Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_programma_8_klass.doc | 238.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Цели и задачи:
- освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики: заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
- формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
- гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
- установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
- подготовка школьников к практической деятельности в области медицины, здравоохранения;
- социальная адаптация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
- формирование уважительного отношения к себе, своему образу, стремление сохранить внутренние силы, умение реально оценивать результаты своей деятельности в соответствии с уровнем и состоянием психофизического и интеллектуального развития;
- способствовать формированию таких нравственных качеств личности, как терпение, милосердие, трудолюбие, любовь к родному краю.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1. Закон «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года № 12 – ФЗ с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 – П и дополнениями, внесёнными Федеральными законами);
2. Приказ Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
3. САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997;
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. К комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Биология. 5-11 классы / сост. И.Б. Морзунова.-3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. - 254, (2 ) c. // .
Обоснование выбора примерной программы для разработки рабочей программы:
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Определение места и роли учебного предмета.
Согласно действующему Базисному учебному плану, в 8 классе предусматривается изучение биологии.
Формы организации учебного процесса:
Урок, лабораторные и практические работы, экскурсия, внеклассные мероприятия.
Технологии обучения:
личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, социально-коммуникативные, игрового обучения, критического мышления.
Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся:
Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах , работа в группах, исследовательская деятельность.
Виды и формы контроля:
Фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен
знать/понимать
· сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
· особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
· объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
· изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
· распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
· сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
· определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
· анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
· проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
· оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
· рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
· проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Содержание образовательной программы по биологии 8 класс
№ урока | Раздел, название в поурочном планировании | Предметные компетенции | Количество часов | Сроки изучения |
ТЕМЫ 1-2. МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА | Знать:
Уметь:
знать:
| 1 |
1. | Место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных, отличие от них | 1 | Сентябрь |
ТЕМА 3. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА | 1 |
2. | Науки о человеке. Методы изучения организма человека. | 1 | Сентябрь |
ТЕMA 4. ОБЩИЙ ОБЗОР СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА | знать:
Уметь:
Распознавать на рисунках, таблицах, муляжах, микропрепаратах части и органоиды клетки, типы тканей, органы | 4 |
3. | Клеточное строение организма. | 1 | Сентябрь |
4. | Ткани. | 1 | Сентябрь |
5. | Органы. Системы органов. | 1 | Сентябрь |
6. | Зачет по теме «Общий обзор организма человека». | 1 | Сентябрь |
ТЕМА 5. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ | Знать:
Уметь:
Знать:
Уметь:
Знать:
Уметь:
| 12 |
7. | Гуморальная регуляция. | 1 | Сентябрь |
8. | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. | 1 | Октябрь |
9. | Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический | 1 | Октябрь |
10. | Рефлекторный характер деятельности нервной системы. | 1 | Октябрь |
11. | Спинной мозг, строение и функции. | 1 | Октябрь |
12 | Головной мозг, строение и функции. | 1 | Октябрь |
13. | Соматическая и вегетативная нервная система. | 1 | Октябрь |
14. | Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. | 1 | Октябрь |
15. | Орган зрения и зрительный анализатор. | 1 | Октябрь |
16. | Нарушения зрения, их профилактика. | 1 | Ноябрь |
17. | Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. | 1 | Ноябрь |
18. | Зачет по теме «Координация и регуляция». | 1 | Ноябрь |
ТЕМА 6. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ | Знать:
Уметь:
| 8 |
19. | Скелет. Строение, состав и соединение костей. | 1 | Ноябрь |
20. | Скелет головы и скелет туловища. | 1 | Ноябрь |
21. | Скелет конечностей. | 1 | Ноябрь |
22. | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. | 1 | Ноябрь |
23. | Мышцы. Работа мышц. | 1 | Ноябрь |
24. | Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. | 1 | Ноябрь |
25. | Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека.. | 1 | Декабрь |
26. | Зачет по теме «Опора и движение». | 1 | Декабрь |
ТЕМА 7. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА | Знать:
Уметь:
Объяснять значение внутренней среды, ее компонентов. | 3 |
27. | Внутренняя среда организма. Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. | 1 | Декабрь |
28. | Иммунитет. | 1 | Декабрь |
29. | Тканевая совместимость и переливание крови. | 1 | Декабрь |
ТЕМА 8. ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ | Знать:
Уметь:
Оказывать первую помощь при кровотечениях, подсчитывать пульс, измерять давление. | 5 |
30. | Транспорт веществ. Кровеносная система. | 1 | Декабрь |
31. | Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. | 1 | Декабрь |
32. | Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. | 1 | Декабрь |
33. | Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. | 1 | Декабрь |
34. | Зачет по темам «Внутренняя среда. Транспорт веществ». | 1 | Январь |
ТЕМА 9. ДЫХАНИЕ | Знать:
Уметь:
| 5 |
35. | Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. | 1 | Январь |
36. | Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. | 1 | Январь |
37. | Заболевания органов дыхания и их профилактика. | 1 | Январь |
38. | Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. | 1 | Январь |
39. | Зачет по теме «Дыхание». | 1 | Январь |
ТЕМА 10. ПИЩЕВАРЕНИЕ | Знать:
Уметь:
Соблюдать правила гигиены питания. | 6 |
40. | Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества. | 1 | Январь |
41. | Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. | 1 | Январь |
42. | Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения. | 1 | Февраль |
43. | Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения. | 1 | Февраль |
44. | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | 1 | Февраль |
45. | Гигиена питания. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. | 1 | Февраль |
ТЕМА 11. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ | Знать:
Уметь: Объяснять биологическую роль обмена веществ, витаминов. | 4 |
46. | Обмен веществ и превращение энергии. Пластический и энергетический обмен. | 1 | Февраль |
47. | Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. | 1 | Февраль |
48. | Витамины, их роль в организме. | 1 | Февраль |
49. | Зачет по темам «Пищеварительная система. Обмен веществ». | 1 | Февраль |
ТЕМА 12. ВЫДЕЛЕНИЕ | Знать:
Уметь:
| 2 |
50. | Органы выделения. Строение и функции почек. | 1 | Март |
51. | Предупреждение заболеваний мочевы-делительной системы. | 1 | Март |
ТЕМА 13. ПОКРОВЫ ТЕЛА | Знать:
Уметь:
| 4 |
52. | Покровы тела. Строение и функции кожи. | 1 | Март |
53. | Роль кожи в тепло-регуляции | 1 | Март |
54. | Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. | 1 | Март |
55. | Зачет по темам «Выделение. Кожа». | 1 | Март |
ТЕМА 14. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ | Знать:
Уметь: Находить черты сходства и отличия в размножении и развитии млекопитающих и человека | 3 |
56. | Система органов размножения. | 1 | Март |
57. | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. | 1 | Март |
58. | Наследственные и врожденные заболевания. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. | 1 | Март |
ТЕМА 15. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | Знать:
Уметь: Характеризовать поведение, рефлекторную теорию поведения, роль условного торможения. | (9 часов + 1 час на обобщение) |
59. | Поведение человека. Рефлекс - основа нервной деятельности. | 1 | Апрель |
60. | Врожденные и приобретенные формы поведения. | 1 | Апрель |
61. | Биологические ритмы. Сон и его значение. | 1 | Апрель |
62. | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Речь, мышление. | 1 | Апрель |
63. | Особенности высшей нервной деятельности человека. Память, эмоции. | 1 | Апрель |
64. | Индивидуальные особенности личности. | 1 | Апрель |
65. | Гигиена умственного труда. | 1 | Май |
66. | Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. О вреде наркогенных веществ. |
67. | Зачет по теме «Высшая нервная деятельность». | 1 | Май |
68. | Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. | 1 | Май |
Источники информации
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. «Биология.Человек» 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2011: - 272с;
а также методических пособий для учителя:
1) Н.Б.Ренева, Н.И.Сонин и др. «Биология. Человек» 8 класс: Методическое пособие к учебнику-, Н.И. Сонина «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2010;
2) Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2010. - 255 с;
3) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2010;
дополнительной литературы для учителя:
1) Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 160с: ил.;
2) Рохлов В. С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997. -240с: ил.
3) Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006 -144с;
4) Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224с;
для учащихся:
1) Н.И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс - М.: Дрофа, 2006. -64с;
2) Тарасов В.В. «Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий» - М.: Дрофа, 2005. -96с
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Человек»
• Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
• Интернет-ресурсы
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru - научные новости биологии www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования, www.km.ru/education -учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
Контрольно – измерительные материалы
Тест по теме "Общий обзор организма человека"
Вариант I
- Клетка мышечной ткани - это:
1) миоцит
2) остеоцит;
3)нейрон.
2. Наука, изучающая функции целостного организма, отдельных клеток, органов и гас систем. - это:
1) физиология;
2) анатомия;
3)гигиена.
3. Нервная ткань в организме выполняет функции:
1) регуляции процессов жизнедеятельности;
2) передвижения веществ в организме;
3) защиты от механических воздействий.
4. В грудной полости человека расположены:
1) желудок;
2)почки;
3) пищевод.
5. Число аксонов в нервной клетке может быть:
1)2;
2)1;
3) много.
6. Учение о тканях - это наука:
1)гистология;
2) цитология;
3) эмбриология.
7. Группы клеток и неклеточного вещества, выполняющие об-• функции и обладающие сходным строением, - это:
1) орган;
2) система органов;
3)ткань.
3. Основным неорганическим веществом костной ткани является соли:
1) калия;
2) магния;
3) кальция.
9. Железа, расположенная на нижней поверхности головного
мозга, - это:
1) гипофиз;
2) эпифиз;
3) паращитовидная железа.
10. Сухожилия образованы из ткани:
1) мышечной;
2) соединительной;
3) эпителиальной.
11. Жидкую внутреннюю среду организма образует ткань:
1)эпителиальная:
2) мышечная;
3) соединительная.
12. Нервная ткань обладает следующими свойствами:
1) только проводимостью;
2) возбудимостью и проводимостью;
3) возбудимостью, проводимостью и сократимостью.
13. Сходство животной клетки с растительной заключается в наличии:
1) хлоропластов;
2 клеточной стенки;
3) ядра и цитоплазмы.
14. Хромосомы в клетке участвуют:
1) в синтезе белка;
2) энергетическом обмене;
3) образовании нитей веретена деления.
15. Органоиды в клетке находятся:
1)только в ядре;
2)только в цитоплазме;
3) в ядре и цитоплазме.
16. Диафрагма отделяет:
1) грудную полость от брюшной;
2) полость таза от брюшной полости;
3) грудную полость от полости таза.
7. Органические вещества клетки - это:
1) вода;
2)белки:
3) минеральные соли.
18. Ороговевающий многослойный эпителий образует:
1) роговицу глаза:
2)стенки желудка;
3) верхний слой кожи.
19. Неорганические вещества клетки - это:
1) нуклеиновые кислоты;
2) жиры;
3) минеральные соли,
20. Деление обычной соматической клетки состоит из фаз в \. количестве:
1)4;
2)6;
3)2.
Вариант ||
1. Структурной единицей нервной ткани является:
1)нейрон;
2) миоцит
3) лимфоцит.
2. Наука, изучающая строение организма, его органов и систем, органов
1) физиология;
2) психология;
3) анатомия.
3. Наука об общих закономерностях психических процессов и индивидуально-личностных свойств человека - это:
1)гистология;
2) психология;
3) анатомия.
4. Раздел медицины о создании условий для сохранения и укрепления здоровья - это:
1) анатомия;
2)психология
3) гигиена.
5. В брюшной полости расположены:
1) спинной мозг;
2) печень;
3) легкие.
6. Железа, расположенная в брюшной полости за желудком, - это:
1)надпочечник;
2) поджелудочная;
3) половая.
7. Нервная ткань образована:
1)нейронами;
2) дендритами, аксонами;
3) нейронами и нейроглией.
8. Надкостница костей образована:
1) плотной соединительной тканью;
2) хрящом;
3) особой костной тканью.
9. Анатомически обособленная часть тела, имеющая четкую структуру и выполняющая определенные функции, - это:
1) клетка;
2) ткань;
3) орган.
10. По своей химической природе ферменты - это:
1)белки;
2) жиры;
3) углеводы.
11. Неорганические вещества клетки - это:
1) вода;
2) белки;
3) углеводы.
12. Клетка костной ткани - это:
1) остеоцит;
2)нейрон;
3) миоцит.
13. Органические вещества клетки -это:
1) вода;
2) АТФ;
3) минеральные соли.
