Разработка варианта ЕГЭ по биологии
методическая разработка по биологии (11 класс) по теме

Аблязизова Рима Раисовна

Разработка ЕГЭ, надеюсь, Вам пригодится, уважаемые учителя и дети...

Ответы так же прилагаются. Удачи!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_kim_ege_2008_goda.doc184.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка КИМ ЕГЭ 2008 года.

КИМ разработала:

Учитель биологии МОУ СОШ №6 г. Бавлы

Аблязизова Р.Р.

Вариант 1.

Часть 1.

При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания(А1-А36) поставьте знак «x» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А 1 Гистология-это наука, изучающая:

1) моллюски

2) ткани

3) птицы

4) клетки

А 2 Сходное строение  клеток растений и животных свидетельствует о:

1) родстве

2) происхождении растений от животных

3) развитии организмов в процессе эволюции

4) многообразии

А 3 Мономерами молекул ДНК и РНК являются:

1) глицерин

2)  глюкоза

3) аминокислоты

4) нуклеотиды

А 4 Овогенез это:

1) развитие гамет

2) развитие зиготы

3) развитие яйцеклетки

4) развитие сперматозоидов

А 5 Вирусы – это:

1) стафилококки

2) клеточные формы жизни

3) неклеточные формы жизни

4) палочка Коха

А 6 Онтогенез это:

1) процесс эволюции

2) развитие организма с момента выхода из яйцевых оболочек до смерти

3) развитие организма с момента зачатия до выхода из яйцевых оболочек

4) индивидуальное развитие организма

А 7 Сколько типов гамет дает зигота с генотипом

ААВВССDD

  1. 1 тип гамет
  2. 2 типа гамет
  3. 3 типа гамет
  4. 4 типа гамет

А 8 Суть третьего  закона Менделя заключается в том, что:

1) 1 ген определяет развитие множества признаков

2) Гены каждой пары наследуются независимо друг от друга

3) Гены не оказывают влияния друг на друга

4) Гены каждой пары наследуются вместе

А 9 Канцерогенное вещество, входящее в состав табака:

1) Мышьяк

2) Никотин

3)Углекислый газ

4) Бензпирен

А 10 Дыхательные пути человека поражает гриб:

1) спорынья

2) пеницилл

3) аспергилл

4) чайный гриб

А11 Пыльцевое зерно у сосны – это:

1) микроспора

2)макроспора

3) женский гаметофит

4) мужской гаметофит

А 12 Жилкование листа класса двудольные:

1) Дуговое

2) Параллельное

3) Сетчатое

4) Мутовчатое

А 13 Нерастворенные остатки пищи выбрасываются у амебы:

1) сократительными вакуолями
2) через кишечник
3) через клеточную мембрану
4) через порошицу

А14 К какой системе органов относится диафрагма?

1) выделительной

2) дыхательной

3) опорно-двигательной

4) кровеносной

А 15 Красный костный мозг – это:

1) депо минеральных солей
2) нервная ткань
3) кроветворный орган

4) передняя часть головного мозга

А 16 Функциями скелета не являются:

1) кроветворная
2) выделительная
3) опорная
4) защитная

А 17  Бери-бери это проявление гиповитаминоза:

1) А
2) С
3) В1

4) В12

А 18 Тироксин – это гормон:

1) надпочечников

2) щитовидной железы
3) гипофиза
4) поджелудочной железы

А 19 Опасность СПИДа заключается в том, что он:

1) Вызывает кровотечение
2) передается по наследству
3) приводит к потере иммунитета
4) вызывает аллергию

А 20 Единицей микроэволюции является:

1) Особь
2) Популяция

3) Вид

4) Класс

А 21 Некоторые виды неядовитых змей и насекомых похожи на ядовитых.

Укажи термин, которым обозначается это явление:

1) мимикрия
2)предупреждающая окраска
3) приспособленность
4) предупреждающая (угрожающая ) окраска  
А 22 Биологический регресс характеризуется:
1) увеличением численности  
2) уменьшением численности
3) увеличением ареала
4) усложнением организации  
А 23 Особенности позвоночника человека, связанные с прямохождением:  
1) прямой позвоночник

2) грудная клетка округлая  
3) изгибы позвоночника  

4) сводчатая стопа  
А 24 Фактор среды, выходящий за пределы выносливости организма, называется:  
1) оптимальным  
2) ограничивающим
3) летальным  

4)неблагоприятным  
А 25 Отношения между бычьим цепнем и человеком:
1) конкуренция
2) сотрудничество
3) паразитизм
4) хищничество

