урока.

- Тема сегодняшнего урока «Приматы» (слайд 2). 

2. Запись темы в тетради.

- Откроем тетради, запишем число и тему урока.

3. Целеполагание (слайд 3).

- Наша цель изучить особенности внешнего вида и образа жизни приматов.

4. Рассказ учителя (слайд 4)

- Приматы наиболее высокоразвитые млекопитающие. Прима – в переводе на русский язык означает - первый, высший. Поэтому первую ступень в пирамиде «Отряды млекопитающих»   занимают «Приматы».  К приматам относятся различные обезьяны и к ним же относится и человек разумный. Поэтому ребята мы  должны знать их особенности, так как обезьяны имеют более 200 признаков сходства с человеком и стоят на второй ступени развития после человека.  

Словарная работа  (проговаривание новых слов учителем, затем учащимися, запись новых слов в тетради).

- К приматам относится различные обезьяны: мартышки, макаки, орангутаны, шимпанзе, гориллы. Повторим за мной  хором названия обезьян, интонацией голоса выделяя ударную гласную: мартышка, макака, орангутан, шимпанзе, горилла.

- Запишите названия обезьян в тетрадь.

6. Работа с картой (слайд 5)

 «Ареал обитания приматов»

- На карте выделены места обитания приматов.

- Назовите и покажите  места их обитания приматов.

(Учащиеся называют и показывают: Северная и Южная Америка, Африка, Азия)

- Несмотря на разные места обитания, все приматы имеют общие особенности внешнего вида.

- Сейчас я вам расскажу об этих особенностях.

6.Рассказ учителя, демонстрация  особенностей внешнего вида приматов (слайд 6)   

Тело обезьян покрыто шерстью.

Широкое, голое  и морщинистое лицо.

Глаза у обезьян направлены вперед.

Ушные раковины небольших размеров.

У обезьян пятипалые конечности.

Пальцы имеют плоские ногти.

Кисти рук и ног легко сгибаются и разгибаются.

Две млечные железы расположены на груди.

- Прочитайте общие особенности внешнего вида приматов.

7. Рассказы учащихся и учителя  о приматах

           (сопровождение слайдами 7 - 14 презентации)                                                            

- К нашему уроку некоторым из вас было дано опережающее задание: подготовить сообщение об отдельных представителях отряда Приматов.

- Ваша цель прослушать сообщения и самостоятельно выделить особенности образа жизни каждой из изучаемых обезьян.

 Мартышка (слайд 7)

Ученик:  

1.Внешний вид мартышек

Длина тела 80 см, длина хвоста 80 см.

Окраска мартышек яркая: черная, рыжая, белая и зеленая.

Имеют пятипалые конечности.

Глаза направлены вперед.

2.Образ жизни.

Мартышки живут стадами и обитают в тропических лесах Африки.

Большую часть времени проводят на деревьях.

Могут совершать прыжки длиной до 15 м.

Они молчаливы и неагрессивны.

Живут до 35 лет.  

3.Питание

Питаются различными плодами и семенами растений, насекомыми и другой живностью.                                                                                                            

Ответьте на вопрос: какой образ жизни ведут мартышки?

(Большую часть времени проводят на деревьях. Мартышки живут стадами).           

Макаки (слайд 8)

Учитель:                                                                                        

1.Внешний вид.

Длина тела макак 30 - 70 см.

Длина хвоста может достигать 60 см.

Вес до 13 кг.

Окраска меха желтовато-бурая, оливковая, черная.

Оголенная морда.

2.Образ жизни и среда обитания.

Макаки - обитатели лесов Азии, Японии, Африки.

Ведут древесный и наземный образ жизни.

Длительность жизни 30 лет.

3.Питание

Питаются растениями и различными насекомыми и мелкими позвоночными.

Вопрос: назовите места обитания макак?

(Макаки обитатели лесов Азии, Японии, Африки)

Орангутан (слайд 9, 10)

Ученик:                                                                                        

1.Внешний вид

У орангутанов широкое голое лицо.

Небольшие ушные раковины.

Вытягивающиеся губы.                                                                                        

Шерсть орангутанов очень длинная.                                                                                                                                

Цвет  красновато-рыжеватый.                                                                  

Орангутаны не имеют хвоста.

Руки длинные.

Ноги короткие.

2.Образ жизни и среда обитания.

Орангутаны живут небольшими группами, населяя болотистые тропические леса.      

Это довольно молчаливые животные и издают мало звуков.

3.Питание.

Питаются плодами деревьев.

Внимание вопрос: где обитают орангутаны?

(Орангутаны обитают в болотистых тропических лесах)

Шимпанзе (слайд 11, 12)

Ученик:                                                                                        

1.Внешний вид.

