Технологическая карта урока биологии. Тема урока «Класс Земноводные. Общая характеристика земноводных».
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Сиротина Галина Викторовна

Ознакомление  учащихся с информацией о представителях класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строения на примере лягушки прудовой, значением в природе и жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog_karta_po_zemnovodn.docx35.05 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии

Тема урока «Класс Земноводные. Общая характеристика земноводных».

Класс: 7

Учитель биологии

Тип урока: комбинированный

 Цели по содержанию:

обучающие:  ознакомление  учащихся с информацией о представителях класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строения на примере лягушки прудовой, значением в природе и жизни человека.

развивающие:  развитие  у учащихся умения планировать свою деятельность, умение действовать по образцу, развитие исследовательских умений.

воспитывающие:  формирование  у учащихся  мотивации  к  обучению и познавательной деятельности, бережного отношения к природе.

Планируемые  результаты учебного занятия:

Предметные:  

знать – особенности внешнего строения и развития земноводных.

уметь –  отличать по внешнему строению и развитию земноводных  от других представителей Типа Хордовых.

Метапредметные:

регулятивные:  умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка.

коммуникативные: умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы.

познавательные:  умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение.

Личностные:  сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию.

Используемая технология: ИКТ, проблемное обучение, смысловое чтение, технология обучения в сотрудничестве.

Информационно-технологические ресурсы:  учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, презентация к уроку.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Создать  благоприятный психологический настрой на работу

Организационный момент.

Приветствует уч-ся, проверяет готовность к уроку, выявляет отсутствующих. Преобладает фронтальная форма работы.

Приветствуют учителя, сообщают отсутствующих. Деятельность учащихся мотивационная.

Приветствие учителя. Просмотр  презентации. Формулируют предполагаемую тему урока. Какие цели на уроке будут решаться.

Личностные УУД 

Уметь смотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность, Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

этап актуализации и пробного учебного действия;

Актуализация опорных знаний и способов действий

Входной контроль

Цель: определить исходный уровень знаний на основе повторения темы: «Внутреннее строение Надкласса Рыбы».  

Повторим предыдущий материал.

Задание (приложение №1)

Воспроизводят имеющиеся знания о внутреннем строении земноводных.

Синтезируют имеющиеся знания и применяют их для сравнения.

Познавательные УУД. Уметь приводить доказательства фактов.

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме

этап выявления места и причины затруднения;

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

Цель: В ходе урока вы должны познакомиться с характерными признаками земноводных основных отрядов и их многообразием.

Предлагает спланировать работу на уроке.

Презентация к уроку (кроссворд).

Формулируют тему урока,  цель урока. Планируют свою работу на уроке

Регулятивные УУД

Умение ставить цель, планировать деятельность

этап построения проекта выхода из затруднения;

Включение учащихся в целенаправленную деятельность

Организует деятельность учащихся:

В учебнике на стр.  189  изучите материал о внешнем строении земноводных, изучите схемы, иллюстрации в учебнике. 

Организует работу учащихся с рабочей тетрадью Лабораторная работа «Внешнее строение лягушки» (Биология: 7 класс: рабочая тетрадь  для учащихся общеобразовательных учреждений/Многообразие живых организмов/В.Б. Захаров, Н.И. Сонин; - М.: Дрофа, 2014. – 143.

задание №1.

Во время работы учащихся, по мере  необходимости, учитель отвечает на вопросы учащихся, помогает с выполнением задания.

Работают с текстом, иллюстрациями, схемами в  учебнике.

В рабочей тетради выполняют лабораторную работу

Познавательные УУД.

Умение работать с информацией, смысловое чтение. Выполнение учебно-практической задачи. Коммуникативное УУД. Формируются навыки активного слушания и умение выделять главное из устного сообщения.

этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы:

Ответьте на вопросы в конце параграфа.

Учитель предлагает учащимся изучить материал, для заполнения таблицы в  рабочей тетради (Биология: 7 класс: рабочая тетрадь  для учащихся общеобразовательных учреждений/Многообразие живых организмов/В.Б. Захаров, Н.И. Сонин; - М.: Дрофа, 2014. – 143.

на стр.109

 задание №2

Во время работы учащихся, по мере  необходимости, учитель отвечает на вопросы учащихся.

Работают с текстом, иллюстрациями, схемами в  учебнике. Устанавливают соответствие между текстом и иллюстрациями.

Изучают текст учебника, анализируют информацию,  делают записи в тетради.

Познавательные УУД.

Умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать.

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов.  Умение работы  в паре (общение).

этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Выходной контроль:

Цель: проверить усвоение материала о особенности строении лягушки, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных животных.

Предлагает учащимся задания для самостоятельной работы:

Базовый уровень:

Вариант№1

1.Форма тела:

а) тело обтекаемое, сплющено с боков;.

б) тело короткое, голова без видимых границ переходит в туловище.

2.Покровы тела:

а)кожа голая влажная;

б) тело покрыто чешуёй и слизью.

3. Органы движения:

а) имеются парные и непарные плавники, хвост;

б) имеются 2пары конечностей (задние конечности имеют стопы с перепонками между пальцев), хвоста нет.

