Рабочая программа по биологии 7 класс
методическая разработка (биология, 7 класс) по теме
Данная рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. Данная рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю (70 часов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_7.doc | 241 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой //Программы для общеобразовательных учреждений. Биология, 5-11 классы.-М.: Дрофа, 2009//., полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю (70 часов).
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 7 ого класса включает в себе сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе. В связи с этим при организации учебно-позновательной предлагается работа с тетрадью с печатной основой: Латюшин, В. В., Ламехова, Е. А. Биология. Животные: рабочая тетрадь. 7 класс. - М.: Дрофа, 2010.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений. -М.: Дрофа, 2009. - 304с: ил.
Изучение биологии в 7 классах направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за животными;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, постановки биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными.
Календарно-тематическое планирование включает в себя следующие темы:
Введение. Общие сведения о животном мире | 2 |
Многообразие животных. Простейшие | 2 |
Многообразие животных. | 23 |
Многоклеточные организмы. Хордовые. | 20 |
Эволюция строения и функций органов и их систем. Индивидуальное развитие. | 14 |
Развитие и закономерности размещения животных на Земле. | 4 |
Биоценозы | 2 |
Животный мир и хозяйственная деятельность человека | 3 |
Итого | 70 |
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения биологии ученик должен
Знать/ понимать
- Признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона
- Сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
- Особенности строения организмов животных разных систематических групп
Уметь
- Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды
- Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты
- Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные.
- Выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем
- Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- Определять принадлежность животных определенной систематической группе (классификация)
- Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
- Оказания первой помощи при укусах животных
- Соблюдения правил поведения в окружающей среде
- Выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними
Содержание курса
Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч)
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
1.Многообразие животных. Простейшие (2 часа)
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.
Лабораторная работа Наблюдение многообразия водных одноклеточных животных
2. Многообразие животных.Беспозвоночные (23ч)
Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.
Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Знакомство с многообразием круглых червей.
Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа Внешнее строение дождевого червя.
Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Знакомство с разнообразием брюхоногих и головоногих моллюсков.
Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.
Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа Изучение представителей отрядов насекомых.
3.Многоклеточные организмы. Хордовые (20 часов)
Тип хордовые. Класс ланцетники.
Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Лабораторная работа Изучение внешнего строения птиц.
Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация видеофильма.
4. Эволюция строения и функций органов и их систем. (14 часов) Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
Лабораторные работы
Изучение особенностей различных покровов тела. Наблюдение за способами передвижения животных.
Наблюдение за способами дыхания животных. Наблюдение за особенностями питания животных. Знакомство с различными органами чувств у животных
5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Индивидуальное развитие животных (4ч)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции.Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.Демонстрация палеонтологических доказательств эволюцииСпособы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
6. Биоценозы (2ч)
Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсия: изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.
7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (3ч)
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Экскурсия: посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебно-методический комплекс биологии как учебной дисциплины включает комплекты документов:
- нормативно-инструктивное обеспечение преподавания учебной дисциплины «Биология»;
- программно-методическое и дидактическое обеспечение учебного предмета;
- материально-техническое обеспечение преподавания предмета.
Основные нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного предмета «Биология»:
- Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (приказ МО России №1089 от 5 марта 2004 г.);
- Типовые учебные программы курса биологии для общеобразовательных учреждений соответствующего профиля обучения, допущенные или рекомендованные МО и Н РФ;
- Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии;
- Перечень учебного оборудования по биологии для средней школы;
-Методические рекомендации по использованию регионального компонента содержания биологического образования.
Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии.
Программа учебной дисциплины является системообразующим компонентом УМК.
Остальные элементы носят в нем подчиненный характер и создаются в соответствии с программой.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
А.А.Коменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Учебник для общеобразоват. Учеб. Заведений. – М.: Дрофа, 2010. – 304 с.;
тетради с печатной основой:
В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию». 9 класс. – М.: Дрофа, 2011. – 96 с.
