Курс «Мое здоровье в условиях агрессивной среды» (для учеников 5-6 классов)
элективный курс (биология, 5 класс) по теме

Паршакова Ольга Анатольевна

В рамках работы  апробационной площадки «Система проектных мастерских для учащихся 5-6 классов, как механизм формирования и развития УУД, оформления у младших подростков образовательного интереса»  курс является важным элементом в плане формирования  у подрастающего поколения – ответственного отношения к здоровью, формированию культуры здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moe_zdorove_v_usloviyah_agressivnoy_sredy.doc102.5 КБ
Office presentation icon proekt_kusa.ppt501.5 КБ

Предварительный просмотр:

Курсы повышения квалификации

«Реализация системно – деятельностного  подхода при обучении биологии в основной школе: содержательные и методические аспекты»

Курс

«Мое здоровье в условиях агрессивной среды»

(для учеников 5-6 классов)

Паршакова Ольга Анатольевна

Учитель  биологии

Первая квалификационная  категория

МБОУ СОШ №1 г. Оханск Пермский край

Оханск 2012г

Актуальность темы.

Важнейшей глобальной общегосударственной проблемой современности стала проблема национального здоровья, она особенно актуальна и обозначена государством в последнее время. Состояние здоровья детей и подростков приобрело настолько плачевное состояние, что о нём заговорили не только врачи и педагоги, но и представители широкой общественности и политики. Сегодня 20–25 % школьников могут быть названы по настоящему здоровыми. Состояние окружающей среды становится всё менее благоприятным для существования человека, его здоровья.

В этих условиях школа обрела особое значение и призвана дать подрастающему поколению хотя бы элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека. Ребёнок приходит в школу в восприимчивом к образованию и воспитанию возрасте, а длительное пребывание в школе вполне достаточно для формирования у него мотивов здоровья.

Содержание школьного биологического образования не раскрывает в полной мере проблему здорового образа жизни, факторов влияющих на состояние здоровья человека.          При достаточном уровне информированности, учащиеся бесстрашно пробуют спиртные напитки разной крепости и начинают курить в младшем подростковом возрасте.

   (По результатам опроса, проведенным психологической службой школы)

 В рамках работы  апробационной площадки «Система проектных мастерских для учащихся 5-6 классов, как механизм формирования и развития УУД, оформления у младших подростков образовательного интереса»  курс является важным элементом в плане формирования  у подрастающего поколения – ответственного отношения к здоровью, формированию культуры здоровья.

Цель  курса.

   Последовательное изучение вопроса здорового образа жизни, влияние факторов среды на здоровье человека; формирование культуры здоровья. Сформировать представления о себе как здоровом человеке.

Задачи курса

  1. Воспитать отношение к здоровью как к ценности.
  2. Овладеть знаниями и представлениями об опасностях окружающей среды угрожающих здоровью человека.
  3. Развивать умение работать с различными источниками информации.
  4. Развивать умение выполнять практические, лабораторные работы, наблюдения, исследования.
  5. Создать  «Паспорт здоровья»

При изучении материала курса особое внимание должно уделяться расширению представлений о влиянии факторов среды, на здоровье человека, опираясь на конкретные факты, интересную информацию. При подборе необходимо удерживать разумный баланс между примерами отрицательного воздействия антропогенной среды на человека и примерами возможных выходов из создавшегося положения. В противном случае может сформироваться впечатление безысходности ситуации и нежелание предпринимать какие – либо действия для изменения положения.

Лучшему усвоению материала способствует различные диаграммы, карты, ТСО, использование краеведческого материала.

 Организация курса.

В основе организации курса лежат следующие принципы:

  1. заинтересованность к изучению предмета
  2. добровольность и готовность к диалогу
  3. взаимное доверие и уважение к любому мнению, точке зрения
  4.  активное участие
  5. “Здоровье через образование”
  6. гуманизация образования
  7.  осуществление целостного подхода к воспитанию
  8. соответствие содержания возрастным особенностям учащихся
  9.  деятельностный подход в обучении

Методы работы:

  1. поисково-исследовательских метод (работа по выполнению заданий исследовательского характера)
  2. метод самореализации (подготовка проектов, выступления )
  3. метод комплексного подхода к образованию и воспитанию (единство нравственного, экологического, эстетического воспитания)

Формы работы:

 беседы, семинары, дискуссии, практические и лабораторные работы, теоретические занятия.

При изучении материала курса предусмотрено использование наглядных пособий, таблиц, видеоматериалов, краеведческого материала, различных исследований .

Форма отчётности.