А 26 Состояние анабиоза характерно для:

1) паукообразных и насекомых

2) рыб и земноводных

3) бактерий и протистов

4) кишечнополостных и ланцетника

А 27 Клетки бактерий отличаются от клеток растений и животных отсутствием:

1) рибосом

2) цитоплазмы

3) ядра

4) хроматофора

А28 В гене заложена информация:

1) о строении углеводов    
2) строении белков    
3) строении жиров  
4) строении аминокислот  
А 29 Сохранили способность к бесполому размножению:  
1) паукообразные  
2) кишечнополостные  
3) земноводные
4) насекомые  
А 30 Выберите схему, которая выражает сущность первого закона Менделя:  
1) АА X аа

            !

           Аа

2) Аа X Аа
          !
       3АА:1аа
3) Аа X аа
          !
½ Аа: ½ аа
4) АВ X ав
           !
       50 % АС
А31 Неродственная гибридизация – это:
1) полиплоидия

2) анеуплоидия
3) аутбридинг
4) мутация
А 32 Пробионты по способу питания и дыхания были:
1) Анаэробные гетеротрофы
2) Анаэробные автотрофы
3) Аэробные хемотрофы
4)Аэробные фототрофы
А 33 Аккомодация – это:
1) Вращение глазного яблока
2) Способность хрусталика изменять свою кривизну при изменении расстоянии до предмета
3) близорукость
4) принятие и преобразование сигнала из внешней среды в сигналы нервной системы
А 34 Какой отдел головного мозга регулирует рефлексы, как рвота и кашель:

1) промежуточный мозг и мост
2) продолговатый мозг и мост

3) задний мозг

4) средний мозг

А 35 Когда появился «человек разумный»:

1) 1000 лет назад

2) 5000 лет назад

3) 500000 лет назад

4) 5 млн лет назад

А 36 Наиболее устойчивая экосистема – это:

1) поле гречихи

2)степь

3) фруктовый сад

4) культурное пастбище

Часть 2.

                        В1-В3 выбрать три ответа из шести

(переписать в бланк ответов №1 без пробелов и других символов).

В1 Хлоропласты не содержат ткани цветкового растения:
1) покровная

2) проводящая

3) основная
4) образовательная

5) механическая

6) фотосинтезирующая

В2 Петунию, дурман, табак объединяют в одно семейство, т.к. они имеют:

  1. одиночные цветки
    2) плод коробочка
    3) Ч(5)Л(5)Т5П1    
    4) Ч5Л5Т8П8  
    5) Соцветие кисть
    6) плод боб      
    В3 К ароморфозам относятся:
    1) многоклеточность  
    2) ветроопыление  
    3) форма тела  
    4) теплокровность  
    5) двойное дыхание
    6) появление 4-х камерного сердца у млекопитающих  

При выполнении заданий В4 – В6 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

В4 Установите соответствие между признаками и организмами:

Признаки

Организмы

А гетеротрофы

1) грибы

Б автотрофы

2) растения

В наличие в клеточных стенках хитина

Г наличие в клеточных стенках целлюлозы

Д запасное питательное вещество гликоген

Е запасное питательное вещество крахмал

В 5 Установите соответствие между системами органов человека и их функциями:

Функции системы

Системы организма

А доставка атмосферного кислорода к легким

1 Дыхательная

Б доставка кислорода к тканям

2 Кровеносная

В транспорт питательных веществ в организме

Г окисление питательных веществ

Д выведение углекислого газа в атмосферу

Е выведение углекислого газа из тканей

В6 Установите соответствие между типами рефлексов и их характеристиками:

Характеристика

Тип рефлекса

А непостоянные, могут появляться и угасать

1 Безусловные

Б относительно постоянные, мало изменяющиеся

2 Условные

В индивидуальные

Г видовые

Д приобретенные организмом в течение индивидуального развития

Е врожденные

 

А

Б

В

Г

Д

Е

При выполнении заданий В7-В8 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность перенесите в бланк ответов №1 без пробелов и других символов.

В7 Установите правильную последовательность прохождения пищи через пищеварительную систему:

А глотка

Б пищевод

В ротовая полость

Г желудок

Д тонкий кишечник

Е двенадцатиперстная кишка

Ж толстая кишка

В 8 Выстройте правильную последовательность возникновения систематических групп животных в процессе эволюции:

А) кишечнополостные

Б) инфузории

В) насекомые

Г) плоские черви

Д) кольчатые черви

Е) Бесчерепные

Часть С.