14. Сердце - орган, который является основным для системы:
1) выделительной;
2) кровеносной;
3) дыхательной.
15. Почки - органы, которые являются частью системы:
1)половой;
2) пищеварительной;
3) выделительной.
16 Рибосомы - органоиды, которые в клетке выполняют функцию:
1) образования вещества, богатого энергией;
2) сборки белковой молекулы;
3) образования нитей веретена деления.
17. Период между двумя делениями клетки по продолжительности:
1) короче, чем само деление;
2) равен периоду деления;
3) значительно длиннее, чем само деление.
18. Количество хромосом в каждой из дочерних клеток после деления исходной материнской:
1) уменьшается;
2) остается неизменным;
3) увеличивается.
19. Значительную часть клетки составляет вода, которая выполняет функцию:
1) растворителя;
2) энергетическую;
3) информационную.
20. Хорошо выраженное межклеточное вещество характерно для ткани:
1)нервной;
2)соединительной;
3) мышечной.
Основное содержание программы
ТЕМЫ 1-2. МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных, отличие от них
ТЕМА 3. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА. Науки о человеке. Методы изучения организма человека.
ТЕMA 4. ОБЩИЙ ОБЗОР СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА
Клеточное строение организма. Ткани. Органы. Системы органов.
ТЕМА 5. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ. Гуморальная регуляция. Роль гормонов в об-мене веществ, росте и развитии организма. Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Соматическая и вегетативная нервная система. Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Нарушения зрения, их профилактика. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.
ТЕМА 6. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ. Скелет. Строение, состав и соединение костей. Скелет головы и скелет туловища. Скелет конечностей. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. Мышцы. Работа мышц. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека..
ТЕМА 7. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА. Внутренняя среда организма. Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. Иммунитет. Тканевая совмести-мость и переливание крови.
ТЕМА 8. ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ. Транспорт веществ. Кровеносная система. Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Заболевания сер-дечно-сосудистой системы, их предупреждение. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
ТЕМА 9. ДЫХАНИЕ
Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
ТЕМА 10. ПИЩЕВАРЕНИЕ. Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения. Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения. Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. Гигиена питания. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита.
ТЕМА 11. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. Обмен веществ и превращение энергии. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Витамины, их роль в организме.
ТЕМА 12. ВЫДЕЛЕНИЕ. Органы выделения. Строение и функции почек. Предупреждение заболеваний мочевыделительной системы.
ТЕМА 13. ПОКРОВЫ ТЕЛА. Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в тепло-регуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
ТЕМА 14. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
Система органов размножения. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. Наследственные и врожденные заболевания. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика.
ТЕМА 15. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Поведение человека. Рефлекс - основа нервной деятельности. Врожденные и при-обретенные формы поведения. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Речь, мышление. Особенности высшей нервной деятельности человека. Память, эмоции. Индивидуальные особенности личности. Гигиена умственного труда. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. О вреде наркогенных веществ. Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.
Наименование тем | Число часов | Лабораторные, практические работы и самонаблюдения |
1-2. Место человека в системе органического мира. Происхождение человека. | 1 ч. |
3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека. | 1ч. |
4. Общий обзор организма человека. | 4 ч. | П/р «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека». Л/р «Изучение микроскопического строения тканей» |
5. Координация и регуляция. | 12ч. | Л/р.»Изучение головного мозга человека(по муляжам)». |
6. Опора и движение. | 8ч. | Л/р «Изучение внешнего вида отдельных костей». Самонаблюдения: «Измерение массы и роста своего организма», «Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц» |
7. Внутренняя среда организма. | 3ч. | Самонаблюдение «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке». Самонаблюдение «Измерение кровяного давления». П/р «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений» |
8. Транспорт веществ. | 5ч. | Л/р «Измерение кровяного давления» |
9. Дыхание. | 5ч. | Самонаблюдение «Определение частоты дыхания» |
10. Пищеварение. | 6ч. | П/р «Определение норм рационального питания» |
11. Обмен веществ и энергии | 4 ч. |
12. Выделение. | 2ч. |
|
13. Покровы тела. | 4ч. |
14. Размножение и развитие. | 3ч. |
15. Высшая нервная деятельность | 10ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...