материал на конкурс "Урок 2020" (презентация с приложениями)
презентация к уроку по биологии (10 класс) на тему

Сутягина  Марина Александровна

Презентация к уроку "Генетика как наука", является дополнительным сопровождением конспекта урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon otkrytyy_urok_genetika_kak_nauka_na_konkurs.zip540.75 КБ

Подписи к слайдам:

Генетика – наука о …
Тема урока «Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости»
Цели урока:1. Сформировать знания о генетике как науке о наследственности и изменчивости организмов; 2. Познакомиться с историей, основными методами и задачами генетики;3. Раскрыть сущность гибридологического метода;4. Способствовать развитию познавательного интереса к изучаемым проблемам генетики; 5. Воспитывать информационную культуру.
План изучения нового материала
Краткая история развития генетики.Из биографии Грегора Менделя.Роль других наук в возникновении генетики.Работы Г. МенделяМетоды генетики.Сущность гибридологического метода.Модель генетики как науки, её разделы.Сравнение классических и современных идей о природе гена.Значение генетики.
Проблемный вопрос
Почему живое на нашей планете существует в виде множества неисчерпаемых форм, а не представляет собой один вид, состоящий из сходных между собой особей?
Кто из учёных первым открыл закономерности, по которым признаки организмов передаются из поколения в поколение?А) В. МишерБ) А. УотсонВ) Г.Мендель2) Какая наука изучает закономерности наследования признаков организмов?А) ЦитологияБ) ГенетикаВ) Дарвинизм
Выполнение тестового заданияЦель: провести диагностику знаний за курс 9 класса по теме «Основы генетики»
3) Что такое генетика?А) Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов?Б) Наука, изучающая строение клетки.В) Наука о жизни.
Что такое ген?А) Совокупность наследственных факторов, которую организм получает от родителей.Б) Элементарная единица наследственности, представляющая собой участок ДНК хромосомВ) Совокупность внешних и внутренних признаков.5) Что такое гибрид?А) Родительская особь.Б) F1.В) Организм, получающийся в результате скрещивания особей, различающихся наследственными задатками.
Правильные ответы
1-В2-Б3-А4-Б5-ВКритерии оценок:Без ошибок- 5 1 ошибка - 4 2 ошибки - 3 3 и более - 2
Краткая история развития классической генетики
Иозиф Готлиб Кельрейтер (1733-1806)французский исследователь Сажрэ (1763-1851)Грегор Мендель 1866 год «Опыты над растительными гибридами». - В чём секрет его успеха?1900 год – официальная дата рождения генетики
Почему именно горох посевной был выбран объектом исследования?
Имеет короткий жизненный цикл;Большое количество потомков;Особое строение цветка, которое позволяет контролировать опыление;Наличие альтернативных признаков;Возможность создавать чистые линии т.к.является строгим само-опылителем.
А. Кушнер * * *
Вот кто поработал во славу науки - горох! Зеленых и желтых цветков для нее не жалея, Вот кто для генетики мок под дождями и сох Под ветром, кого увлекала и грела идея! И, пышный, цеплялся, и, цепкий, по палочке полз, Стараясь для Грегора признак явить доминантный. Вот кто в беспросветном сцепленье зацепок и лоз В наследственность верил и гибко считал варианты. И ежели друга найти в поколенье другом Не смог, не печалься, быть может, найдешь его Средь желтых цветов стебелек зацепив рукавом, Заметишь зеленый, обласкан приветствием этим.
Роль других наук в возникновении генетики
Биология - учение Ч.Дарвина, клеточная теорияФизика - идея элементарности, атомарности, дискретностиСтатистика - раздел математики.
Логика научного открытия
Теории Законы Гипотезы Факты Явления
Идея
В чём заключается вклад Менделя?
