Технологическая карта урока "Энерготраты человека и пищевой рацион" (с применением ЦОР)
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Шоникова Алла Анатольевна

Технологическая карта урока биологии с элементами ЦОР  в 8 классе "Энерготраты человека и пищевой рацион" (УУД)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Курилова Алла Анатольевна

Район

Большеболдинский

Место работы

МБОУ «Новослободская основная школа»

Должность

учитель биологии

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Биология

Класс

8

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

Программа В.В.Пасечника

Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н.Учебник. Биология. 8 кл.

Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Рабочая тетрадь.Биология. 8 кл.

Тема учебного занятия

Тема урока  или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Энерготраты человека и пищевой рацион

Место урока или другой  формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Изучаемая тема «Обмен веществ и энергии»

1. Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых организмов.

2. Витамины.

3. Энерготраты человека и пищевой рацион.

Учебная задача

  • Открыть способ …
  • Вовлечь  учащихся  в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную,  рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию …
  • Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования

познакомиться с понятиями «энерготраты человека» и «рацион питания», выяснить степень их взаимосвязи и практическое значение для каждого.

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся: составлять пищевой рацион подростков, учитывая возрастные, физиологические, индивидуальные особенности с учётом энерготрат, выявлять взаимосвязь между энерготратами человека и его рационом питания, характеризовать общий и основной обмен, нормы питания.

Цель – способ (метапредметный результат)

Развивать исследовательские  и частично-поисковые компетенции, анализ и логическое мышление. Работать с текстовой информацией при обращении к  учебному пособию и рабочей тетради. Осуществлять логические операции при разрешении проблемной ситуации,  решении биологических задач. Концентрировать внимание; свободно и правильно излагать свою точку зрения при ведении дискуссии и в процессе эвристической беседы; осуществлять самоконтроль и оценку своей деятельности; предвидеть возможные результаты своих действий.

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся сформируют представление о значимости  сохранения здоровья, бережном к нему отношении, значимости режима питания и здорового образа жизни.

Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт…….;

- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

- могут определять…….;

- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

- могут планировать, проектировать, моделировать;

- могут контролировать, оценивать и т.д.

- имеют опыт  работы с различными источниками информации, участия в дискуссиях;

- знают основные закономерности обмена веществ и его значение для человеческого организма;

- могут осуществлять интеграцию химических и биологических  и субъектного опыта для решения  контекстных заданий;

-обладают теоретическим, наглядно-образным, формальным и рефлексивным мышлением

- владеют основными видами логических операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия);

- могут осуществлять прогностическую деятельность, выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их;

- могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

  • выполнение лабораторной работы «Составление пищевого рациона»
  • выполнения типовых заданий ОГЭ по рационам питания
  • выполнение ситуационной задачи
  • участие в разрешении проблемной ситуации

  • фронтальная работа в эвристической беседе

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

Программа В.В.Пасечника

Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н.Учебник. Биология. 8 кл.

Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Рабочая тетрадь.Биология. 8 кл.

Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек» 8 класс, Д.В. Колесова, Р.Д.Маша, И.Н.Беляева.

Урок на тему «Пищевой рацион.» Мяделец М. В. Биология. Человек. Дрофа, М.,2009г.
2.    Урок на тему «Основы пищеварения» под редакцией П. Стерки перевод с английского Н.Ю. Алексеенко.
3.    Газета «Первое сентября». 
Биология. –1995г. - №44.

http://school.xvatit.com/

Энергетический баланс. Определение норм питания. http://fcior.edu.ru/card/1025/energeticheskiy-balans-opredelenie-norm-pitaniya-kachestvennyy-sostav-pishi.html

Контрольные задания «Обмен веществ. Витамины»http://fcior.edu.ru/card/1181/energeticheskiy-balans-opredelenie-norm-pitaniya-kachestvennyy-sostav-pishi.html 

Техническое обеспечение

Мультимедийный проектор, персональный компьютер

Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование

Этап урока

Подэтап урока

Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока)

Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Подготовка учащихся к учебной деятельности

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

Методы стимулирования интереса к учению: предъявление требований учителем

Создание комфортной психологической атмосферы урока

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

По источнику передачи и восприятию учебной информации: наглядные,словесные (беседа)

По характеру управления учебной работой: работа в парах по карточках, общее обсуждение.

Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале

Опара на уже имеющиеся знания. по биологии и химии.

1.3. Создание проблемной ситуации

Создание мотивационной ситуации посредством одного из действий:  проведение эвристической беседы и диалога.