Для ответов на задания этой части(С1-С6) используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания(С1 итд), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2-С6-полный развернутый ответ.

С1 Почему надо пропалывать огород?

С2 Укажите номера неправильных ответов и исправьте ошибки:

1) В двенадцатиперстной кишке нейтральная среда.

2) Расщепление жиров активирует желудочный сок.

3) Выделение желчи будет наименьшим при голодании.

4) Поджелудочный сок выделяется желудком.

С3 Значение грибов в хозяйстве и промышленности.

С4 Биосфера включает?

С5 Пользуясь таблицей генетического кода, напишите структуру участка белковой молекулы, соответствующей участку ДНК:

ААЦГГТАТАЦГГГАЦ. Как изменится структура синтезируемого белка, если выпадет третий нуклеотид в этой цепи?

Генетический код (иРНК)

Первое основание

Второе основание

Третье основание

У

Ц

А

Г

У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

сер

Тир

Тир

-

-

Цис

Цис

-

три

У

Ц

А

Г

Ц

Лей

Лей

Лей

лей

Про

Про

Про

про

Гис

Гис

Глн

глн

Арг

Арг

Арг

арг

У

Ц

А

Г

А

Иле

Иле

Иле

мет

Тре

Тре

Тре

тре

Асн

Асн

Лиз

лиз

Сер

Сер

Арг

арг

У

Ц

А

Г

Г

Вал

Вал

Вал

вал

Ала

Ала

Ала

ала

Асп

Асп

Глу

глу

Гли

Гли

Гли

гли

У

Ц

А

Г

Правила пользования таблицей.

Первый нуклеотид в триплете берется из левого вертикального ряда, второй из верхнего горизонтального ряда, а третий из правого вертикального. Там, где пересекутся линии и находится искомая аминокислота.

С6 При скрещивании между собой куры с белым оперением дают белое потомство, а куры с черным  оперением – черное. Потомство от скрещивания белой и черной особей оказывается голубым. Какого цвета оперения будут иметь потомки белого петуха и голубой курицы? А какого цвета оперение у потомков двух особей с голубым оперением.

Ответы к разработанному варианту контрольного измерительного материала

 по биологии 2008 года.

Часть 1.

№ задания

ответ

№ задания

ответ

№ задания

ответ

А1

2

А13

3

А25

3

А2

1

А14

3

А26

3

А3

4

А15

3

А27

3

А4

3

А16

2

А28

2

А5

3

А17

3

А29

2

А6

4

А18

2

А30

1

А7

1

А19

3

А31

3

А8

2

А20

2

А32

1

А9

4

А21

1

А33

2

А10

3

А22

2

А34

2

А11

1

А23

3

А35

3

А12

3

А24

2

А36

2

Часть 2.

Номера заданий

В1

В2

В3

В4

В5

В6

В7

В8

245

123

146

1-авд

2-бге

(121212)

1-агд

2-бве

(122112)

1-бге

2-авд

(212121)

вабгедж

багдве

Критерии оценивания заданий с развернутым ответом.

С1 Почему надо пропалывать огород?

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие смысл)

Баллы

Элементы ответа: 1)Прополка уничтожает сорняки, которые отнимают у культур питательные вещества и затрудняют их рост

2) Прополка косвенно способствует рыхлению почвы, что улучшает доступ воздуха к растениям.

Ответ включает 2 названных выше элемента ответа, не содержит биологических ошибок

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов, Или ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ответы

1

Ответ неправильный

0

                                           Максимальный балл

2

С2 Укажите номера неправильных  ответов  и исправьте ошибки:

1)В двенадцатиперстной кишке нейтральная среда.

2) Расщепление жиров активирует желудочный сок.

3) Выделение желчи будет наименьшим при голодании.

4) Поджелудочный сок выделяется желудком.

5)Ферменты – это молекулы белков, которые ускоряют процесс протекания биохимических реакций в клетке.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа,

не искажающие смысл).

Баллы

Элементы ответа: ошибки допущены в предложениях:

1)В двенадцатиперстной кишке слабощелочная среда.

2) Расщепление жиров активирует желчь.

4) Поджелудочный сок выделяется поджелудочной железой.


В ответе указаны и исправлены все три ошибки.