а также методических пособий для учителя:
1) В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику – М.: Дрофа, 2008;
2) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2007;
Учебно-методическая литература для учителя:
1) Биология. Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.В.Латюшина, В,А, Шапкина /авт.-сост. Н.И. Галушкова. – Волгоград: Учитель, 2008
2) Латюшин, В. В., Уфимцева, Г. А. Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику Латюшин В. В., Шапкин В. А. «Биология. Животные»: пособие для учителя. -М.: Дрофа, 2001.- 192 с.
Дополнительная литература для учащихся;
1. Глаголев, С. М., Беркинблит, М. Б.: Учебные материалы для учащихся УП-УШ классов. В 2 ч. - М.: МИРОС, 1997. - 432 с: ил.
2. Дольник, В. Р., Козлов, М. А. Зоология: учебник. - СПб.: Специальная литература, 1996. -240 с: ил.
3. Животные ( пер. с англ. М. Я. Беньковский и др. - М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. - 624 с: ил.
4. Красная книга Республики Татарстан - Казань Издательство «Идел-Пресс», 2006. - 832 с.
5. Латюшин, В. В., Ламехова, Е. А. Биология. Животные: рабочая тетрадь. 7 класс. - М.: Дрофа, 2010. - 176 с: ил.
6. Оливан. Зоология. Позвоночные. Школьный атлас. - М.: «Росмэн», 1998. - 88 с.
7. Секреты природы / пер. с англ. - ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 1999. - 432 с.
8. Сладкое, Н. Покажите мне их! Зоология для детей / худож. Р. Варшамов. - М.: РОСМЭН, 1994.-183 с: с ил.
Тематическое планирование курса «Биология. Животные» 7 класс
№ урока | Дата | Наименование темы урока. | Требования к уровню подготовки учащихся | Контрольные мероприятия (практ/р, лаб/р, с/р, | Материал учебника | Оснащение |
Предв. | Пров. |
Введение (2 часа) |
2 | 6.09 | Современная зоология | Называть области применения зоологических знаний Отличать животных от растений | §2 | Учебник |
Тема 1. Многообразие животных. Простейшие (2 часа) |
3 | 9.09 | Общая характеристика простейших | Определять принадлежность организмов к простейшим. Характеризовать типы простейших | Лабораторная работа №1 «Знакомство с многообразием водных простейших». | §3 | Микроскопы, портрет А. Левенгука, культура простейших, учебник |
4 | 13.09 | Простейшие. Жгутиконосцы, инфузории. | Распознавать по рисункам представителей инфузорий и жгутиконосцев. Описывать органоиды передвижения простейших. Объяснять общность происхождения животных и растений. Объяснять значение простейших в природе и в практической деятельности. | §4 | Микроскопы, портрет А. Левенгука, культура простейших, предметные и покровные стекла, пипетки |
Тема 2. Многоклеточные организмы. Беспозвоночные (23 часа) |
5 | 16.09 | Губки. Строение, роль в природе и жизни человека | Называть способы защиты от врагов Распознавать и описывать строение слоев губок Объяснять усложнение строения тела губок по сравнению с простейшими Доказывать, что губки- многоклеточные организмы. Характеризовать значение губок | §5 | Учебник, таблицы |
6 | 20.09 | Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. | Распознавать и описывать строение кишечнополостных Объяснять значение термина «кишечнополостные». Выделять сходства между губками и кишечнополостными | §6 до класса гидроидные |
7 | 23.09 | Многообразие кишечнополостных | Называть значение кишечнополостных в природе и в жизни человека. Распознавать и описывать представителей кишечнополостных. Доказывать принадлежность представителей к одному типу | §6 до конца | Влажный препарат медузы, кораллы, видеозапись движения гидры, таблицы |
8 | 27.09 | Тип Плоские черви. Белая планария. | Давать определение основным понятиям. Распознавать и описывать представителей типа Плоские черви Сравнивать строение кишечнополостных и плоских червей.. | §7 (стр.31-33) | Влажный препарат эхинококка, таблицы |
11 | 07.10 | Тип Кольчатые черви. Полихеты. | Перечислять внутренние органы различных систем. Объяснять значение полихет в природе. Распознавать и описывать представителей типа Кольчатые черви. Сравнивать строение органов кольчатых и круглых червей. | §9 | Таблицы. Влажные препараты пескожила и нереиса. |
