Урок 9 класс
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме

 

Урок
ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ. МИТОЗ

Задачи: изучить процесс деления клетки путем митоза, показать основные этапы жизненного цикла клетки, рассмотреть фазы митоза, выявить его биологическую роль.

Элементы содержания: митоз, жизненный цикл клетки, интерфаза, профаза, метафаза, анафаза, телофаза, редупликация, хроматиды, центромера, веретено деления.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблица «Митоз»,  диск «Кирилл и Мефодий».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний учащихся.

1.Биологический диктант по теме «Обмен веществ».

Выберите правильные суждения.

1. Все живые организмы используют две формы энергии: световую и химическую.

2. Синтез каких-либо веществ происходит без затрат энергии.

3. К фототрофным организмам относят только зеленые растения.

4. Источником кислорода при фотосинтезе является вода.

5. Реакции темновой фазы обеспечиваются энергией, запасенной во время световой фазы.

6. К сапрофитам относятся растения, животные, грибы.

7. К хемоавтотрофным организмам относят нитрифицирующие и серные бактерии.

8. Паразиты  существуют  только  на  живых  организмах,  нанося  им вред. 

9. В генетическом коде каждому виду аминокислоты соответствует только один триплет (кодон).

10. Существует всего 20 видов тРНК (по количеству аминокислот).

11. Процесс трансляции происходит в ядре клетки.

12. Все рибосомы, синтезирующие один и тот же белок и находящиеся на одной и-РНК, образуют полисому.

13. В каждой клетке реализуется только часть генетической информации, содержащейся в ее генах.

14. В процессе трансляции т-РНК присоединяется к участку иРНК и притягивает к нему аминокислоту.

15. При биосинтезе белка энергия в виде АТФ на одних этапах расходуется, на других – выделяется.

Ответ записывается в виде волнистой линии:

                                    1     2     3     4    5     6     7     8     9    10     11   12    13     14     15

Верно

image

Неверно

 

2. Выполнить задание у доски:

 2.1)Последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка следующая: ФЕН – ГЛУ – МЕТ. Определите, пользуясь таблицей генетического кода, возможные триплеты ДНК, которые кодируют этот фрагмент белка.

2.2) Установите правильную последовательность процессов энергетического

обмена.

А) синтез 36 молекул АТФ

Б) расщепление полисахаридов до моносахаридов

В) поступление веществ в митохондрии

Г) бескислородное расщепление глюкозы

Д) образование пировиноградной кислоты.

2.3)Установите соответствие между признаком и органоидом клетки, для

которого он характерен.

ПРИЗНАК ОРГАНОИДА

А) состоит из двух субъединиц                                                          1) лизосома

Б) имеет мембрану                                                                               2) рибосома

В) участвует в синтезе белков

Г) обеспечивает расщепление липидов

Д) размещается преимущественно на каналах ЭПС

Е) размещается только в цитоплазме.

3. Работа по карточкам (3 ученика).

III. Изучение нового материала.

Размножение – важнейшая функция живых организмов, которая обеспечивает сохранение видов в ряду поколений. К размножению способны все без исключения живые организмы – от бактерий до млекопитающих. Молекулярная сущность этого процесса выражается в уникальной способности ДНК к самоудвоению молекул.

Жизненный цикл клеткипоследовательность всех процессов, происходящих в клетке с момента ее возникновения до следующего деления или гибели

 

Жизненный цикл клетки

image

1. Подготовка к делению (накопление необходимых веществ, удвоение хромосом).

2. Деление (митоз, мейоз).

3. Период покоя (интерфаза).

А. Специализация клетки (часто ведет к утрате способности к делению).

Основным способом деления клетки является митоз.

Митознепрямое деление ядра клетки и ее тела, в результате которого увеличивается количество клеток с равномерно распределенным генетическим материалом.

Митозтип  деления  клетки,  при  котором  образуются дочерние клетки с таким же набором хромосом, как у материнской клетки

 

Митоз искусственно разделяют на четыре стадии: профазу, метафазу, анафазу и телофазу.

Между двумя митозами ядро находится в стадии покоя (интерфаза). 

В период интерфазы в клетке осуществляются процессы биосинтеза, происходит рост клетки, образование веществ, подавляющих или стимулирующих метаболические процессы и циклы деления.

Фазы митоза

Фаза

Процессы

I. Профаза

image

1. Хромосомы спирализуются, в результате чего становятся видимыми. Каждая хромосома состоит из двух хроматид.

2. Ядерная мембрана и ядрышко разрушаются.

3. Центриоли удваиваются и расходятся к полюсам клетки

II. Метафаза

image

4. Хромосомы располагаются по экватору клетки, образуется веретено деления

III. Анафаза

image

5. Центромеры делятся, и хроматиды (дочерние хромосомы) расходятся к полюсам клетки
с помощью нитей веретена деления

IV. Телофаза

image

6. Хромосомы, собравшиеся у полюсов, деспира-
лизуются, формируется ядерная мембрана.

7. Исчезает веретено деления, происходит деление цитоплазмы (цитокенез). Образуются две
дочерние клетки

 

Весь процесс митоза занимает в большинстве случаев от 1 до 2 часов. Однако  частота  митоза  в  разных  тканях  и  у  разных  видов различна. Например, в красном костном мозге человека, где каждую секунду образуется 10 млн эритроцитов, в каждую секунду должно происходить 10 млн митозов.

Значение митоза:

– митотическое деление клеток приводит к увеличению их числа, обеспечивая процессы роста функционирующего живого организма;

– обеспечивает замещение клеток истощенных или поврежденных тканей. У человека постоянно заменяются клетки кожи, эпителия кишечника и легких, клетки крови;

– при этом процессе сохраняется набор хромосом. Дочерние клетки имеют идентичные наборы хромосом и функционируют как гармоничная часть ткани, органа, организма;

– у низших организмов служит механизмом бесполого размножения, при котором появляется потомство, идентичное родителям.

IV. Закрепление изученного материала.

Беседа по вопросам:

1. В чем заключается биологическое значение митоза?

2. Какие фазы включает в себя митоз?

3. Что происходит в интерфазе:

    А) в покое;

    Б) при подготовке клетки к делению?

Домашнее задание: § 2.14 (повторить раздел III «Клеточный уровень»)

 

Карточка 1.  Фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов:  ТАЦЦЦТЦАЦТТГ. Определите последовательность нуклеотидов на  иРНК, антикодоны соответствующих тРНК и аминокислотную

последовательность соответствующего фрагмента молекулы белка,

используя таблицу генетического кода.

 

 

 

Карточка 2. Установите правильную последовательность процессов, протекающих при   фотосинтезе.

А) образование АТФ

Б) возбуждение хлорофилла светом

В) усвоение углекислого газа

Г) синтез глюкозы.

 

Карточка 3. Выполните тестовое задание

1. Биологическое окисление оргаических веществ отличается от их горения тем, что:

а) часть энергии превращается в теплоту, а часть — в АТФ

б) вся выделяющаяся энергия запасается в виде АТФ

в) энергия выделяется быстро и вся сразу

г) энергия выделяется медленно и постепенно

2. Биологическое окисление органи-ческих веществ и их горение сходны тем, что в обоих случаях:

а) выделяется теплота б) выделяется Н2О в) выделяется СО2 г) синтезируется АТФ

3. Расщепление каких молекул дает энергию для синтеза АТФ в митохондриях?

а) пировиноградной кислоты б) глюкозы в) простых сахаров, жирных кислот

г) воды

4. В митохондриях синтез АТФ осуществляется в:

а) гранах г) наружной б) матриксе мембране в) кристах

5. АТФ расщепляется и выделяет энергию, главным образом, в:

а) матриксе митохондрий б) кристах митохондрий в) наружной мембране митохондрий

г) цитоплазме клетки

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_9.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок
ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ. МИТОЗ

Задачи: изучить процесс деления клетки путем митоза, показать основные этапы жизненного цикла клетки, рассмотреть фазы митоза, выявить его биологическую роль.

