урок биологии в 6 классе "Плоды и семена"
материал по биологии (6 класс) по теме

Варламова Евгения Анатольевна

Познакомит учеников с плодами и строением семян, научит выполнять практические работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_biologii_v_6_kl_plody_i_semena.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 6 классе

«Плоды и семена»

Цель: изучить строение плодов и семян.

Задачи: Образовательные - познакомить с разнообразием плодов и семян.

              Воспитательные – продолжить формировать умение работать с     натуральными объектами.

               Развивающие – научить сравнивать, анализировать и делать выводы.

Тип урока: комбинированный. Лабораторная работа.

Методы изучения: частично-поисковый, проблемный.

Структура урока:

1. Актуализация знаний.

2. Особенности плодов  и семян двудольных растений.

3. Особенности строения плодов и семян однодольных растений.

4. Выделение двух групп растений на основе признаков строения семян.

5. Закрепление. Обобщение. Итоги урока.

 Оборудование: сухие и набухшие семена фасоли и зерновки пшеницы, препаровальные иглы, ручная лупа, гербарные экземпляры растений фасоли, пшеницы, таблицы «Строение и прорастание семян пшеницы и фасоли», дидактические карточки, компьютерный диск «Плоды и семена».

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель:  

Здравствуйте ребята. Сегодня нам предстоит познакомиться со строением семян, разнообразием плодов, которые встречаются в природе. Прежде чем приступить к новой теме, мы проведем проверку домашнего задания.  Мы проведем с вами биологический диктант. Прошу приготовить листочки для записи ответов на мои вопросы, внимание, приготовились, слушаем первый вопрос. Учитель читает вопросы ученики записывают ответы (опрос 5мин)

А) Побегом называют стебель с расположенными на нем…

  предполагаемый ответ учащихся  указан в скобках (листьями и почками).

Б) На верхушке побега обычно имеется….. (верхушечная почка).

В) Почки бывают листовые и (цветочные).

Г) Видоизмененный побег….(цветок)

Д) Расстояние между двумя соседними узлами….(междоузлие)

Е) подчеркните слово, которое не означает вегетативной части побега

А)вецкто  б)слит   в)бсьлете   г) чокап (а)- это цветок

Учитель: Ребята если вы выполнили задание, поменяйтесь листочками друг с другом, проверьте и поставьте соседу по парте оценку. Пять (все вопросы написаны правильно)  4- одна ошибка 3- 2 ошибки ( проверка 2минуты)

Учитель:

Оценки, которые вы заработали будут выставлены  в классный журнал..

Объяснение нового материала (8минут)

Сегодня наша задача состоит познакомиться с плодами, которые как указывалось в вашей работе развиваются из цветка после оплодотворения.

Конечным этапом развития цветка, как генеративного органа, является образование плода.

- По образному выражению американского ботаника А. Имса, плод – это  «зрелый цветок». – Огромное разнообразие плодов, ровно как и цветов, стеблей, является результатом  длительной  эволюции, адаптации, то есть приспособления к условиям существования.

http://cde.sipkro.ru/teacher/file.php/715/Urok_biologii_v_6_klasse.ppt

Плоды бывают:

1. Сухие

2. Сочные.

1. Семянка, зерновка, коробочка, желудь, орех, боб, стручок, крылатка.

2. Костянка, ягода, тыквина, яблоко, померанец. ( учитель демонстрирует таблицу на  доске, спроецированную с помощью компьютера)

Плоды могут быть простые, сложные, сборные. Функция плодов - это защита семян и их распространение.

 

Физкультминутка. (2минуты)

(Как мы усвоили знания о плодах?) Учитель предлагает ребятам встать со своего места и при названии сухих плодов руки поднять вверх, а когда учитель называет сочные, то ученики  разводят руки в стороны. Побеждает ученик, который правильно ответил на все вопросы

Учитель продолжает рассказ:

  Зрелые семена различаются по форме, величине, окраске, внутреннему строению (ученики рассматривают предложенные учителем  коллекции плодов и семян), работа с дидактическими картинками на доске. К доске вызывается ученик, который на картинках показывает типы плодов и называет их.

Ученик выступает с сообщением: А знаете ли вы, что  (3 минуты)

 Самые мелкие семена у паразитирующих растений. А самые крупные семена у сейшельской пальмы, они достигают 50 см в диаметре  и весят 15-20 кг.

 Масса драгоценных камней измеряется в каратах. Название происходит от названия дерева Caratina silikva, растущего в аравийской пустыне, косточка которого весит ровно 0,2 г. Ювелиры древности пользовались точным весом этих косточек и использовали их в качестве гирек для весов. Спасибо за внимание.

Учитель:

 Основными структурными частями зрелого семени являются: семенная кожура, питательная запасающая ткань и зародыш.

Зародыш состоит из:

А) зародышевый корешок;

Б) почечки;

В) Зародышевый стебелек;

Г) Семядоли.