4.Органы дыхания:

а) имеются жабры;

б) жабры отсутствуют.

5. Органы чувств:

а) имеются ноздри, глаза без век;

б) имеются ноздри, барабанные перепонки, глаза выпучены с кожистыми веками.

Вариант №2

Ответить на вопросы:

1)Какие особенности строения лягушки позволяют ей жить в воде?

2)Какие особенности строения лягушки позволили ей выйти на сушу?

3)Оплодотворение икры происходит:

а) в воде

б) на суше

в) как в воде, так и на суши (у немногих видов.

Повышенный уровень:

1) Составьте цепочку (сеть) питания с участием земноводных (например, жабы, лягушки):

Капуста -- ----  жаба.

2) Как вы думаете, под каким углом прыгает лягушка? Почему?

3)Выскажите ваше мнение, в чём выражается приспособленность лягушки к жизни на скше и в воде. Как вы понимаете её относительный характер? Какие прогрессивные изменения произошли у земноводных в ходе эволюции?

Выполняют  самостоятельно тест. Проверяют по ключам ответы теста. Выставляют оценку за выполненную работу  (в соответствии с критериями), затем  осуществляют взаимооценивание.

При выполнении заданий базового уровня переходят к заданиям повышенного уровня.

Познавательные УУД.

Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.

Регулятивные УУД

Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

Коммуникативное УУД. Умение работы  в паре (общение).

этап включения в систему знаний и повторения;

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Для коррекции полученных результатов в предыдущем этапе ребятам предлагаются задания базового и повышенного  уровня сложности.

Выполняют предложенные задания. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку (по предложенным ключам)

Познавательные УУД.

Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.

Регулятивные УУД

Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

Коммуникативное УУД. Умение работы  в паре (общение), владение устной и письменной речью

информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Задаёт домашнее задание учащимся, которые выполнили задание только базового уровня, и допустили серьёзные ошибки в заданиях повышенного уровня.

В соответствие с оценкой запишите домашнее задание в дневник:

оценка

Дифференцированное домашнее задание

«5»

Прочитать стр. 189-199 Придумать сказку, стихотворение о земноводных.  

«4»

Прочитать § стр.189-199, составить кроссворд

«3» и «2»

выучить § 189-199.

Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы.

этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Учитель организует рефлексию:

  Обсуждает с учащимися выставленные ими оценки и корректирует  оценку учащихся.

Объявляют  выставленную ими оценку.

Задают вопросы учителю.

Личностные УУД 

Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, задать вопрос.

Регулятивные УУД

Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки

Приложение №1

№ п/п

Характеристика

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

1

Особенности  тела

Уплощено с боков

Костной чешуёй

Слизь

2

Части скелета

Череп

Позвоночник, рёбра

Парные плавники

3

Органы пищеварительной системы

Желудок

Пищеварительные железы

 Плавательный пузырь

4

Особенность кровообращения

Имеются круги кровообращения

Разделение сердца на отделы

Холоднокровность

5

Структуры, участвующие в нервной деятельности организма

Периферическая нервная система

Органы чувств

Центральная нервная система

Фронтальный письменный опрос

1. Каково биологическое значение тех особенностей покровов тела, которые указаны в строке 1 вашего варианта?

2.. Каковы функции частей скелета, указанных в строке 2 вашего варианта?

3. Назовите особенности органов пищеварения, указанных в строке 3 вашего варианта.

4. Какой вид у рыб имеет особенность, указанная в строке 4 вашего варианта, и каково ее значение для жизни в водной среде?

5. Каково биологическое значение структур, указанных в строке 5 вашего варианта?

Фронтальный устный опрос

1. Расскажите о строении тех особенностей покровов тела рыбы, которые указаны в строке 1 вашего варианта.

2. Какими костями образованы части скелета, указанные которые указаны в строке 2 вашего варианта?

3. Каково значение органов пищеварительной системы, указанных и строке 3 вашего варианта?

4. Сравните насекомых и рыб по той особенности кровообращения, которая указана в строке 4 вашего варианта, и выявите различия.

5. Какими органами представлены структуры, указанные в строке5 вашего варианта?


Найдите ошибки в тексте и исправьте их.

У лягушки выпуклые глаза, их прикрывают верхние веки с ресницами. Тело лягушки покрыто слизью, что предохраняет кожу от высыхания. Окраска у лягушек яркая, привлекающая насекомых, которыми они питаются. Ограничивающим фактором в размножении лягушек является вода.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок биологии 7 класс "Класс Птицы. Общая характеристика"

Презентация к уроку 7 класса содержит информационный и иллюстративный материал об особенностях строения птиц, связанных с полётом. Рассматриваются  особенности жизнедеятельности, обмена веществ. ...

Технологическая карта урока. Методическя разработка урока по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"

Разработка технологической карты урока биологии 7 класса по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"...

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе".

Представлена технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе", согласно ФГОС нового поколения....

Биология 7 класс. Тема урока: "Класс Насекомые Общая характеристика, особенности строения"

Биология 7 класс Тема урока "Класс Насекомые.Общая характеристика, особенности строения" Методическая разработка урока....

Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"

Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник...

Технологическая карта урока "Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика

Технологическая карта позволит организавать самостоятельное изучение и закрепление урока в дистанционной форме...