3

В ответе указаны и исправлены 2 ошибки, ИЛИ указаны 3 ошибки, но исправлены только 2 из них

2

В ответе указана и исправлена 1 ошибка, ИЛИ указаны 2-3 ошибки, но исправлена 1 из них

1

Ответ неправильный(ошибки определены неверно), ИЛИ указаны 1-3 ошибки, но не объяснена ни одна из них

0

                                 Максимальный балл

3

С3 Значение грибов в хозяйстве и промышленности?

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа,

не искажающие его смысл)


Баллы

Элементы ответа: 1)Дрожжи используются в хлебопечении, виноделии, пивоварении, для получения спирта

2) Некоторые плесневые грибы служат для изготовления определенных сортов сыра и производства витаминов и органических кислот.

3) Кормовые дрожжи служат пищей сельскохозяйственным животным

4)В качестве лекарственного сырья используется чага и спорынья

5) пенициллин и аспергилл культивируют для получения антибиотиков.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 3-4 из названных элемента, не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 5 названных выше элемента и содержит негрубые ошибки

2

Ответ включает1- 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3-4 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

                                               Максимальный балл

3

С4Биосфера – это? Биосфера включает?

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа,

не искажающие его смысл)


Баллы

Элементы ответа:1) Биосфера  - геологическая оболочка Земли, заселенная живыми организмами.

2) Биосфера включает: а)Живое вещество, образованное совокупностью организмов

3)Биосфера включает: б) Биогенное вещество, которое создается и перерабатывается в процессе жизнедеятельности организмов( газы атмосферы, нефть, каменный уголь, известняки)

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных  выше элемента ответов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки


2

Ответ включает 1 из названных элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки


1

Ответ неправильный

0

                                    Максимальный балл

3

С5 Пользуясь таблицей генетического кода, напишите структуру участка белковой молекулы, соответствующей участку ДНК:

ААЦГГТАТАЦГГГАЦ

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа,

не искажающие его смысл)


Баллы

Схема решения задачи включает: 1)последовательность нуклеотидов на иРНК – УУГЦЦАУАУГЦЦЦУГ

2) последовательность аминокислот в исходной цепи: ЛЕЙ-ПРО-ТИР-АЛА-ЛЕЙ

3)В случае точечной мутации, т.е. при выпадении третьего нуклеотида ДНК изменится вся аминокислотная последовательность в белке:

ФЕН-ГИС-МЕТ-ПРО-…

Ответ включает все вышеназванные элементы, не содержит биологических ошибок


3

Ответ включает 2 из названных элемента и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных элемента, но содержит негрубые биологические ошибки


2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, Или ответ включает 2 из названных  элементов но содержит негрубые биологические ошибки


1

Ответ неправильный

0

                                                   Максимальный балл

3

С6 При скрещивании между собой куры с белым оперением дают белое потомство, а куры с черным оперением – черное. Потомство от скрещивания белой и черной особей оказывается голубым. Какого цвета оперения будут иметь потомки белого петуха и голубой курицы? А какого цвета будет оперение у потомков двух особей с голубым оперением.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа,

не искажающие его смысл)

Здесь мы имеем дело с промежуточным характером наследования.(1эл)

Признак

ген

генотип

Черное оперение

А

АА

Белое оперение

а

аа

Голубое оперение


Аа

1)P    аа X Аа(2эл)

   Г    а       А;а

   F    Аа;  аа

         Голубое; белое

         50% ;      50%.

2)P   Аа X Аа(3эл)

   Г    А;а    А;а

   F2  АА ; 2Аа; аа

          Черное,голубое,белое.

          25%,    50%,        25%.


Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных элемента и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, Или ответ включает1-2 из названных элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

                                        Максимальный балл

3

КИМ разработала учитель биологии 1 кв. категории МОУ СОШ №6 г.Бавлы Бавлинского района Республики Татарстан, Аблязизова Рима Раисовна,2008 год.

                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка варианта рабочей программы по химии в условиях гимназического образования (11 класс).

В работе приведен вариант рабочей программы по химии в 11 классе в условиях гимназического образования....

Вариант ЕГЭ по биологии (MS PowerPoint )

Презентация выполнена на основе конструктора тестов в MS Power Point (Комаровский А.Н. kan@bk.ru  Россошанская школа-интернат Воронежской обл.)Представлены задания части А и В. Оценивание работы ...

Тренировочные варианты ЕГЭ по биологии

Тренировочные варианты ЕГЭ по биологии...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9 класс биология

Рабочая программа по предмету «Биология» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. ...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 8 класс биология

Рабочая программа по биологии для учащихся 8 класса, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида составлена на основе: Учебного плана МБОУ СОШ с.Чернава ...