1) показал, что наследуются не признаки, а факторы (задатки); 2) показал, что наследственность не слитная, а дискретная; 3) вывел первые законы; 4) ввел новые понятия (доминантность, рецессивность); 5) ввел буквенные обозначения и запись схемы скрещивания; 6) ввел новый методический подход: упростил проведение эксперимента, выбрав альтернативные признаки, изучил наследование каждого признака в отдельности, выявил статистические закономерности, дал правильную биологическую интерпретацию, впервые применил гибридологический метод.
Методы генетики
специфические
неспецифические
Гибридологический
- используется для изучения групп крови, белков и ферментов сыворотки крови и тканей.
– использование родословных для изучения закономерностей наследования признаков.
Цитогенетический
Иммуногенетический
Популяционно- статистический
Генеалогический
Онтогенетический
– используется для анализа действия и проявления генов в онтогенезе при различных условиях среды.
– изучение строения хромосом, их репликации и функционирования.
– применяется при обработке результатов скрещивания, изучения связи между признаками.
В чём сущность гибридологического метода?
Гибридологический метод – это .. Этот метод включает несколько этапов: проверка признака на константность в течение 2-3 лет; изучение отдельных альтернативных признаков;строгий количественный учет всех потомков в каждом поколении по каждому признаку; индивидуальный посемейный анализ всего потомства от каждого скрещивания.
Разделы генетики
Биохимическая генетикаФизиологическая генетикаЭкологическая генетикаЭволюционная генетикаГенетика микроорганизмовПопуляционная генетикаМолекулярная генетика и др.
Модель науки генетики
Понятийный аппарат урока
НаследственностьИзменчивостьГенотипФенотипГибридологический методГены
Задание:
Сравните классическиеи современные идеи о гене. Сформулируйте современное определение гена.
Терминологический диктант
1-2 2-7 3-64-55-86-37-48-19-910-10Ключ:Без ошибок -51-2 ош - 43-4 ош - 35 и более -2
Проблемный вопрос:
Почему многим учёным в течение длительного времени не удавалось выяснить закономерности наследо-вания признаков от родительских форм к потомкам, несмотря на то, что они проводили большое коли-чество опытов по гибридизации растений и животных?
Домашнее задание:
Проработать пункт 3.10Составить тест или кроссворд с генетическими терминами.Подготовить сообщения о Значение генетики для медициныЗначение генетики для сельского хозяйстваЗначение генетики для микробиологической промышленности, биотехнологии.
Рефлексия
Какие вопросы изучаемой темы показались вам наиболее интересными и значимыми?Какие вопросы вызвали затруднения в понимании?Какой материал данной темы нуждается в дополнительной доработке?По каким вопросам вам бы хотелось получить дополнительную информацию?Какие вопросы вы сами хотели бы включить в изучение по данной теме?
Н. Галеева * * *
Стремясь познать все тайны и законы, Живем – как будто в собственной квартире, Мы не во времени – в его стомиллионной, И не в живом – в молекулярном мире. Все расщепляем – нужно и не нужно. Стремимся вглубь, упрямые такие. И, как ребенок сложную игрушку, Мы разбираем мир на составные. И верим – в безграничность нашей власти, Собрать все снова – точно, без ошибки, Из сотых времени – часы и годы счастья, А из молекул – слезы и улыбки. Пусть все сложней игра – по силам сложность: Не зря науку создавали... Но иногда шальная мысль тревожит: А вдруг уже мы что-то потеряли?
Самира
Зарина
Анна С.
Анна Ж.
Наталья
Ксения
Елена
Олеся
Ольга
Дмитрий
Петр
Сергей
Денис

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обособленные приложения» (тематический урок с использованием краеведческого материала)

Урок «Обособленные члены предложения» - урок тематический с использованием краеведческого материала. Выбранная структура урока,  его содержание, методы и приемы рациональны для решения по...

ГИА 2020 презентация к родительскому собранию

Цель: Познакомить родителей с организацией подготовки и проведения ОГЭ.Задачи:1. Познакомить с Положением о порядке проведения ОГЭ2. Информировать родителей о процедуре проведения экзамена.3. Фор...