12 | 11.10 | Тип кольчатых червей. Олигохеты. | Характеризовать роль дождевого червя в почвообразовании.. Определять принадлежность кольчатых червей к классам. | Лабораторная работа №3 «Внешнее строение дождевого червя» | §10 | Дождевые черви, листы бумаги, лупы. |
13 | 14.10 | Тип Моллюски. | Распознавать и описывать животных типа Моллюски. Выделять особенности внешнего строения моллюсков. Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей. | Лабораторная работа №4 «Внешнее строение моллюсков разных классов» | §11 | Таблицы, раковины моллюсков. |
14 | 18.10 | Многообразие моллюсков. | Определять принадлежность моллюсков к классам. Объяснять значение в природе и в жизни человека. Выявлять приспособления моллюсков к среде обитания. Сравнивать по плану двустворчатых и брюхоногих моллюсков. | §12 | Живые ахатины, прудовики, катушки, беззубка |
15 | 21.10 | Тип Иглокожие. Особенности строения и жизнедеятельности. | Узнавать по рисункам представителей иглокожих. Описывать строение иглокожих в природе. Объяснять приспособления иглокожих к среде обитания. Находить черты сходства иглокожих и кишечнополостных животных. | §13 | Морские звезды, таблицы |
16 | 25.10 | Тип Членистоногие. Ракообразные, их строение. | Распознавать животных типа Членистоногих, класса ракообразных Распознавать и описывать внешнее строение членистоногих класса ракообразных Выделять особенности строения ракообразных. Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни.. | Лабораторная работа № 5 «Знакомство с ракообразными » | §14 (стр.56-58 до паукообразных) | Таблицы, коллекции членистоногих, живые дафнии, циклопы, скелеты рака речного |
17 | 28.10 | Класс паукообразные, их строение. Клещи. | Перечислять роль в природе и жизни человека. Доказывать принадлежность паукообразных к Типу Членистоногие Определять принадлежность членистоногих к классам. Объяснять значение в природе и в жизни человека. Выявлять приспособления пауков к наземной среде обитания. Сравнивать по плану членистоногих разных классов. | §14 (стр.59-62 ) | Коллекции членистоногих разных классов. Иллюстрации с изображениями паукообразных. |
18 | 01.11 | Обобщение по классу ракообразные, паукообразные. | Распознавать животных класса ракообразных, паукообразные Распознавать и описывать внешнее строение ракообразных. паукообразные Выделять особенности строения ракообразных. паукообразные Объяснять роль ракообразных и паукообразные в природе и в жизни человека .. | Коллекции членистоногих разных классов. Иллюстрации с изображениями паукообразных.ракообразных |
19 | 11.11 | Класс Насекомые. Общая характеристика и значение. | Перечислять роль в природе и жизни человека. Доказывать принадлежность паукообразных к Типу Членистоногие Определять принадлежность членистоногих к классам. Объяснять значение в природе и в жизни человека. Выявлять приспособления пауков к наземной среде обитания. Сравнивать по плану членистоногих разных классов. | Лабораторная работа №6 «Изучение представителей отрядов насекомых.» | §15 | Коллекции насекомых разных отрядов |
20 | 15.11 | Отряды насекомых. Тараканы, прямокрылые., | Распознавать и описывать представителей отрядов таракановые. прямокрылые.. Определять принадлежность к отряду, классу, типу Объяснять название «прямокрылые», «таракановые». Характеризовать роль в природе и жизни человека.. | §16 до уховёрток | Коллекции насекомых отряда таракановые, прямокрылые. |
21 | 18.11 | Отряды насекомых. Уховёртки, подёнки. | Распознавать и описывать представителей отрядов уховёртки, подёнки..» Определять принадлежность к отряду, классу, типу Объяснять название «уховёртки, подёнки..» Характеризовать роль в природе и жизни человека. | §16 до конца | Коллекции насекомых отряда уховёртки, подёнки. |
23 | 25.11 | Отряды насекомых. Жуки, вши. | Распознавать и описывать представителей отряда жуков, вшей. Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по их охране. Объяснять название «жесткокрылые». Характеризовать роль в природе и жизни человека. Определять принадлежность к отряду, классу, типу. | §17 до конца | Коллекции насекомых отряда жуки, вши. |
24 | 29.11 | Отряды насекомых. Бабочки. | Распознавать и описывать представителей отрядов. Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по их охране. Определять принадлежность к отряду, классу, типу. Объяснять роль в природе и жизни человека. Предлагать меры борьбы с насекомыми- вредителями растений и переносчиками заболеваний человека. | §18 (стр.77-81 до равно-крылых) | Коллекции. Таблицы, микроскопы, готовые микропрепараты |
25 | 02.12 | Отряды насекомых. Равнокрылые, двукрылые, блохи. | Распознавать и описывать представителей отрядов. Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по их охране. Определять принадлежность к отряду, классу, типу. Объяснять роль в природе и жизни человека. Предлагать меры борьбы с насекомыми- вредителями растений и переносчиками заболеваний человека. | §18 до конца | Коллекции. Таблицы, микроскопы, готовые микропрепараты |
26 | 06.12 | Отряды насекомых. Перепончатокрылые насекомые. Муравьи, пчёлы. | Определять принадлежать к отряду, классу, типу. Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по их охране. Объяснять роль в природе и жизни человека. Объяснять, почему пчёл и муравьев называют общественными насекомыми. | §19 | Коллекции. Таблицы, микроскопы, готовые микропрепараты |
27 | 09.12 | Обобщение по теме «Членистоногие» | Определять принадлежать к типу членистоногих. Приводить примеры редких и охраняемых видов членистоногих и описывать меры по их охране. Объяснять роль в природе и жизни человека. | Повторить особеннос-ти членисто-ногих | Коллекции членистоногих. Таблицы, микроскопы, готовые микропрепараты |
Тема 3. Многоклеточные организмы. Хордовые (20 часов) |
28 | 13.12 | Общая характеристика хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. | Распознать животных типа Хордовых. Выделять особенности строения ланцетника для жизни воде. Объяснять роль в природе и жизни человека. Доказывать усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями. | §20 до подтипа бесчерепных | Изображения ланцетника, таблицы. |
29 | 16.12. | Подтип черепные или позвоночные. Класс круглоротые. | Называть органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде. Распознавать и описывать внешне строение и особенности передвижения. Выделять особенности строения круглоротых. | §20 до конца |
30 | 20.12 | Позвоночные. Классы рыбы. | Называть органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде. Распознавать и описывать внешне строение и особенности передвижения. | Лабораторная работа №7 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы» | §21 | Таблицы рыбы. |
31 | 23.12 | Класс хрящевые рыбы. | Распознавать и описывать представителей хрящевых рыб. Доказывать родство хрящевых рыб с ланцетниками. Выявлять приспособленность хрящевых рыб | §22 | Таблицы хрящевые рыбы. |
32 | 27.12 | Многообразие костных рыб | Распознавать и описывать представителей костных рыб. Приводить примеры видов рыб, обитающих в Красноярском крае. Характеризовать по плану отряды костных рыб. Объяснять значение кистепёрых и двоякодышащих рыб для понимания эволюции животных. | §23 | Таблицы костные рыбы. |
34 | 20.01 | Многообразие земноводных. | Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространённых представителей класса. | §24 до конца | Таблицы |
35 | 24.01 | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. | Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространённых представителей класса. Выявлять особенности строения пресмыкающихся. Доказывать:
| §25 до чешуйчатых | Таблицы. Влажные препараты ужа и гадюки. Скелеты черепахи и ящерицы. |
38 | 3.02 | Отряды птиц. Страусообразные, нандуобразные, казуарообразные, гусеобразные. | Распознавать и описывать представителей отрядов птиц, обитающих в Красноярском крае. Определять принадлежность птиц к определённым отрядам. Объяснять:
| §28 | Таблицы, иллюстрации |
40 | 10.02 | Отряды птиц. Воробьинообразные, голенастые. | Распознавать и описывать наиболее распространенных представителей класса птиц. Определять принадлежность птиц к определённым отрядам. Наблюдать в природе за представителями воробьинообразных. Объяснять роль в природе и жизни человека. | §30 | Таблицы, иллюстрации, перья |