  1. создание паспорта “Мое здоровье”
  2. написание рефератов
  3. пропаганда здорового образа жизни

Формы организации контроля и оценки качества знаний

  1. Тестирование
  2. Смотр знаний, умений и навыков (викторина, интеллектуальная разминка и прочее).
  3. Дискуссия.
  4.  Проектно-исследовательская работа.
  5.  Конференция.
  6.  Творческий отчет о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.
  7.  Отчетная выставка.

Рабочий  план

Название разделов

 и тем курса

Кол-во часов

Форма занятий

Ответствен-ные

Блок 1«Здоровье человека»

2

1.

Здоровье человека, что под этим понимать? Вводный тест БЛИЦ-ОПРОС  «СОСТОЯНИЕ ВАШЕГО ЗДОРОВЬЯ»

1

Беседа, просмотр видеофильма.

учитель

2.

Системы здорового образа жизни

1

беседа

Учитель, ученики

Блок II «Естественная среда и здоровье человека»

10

3.

Природная среда, как фактор здоровья человека

1

Беседа, просмотр видеофильма.

Учитель, ученики

4.

Здоровье человека в эпоху НТП. Пр. р. «Приемы определения осанки и свода стопы», «Антропометрия»

Вред сотовых телефонов

2

Беседа Практическая работа

Медицинский работник

учитель

5.

Организм человека – «концентратор» загрязнений окружающей среды (геномодифицированные продукты)

1

Семинар, просмотр видеофильма.

ученики

6.

«Болезни цивилизации»

1

Беседа

учитель

7.

Человек и физические загрязнители.

Пр. р. «Определение загрязнения атмосферы в зимнее время»

1

практикум

учитель

8.

Химизация быта человека.

Пр. р. «Распознавание знакомых веществ»

1

практикум

Ученики, учитель

9.

Проблемы качества воды.

1

Семинар, просмотр видеофильма.

ученики

10.

Пр. р. Определение физических свойств воды.

Пр. р. Методы очистки и обеззараживание воды.

2

Практическая работа

Ученики,

учитель

Блок III

«Я и мое здоровье!»

19

11.

Задачи современной гигиены

1

Беседа

Медицинский работник

12.

Личная гигиена.

Пр.р. «Определение чувствительности микроорганизмов к йоду и мылу)

2

Беседа, просмотр видеофильма.

Практическая работа

Учитель, ученики

13.

Гигиена одежды и обуви

1

Беседа

Учитель, ученики

14.

Гигиена жилища.

 Пр. р. «Исследование запыленности воздуха школьного помещения»

 Пр. р. «Определение наличия в воздухе микроорганизмов в классной  комнате и на участке, хорошо освещенном солнцем»

2

Беседа,

Практическая работа

Учитель,

ученики

15.

Дыхание и здоровье.

Пр. р. «Измерение жизненной ёмкости лёгких»

1

Практическая

работа

Медицинский работник

16.

Гигиена питания.  ТЕСТ «Правильно ли вы питаетесь?»

2

беседа

Учитель, ученики

17.

Пр. р. «Составление дневного рациона школьника»

1

Практическая работа

Учитель, ученики

19.

П. р. «Вычисление энергетической ценности продуктов»

Пр. р. «Изучение информации на этикетках пищевых продуктов»

2

Практическая работа

Учитель, ученики

20.

Витамины и здоровье

Пр. р. «Определение витамина С в продуктах»

1

Практическая работа

Учитель, ученики

21.

Роль минеральных веществ, микроэлементов на здоровье человека

1

беседа

Медицинский работник

22.

Влияние технического прогресса на характер питания

1

беседа

Учитель, ученики

23.

Курение – вредная привычка. Вредные вещества табачного дыма. Влияние курения на организм подростка. Наркотические вещества, их вред. 
Алкоголь – наркотическое вещество. Пивной алкоголизм. Влияние алкоголя на функционирова-

ние организма. Пр. р. «Влияние никотина на слюну»

2

беседа, просмотр видеофильма.


Практическая работа

Медицинский работник

24.

СПИД – мифы и реальность

1

беседа, просмотр видеофильма.

Учитель, ученики

25.

Живые вещества переносчики и возбудители болезней

1

Беседа

Медицинский работник

Блок IV «Научные Основы труда и отдыха»

9

26.

Режим труда и отдыха.

Работоспособность

1

Круглый стол

27.

Физическая активность, как условие нормативного протекания жизненных процессов.

Пр. р. «Измерении АД и пульса при разных физических нагрузка»

1

Практическая работа

Учитель, ученики

28.

