Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

Кадырова Татьяна Михайловна

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novaya_programma_8_klass.doc238.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Цели и задачи:

  1. освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  5. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики: заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек,  ВИЧ-инфекции.
  6. формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
  7. гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
  8. установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
  9. подготовка школьников к практической деятельности в области медицины, здравоохранения;
  10. социальная адаптация детей,        оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
  11. формирование уважительного отношения к себе, своему образу, стремление сохранить внутренние силы, умение реально оценивать результаты своей деятельности в соответствии с уровнем и состоянием психофизического и интеллектуального развития;
  12. способствовать формированию таких нравственных качеств личности, как терпение, милосердие, трудолюбие, любовь к родному краю.

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

 1. Закон «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года № 12 – ФЗ с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 – П и дополнениями, внесёнными Федеральными законами);

2. Приказ Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

3. САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997;

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. К комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Биология. 5-11 классы / сост. И.Б. Морзунова.-3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. - 254, (2 ) c. // .

Обоснование выбора примерной программы для разработки рабочей программы:

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Определение места и роли учебного предмета.

Согласно действующему Базисному учебному плану, в  8 классе предусматривается изучение биологии.

Формы организации учебного процесса:

Урок, лабораторные и практические  работы, экскурсия, внеклассные мероприятия.

Технологии обучения:

личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, социально-коммуникативные, игрового обучения, критического мышления.

Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся:

Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах , работа в  группах, исследовательская деятельность.

Виды и формы контроля:

Фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен

знать/понимать

·         сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;

·  особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

·  объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

·  изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

·  распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

·  сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

·  определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

·  анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

·  проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·  соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

·  оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

·  рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

·  проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Содержание образовательной программы по биологии 8 класс

№ урока

Раздел, название в поурочном планировании

Предметные компетенции

Количество часов

Сроки изучения

ТЕМЫ 1-2. МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Знать:

  1. место человека в системе органического мира,
  2. черты сходства человека и животных, факторы антропогенеза

Уметь:

  1. выявлять особенности строения тела человека, объяснять сущность рудиментов и атавизмов, их роль в эволюции человека.
  2. Определять органы и системы органов человека, характеризовать стадии эволюции человека, расы человека.

знать:

  1. Биологические и социальные факторы антропогенеза
  2. Основные этапы эволюции человека, их особенности.
  3. Отличительные признаки рас.

1

1.

Место    человека    в системе      органического   мира.    Черты сходства человека и животных,     отличие от них

1

Сентябрь

ТЕМА 3. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

1

2.

Науки    о    человеке. Методы        изучения организма человека.

1

Сентябрь

ТЕMA 4. ОБЩИЙ ОБЗОР СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

знать:

  1. Клеточное строение организма, строение животной клетки, функции частей и органоидов клетки.
  2. Строение и значение тканей, органы и системы органов.

Уметь:

  1. Раскрывать особенности строения и функций отдельных частей, органоидов клетки человека, тканей всех типов.
  2. Называть части и органоиды клетки тела человека, типы тканей, органы и системы органов.

Распознавать на рисунках, таблицах, муляжах, микропрепаратах части и органоиды клетки, типы тканей, органы

4

3.

Клеточное   строение организма.

1

Сентябрь

4.

Ткани.

1

Сентябрь

5.

Органы. Системы органов.

1

Сентябрь

6.

Зачет  по  теме  «Общий обзор организма человека».

1

Сентябрь

ТЕМА 5. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ

Знать:

  1. Строение и роль эндокринного аппарата в организме человека.
  2. Основные функции эндокринных желез.

Уметь:

  1. Распознавать основные железы внутренней секреции.

Знать:

  1. Строение и функции нервной системы, ее частей, нейрона, рефлекторной дуги, головного и спинного мозга.
  2. Роль нервной системы в регуляции функций организма человека.

Уметь:

  1. Сравнивать строение нервной системы человека и животных, распознавать ее основные части.
  2. Работать с учебником.

Знать:

  1. органы чувств человека, части анализаторов, находить их на рисунках, таблицах.
  2. Роль анализаторов в восприятии и анализе раздражений окружающей среды.

Уметь:

  1. Характеризовать гигиену органов зрения и слуха, обоняния и вкуса.
  2. Объяснять свойства рецепторов воспринимать определенные раздражения.

12

7.

Гуморальная регуляция.

1

Сентябрь

8.

Роль гормонов в обмене веществ, росте и  развитии  организма.

1

Октябрь

9.

Нервная        система. Отделы         нервной системы:    центральный   и   периферический

1

Октябрь

10.

Рефлекторный      характер деятельности нервной системы.

1

Октябрь

11.

Спинной              мозг, строение и функции.

1

Октябрь

12

Головной            мозг, строение и функции.

1

Октябрь

13.

Соматическая и вегетативная        нервная система.

1

Октябрь

14.

Органы    чувств,    их роль в жизни  человека.    Анализаторы. Органы       осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.

1

Октябрь

15.

Орган зрения и зрительный анализатор.

1

Октябрь

16.

Нарушения     зрения, их профилактика.

1

Ноябрь

17.

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.

1

Ноябрь

18.

Зачет по теме «Координация    и    регуляция».

1

Ноябрь

ТЕМА 6. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ

Знать:

  1. Основные отделы скелета и группы мышц.
  2. Состав и свойства костей, значение опорно-двигательного аппарата, влияние физического труда и спорта на его формирование, роль двигательной активности в сохранении здоровья, меры, предупреждающие нарушение осанки, развитие плоскостопия.

Уметь:

  1. Распознавать части опорно-двигательного аппарата
  2. Характеризовать строение костей, типы их соединений, работу мышц.
  3. Оказывать первую помощь при повреждениях скелета.
  4. Соблюдать правильную осанку.

8

19.

Скелет.       Строение, состав и соединение костей.

1

Ноябрь

20.

Скелет     головы     и скелет туловища.

1

Ноябрь

21.

Скелет конечностей.

1

Ноябрь

22.

Первая помощь при растяжении     связок, вывихах суставов и переломах костей.

1

Ноябрь

23.

Мышцы. Работа мышц.

1

Ноябрь

24.

Заболевания   опорно-двигательной системы и их профилактика.

1

Ноябрь

25.

Роль    двигательной активности  в  развитии аппарата опоры и движения  человека..

1

Декабрь

26.

Зачет по теме «Опора и движение».

1

Декабрь

ТЕМА 7. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА

Знать:

  1. Основные компоненты внутренней среды организма, значение и строение форменных элементов крови.
  2. Сущность понятия иммунитет, значение предупредительных прививок и лечебных сывороток.

Уметь:

  1. Распознавать на таблицах, микропрепаратах, рисунках клетки крови.

Объяснять значение внутренней среды, ее компонентов.

3

27.

Внутренняя       среда организма. Кровь, ее функции.         Клетки крови. Плазма крови.

1

Декабрь

28.

Иммунитет.

1

Декабрь

29.

Тканевая   совместимость и переливание крови.

1

Декабрь

ТЕМА 8. ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ

Знать:

  1. Строение органов кровообращения.
  2. Сущность понятий пульс, кровяное давление, изменение крови в кругах кровообращения, вредное влияние алкоголя  курения на сердце и сосуды, их работу.

Уметь:

  1. Распознавать на таблицах и моделях, муляжах органы кровообращения

Оказывать первую помощь при кровотечениях, подсчитывать пульс, измерять давление.

5

30.

Транспорт   веществ. Кровеносная    система.

1

Декабрь

31.

Большой    и    малый круги   кровообращения. Лимфообращение.

1

Декабрь

32.

Движение  крови   по сосудам.   Регуляция работы     сердца     и кровеносных     сосудов.

1

Декабрь

33.

Заболевания       сердечно-сосудистой системы,   их   предупреждение.   Приемы оказания первой помощи   при   кровотечениях.

1

Декабрь

34.

Зачет      по      темам «Внутренняя    среда. Транспорт веществ».

1

Январь

ТЕМА 9. ДЫХАНИЕ

Знать:

  1. Строение и функции органов дыхания, их взаимосвязь,  изменение состава воздуха, меры профилактики заболеваний органов дыхания

Уметь:

  1. Обосновывать правила гигиены дыхания, вредное воздействие курения на органы дыхания.
  2. Распознавать на таблицах органы дыхания, объяснять взаимосвязь их строения и функций.
  3. Оказывать первую помощь при остановке дыхания.

5

35.

Значение    дыхания. Органы дыхания. Строение легких.

1

Январь

36.

Дыхательные     движения.  Газообмен  в легких и тканях. Регуляция дыхания.

1

Январь

37.

Заболевания     органов   дыхания   и   их профилактика.

1

Январь

38.

Приемы       оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

1

Январь

39.

Зачет по теме «Дыхание».

1

Январь

ТЕМА 10. ПИЩЕВАРЕНИЕ

Знать:

  1. Состав пищи и роль пищевых компонентов в жизни человека.
  2. Строение и функции органов пищеварительной системы, роль пищеварительных желез и ферментов в пищеварении.
  3. Гигиенические требования к пище.

Уметь:

  1. Распознавать органы пищеварительной системы.
  2. Обосновывать гигиенические правила питания и пищеварения.
  3. Оказывать первую помощь при пищевых отравлениях.

Соблюдать правила гигиены питания.

6

40.

Пища как биологическая  основа  жизни. Пищевые    продукты и   питательные   вещества.

1

Январь

41.

Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы.

1

Январь

42.

Пищеварение в ротовой полости. Регуляция     пищеварения.

1

Февраль

43.

Пищеварение   в  желудке.

Регуляция     пищеварения.

1

Февраль

44.

Пищеварение   в   кишечнике.     Всасывание        питательных веществ.

1

Февраль

45.

Гигиена питания. Профилактика      пищевых   отравлений, кишечных инфекций, гепатита.

1

Февраль

ТЕМА 11. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ

Знать:

  1. Суть и значение обмена веществ и энергии.
  2. Значение питательных веществ, витаминов.

Уметь:

Объяснять биологическую роль обмена веществ, витаминов.

4

46.

Обмен    веществ    и превращение    энергии. Пластический и энергетический    обмен.

1

Февраль

47.

Обмен  и  роль  белков,  углеводов,  жиров.   Водно-солевой обмен.

1

Февраль

48.

Витамины, их роль в организме.

1

Февраль

49.

Зачет по темам «Пищеварительная   система.     Обмен     веществ».

1

Февраль

ТЕМА 12. ВЫДЕЛЕНИЕ

Знать:

  1. Роль и значение мочевыделительной системы

Уметь:

  1. Распознавать органы .выделительной системы на таблицах.

2

50.

Органы    выделения. Строение и функции почек.

1

Март

51.

Предупреждение   заболеваний    мочевы-делительной    системы.

1

Март

ТЕМА 13. ПОКРОВЫ ТЕЛА

Знать:

  1. Строение кожи, ее функции..
  2. Роль кожи в терморегуляции..

Уметь:

  1. Оказывать первую помощь при поражениях кожи и терморегуляции..

4

52.

Покровы тела. Строение и функции кожи.

1

Март

53.

Роль кожи в тепло-регуляции

1

Март

54.

Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

1

Март

55.

Зачет по темам «Выделение. Кожа».

1

Март

ТЕМА 14. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Знать:

  1. Сущность процесса оплодотворения и его значение.
  2. Вредное влияние алкоголя, наркотиков, никотина на потомство.

Уметь:

Находить черты сходства и отличия в размножении и развитии млекопитающих и человека

3

56.

Система органов размножения.

1

Март

57.

Внутриутробное развитие        организма. Развитие после рождения.

1

Март

58.

Наследственные      и врожденные заболевания.       Инфекции, передающиеся половым  путем,  их профилактика.

1

Март

ТЕМА 15. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Знать:

  1. Особенности высшей нервной деятельности человека.

Уметь:

Характеризовать поведение, рефлекторную теорию поведения, роль условного торможения.

(9 часов + 1 час на обобщение)

59.

Поведение человека. Рефлекс    -    основа нервной   деятельности.

1

Апрель

60.

Врожденные   и   приобретенные   формы поведения.

1

Апрель

61.

Биологические    ритмы. Сон и его значение.

1

Апрель

62.

Особенности      высшей    нервной    деятельности   человека. Познавательные процессы.          Речь, мышление.

1

Апрель

63.

Особенности      высшей    нервной    деятельности человека. Память, эмоции.

1

Апрель

64.

Индивидуальные особенности   личности.

1

Апрель

65.

Гигиена умственного труда.

1

Май

66.

Анализ     и     оценка

влияния      факторов

окружающей   среды,

факторов   риска   на

здоровье.

О вреде наркогенных

веществ.

67.

Зачет по теме «Высшая    нервная    деятельность».

1

Май

68.

Строение  и   процессы   жизнедеятельности организма человека.

1

Май

Источники информации

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. «Биология.Человек» 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2011: - 272с;

а также методических пособий для учителя:

1) Н.Б.Ренева, Н.И.Сонин и др. «Биология. Человек» 8 класс: Методическое пособие к учебнику-, Н.И. Сонина «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2010;

2) Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2010. - 255 с;

3)  Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2010;

дополнительной литературы для учителя:

1)  Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 160с: ил.;

2)  Рохлов В. С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997. -240с: ил.

3)  Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006 -144с;

4)  Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224с;

для учащихся:

1) Н.И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс - М.: Дрофа, 2006. -64с;

2)  Тарасов В.В. «Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий» - М.: Дрофа, 2005. -96с

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Человек»

•     Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

•     Интернет-ресурсы

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru - научные новости биологии www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования, www.km.ru/education -учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

Контрольно – измерительные материалы

Тест по теме "Общий обзор организма человека"

Вариант I

  1. Клетка мышечной ткани - это:

1) миоцит

2) остеоцит;

3)нейрон.

2. Наука, изучающая функции целостного организма, отдельных клеток, органов и гас систем. - это:

1) физиология;

2) анатомия;

3)гигиена.

3. Нервная ткань в организме выполняет функции:

1) регуляции процессов жизнедеятельности;

2) передвижения веществ в организме;

3) защиты от механических воздействий.

4. В грудной полости человека расположены:

1) желудок;

2)почки;

3) пищевод.

5. Число аксонов в нервной клетке может быть:

1)2;

2)1;

3) много.

6. Учение о тканях - это наука:

1)гистология;

2) цитология;

3) эмбриология.

7. Группы клеток и неклеточного вещества, выполняющие об-• функции и обладающие сходным строением, - это:

1) орган;

2) система органов;

3)ткань.

3. Основным неорганическим веществом костной ткани является соли:

1) калия;

2) магния;

3) кальция.

9. Железа, расположенная на нижней поверхности головного

мозга, - это:

1)        гипофиз;

2) эпифиз;

3) паращитовидная железа.

10. Сухожилия образованы из ткани:

1) мышечной;

2) соединительной;

3) эпителиальной.

 

11. Жидкую внутреннюю среду организма образует ткань:

1)эпителиальная:

2) мышечная;

3) соединительная.

12. Нервная ткань обладает следующими свойствами:

1) только проводимостью;

2) возбудимостью и проводимостью;

3) возбудимостью, проводимостью и сократимостью.

13. Сходство животной клетки с растительной заключается в наличии:

1) хлоропластов;

2  клеточной стенки;

3) ядра и цитоплазмы.

14. Хромосомы в клетке участвуют:

1) в синтезе белка;

2) энергетическом обмене;

3) образовании нитей веретена деления.

15. Органоиды в клетке находятся:

1)только в ядре;

2)только в цитоплазме;

3) в ядре и цитоплазме.

16. Диафрагма отделяет:

1) грудную полость от брюшной;

2) полость таза от брюшной полости;

3) грудную полость от полости таза.

7. Органические вещества клетки - это:

1) вода;

2)белки:

3) минеральные соли.

18. Ороговевающий многослойный эпителий образует:

1) роговицу глаза:

2)стенки желудка;

3) верхний слой кожи.

19. Неорганические вещества клетки - это:

1) нуклеиновые кислоты;

2) жиры;

3) минеральные соли,

20. Деление обычной соматической клетки состоит из фаз в \. количестве:

1)4;

2)6;

3)2.

 

Вариант ||

1. Структурной единицей нервной ткани является:

1)нейрон;

2) миоцит

3) лимфоцит.

2. Наука, изучающая строение организма, его органов и систем, органов

1) физиология;

2) психология;

3) анатомия.

3. Наука об общих закономерностях психических процессов и индивидуально-личностных свойств человека - это:

1)гистология;

2) психология;

3) анатомия.

4. Раздел  медицины о создании условий для сохранения и укрепления здоровья - это:

1) анатомия;

2)психология

3) гигиена.

5. В брюшной полости расположены:

1) спинной мозг;

2) печень;

3) легкие.

6. Железа, расположенная в брюшной полости за желудком, - это:

1)надпочечник;

2) поджелудочная;

3) половая.

7. Нервная ткань образована:

1)нейронами;

2) дендритами, аксонами;

3) нейронами и нейроглией.

8. Надкостница костей образована:

1) плотной соединительной тканью;

2) хрящом;

3) особой костной тканью.

9. Анатомически обособленная часть тела, имеющая четкую структуру и выполняющая определенные функции, - это:

1) клетка;

2) ткань;

3) орган.

10. По своей химической природе ферменты - это:

1)белки;

2) жиры;

3) углеводы.

11. Неорганические вещества клетки - это:

1) вода;

2) белки;

3) углеводы.

12. Клетка костной ткани - это:

1) остеоцит;

2)нейрон;

3) миоцит.

13. Органические вещества клетки -это:

1) вода;

2) АТФ;

3) минеральные соли.

14. Сердце - орган, который является основным для системы:

1) выделительной;

2) кровеносной;

3) дыхательной.

15. Почки - органы, которые являются частью системы:

1)половой;

2) пищеварительной;

3) выделительной.

16 Рибосомы - органоиды,  которые в клетке выполняют функцию:

1) образования вещества, богатого энергией;

2) сборки белковой молекулы;

3) образования нитей веретена деления.

17. Период между двумя делениями клетки по продолжительности:

1) короче, чем само деление;

2) равен периоду деления;

3) значительно длиннее, чем само деление.

18. Количество хромосом в каждой из дочерних клеток после деления исходной материнской:

1) уменьшается;

2) остается неизменным;

3) увеличивается.

19. Значительную часть клетки составляет вода, которая выполняет функцию:

1) растворителя;

2) энергетическую;

3) информационную.

20. Хорошо выраженное межклеточное вещество характерно для ткани:

1)нервной;

2)соединительной;

3) мышечной.

Основное содержание программы

ТЕМЫ 1-2. МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Место    человека    в системе      органического   мира.    Черты сходства человека и животных,     отличие от них

ТЕМА 3. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА. Науки    о    человеке. Методы        изучения организма человека.

ТЕMA 4. ОБЩИЙ ОБЗОР СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

Клеточное   строение организма. Ткани. Органы. Системы органов.

ТЕМА 5. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ. Гуморальная регуляция. Роль гормонов в об-мене веществ, росте и  развитии  организма. Нервная        система. Отделы         нервной системы:    центральный   и   периферический. Рефлекторный      характер деятельности нервной системы. Спинной              мозг, строение и функции. Головной            мозг, строение и функции. Соматическая и вегетативная        нервная система. Органы    чувств,    их роль в жизни  человека.    Анализаторы. Органы       осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Нарушения     зрения, их профилактика. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.