42 | 17.02 | Отряды млекопитающих: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и зайцеобразные | Определять принадлежность млекопитающих к определённым отрядам. Распознавать и описывать представителей класса млекопитающих Объяснять:
Выявлять приспособления во внешнем строении к среде обитания. | §31 до конца, §32 | Таблицы, иллюстрации, живой хомяк и ёж |
43 | 21.02 | Отряды Ластоногие, китообразные. Признаки отрядов | Определять принадлежность млекопитающих к определённым отрядам. Распознавать и описывать представителей класса млекопитающих Объяснять:
Выявлять приспособления во внешнем строении к среде обитания. | §33 до хищных | Таблицы, иллюстрации |
44 | 24.02 | Отряд Хищные. Признаки отряда. | Определять принадлежность млекопитающих к определённому отряду Распознавать и описывать представителей класса млекопитающих Объяснять:
| §33 до конца стр.175-177 | Таблицы, иллюстрации |
46 | 2.03 | Отряды Млекопитающих. Приматы. | Определять принадлежность млекопитающих к отряду. Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие. Объяснять родство человека с приматами. | §35 | Таблицы, иллюстрации, демонстрирующие признаки сходства человека с человекообразными обезьянами. |
47 | 6.03 | Обобщение по теме «Многоклеточные организмы. Хордовые» | Тестирование |
Тема 4. Эволюция строения и функций органов и их систем. Индивидуальное развитие.(14 часов) |
48 | 9.03 | Покровы тела. Функции покровов. | Называть функции покровов тела. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках строение кожи млекопитающих. Выявлять приспособления в покровах тела к среде обитания. | Лабораторная работа №9 «Изучение особенностей покровов тела» | §36 | Таблицы, обитатели живого уголка |
49 | 13.03 | Опорно - двигательная система. | Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы ОДС Называть функции ОДС, типы скелетов Выявлять усложнения в строении скелета млекопитающих. | §37 | Скелеты позвоночных, микропрепараты, дождевые черви, моллюски |
50 | 16.03 | Способы передвижения. Полости тела. | Приводить примеры животных, имеющие разные полости тела. Давать определения терминам: полость тела, первичная полость тела, вторичная полость тела. Распознавать и описывать способы передвижения животных. Выявлять приспособления организмов к передвижению. | Лабораторная работа №10 «Изучение способов передвижения у животных» | §38 | Таблицы, видеофрагменты, демонстрирующие способы передвижения |
51 | 20.03 | Органы дыхания и газообмена. | Называть пути поступления кислорода в организм животных. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы дыхания. Выявлять приспособления организмов к среде обитания. Сравнивать строение органов дыхания. | Лабораторная работа №11 «Изучение способов дыхания у животных.» | §39 | таблица «Основные ароморфозы» |
52 | 23.03 | Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии | Называть функции органов пищеварения. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы пищеварения Сравнивать строение органов пищеварения и процессы питания. Объяснять взаимосвязь строения органов пищеварения и их функций. | §40 | Таблицы |
53 | 5.04 | Кровеносная система. Кровь. | Называть функции кровеносной системы. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы кровеносной системы. Сравнивать строение органов кровеносной системы у разных групп организмов. | §41 | Таблицы, таблица «Основные ароморфозы, микроскопы, микропрепараты крови, модель сердца |
54 | 10.04 | Органы выделения. Строение. Функции. | Называть функции выделительной системы. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы выделения Выявлять приспособления организмов к среде обитания. | §42 | Таблицы, строение почки |
55 | 13.04 | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. | Называть функции нервной системы. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы нервной системы и поведение животных. Давать определение терминам: нейрон, аксон, дендрит, рефлекс, инстинкт и др. Сравнивать строение органов нервной системы. Объяснять взаимодействие между строением и функцией органов нервной системы. Выявлять приспособления с строении органов нервной системы к среде обитания. Наблюдать за поведением животных. | Лабораторная работа №12 «Изучение ответной реакции на раздражение.» | §43 | Таблицы, модели головного мозга животныз разных классов. |
