Энергозатраты человека и пищевой рацион
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок № 40
Тема: Энергозатраты человека и пищевой рацион.
Цель: Обобщить знания по теме обмен веществ и витамины; сформулировать понятия об основном и общем обмене, энергетической емкости пищи и рациональном питании;
разъяснить роль питания в поддержании здоровья;
научить проводить функциональные пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки, позволяющие определить особенности энергетического обмена при выполнении работы.
Оборудование: установка мультимедийного проектора, секундомер, калькулятор.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2..Постановка цели урока перед учащимися.
3.Проверка знаний:
А) работа у доски (вызвать учащегося)
1.Установите правильную последовательность органов пищеварения: рот, пищевод, глотка, прямая кишка, желудок, слепая кишка, толстая кишка, тонкая кишка.
2.Разделите продукты на содержащие витамин А и содержащие витамин С. (Подготовить рисунки: капуста, зелень, морковь, перец, апельсин, помидор).
б) игра: вопрос ответ
1.Как вы понимаете понятие пластический обмен?
2.Как вы понимаете понятие энергетический обмен?
3.Как в организме происходит обмен белков?
4. -обмен жиров?
5. -обмен углеводов?
6. Почему витамины необходимы организму?
7.Какие витамины относятся к водорастворимым, а какие к жирорастворимым?
8.Что называется гиповитаминозом?
9.Что называется авитаминозом?
10.Недостаток, какого витамина вызывает «куриную слепоту»?
11.Недостаток, какого витамина приводит к рахиту?
4. Изучение нового материала:
1) Основной обмен и общий обмен, энергетическая емкость пищи.
В зависимости от работы, от времени, прошедшего с момента приема пищи, от температуры окружающей среды обмен веществ и энергозатраты организма постоянно меняются.
Существуют стандартные условия обмена веществ, это когда исключить все белковые продукты в течение трех дней, за сутки от измерения должно провестись голодание, при температуре когда не жарко и не холодно, человек должен находится в состоянии психического покоя( не писать, не читать и даже не спать) При этих условиях интенсивность обмена веществ называется основным обменом.
Фактические энергозатраты, совершаемые человеком за единицу времени, называются общим обменом. Они значительно превышают основной обмен, потому что часть энергии расходуется на работу мышц, на борьбу с жарой или холодом, переваривание пищи и т. д.
Чтобы представить себе в результате чего происходит расход энергии, приведем следующие данные:
( мультимедиа - энергетическая ценность)
Усваивая белки жиры и углеводы, организм получает не только необходимые вещества, но и энергию, которая в этих веществах содержатся. Молекулы углеводов, аминокислот и глицерина с жирными кислотами – обладают довольно большой энергией ( мультимедиа Калорийность).
При сжигании 1г жира выделяется 9ккал, 1г. Углеводов 4ккал1г. Белка 4ккол. На упаковках продуктов почти всегда имеется информация о том, сколько калорий содержится в 100гр. Продукта.
Причем энергия потребления потребности людей разная:
Девушки от13-15 лет-2800ккал Юноши от 13-15 лет 3300ккал. Мужчины занятые физ.раб. 4000ккал. Женщины занятые физ.раб. 3200 беременные женщины 2800ккал пожилые люди 2300ккал.
Помимо энергоемкости пищи необходимо учитывать ее качественный состав и соответствие физической и умственной нагрузки. Так давайте зададим вопрос: « Как же нам питаться?». Правильно, должно быть правильное, т.е рациональное питание,
Рациональное питание – одно из самых главных условий сохранение здоровья человека. Наш организм нуждается в регулярном поступлении определенного количества калорий и питательных веществ. Продукты должны содержать белки, жиры, и углеводы. Кроме того человеку ежедневно необходимо употреблять витамины и минеральные вещества ( мультимедиа Немного качественно, в нужное время).