Шимпанзе — крупные обезьяны.

Ушные раковины похожи на человеческие.

Кожа лица морщинистая.

Окраска шерсти черная.

Верхние конечности у шимпанзе длиннее нижних.

У шимпанзе хорошо развитый интеллект.

2.Образ жизни и среда обитания.

Живут стадами в тропических и горных лесах Африки.

Шимпанзе умеют кричать, стонать, ворчать.

Хорошо развита мимика.

3.Питание.

        Питаются плодами деревьев.                                                                                

Ответьте на вопрос: где живут шимпанзе?

(Шимпанзе живут стадами в тропических и горных лесах Африки.)

- Следующий представитель отряда Приматов – горилла. Заслушаем сообщение.

 Горилла (слайд 13, 14)

Учитель:                                                                                                                

1.Внешний вид

Гориллы — самые крупные из обезьян.

Длина тела достигает  до 2 м.

Масса тела - 250 кг.                                                                                

Туловище крепкое, мощное, массивное, с большим животом, плечи широкие.

Шерсть короткая, густая, черного цвета.

2.Образ жизни и среда обитания.

Гориллы живут небольшими семьями  в Африке.

Днем ищут пищу, на ночь строят гнезда.

3.Питание.  

        Гориллы питаются плодами деревьев, тростником, крапивой, побегами бамбука.      

Внимание вопрос: что особенного в образе жизни горилл?

(Гориллы живут небольшими семьями)

- Вы прослушали сообщения о каждом виде приматов.

Сделайте вывод, ответив на вопрос какой образ жизни, ведут приматы?

(Древесный и наземный образ жизни)                                     

Закрепление изученного материала.

- Ребята мы переходим к следующему этапу урока.

Наша цель закрепить новые знания, полученные на уроке.

1.Фронтальный опрос учащихся.

- Какую тему урока мы изучали?

(Приматы)

- О каких видах  приматов  вы узнали?

(Мартышки, макаки, орангутаны, шимпанзе, гориллы)

- Назовите приматов, которые изображены на экране (слайд 15).

(Шимпанзе, орангутан, горилла)

- Что мы узнали об образе жизни приматов? (слайд 16)

(Ведут древесный и наземный образ жизни.

Живут небольшими стадами, группами или семьями).

- Чем питаются обезьяны?

( В основном обезьяны питаются плодами растений.)

- Как приматы заботятся о потомстве? (слайд 17)

(Приматы выкармливают детенышей молоком и бережно о них заботятся)

2. Индивидуальная работа учащихся.

Задание: на партах у каждого из вас лежат карточки с индивидуальным заданием. Каждый внимательно прочитайте  свое задание. У кого есть вопросы? Приступайте к выполнению.

 «Особенности внешнего вида приматов»

Тело обезьян покрыто  ___________

Широкое _____________  и морщинистое лицо.

Глаза у обезьян направлены____________.

Ушные раковины _____________  размеров.

У обезьян _____________ конечности.                                                              

Пальцы имеют ____________ногти.

Кисти рук и ног легко _____________ и_______________.

_________  млечные железы расположены на___________.

Проверка работ.

V. Итог урока.

Подведем итог урока.

Оценки за работу на уроке : комментирование отметок.

Домашнее задание:

Записать особенности внешнего вида приматов в тетрадь из текста учебника.

Индивидуальное задание:

 Прочитать первый и второй абзац учебника с.190 и ответить на воп.3 192с.

Приготовить пересказ о гориллах с. 193.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок биологии в коррекционной школе VIII вида

Целью урока является формирование знаний о строении семян двудольных растений. Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учиты...

урок биологии в коррекционной школе VIII вида "Строение семени фасоли"

Целью урока является формирование знаний о строении семян двудольных растений. Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учиты...

Рабочая программа по биологии 8 класс школа VIII вида.

Рабочая программа по биологии для обучающихся по коррекционным программам школы VIII вида. Рабочая программа содержит все необходимые структурные компоненты....

Использование ИКТ на уроках биологии в коррекционной школе VIII вида.

Использование ИКТ  на уроках  биологии  в коррекционной школе VIII вида....

конспект открытого урока в 7 классе школы VIII вида по теме "Разучивание упражнений со скакалкой"

Открытый урок  в 7 классе "Разучивание упражнений со скакалкой"...

Пути формирования учебной самостоятельности школьников на уроках биологии в коррекционной школе VIII вида

Одной из главных задач коррекционной школы является формирование самостоятельной мыслительной деятельности. от активности и самостоятельности во многом зависит динамика развития ребенка с ограниченным...