56 | 17.04 | Органы чувств. Регуляция деятельности. | Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы чувств. Выявлять приспособления организмов к среде обитания. Сравнивать строение органов чувств. | Лабораторная работа №13 «Изучение органов чувств». | §44 | Таблицы, живые организмы |
57 | 20.04 | Продление рода. Органы размножения. | Называть функции органов размножения. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы размножения. Приводить примеры животных с различным типом размножения. | §45 | Таблицы |
58 | 24.04 | Способы размножения животных. Оплодотворение. | Приводить примеры:
Выявлять приспособления процесса размножения к среде обитания | §46 | Видеофрагменты, иллюстрирующие размножение разных групп животных |
59 | 27.04 | Развитие животных с превращением и без превращения. | Приводить примеры животных с развитием с метаморфозом и без метаморфоза.. Сравнивать развитие с метаморфозом и без метаморфоза. | Лабораторная работа №14 «Определение возраста у животных». | §47 | Иллюстрации |
60 | 1.05 | Периодизация и продолжительность жизни животных. | Называть периоды в жизни животных Характеризовать возрастные периоды домашних животных. | §48 | Таблицы «продолжительность жизни животных» |
61 | 4.05 | Обобщение по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем» | Рисунки, фотографии, живые объекты |
Тема 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле. (4 часа) |
62 | 8.05 | Доказательства эволюции животных. | Давать определение термину эволюция Называть доказательства эволюции, факторы эволюции Приводить доказательства эволюции животного мира, примеры действия факторов эволюции | §49 | Таблицы, доказательства эволюции, скелеты животных |
63 | 11.05 | Чарльз Дарвин о причинах эволюции | Давать определение наследственности, измен-чивости, борьбы за существоваие, отбор. Называтьпричины эволюции Приводить примеры причин эволюции | §50 | Таблицы, портрет Ч.Дарвина, рудименты, атавизмы |
64 | 15.05 | Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции | Называть основные этапы развития животного мира на Земле Выделять приспособления в строении и функциях у многоклеточных в отличие от одноклеточных организмов Объяснять роль изменений условий среды в эволюции животных. | §51 | Таблица «Система органического мира» |
65 | 18.05 | Ареалы обитания. Миграция. Закономерности размещения животных. | Называть причины миграций. Приводить примеры мигрирующих животных. Объяснять условия существования для жизнедеятельности животных. | §52 | Зоогеографическая карта мира |
Тема 6. Биоценозы . (2 часа) |
66 | 22.05 | Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды. | Давать определение понятию биоценоз. Приводить примеры биоценозов Распознавать и описывать компоненты биоценоза. Называть основные среды жизни. Описывать условия среды обитания.. Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу. Объяснять влияние среды обитания на животных. | §53, 54 | Таблицы |
67 | 25.05 | Цепи питания и поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза. | Давать определению понятиям цепь питания, пищевые связи Приводить примеры цепей питания, взаимосвязей компонентов биоценоза | §55, 56 | Схемы пищевых цепей, таблицы |
Тема 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека . (3часа) |
68 | 29.05 | Воздействие человека и его деятельности на животных. Одомашнивание животных. | Приводить примеры воздействия человека на окружающую среду. Описывать положительное и отрицательное воздействие человека на животных. Распознавать и описывать домашних животных. Приводить примеры промысловых животных. | §57, 58 | Таблицы, фотографии пород домашних животных. |
69 | Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. Сохранение и рациональное использование видов животных | Приводить примеры редких и охраняемых животных. Объяснять меры по охране животных Выделять основные признаки животных разных систематических групп. | §59,60 | Красная книга, открытки, иллюстрации |
70 | Обобщение курса «Животные» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...