Питание ребенка должно отличаться от питания взрослого человека, т.к. в молодом организме происходит процессы интенсивного роста и развития(мультимедиа Питание и возраст)
Как же рационально питаться вы спросите меня? Существует ключ к разгадке этой тайны, смотрим (мультимедиа Ключ к рациональному питанию)
А также 8 шагов к хорошему самочувствию и отличному здоровью: (мультимедиа Правила рационального питания) 1.Разнообразно питаться(дефицит какого-либо вещества приведет к заболеванию).
2.Предупреждение ожирения
3.Молоко
4.Рыба и птица в качестве источника белка
5.Овощи и фрукты.
6.Умеренное потребление углеводов
7.Меньше соли
8.Замени, белый хлеб на хлеб грубого помола и обязательно завтракайте утром.
Самое главное, меньше употребляйте консервантов и других добавок ( мультимедиа Консерванты и другие добавки)
Итак, подведем итог тест упражнение 1,2,3,4,6,7.
А сейчас проведем Лабораторную работу:
Цель работы: провести функциональные пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки, позволяющие определить особенности энергетического обмена при выполнении работы.
1.Время задержки дыхания в состоянии покоя (Вдохните и замерьте, сколько по времени вы можете задержать дыхание, запишите результат). А
2.Время задержки дыхания после 20 приседаний (сделайте 20 приседаний вдохните и замерьте, повремени, запишите результат).В
3. А теперь посчитаем процентное отношение результатов по формуле
В/А*100 %
4. Пока вы считали, ваше дыхание восстановилось (измерьте еще раз дыхание при вздохе). С
5.Посчитайте процентное отношение третьего результата к первому по формуле: С\А * 100% сравните результаты с таблицей на стр.197.и определите, к какой категории вы бы отнести себя.
5. Подведем итог урока. К
Как мы понимаем общий обмен? ------------ основной обмен?
Что мы подразумеваем под понятием энергетическая ценность?
В чем она измеряется?
Какие продукты нужно употреблять для здорового питания?
Как вы понимаете «Рациональное питание»
К какой категории людей вы себя отнесли замерев дыхание и сравнив по таблице?
6. Оценки за урок
7. Д\З &38, записать количество продуктов, съеденных за день, и зафиксировать свою деятельность за этот же день
Спасибо за работу на уроке, мне приятно с вами было работать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по биологии в 8 классе. Тема "Энерготраты человека и пищевой рацион"
Материал содержит ход урока, презентации учащихся, приложения (кроссворд и меню для практической работы на уроке)...
интегрированный урок 8 класс "Энерготраты человека и пищевой рацион"
Урок способствует эффективному усвоению знаний об обмене веществ, энерготратах, правилах рационального питания. Учащиеся получают возможность выявлять необходимость соответствия калорийности пищи энер...
План - конспект интегрированного урока "Энерготраты человека и пищевой рацион"
План-конспект интегрированного урока составлен в соответствии с новыми требованиями и на основе федерального компонента Государственного стандарта....
Урок биологии 8 класс «Нормы питания. Энерготраты человека и пищевой рацион»
Цели урока: показать необходимость соответствия калорийности пищи энергетическим затратам человека, познакомить школьников с данными суточных затрат энергии людьми разных профессий, обосновать н...
План-конспект интегрированного урока «Энерготраты человека и пищевой рацион» 7 класс
Формирование ключевых компетенций в сфере знаний по теме «Обмен веществ». Выяснение их энергетической ценности и значения при составлении рациона питания. Закрепление навыков решения задач на проценты...
Конспект урока по теме: Нормы питания. Энергозатраты человека и пищевой рацион
В материале содержится информация для проведения лабораторной работы "Составление пищевого рациона подростка"...
Технологическая карта урока "Энерготраты человека и пищевой рацион" (с применением ЦОР)
Технологическая карта урока биологии с элементами ЦОР в 8 классе "Энерготраты человека и пищевой рацион" (УУД)...