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности

Создание проблемной ситуации .

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Формулирование цели урока как  прогностической модели ожидаемого результата

Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)

1. Организационный этап  2 мин.

2. Актуализация знаний – 5 мин.

3. Целеполагание – 2 мин.

4. Введение новых знаний – 15 мин.

5. Первичное обобщение, введение новых знаний в систему знаний учащихся. – 15 мин

6. Рефлексия. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению – 6 мин..

Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования. Обучающиеся самостоятельно формулируют тему урока, цель и планируют алгоритм ее достижения.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа, дискуссия, диалог), наглядные (демонстрации ЭОР, таблиц)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация, эвристическая беседа, диалог, дискуссия), репродуктивный (работа с книгой)

По характеру управления учебной работой: под руководством учителя

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха, создание ситуации занимательности, учебная дискуссия

Методы контроля и самоконтроля: устный самоконтроль

Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире

Развитие различных видов мышления на основе анализа предметного материала.

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

 По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (рассказ), наглядные (мультимедийная презентация, демонстрация ЭОР), практические (работа с карточками, выполнение лабораторной работы)

По характеру управления учебной работой:  самостоятельно, под руководством учителя

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха

Обучающиеся самостоятельно выбирают  систему деятельности по решению проблемной задачи, приобретая собственные знания по изучаемой теме.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

 По источнику передачи и восприятию учебной информации: практические (выполнение заданий, решение практически направленных биологических задач, выполнение лабораторной работы)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивные (программированное обучение , продуктивные (проблемный и частично-поисковый)

По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа

Методы стимулирования интереса к учению: компетентностно-ориентированные задания, предъявление требований учителем к выполнению заданий.

Методы контроля и самоконтроля: работа с ЭОР, письменный контроль (программированная письменная работа и письменный самоконтроль)

В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости.

Обучающиеся самостоятельно осуществляют выбор системы действий для  решения   задач и практических заданий.

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа), практические (составление  советов по питанию)

Методы контроля и самоконтроля: устный и письменный самоконтроль

Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи -  учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

По характеру управления учебной работой: формирование убеждения в социальной и личной значимости учения

Методы стимулирования интереса к учению: комментирование учителем и обучающимися их достижений и результатов.

Анализ степени решения учебной задачи. Осмысление степени освоенности содержания, владения действиями, понимания смысла изученного, успешности собственной деятельности.

Сценарий  проведения учебного занятия

Этап урока или другой формы УВП

Подэтап урока или другой формы УВП

Действия учителя (педагога)

Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку

Подготовка к учебной деятельности.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Организация работы в парах по карточкам «Определение заболевания по признакам авитаминоза и назначение лечения»

Беседа:

1) Какова роль витаминов в организме?

2) Каковы признаки дефицита витаминов?

3)Вы употребляете пищу, содержащую витамины?

 

Работа в парах.

Общее обсуждение предложенного решения.

Отвечают на вопросы учителя.

1.3. Создание проблемной ситуации

Вы уверены, что вы правильно питаетесь?

Что такое «правильное сбалансированное питание»? Давайте попробуем ответить на этот вопрос.

Самостоятельно формулируют учебные гипотезы для решения проблемного вопроса, используя имеющийся набор знаний, применяют  логические операции. Самостоятельно создают  алгоритм  деятельности при решении поставленной проблемы.

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Вы сегодня завтракали?

Что вы кушали на завтрак?

В течение дня вы будете есть те же самые продукты? То есть, можно сделать вывод, что  человек каждый день употребляет разнообразный набор продуктов. Каким словосочетанием можно назвать суточный набор продуктов для 1 человека?

(пищевой рацион)

Ребята, вы уже знаете, что с пищей вы получаете энергию. На что тратится эта энергия?

Правильно. Всё это называется одним термином  - энерготраты. Вот мы с вами и определили тему сегодняшнего урока: Энерготраты человека и пищевой рацион. Сформулируйте цель нашего занятия.

Отвечают на вопросы учителя. Самостоятельно формулируют тему и цель урока.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Предложите собственные варианты достижения цели.
Учитель демонстрирует подготовленные материалы к уроку, эоры, карточки, выслушивает предложения обучающихся.

Поиск алгоритма достижения цели урока и решения проблемного вопроса.

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Работа с новыми терминами.

 Давайте запишем в тетрадь определения новых терминов.

Что такое «энерготраты человека»?

Что такое пищевой рацион – это...

Скажите, в результате какого важнейшего процесса, который вы изучили на предыдущих уроках, человек получает энергию?

