Главные вкладки

    Духовно-нравственное воспитание современного школьника в условиях поликультурной среды. В этой связи важным является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа граждан – истинных патриотов,
    статья на тему

    Перова Вера Евстафьевна

    Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют и могут в ситуациях выбора самостоятельно принимать решения, которые готовы к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию в поликультурном мире.  Особое внимание педагоги образовательного учреждения "СОШ № 1 города Козьмодемьянска" особое внимание в воспитательной деятельности уделяют  сохранению исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Все это в целом способствует формированию духовно-нравственных качеств личности кадета нашего образовательного учреждения.

    Современная образовательная система должна воспитать достойных преемников духовной культуры своего народа,  и, вместе с тем, воспитать равноправных граждан России – высоконравственных, духовно богатых патриотов Родины.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Духовно-нравственное воспитание современного школьника

    в условиях поликультурной среды

    Перова В.Е.

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 1 города Козьмодемьянска»

    Мир вступил в третье тысячелетие, в новую цивилизацию, в которой происходят глобальные экономические, социально-политические, культурно-просветительские преобразования, в обществе происходит переоценка идей и общечеловеческих ценностей. В этой связи важным является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа граждан – истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют и могут в ситуациях выбора самостоятельно принимать решения, которые готовы к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию в нашем многоконфессиональном, поликультурном мире. Поэтому  в образовательных учреждениях  особое внимание необходимо обратить на сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, что способствует формированию духовно-нравственных качеств личности. Современная образовательная система должна воспитать достойных преемников духовной культуры своего народа,  и, вместе с тем, воспитать равноправных граждан России – высоконравственных, духовно богатых патриотов Родины.

    В новых Федеральных государственных образовательных стандартах процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений, навыков, составляющих инструментальную основу компетенций обучающегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. По новым ФГОСам воспитание нравственной, духовной личности - первостепенная задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы в целом. Это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.

    Само по себе духовно-нравственное развитие личности – это сложный, многоплановый процесс. Он неотделим от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом.

    Духовно-нравственное развитие личности начинается, безусловно, в семье. Быть духовным – значит осознать себя как изначально чистую сущность и жить в соответствии с этим. Быть нравственным – значит иметь внутреннее убеждение и действовать во взаимоотношениях с людьми согласно своему убеждению. Духовность предполагает возрождение изначально чистой природы души, а для того чтобы обрести духовность и быть нравственным, требуется глубокая внутренняя работа над собой. Укрепление духовности осуществляется, как известно, в процессе просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.

    Чтобы сохранить и не прерывать уже существующий процесс семейного воспитания ребенка, педагоги нашего образовательного учреждения тесно сотрудничают с семьей. Мы стараемся создавать общее, открытое для социальной среды школьно-семейное пространство духовно-нравственного воспитания и стремимся к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и уютным домом для учащихся. В нашем образовательном учреждении большую часть воспитанников составляют русские, одна треть обучающихся - дети коренной марийской национальности, здесь же наряду со всеми обучаются армяне и татары. Воспитательная среда – поликультурная. На процесс развития школьников оказывает этнокультурное пространство, которое их окружает, так как в процессе своего становления они впитывает все многообразие окружающей  культуры.

    Безусловно, важным для ребенка в процессе воспитания является принятие культуры и духовных традиций своего народа и народов, в среде которых он  продолжает жить. В связи с этим в поликультурной среде воспитание толерантности также выдвигается на передовые позиции. Термин «толерантность» включает в себя широкий спектр понятий, но при всей многозначности данного термина, в его основе присутствует главный характерный признак – «терпимость». Рассматривая толерантность как готовность личности к выстраиванию отношений с представителями иной социальной, национальной, нравственной культурной среды, как искусство отношения к людям, уважения различных культур и религий, мнений и взглядов других, в наших воспитанниках мы воспитываем чувства дружелюбия и взаимопонимания. Открытость миру, толерантность к другим культурам – важная составляющая характеристика духовно-нравственного развития гражданина Российского государства. Однако для того чтобы быть готовым вступить в межкультурный диалог, человеку необходимо обладать определенными компетенциями, иметь собственные ориентиры, поскольку любой из нас не просто выбирает ценности, а еще и пытается придать им различную значимость.

    Воспитание как деятельность принципиально не может быть сведено к какому-то одному виду, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебной, художественной, коммуникативной, спортивной и др. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Поэтому педагогами школы разработана Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, которая включает ряд взаимосвязанных направлений, важнейшим из которых является воспитание гражданственности, патриотизма, формирование нравственных и  духовных.  В целях решения задач этой программы – формирования уважительного отношения к различным языкам, приобщения духовным ценностям народов, воспитания чувства уважения и принятия  уникальности различных культур -  проводятся уроки истории и культуры народов Марий Эл  для учащихся 2-11 классов и  уроки горномарийского языка для учащихся 2-9 классов. Приобщение младших школьников к нравственным и духовным ценностям народа также происходит на уроках ОРКСЭ, которые проводятся в 4 классе.

    Внеурочная деятельность по духовно-нравственному воспитанию ведется на занятиях кружков различных направлений: художественно-эстетического («Волшебный английский»), туристско-краеведческого («По следам предков»), духовно-нравственного («Уроки нравственности», «Моя родословная»), военно-патриотического («Кадетик»). Занятия с использованием современных педагогических технологий (деловые, ситуационные игры, дискуссии, тематические классные часы, экскурсии, культпоходы, встречи с интересными людьми)  способствуют установлению продуктивного диалога между учителями и учащимися, а также их родителями. Педагоги уверены, что в таком полиэтническом государстве, как Россия, учебно-воспитательный процесс обязательно должен учитывать этнокультурное многообразие и осуществляться в форме диалога культур, а принцип сочетания и последовательного изучения культур (от освоения культуры родного народа к приобщению культур народов ближайшего окружения, а затем – к ознакомлению с мировой культурой) должен стать определяющим.  

    Список использованной литературы.

    1. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студ. ср. и высш. уч. Заведений / Г.Н.Волков.- М.: Издательский центр «Академия», 1999.

    2. Екеева, Э.В.Воспитание духовно-нравственной личности средствами народной педагогики // Этнокультурное образование: опыт и перспективы развития: Материалы Международной научно-практической конференции /Э.В.Екеева. Йошкар-Ола, 2011. С.30.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль комплексного учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики» в формировании системы непрерывного духовно – нравственного воспитания и просвещения подрастающего поколения.

    «Пусть рвутся связи, меркнет свет,Но подрастают в мире дети…Есть в мире Бог или Бога нет,А им придется жить на свете».Н.Коржавина...

    Презентация к сообщению: «Духовно-нравственный облик учителя - условие духовно-нравственного воспитания ученика».

    Обращаясь к духовно - нравственному облику учителя, мы, прежде всего, должны понять, насколько, в какой мере учитель причастен или способен быть причастным к жизни духовной. В противном случае, у...

    Пути интеграции учебной и внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании учащихся (в условиях реализации ФГОС нового поколения).

    Сегодня я хотела бы вспомнить  о том,  что «новое – это хорошо забытое старое», а именно о тимуровской работе, или, как сейчас принято  говорить,  о волонтёрской деятельности...

    Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся общеобразовательной организации в поликультурной среде

    Программаформирования духовно-нравственной  воспитанности.Методики и диагностики определения уровеня духовно-нравственной  воспитанности.....

    ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С ДУХОВНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ НАРОДА.

    Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного...