Главные вкладки

    Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе".
    план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

    Представлена технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе", согласно ФГОС нового поколения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Биология - наука о живой природе. 22.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    5 класс

    Учитель: Малков Д.И.

    Тема: Биология – наука о живой природе.

    Тип урока: урок “открытия” нового знания.

    Цели урока:

    Деятельностная: создание условий для формирования у обучающихся способности к открытию новых знаний через работу с текстом учебника, иллюстрациями, знакомства с учебником и его методическим аппаратом, поиска решений проблемных вопросов, через сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

    Образовательная: формирование представлений о биологии как науки, биологических дисциплинах, биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества.

    Задачи:

    Образовательная: учить обучающихся составлять план к тексту параграфа, делить текст на части (смысловые единицы), выделять главное, существенное в части текста, составлять рассказ по плану, задавать вопросы к тексту, работать с иллюстрациями, схемами.

    Развивающая: развивать общеучебные компетенции:

    Коммуникативные: (владение всеми видами речевой деятельности и основам культуры устной речи).

    Интеллектуальные: (анализ, оценивание, классификация, обобщение).

    Информационные: (умение извлекать информацию из текста учебника, применять).

    Организационные: (умение формулировать цель деятельности, планировать ее достижение, осуществлять самооценку).

    Воспитательные: воспитывать обучающихся через погружение в содержание текста учебника.

    Планируемые результаты обучения:

    Предметные: обучающиеся имеют представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества; усвоили понятия “биология”, “биосфера”, “экология”.

    Метапредметные: формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты,   использовать речевые средства, умение работать с разными источниками биологической информации.

    Личностные: формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.

    Основные понятия урока: биология, биосфера, экология.

    Методы:

    Основной: наглядные (работа с учебником, рисунками, таблицами), словесные (беседа, диалог, рассказ), практические (поиск информации, работа с рисунками)

    Дополнительные: частично – поисковый.

    Основные вопросы: что изучает биология, значение биологии.

    Средства обучения:

    1. Учебник Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. М.: Дрофа, 2012;
    2. Рабочая тетрадь к учебнику;
    3. Оценочный лист.

    Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.

    Ход урока 

    Этап урока

    Содержание, деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД Планируемые результаты ( К- коммуникативные, Л-личностные, П-познавательные, Р-регулятивные)

    Формы организации урока

    I.Актуализация знаний

    Беседа учителя с обучающимися о биологии как науке, о жизни, о разнообразии живых организмов.

    1) Обратите внимание на доску, прочитайте высказывание:

    “Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное”. (Н.И. Пирогов)

    Задание на экране

    Объясняют смысл, данного высказывании, мысленно связывают его со своей деятельностью на уроке.

    2. Осуществляют поиск информации в учебнике. 3. Обсуждают ответ, оформляют свои мысли в устной речи.

    Л: оценивают ситуации

    К: слушают собеседника и вступают с ним в диалог

    Фронтальная

    2) Выделите естественные тела живой природы:

    1.Живая природа; 2. Неживая природа; А. Вода; Б. Животные; В. Бактерии; Г. Горные породы; Д. Грибы; Е. Воздух; Ж. Растения; З.Тепло; И.Почва.

    Учитель слушает учащихся, записывает на доске ответы 5 учеников из каждой пары, открывает правильные ответы:  1. Б, В, Д, Ж

    Обучающиеся по очереди объявляют ответы.

    П: выбирают основания для классификации объектов

    К: доносят свою позицию до других владея монологической речью; слушают собеседника и вступают с ним в диалог

    В парах

    3) Вопрос: назовите признаки, по которым выделили тела живой природы.

    Ответ: раздражимость, обмен веществ, размножение, клеточное строение.

     

     

    4) Вопрос: назовите науку, которая изучает жизнь.

    Ответ: Биология

    Учащиеся отвечают на   вопрос.

     

     

    II. Знакомство обучающихся с особенностями учебника, его методическим аппаратом и правилами работы с ним

    Учитель знакомит с особенностями учебника, его методическим аппаратом и правилами работы с ним.

    Учащиеся слушают учителя, изучают структуру учебника,  задают вопросы учителю.

    К: слушают собеседника и вступают с ним в диалог, задают вопросы

    Фронтальная

    III. Изучение нового материала

    1. Целепологание

      Вопросы:

    1. Что такое биология?
    2. Назовите тему нашего урока.
    3. Сформулируйте цель урока.