Как же определить постоянный уровень обмена веществ, позволяющего судить о какой-то физиологической норме?

 Рассказ о видах обмена веществ с использованием мультимедийной презентации.

Об интенсивности обмена веществ можно судить по количеству тепла, выделяемого организмом в единицу времени. Единицей измерения тепла является джоуль. Однако в физиологии и медицине используют другие единицы – калорию или килокалорию( 1 ккал =4, 19 Дж).В 1890 году учёный-биолог Башутин В.В. первым измерил  тепловой баланс у человека. Для этих целей была сконструирована камера-калориметр.

Чтобы узнать при каких условиях проводилось данное измерение, откройте страницу 193 вашего учебника и найдите условия проведения данного опыта. 

Как называется это измерение?

От чего зависит основной обмен?

Как вы думаете различается ли основной обмен у женщин и мужчин, у взрослых людей и подростков?

Ребята, вы уже знаете, что основной обмен – это интенсивность обмена веществ при соблюдении стандартных условий.

  А в обычной действительности сколько человеку нужно энергии больше или меньше?  

  Обратитесь к вашему учебнику, чтобы узнать, как называются фактические энерготраты?

От чего зависит общий обмен?

При различных видах деятельности тратится разное количество энергии. Обратите внимание на таблицу на стр.194.

Самостоятельно дают определение новым терминам, записывают их в тетрадь.

Отвечают на вопросы учителя.

Самостоятельная работа с учебником.

Отвечают на вопросы, выдвигают гипотезы.

Работа с таблицами.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Обучающимся предлагается выполнить самостоятельную работу, включающую задачи на вычисление энерготрат  и рассчет килокалорий, лабораторную работу, тест.

Лабораторная работа «Составление пищевого рациона». http://fcior.edu.ru/card/1025/energeticheskiy-balans-opredelenie-norm-pitaniya-kachestvennyy-sostav-pishi.html

Контрольные задания «Обмен веществ. Витамины.http://fcior.edu.ru/card/1181/energeticheskiy-balans-opredelenie-norm-pitaniya-kachestvennyy-sostav-pishi.html

Задания из второй части ОГЭ на рационы питания

Решение задач (работа в парах).

Выполнение лабораторной работы.

Выполнение контрольных заданий.

Работа с индивидуальными карточками

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

На экране и у каждого на парте карточка с советами по питанию.

Выберите вредные и полезные советы и разделите их. Напишите номера полезных и вредных советов в таблице.

Ответим на главный вопрос: «Что такое правильное сбалансированное питание?»

Давайте вернемся к цели урока. Ребята, мы достигли цели урока?

Индивидуальная работа «Составлению советов по правильному питанию» с последующим обсуждением.

Совместное обсуждение с использованием полученных знаний.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Комментирование, анализ успехов и недоработок.

Мне хочется отметить активную работу на уроке следующих детей: ..

Ребята, а чья работа на уроке вам понравилась больше всего?

Если вам понравился сегодняшний урок, то улыбнитесь.

Домашнее задание.

Анализ собственной деятельности и оценивание товарищей.

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по биологии в 8 классе. Тема "Энерготраты человека и пищевой рацион"

Материал содержит ход урока, презентации учащихся, приложения (кроссворд и меню для практической работы на уроке)...

Энергозатраты человека и пищевой рацион

урок в разделе: " Анатомия"...

интегрированный урок 8 класс "Энерготраты человека и пищевой рацион"

Урок способствует эффективному усвоению знаний об обмене веществ, энерготратах, правилах рационального питания. Учащиеся получают возможность выявлять необходимость соответствия калорийности пищи энер...

План - конспект интегрированного урока "Энерготраты человека и пищевой рацион"

План-конспект интегрированного урока составлен в соответствии с новыми требованиями и на основе федерального компонента Государственного стандарта....

Урок биологии 8 класс «Нормы питания. Энерготраты человека и пищевой рацион»

Цели урока: показать необходимость соответствия калорийности пищи энергетическим затратам человека, познакомить школьников с данными суточных затрат энергии людьми разных профессий, обосновать н...

План-конспект интегрированного урока «Энерготраты человека и пищевой рацион» 7 класс

Формирование ключевых компетенций в сфере знаний по теме «Обмен веществ». Выяснение их энергетической ценности и значения при составлении рациона питания. Закрепление навыков решения задач на проценты...

Конспект урока по теме: Нормы питания. Энергозатраты человека и пищевой рацион

В материале  содержится информация для проведения лабораторной работы "Составление пищевого рациона подростка"...