Сон и работоспособность

1

Беседа

Учитель, ученики

29.

Гигиена умственного труда

Пр. р. «Составление режима школьника»

 Пр.р. «Определение объема памяти»

1

Семинар Практическая работа

психолог

30.

Закаливание как фактор здоровья

1

Беседа, просмотр видеофильма.

Медицинский работник,

ученики

31.

Целебные силы природы.

Пр. р. Приготовление отваров и настоев лекарств»

1

Практическая работа

Учитель, ученики

32.

Психогигиена

1

беседа

психолог

33.

Работа над созданием паспорта: «Мое здоровье»

1

Защита проекта

ученики

34.

Работа над созданием паспорта: «Мое здоровье»

1

Защита проекта

ученики

Ресурс

  1. Интеллектуальный
  2. Интернет-ресурс
  3. Энциклопедии
  4. Справочники
  5. Материальная база  школьного кабинета биологии

Критерии эффективности

  1. Выступления  учащихся перед  другими учениками
  2. Оценивание своего здоровья учащимися при заключительном тестировании
  3. Обсуждение результатов паспорта «Мое здоровье» в своей семье
  4. Ведение  ЗОЖ (отсутствие  вредных привычек, занятия в спортивных секциях, горячее питание)

Список литературы.

Для учеников.

  1. Л.Л. Генкова, Н.Б. Славков. Почему это опасно. Москва: Просвещение 1989 г.
  2. А. Шевелев. СПИД-загадка века. Москва: Советская Россия  1988 г.
  3. А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов. Гигиена и здоровье.  Пособие для учащихся  Москва: Просвещение  1983 г.
  4. М.М. Амосов.  Раздумье о здоровье  Москва: Физкультура и спорт  1987 г.
  5. И.П. Берёзин, Ю.В. Дергачёв.  Школа здоровья. Москва. “Московский рабочий” 1989 г.
  6. Г.П. Зарубин. Окружающая среда и здоровье.  Москва: Знание 1977 г.
  7. И.Д. Зверев  “Книга для чтения по анатомии, физиологии, гигиена человека” – Москва: Просвещение 1971 г.
  8. М.Д. Аксёнова.  Энциклопедия для детей. Т 2. Биология. 5е издание. “Аванта +” – 1998 г.

Литература для учителя.

  1. В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева.  Биология, экология, здоровый образ жизни. Волгоград. Учитель 2001 г.
  2. О.Е.Аверчинкова. Элективные курсы. Биология Москва 2007 г.
  3. Б.Т. Величковский, В.П. Кирпичев, Н.Т. Суравегина.  Здоровье человека и окружающая среда: учебное пособие М. новая школа 1997 г.
  4. О.А. Ерёмина.  Экология и здоровье: викторина для 10х классов. Биология 1 сентября: газ.  2001  № 7.
  5. В.Н. Кузнецов.  Экология дома: Биология 1 сентября: газ. 1990 № 31
  6. Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова. Город без отходов:  Биология в школе: журнал  2005 г.   № 13.
  7. В.А. Самкова  Экологический практикум. “Город, в котором я живу”. Биология в коле: журнал  2001 г. № 5,7.
  8. М. Фёдорова.  Комнатные лекарственные растения. Биология 1 сентября газ. 2001 г. № 42.
  9. Л.Г. Воронин, Р.Д. Маш.  Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека.  М Просвещение 1983 г.
  10. Библиотека “1 сентября” Я иду на урок биологии. Человек и его здоровье. Книга для учителя.  Москва: Первое октября 2000 г.
  11. А.Г. Хрипкова, А.В. Комсов.  Гигиена и здоровье. Пособие для учащихся. Москва. Просвещение  1983 г.
  12. И.К. Сивохина.  Питание и здоровье. Москва. Медицинская газета 1990 г.
  13. А. Шевелёв. СПИД - загадка века.  Советская Россия  1988 г.
  14. Л.Л. Генкова, Н.Б. Славков.  Почему это опасно.  Москва. Просвещение 1989 г.
  15. Р.Д. Маш, Н.А. Пуга, А.Г. Драгомилов. Биология  8. Человек. Методическое пособие для учителя.  Москва: Аркти  1998 г.
  16. Д. Брайен.  Серьезный разговор – алкоголь.  Москва: Махаон  1998г.
  17. В.Р. Пикеринг. Биология человек в диаграммах. Москва: Астрель. АСТ 2003 г.
  18. Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут.  Биология в 3-х томах. Москва: Мир  2002 г.
  19. Т. Уэстон. Анатомический атлас. Лондон: Маршал Кэвендиш. Лимитед 1998 г.

20.И. Цуцуми.  Массаж для красоты и здоровья. Москва: Приада-литера1994 г.

21. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997.

22. Основы медицинских знаний учащихся: Проб. Учеб. Для сред. Учеб. Заведений под ред. М.И. Гоголева. - М.: Просвещение, 1991.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель биологии МБОУ СОШ № 1 г. Оханска Пермский край Первая квалификационная категория Паршакова Ольга Анатольевна 2012 год Проект курса «Мое здоровье в условиях агрессивной среды»

Слайд 2

Актуальность проекта Проблема национального здоровья особенно актуальна и обозначена государством в последнее время. Состояние здоровья детей и подростков приобрело настолько плачевное состояние, что о нём заговорили не только врачи и педагоги, но и представители широкой общественности и политики. Сегодня 20–25 % школьников могут быть названы по настоящему здоровыми. Состояние окружающей среды становится всё менее благоприятным для существования человека, его здоровья.

Слайд 3

В рамках работы апробационной площадки «Система проектных мастерских для учащихся 5-6 классов, как механизм формирования и развития УУД, оформления у младших подростков образовательного интереса» курс является важным элементом в плане формирования у подрастающего поколения – ответственного отношения к здоровью, формированию культуры здоровья.

Слайд 4

Проблема При достаточном уровне информированности, учащиеся бесстрашно пробуют спиртные напитки разной крепости и начинают курить в младшем подростковом возрасте . (По результатам опроса, проведенным психологической службой школы)

Слайд 5

Причины Содержание школьного биологического образования не раскрывает в полной мере проблему здорового образа жизни, факторов влияющих на состояние здоровья человека. Учащиеся не владеют представлениями об опасностях окружающей среды угрожающих здоровью человека Не испытывают переживание возможности утраты здоровья (мысль об этом должна порождать – тревогу).

Слайд 6

Цель Последовательное изучение вопроса здорового образа жизни, влияние факторов среды на здоровье человека; формирование культуры здоровья.

Слайд 7

Задачи Сформировать представления о себе как здоровом человеке. Воспитать отношение к здоровью как к ценности. Овладеть знаниями и представлениями об опасностях окружающей среды угрожающих здоровью человека. Развивать умение работать с различными источниками информации. Развивать умение выполнять практические, лабораторные работы, наблюдения, исследования. Создать «Паспорт здоровья»

Слайд 8

Принципы заинтересованность к изучению курса добровольность и готовность к диалогу взаимное доверие и уважение к любому мнению, точке зрения активное участие

Слайд 9

Мероприятия: тематические беседы, анкетирование, семинарские занятия, дискуссии, практические занятия лабораторные исследования просмотр видеоматериалов опросы

Слайд 10

Ресурс Интеллектуальный Интернет-ресурс Энциклопедии Справочники Материальная база школьного кабинета биологии

Слайд 11

Продукт Паспорт «Мое здоровье»

Слайд 12

Критерии эффективности Выступления учащихся перед другими учениками Оценивание своего здоровья учащимися при заключительном тестировании Обсуждение результатов паспорта «Мое здоровье» в своей семье Ведение ЗОЖ (отсутствие вредных привычек, занятия в спортивных секциях, горячее питание)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

курс по выбору для учеников 8- 9 классов «Здоровый образ жизни»

Курс по выбору для учеников 8- 9 классов «Здоровый образ жизни»...

Дополнительное образование, как условие образовательной среды для сохранения здоровья детей

Дополнительное образование, как условие образовательной среды для сохранения здоровья детей...

элективный курс, 9 класс "Здоровье человека и окружающая среда"

Программа элективного курса для 9 класса "Здоровье человека и окружающая среда". Данная программа рассчитана на 34 часа, включает теоретический и практический материал. Отдельные темы могут быть испол...

Элективный курс "Здоровье человека и окружающая среда" (8 класс)

Рабочая программа элективного курса "Здоровье человека и окружающая среда" разработана для обучающихся 8 класса, рассчитана на 17 часов....

Духовно-нравственное воспитание современного школьника в условиях поликультурной среды. В этой связи важным является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа граждан – истинных патриотов,

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют и могут в ситуациях выбора самостоятельно принимать решения, которые готовы к сотрудничеству и межкультурному...

Рабочая программа учебного курса «Здоровье человека и окружающая среда» 9 класс

Рабочая программа направлена на реализацию внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению, на обучение школьников бережному отношению и к своему здоровью, начиная с раннего дет...