    Биология – это наука о жизни.

    Биология – наука о живой природе

    Изучить, что изучает наука биология, определить значение биологических знаний в современной жизни.

    Р: определяют цели деятельности

    К: принимают, сохраняют цели и следуют им в учебной деятельности; составляют отзыв на ответ одноклассника.

    Фронтальная

    2. Биологические дисциплины.

    Объяснение учителя “биологические дисциплины” рисунок 1, с.6 учебника

    Рассматривают рисунок 1, с.6, слушают учителя.

    П: учатся считывать информацию со схемы;

    В группах

    3. Введение и отработка понятий “биология”, “биосфера”, “экология”.

    6) Выполните задание №1, с.4 в рабочей тетради (на печатной основе). Найдите в тексте учебника с.6 понятия, указанные ниже и закончите предложения
    7) Прочитайте текст на с.7, составьте план, используя инструкцию “Требования к составлению плана параграфа” с.18 учебника. Опиши устно по плану строение биосферы, используя рис.2, с.7

    Читают текст, выписывают понятия в тетрадь

    Читают текст, составляют план, записывают в тетради, используя план, рис.2 с.7 готовят рассказ

    П: осуществляют поиск информации;

    П: осуществляют поиск информации; составляют простой план

    К: готовят устный рассказ;

    Р: работают по инструкции

    В парах

    4.Значение биологических знаний в жизни человека.

    8).Рассмотрите рис 3, с.8, ответьте на вопрос: что будет, если человек лишится биологических знаний…..

     

    Выдвигают предположения,

    Приводятся факты, которые можно найти в тексте, рисунке, личного опыта.

    П: выдвигают гипотезы и их обосновывают;

    К: выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

    Индивидуальная

    Фронтальная беседа с использование рисунка 3 учебника

    IV. Закрепление

    Учитель совместно с обучающимися подводит итоги урока. Биология – это наука, которая изучает жизнь. Биологические знания помогают человеку лечить и предупреждать болезни, сохранять и улучшать условия жизни.

    Объясни:
    Экология – это…, Биосфера - это ….
    Биология – это…
    Учитель выставляет оценки, называет отличившихся обучающихся.

    Учащиеся выполняют упражнение.

     

    П: мысленное воспроизведение понятий.

    К: оформляют свои мысли в устной форме.

    Л: подводят итоги своей деятельности

    Фронтальная

    V. Рефлексия

    Учитель просит высказать свои ощущения

    Я узнал…
    Я научился….
    Мне понравилось…
    Я затруднялся …..
    Мое настроение…

    Все что запланировал, на уроке сделал (да, нет).

    Ученики   подводят итоги своей деятельности, соотносят результаты деятельности с целью урока.

    Л: подводят итоги своей деятельности: что получилось? Что не получилось?

    Р: Что еще следует повторить?
    Адекватно воспринимают оценки и отметки

    Индивидуальная

    VI. Задание на дом

    В учебнике изучить статью “Как работать с учебником” и § 1 “Биология — наука о живой природе”.

    Ответить на вопросы (устно) и подготовить сообщение по заданию в конце параграфа. В рабочей тетради выполнить задания 3, 4 и 5

    Записывают домашнее задание, задают вопросы

    К: слушают собеседника и вступают с ним в диалог, задают вопросы

    Индивидуальная


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока биологии 5 класс ФГОС

    Технологическая  карта  содержит пошаговые дйствия учителя и учащихся на уроке. Материал интересен тем.кто впервые работает в данном проекте....

    Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС

    Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС...

    Технологическая карта урока биологии 5 класс.

    Предмет: БиологияКласс: 5 классБазовый учебник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012. – 141 с.Тема урока: «Биолог...

    Технологическая карта урока. Биология. 6 класс.

    Тема: Взаимосвязи живых организмов....

    Технологическая карта урока биологии 7 класс

    Тип урока:  урок открытия нового знанияЦели урока: ознакомление с общей характеристикой класса, многообразием и особенностями строения и поведения отрядов акул, скатов, химерообразных...

    Технологическая карта урока биологии 8 класс "Заболевания органов дыхания"

    Технологическая карта урока биологии 8 класс "Заболевания органов дыхания"...

    Технологическая карта урока биологии 5 класс.

    В технологической карте прописаны УУД учащихся, деятельность учителя, рефлексия....