ТЕМА 6. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ. Скелет.       Строение, состав и соединение костей. Скелет     головы     и скелет туловища. Скелет конечностей. Первая помощь при растяжении     связок, вывихах суставов и переломах костей. Мышцы. Работа мышц. Заболевания   опорно-двигательной системы и их профилактика. Роль    двигательной активности  в  развитии аппарата опоры и движения  человека..

ТЕМА 7. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА. Внутренняя       среда организма. Кровь, ее функции.         Клетки крови. Плазма крови. Иммунитет. Тканевая   совмести-мость и переливание крови.

ТЕМА 8. ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ. Транспорт   веществ. Кровеносная    система. Большой    и    малый круги   кровообращения. Лимфообращение. Движение  крови   по сосудам.   Регуляция работы     сердца     и кровеносных     сосудов. Заболевания       сер-дечно-сосудистой системы,   их   предупреждение.   Приемы оказания первой помощи   при   кровотечениях.

ТЕМА 9. ДЫХАНИЕ

Значение    дыхания. Органы дыхания. Строение легких. Дыхательные     движения.  Газообмен  в легких и тканях. Регуляция дыхания. Заболевания     органов   дыхания   и   их профилактика. Приемы       оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

ТЕМА 10. ПИЩЕВАРЕНИЕ. Пища как биологическая  основа  жизни. Пищевые    продукты и   питательные   вещества. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости. Регуляция     пищеварения. Пищеварение   в  желудке. Регуляция     пищеварения. Пищеварение   в   кишечнике.     Всасывание        питательных веществ. Гигиена питания. Профилактика      пищевых   отравлений, кишечных инфекций, гепатита.

ТЕМА 11. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. Обмен    веществ    и превращение    энергии. Пластический и энергетический    обмен. Обмен  и  роль  белков,  углеводов,  жиров.   Водно-солевой обмен. Витамины, их роль в организме.

ТЕМА 12. ВЫДЕЛЕНИЕ. Органы    выделения. Строение и функции почек. Предупреждение   заболеваний    мочевыделительной    системы.

ТЕМА 13. ПОКРОВЫ ТЕЛА. Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в тепло-регуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

ТЕМА 14. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Система органов размножения. Внутриутробное развитие        организма. Развитие после рождения. Наследственные      и врожденные заболевания.       Инфекции, передающиеся половым  путем,  их профилактика.

ТЕМА 15. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Поведение человека. Рефлекс    -    основа нервной   деятельности. Врожденные   и   при-обретенные   формы поведения. Биологические    ритмы. Сон и его значение. Особенности      высшей    нервной    деятельности   человека. Познавательные процессы.          Речь, мышление. Особенности      высшей    нервной    деятельности человека. Память, эмоции. Индивидуальные особенности   личности. Гигиена умственного труда. Анализ     и     оценка влияния      факторов окружающей   среды, факторов   риска   на здоровье. О вреде наркогенных веществ. Строение  и   процессы   жизнедеятельности организма человека.

        

Наименование тем

Число часов

Лабораторные,

практические работы и самонаблюдения

1-2. Место человека в системе органического мира. Происхождение человека.

1 ч.

3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека.

1ч.

4. Общий обзор организма человека.

4 ч.

П/р        «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека».      

Л/р «Изучение микроскопического строения тканей»

5. Координация и регуляция.

12ч.

Л/р.»Изучение головного мозга человека(по муляжам)».

6. Опора и движение.

8ч.

Л/р «Изучение внешнего вида отдельных костей».

Самонаблюдения: «Измерение массы и роста своего организма», «Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц»

7. Внутренняя среда организма.

    3ч.

Самонаблюдение «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке».

Самонаблюдение «Измерение кровяного давления». 

П/р «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений»

8. Транспорт веществ.

5ч.

Л/р «Измерение кровяного давления»

9. Дыхание.

5ч.

Самонаблюдение «Определение частоты дыхания»

10. Пищеварение.

6ч.

П/р        «Определение норм рационального питания»

11. Обмен веществ и энергии

4 ч.

12. Выделение.

2ч.

 

13. Покровы тела.

4ч.

 14. Размножение и развитие.

3ч.

 15. Высшая нервная деятельность

10ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...