Зерновка пшеницы является не семенем, а плодом. Но ткани в зерновке представлены лишь пленчатым наружным слоем и очень плотно срослись с семенной кожурой, все остальное от зерновки – это семя. (демонстрируется схема на доске). Сейчас мы проведем лабораторную работу и запишем результат в тетрадь. ( 10 минут)

Лабораторная работа

«Строение семян».

Цель: изучить строение семян двудольных и однодольных растений на натуральных объектах. Определить различные функции семян.

    Оборудование: на каждом столе ванночки с набором семян фасоли и пшеницы (по два сухих и два набухших семени фасоли, целые и разрезанные зерновки пшеницы), проростки фасоли, проростки пшеницы, препаровальные иглы, ручные лупы. Инструкционная карта раздается каждому ученику

Задание для работы:

1. Рассмотрите и опишите внешний вид семян фасоли и пшеницы.

2. Снимите семенную кожуру фасоли. Какова ее роль для семени? (ответ учеников защитная)

3. Попробуйте снять покров с зерновки пшеницы. Что вы снимаете? Почему это не удается? (семенная кожура срастается с околоплодником)

4. Рассмотрите строение зародыша фасоли и пшеницы на разрезе.

5. Сравните проростки фасоли и пшеницы. (у фасоли две семядоли у пшеницы – одна)

6. Сделайте вывод и запишите в тетради с печатной основой. ( Семя -зачаточное  растение, содержит стебелек, корешок и почечку)

Закрепление. (3 минуты)

 Ученики задают вопросы друг другу, работая в парах

1. Что называют семенем?  (зачаточное растение)

2. Что входит в состав семян? ( Семенная кожура, почечка, стебелек, корешок)

3. Какие сочные плоды вы знаете? (костянка, ягода, померанец, яблоко, сборная сочная ложная семянка, тыквина)

4. Назовите сухие плоды. ( коробочка, крылатка, летучка, боб, стручок, струночек, желудь, зерновка, орех)

5. Чем семена однодольных отличаются от семян двудольных?

 (у однодольных одна семядоля, у двудольных – две)

6. Какие условия необходимы для прорастания семян? ( вода, тепло, воздух)

Загадки загадывают ученики, которые специально их приготовили для открытого урока (5 минут)

1 ученик  На зеленых ветках

Детки лысые в беретках.

Без боязни спрыгнут с веток –

Очутятся без береток.

У кудрявого их папы

Ни беретки нет ни шляпы. (желуди)

2. Он совсем не хрупкий,

А спрятался в скорлупке, Заглянешь в середину –

Увидишь сердцевину

Из плодов он тверже всех,

Называется….(орех)

3. Выкинем – не обеднеем,

Соберем – разбогатеем.  (Зерно).

4. Солнце жжет его макушку,

Хочет сделать погремушку. (мак)

5. Плод душистый и пушистый,

А середка плода, словно камень,

тверда. (персик)

6. Алый цвет, медовый вкус,

Съел до корки весь….(арбуз).

7. Весь в пупырышках малец-

Изумрудный … (огурец).

8. В старой сказке овощ этот,

Стал для Золушки каретой. (тыква).

Назовите, к каким типам  плодов относятся эти растения

Учитель: Сегодня мы проделали большую работу, за которую я поставлю, заработанные на уроке оценки в классный журнал.

 

Итог урока. (2 минуты)

 Домашнее задание.  Составить кроссворд  по теме: «Плоды и семена».

Несколько дифференцированных заданий различной степени сложности, предлагаются учителем для работы дома. Желаю успеха!

Плоды и семена, их распространение.

Вариант 1.

1. Плод – ягода у:

а) вишни                                        в) крыжовника

б) сливы                                         г) черемухи

2. Плод – костянка у:

а) дуба                                            б) томата

в) смородины                                 г) персика

3. На перегородке плода семена расположены у:

а) фасоли                                         в) репы

б) гороха                                          г) акации

4. После созревания свои семена разбрасывает:

а) томат                                            в) бузина

б) акация                                          г) череда

5. Распространяются ветром плоды:

а) клена                                            в) дуба

б) бузины                                         г) кокоса

Вариант 2

1. Плод – коробочка у:

а) мака                                            в) подсолнечника

б) лещины                                      г) капусты

2. Плод – семянка:

а) ячменя                                         в) редиса

б) подсолнечника                           г) дуба

3. Сочный плод с большим количеством семян называется:

а) ягода                                            в) костянка

б) коробочка                                    г) семянка

4. Околоплодник срастается с семенной кожурой у:

а) зерновки                                       в) ореха

б) семянки                                        г) боба

5. Околоплодник – это видоизменение:

а) цветоложа                                     в) чашечки

б) стенок завязи                                г) семени

Вариант 3

1* Переставьте правильно буквы в словах и впишите рядом названия плодов.

Чтсроку

Анстякок

Дельуж

Яадог

Хрео

Шкорее

Ямкнеса

Орказвен

боркачоок

околяб

2. Подчеркните лишнее:

А) ягода;

Б) костянка;

В) семянка;

Г) пыльца;

Д) зерновка.