Элементы содержания: митоз, жизненный цикл клетки, интерфаза, профаза, метафаза, анафаза, телофаза, редупликация, хроматиды, центромера, веретено деления.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблица «Митоз»,  диск «Кирилл и Мефодия».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний учащихся.

1.Биологический диктант по теме «Обмен веществ».

Выберите правильные суждения.

1. Все живые организмы используют две формы энергии: световую и химическую.

2. Синтез каких-либо веществ происходит без затрат энергии.

3. К фототрофным организмам относят только зеленые растения.

4. Источником кислорода при фотосинтезе является вода.

5. Реакции темновой фазы обеспечиваются энергией, запасенной во время световой фазы.

6. К сапрофитам относятся растения, животные, грибы.

7. К хемоавтотрофным организмам относят нитрифицирующие и серные бактерии.

8. Паразиты  существуют  только  на  живых  организмах,  нанося  им вред.  

9. В генетическом коде каждому виду аминокислоты соответствует только один триплет (кодон).

10. Существует всего 20 видов тРНК (по количеству аминокислот).

11. Процесс трансляции происходит в ядре клетки.

12. Все рибосомы, синтезирующие один и тот же белок и находящиеся на одной иРНК, образуют полисому.

13. В каждой клетке реализуется только часть генетической информации, содержащейся в ее генах.

14. В процессе трансляции тРНК присоединяется к участку иРНК и притягивает к нему аминокислоту.

15. При биосинтезе белка энергия в виде АТФ на одних этапах расходуется, на других – выделяется.

Ответ записывается в виде волнистой линии:

                               1     2     3     4    5     6     7     8     9    10     11   12    13     14     15

Верно

Неверно

2. Выполнить задание у доски:

 2.1)Последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка следующая: ФЕН – ГЛУ – МЕТ. Определите, пользуясь таблицей генетического кода, возможные триплеты ДНК, которые кодируют этот фрагмент белка.

2.2) Установите правильную последовательность процессов энергетического

обмена.

А) синтез 36 молекул АТФ

Б) расщепление полисахаридов до моносахаридов

В) поступление веществ в митохондрии

Г) бескислородное расщепление глюкозы

Д) образование пировиноградной кислоты.

2.3)Установите соответствие между признаком и органоидом клетки, для

которого он характерен.

ПРИЗНАК ОРГАНОИДА

А) состоит из двух субъединиц                                                          1) лизосома

Б) имеет мембрану                                                                               2) рибосома

В) участвует в синтезе белков

Г) обеспечивает расщепление липидов

Д) размещается преимущественно на каналах ЭПС

Е) размещается только в цитоплазме.

3. Работа по карточкам ( 3 ученика).

III. Изучение нового материала.

Размножение – важнейшая функция живых организмов, которая обеспечивает сохранение видов в ряду поколений. К размножению способны все без исключения живые организмы – от бактерий до млекопитающих. Молекулярная сущность этого процесса выражается в уникальной способности ДНК к самоудвоению молекул.

Жизненный цикл клетки – последовательность всех процессов, происходящих в клетке с момента ее возникновения до следующего деления или гибели

Жизненный цикл клетки

1. Подготовка к делению (накопление необходимых веществ, удвоение хромосом).

2. Деление (митоз, мейоз).

3. Период покоя (интерфаза).

А. Специализация клетки (часто ведет к утрате способности к делению).

Основным способом деления клетки является митоз.

Митоз непрямое деление ядра клетки и ее тела, в результате которого увеличивается количество клеток с равномерно распределенным генетическим материалом.

Митоз  тип  деления  клетки,  при  котором  образуются дочерние клетки с таким же набором хромосом, как у материнской клетки

Митоз искусственно разделяют на четыре стадии: профазу, метафазу, анафазу и телофазу.

Между двумя митозами ядро находится в стадии покоя (интерфаза).  

В период интерфазы в клетке осуществляются процессы биосинтеза, происходит рост клетки, образование веществ, подавляющих или стимулирующих метаболические процессы и циклы деления.

Фазы митоза

Фаза

Процессы

I. Профаза

1. Хромосомы спирализуются, в результате чего становятся видимыми. Каждая хромосома состоит из двух хроматид.

2. Ядерная мембрана и ядрышко разрушаются.

3. Центриоли удваиваются и расходятся к полюсам клетки

II. Метафаза

4. Хромосомы располагаются по экватору клетки, образуется веретено деления

III. Анафаза

5. Центромеры делятся, и хроматиды (дочерние хромосомы) расходятся к полюсам клетки
с помощью нитей веретена деления

IV. Телофаза

6. Хромосомы, собравшиеся у полюсов, деспира-
лизуются, формируется ядерная мембрана.

7. Исчезает веретено деления, происходит деление цитоплазмы (цитокенез). Образуются две
дочерние клетки

Весь процесс митоза занимает в большинстве случаев от 1 до 2 часов. Однако  частота  митоза  в  разных  тканях  и  у  разных  видов различна. Например, в красном костном мозге человека, где каждую секунду образуется 10 млн эритроцитов, в каждую секунду должно происходить 10 млн митозов.

Значение митоза:

– митотическое деление клеток приводит к увеличению их числа, обеспечивая процессы роста функционирующего живого организма;

– обеспечивает замещение клеток истощенных или поврежденных тканей. У человека постоянно заменяются клетки кожи, эпителия кишечника и легких, клетки крови;

– при этом процессе сохраняется набор хромосом. Дочерние клетки имеют идентичные наборы хромосом и функционируют как гармоничная часть ткани, органа, организма;

– у низших организмов служит механизмом бесполого размножения, при котором появляется потомство, идентичное родителям.

IV. Закрепление изученного материала.

Беседа по вопросам:

1. В чем заключается биологическое значение митоза?

2. Какие фазы включает в себя митоз?

3. Что происходит в интерфазе:

    А) в покое;

    Б) при подготовке клетки к делению?

Домашнее задание: § 2.14 (повторить раздел III «Клеточный уровень»).

Задание 1. Последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка следующая: ФЕН – ГЛУ – МЕТ. Определите, пользуясь таблицей генетического кода, возможные триплеты ДНК, которые кодируют этот фрагмент белка.

Задание 2.  Установите правильную последовательность процессов энергетического  обмена.

А) синтез 36 молекул АТФ

Б) расщепление полисахаридов до моносахаридов

В) поступление веществ в митохондрии

Г) бескислородное расщепление глюкозы

Д) образование пировиноградной кислоты.

Задание 3.Установите соответствие между признаком и органоидом клетки, для

которого он характерен.

ПРИЗНАК ОРГАНОИДА

А) состоит из двух субъединиц                                                          1) лизосома

Б) имеет мембрану                                                                               2) рибосома

В) участвует в синтезе белков

Г) обеспечивает расщепление липидов

Д) размещается преимущественно на каналах ЭПС

Е) размещается только в цитоплазме.

Задание 4.  Фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов:  ТАЦЦЦТЦАЦТТГ. Определите последовательность нуклеотидов на  иРНК, антикодоны соответствующих тРНК и аминокислотную

последовательность соответствующего фрагмента молекулы белка,

используя таблицу генетического кода.

Задание5. Установите правильную последовательность процессов, протекающих при   фотосинтезе.

А) образование АТФ

Б) возбуждение хлорофилла светом

В) усвоение углекислого газа

Г) синтез глюкозы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Класс Земноводные, происхождение, особенности строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных.

Цель  урока: дать общую, полную характеристику класса Земноводных, особенности их происхождения, строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных, имеющих определенные приспособления к...

План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....

Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»

Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....

Технологическая карта урока биологии. Тема урока «Класс Земноводные. Общая характеристика земноводных».

Ознакомление  учащихся с информацией о представителях класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строен...

План – конспект урока по истории России. Тема: «Петр I: чудо или чудовище?» (интерактивный урок) Класс: 7

План – конспект урока по истории России.Тема: «Петр I: чудо или чудовище?» (интерактивный урок)Класс: 7     Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская ги...

К уроку Класс Пресмыкающиеся Рабочий лист для учащихся к уроку.doc

К уроку Класс Пресмыкающиеся Рабочий лист для учащихся к уроку.doc...

К Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc

Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.  Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc...