урок в 8 классе "Пищеварение в желудке"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Глазкова Ольга Михайловна

 

Урок «Пищеварение в желудке» второй (третий) в теме «Система  пищеварения». Он тесно связан как с уроками данной темы, так и других глав – дыхание, нервная, гуморальная регуляция, валеология, гигиена.
 Урок-объяснение, комбинированный с использованием наглядных пособий, компьютерных технологий; 
Задачи, которые решались в ходе урока:
 Образовательные: 
раскрыть свойства ферментов желудочного сока, условия их актив¬ности, роль его в пищеварении. 
формировать навыки работы с учебником, компьютером 
Развивающие: 
развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, умение обобщать; 
развивать навыки коммуникативного общения. 
Воспитательные: 
воспитывать самостоятельность мышления, 
бережное отношение к здоровью. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon план-конспект урока113.5 КБ
Office presentation icon презентация к уроку878.5 КБ

Предварительный просмотр:

253

Урок.  Пищеварение в желудке

Цель урока: рассмотреть функции желудка в процессе пищеварения.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. раскрыть свойства ферментов желудочного сока, условия их активности, роль его в пищеварении.
  2. формировать навыки работы с учебником, компьютером

Развивающие:

  1. развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, умение обобщать;
  2. развивать навыки коммуникативного общения.

Воспитательные: 

  1. воспитывать самостоятельность мышления,
  2. бережное отношение к здоровью.

Оборудование: модель “Схема строения органов пищеварения”, презентация “Строение и функции пищеварительной системы”, диск УМК СФЕРЫ “Биология –Человек. Культура здоровья»” – 8класс, интернет –ресурс «Виртуальная лаборатория»

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок с использованием компьютерных технологий.

Методы обучения: поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Повторение изученного материала

Письменная проверочная работа по карточкам – 4 человека

Работа с тестовым заданием (Экран –диск – урок 34)

  1. Изучение нового материала
  1. Рассказ учителя.

Тщательно отработанный пищевой комок, смоченный слюной и слизью, движениями языка проталкивается к входу в пищевод, в глотку.

Начавшееся глотание мы не можем приостановить. Движения мышц ротовой полости произвольны, но как только пища перейдет за язычок, человек не может произвольно управлять работой гладких мышц, во власть которых попадает пищевой комок. Дальнейшее проталкивание его управляется последовательными рефлекторными движениями. Глотание является сигналом к открыванию входа в желудок.

В глотке пищеварительный путь перекрещивается с дыхательным. В момент глотания происходит поднятие гортани и закрытие ее входа надгортанником. Кроме того, благодаря поднятию мягкого неба пища не попадает и в носовую полость. В результате сокращений мышц глотки пища продвигается в пищевод.

Проталкивание пищи по пищеводу идет при активной работе его стенок. Пища не просто падает сама по себе вниз благодаря своей тяжести. Она проходит в желудок и при необычном положении тела. Вам, наверное, приходилось утолять жажду, склонившись у родника. Многие животные всегда едят и пьют с низко опущенной головой.

► Желудок - самая широкая часть пищеварительного канала. Он позволяет человеку на некоторое время обеспечивать себя едой. В среднем пища в желудке находится от 2 до 8 часов. В нем различают входную часть, дно (или свод), тело и выходную, или пилорическую часть, а также два края (большая и малая кривизна). Размер и форма желудка изменяются в зависимости от количества принятой пищи и степени сокращения его стенки.

Умеренно заполненный желудок имеет объем около 1 л, но может растягиваться и вмещать до 2,5 л. Пустой желудок спадает так, что стенки его соприкасаются. Стенка - желудка состоит из четырех слоев: слизистой оболочки, подслизистого слоя, серозной оболочки (брюшина) и мышечного слоя. Мышечная стенка состоит из гладких мышечных волокон, расположенных в 3 слоя: продольный, кольцевой и косой.

Пока пища находится в желудке, мышечные стенки его напряжены и производят непрерывные волнообразные движения, перемещая и перемешивая его содержимое. В желудке накапливается лишь твердая пища, а жидкость протекает, не задерживаясь в нем. «Хранилище» пищи прочно закрыто привратником, в котором есть кольцевая мышца-сфинктер. Она открывается рефлекторно при соответствующих сигналах от действия пищи, поступающей или покидающей его. Молоко, хоть и жидкость задерживается в желудке. Под действием желудочного сока оно створаживается, и начинается его переваривание.

Внутренняя поверхность желудка покрыта слизистой оболочкой, в толще которой находятся около 14 000 000 желудочных желез. Они расположены вплотную: на 1 см2 их приходится около 100. Больше всего желез располагается на дне желудка и в пилорической части, открывающейся в 12-перстную кишку. Одни из них выделяют СЛИЗЕПОДОБНОЕ ВЕЩЕСТВО, которое предохраняет слизистую оболочку желудка от механических повреждений и самопереваривания; другие – СОЛЯНУЮ КИСЛОТУ (Чистый желудочный сок бесцветен и имеет кислую реакцию - в нем содержится около 0,5 % соляной кислоты).  В желудке также происходит частичное переваривание пищи. Пища в желудке подвергается расщеплению под действием ферментов. Главным ферментом желудочного сока является ПЕПСИН, который активизируется в присутствии НСl и расщепляет белки. Кроме пепсина, желудочный сок содержит липазу, химозин и желатиназу. Желатиназа расщепляет белок соединительной ткани желатин. Липаза расщепляет жиры, но действует она лишь на эмульгированные жиры (например, жир молока, который взвешен в виде мельчайших капелек). Химозин вызывает свертывание молока и содержится, по-видимому, в желудочном соке лишь в течение небольшого периода после рождения. Желудочный сок не содержит ферментов, расщепляющих углеводы. Однако некоторое время в желудке, пока пищевой комок не пропитался желудочным соком, продолжают работать ферменты слюны, расщепляя углеводы (в течение 20-30 мин).

Пищеварение в желудке происходит при температуре 35-37°С, в кислой среде. При некоторых заболеваниях желудка наблюдается понижение или повышение содержания соляной кислоты в желудочном совет. НСl повышает активность ферментов. Так, возбудитель холеры - холерный вибрион - погибает в желудочном соке через 10-15 мин.


 В  желудке хорошо всасываются минеральные соли, вода, эмульгированные жиры, алкоголь!!!


2. Постановка проблемного вопроса.

Какие химические превращения происходят с пищей под действием желудочного сока?

Как это можно исследовать?

3. Выполнение демонстрационной работы «Действие желудочного сока на белок» (Интернет –лаборатория)


Центральное звено пищеварительного тракта – 12ПК. Здесь происходит переваривание и всасывание части органических веществ, образуются гормоны, участвующие в регуляции пищеварения. В полость 12ПК открываются протоки двух крупных желез – печени и поджелудочной. Поджелудочная железа вырабатывает самый активный пищеварительный сок – поджелудочный.  Он содержит фермент ТРИПСИН и другие ферменты, под действием которых белки, жиры и сложные углеводы распадаются до веществ, способных всасываться в кровь. Печень вырабатывает желчь – зеленовато-желтую жидкость горького вкуса. Желчь непрерывно образуется в печени и накапливается в желчном пузыре. Из желчного пузыря она выделяется, когда в кишечник из желудка поступает пища. Её действие направлено на расщепление жиров, которые распадаются на мелкие капельки(эмульгируются), что делает возможным их расщепление ферментами.

IV.        Общие выводы урока

  1. Желудок - сложно построенная часть пищеварительного тракта, тонко приспособленная к выполнению разнообразных функций.
  2. В желудке пища подвергается механической обработке и превращается в полужидкую, каши, на которую воздействуют ферменты желудочного сока, выделяемого многочисленными железами слизистой оболочки.
  3. Регуляция деятельности желез осуществляется нервной системой и гуморальным путем.
  4. Различают две фазы отделения желудочного сока: рефлекторную и химическую (гуморальную).
  5. В первой фазе сокоотделение, наступающее в начале пищеварения (вид и запах пищи, механическое действие пищи на рецепторы полости рта и желудка), носит рефлекторный характер.
  6. Отделение сока в ответ на вид и запах пищи предшествует процессу еды и носит условно-рефлекторный характер («запальный сок»).
  7. Отделение желудочного сока в ответ на механические раздражения стенок желудка происходит по принципу безусловного рефлекса.
  8. Химические вещества (вторая фаза) — мясной бульон, отвар овощей, продукты переваривания белков, пряности и др. вещества способствует усиленному сокоотделению, некоторые продукты, например, жиры наоборот, тормозят сокоотделение.
  9. Количество и состав желудочного сока изменяются в зависимости от состава пищи.


V.        Закрепление изученного материала

  1. Дайте физиологическое обоснование поговорке «Аппетит приходит во время еды».
  2. Работа с тестом к диску (урок 35)

VI. Домашнее задание

Уч. Б.: § 32, термины.

 Подготовить  сообщение о влиянии на печень алкоголя и никотина.


ИТОГИ урока.

Урок.  Пищеварение в желудке

Цель урока: раскрыть свойства ферментов желудочного сока, условия их активности, роль его в пищеварении.

Задачи урока:

Образовательные:

рассмотреть функции желудка в процессе пищеварения,

формировать навыки работы с учебником, компьютером и инструктивными карточками.

Развивающие:

развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, умение обобщать;

развивать навыки коммуникативного общения.

Воспитательные:

воспитывать самостоятельность мышления, бережного отношения к здоровью.

Оборудование: модель торса человека, таблица «Схема строения органов пищеварения»,

мультимедийное оборудование.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Повторение изученного материала

Письменная проверочная работа по карточкам – 4 человека

Работа с тестовым заданием (Экран –диск – урок 34)

  1.  Изучение нового материала
  1. Рассказ учителя.

Дальше по пищеводу. Тщательно отработанный пищевой комок, смоченный слюной и слизью, движениями языка проталкивается к входу в пищевод, в глотку.

Начавшееся глотание мы не можем приостановить. Движения мышц ротовой полости произвольны, но как только пища перейдет за язычок, человек не может произвольно управлять работой гладких мышц, во власть которых попадает пищевой комок. Дальнейшее проталкивание его управляется последовательными рефлекторными движениями. Глотание является сигналом к открыванию входа в желудок.

В глотке пищеварительный путь перекрещивается с дыхательным. В момент глотания происходит поднятие гортани и закрытие ее входа надгортанником. Кроме того, благодаря поднятию мягкого неба пища не попадает и в носовую полость. В результате сокращений мышц глотки пища продвигается в пищевод.

Проталкивание пищи по пищеводу идет при активной работе его стенок. Пища не просто падает сама по себе вниз благодаря своей тяжести. Она проходит в желудок и при необычном положении тела. Вам, наверное, приходилось утолять жажду, склонившись у родника. Многие животные всегда едят и пьют с низко опущенной головой.

► Желудок - самая широкая часть пищеварительного канала. Он позволяет человеку на некоторое время обеспечивать себя едой. В среднем пища в желудке находится от 2 до 8 часов. В нем различают входную часть, дно (или свод), тело и выходную, или пилорическую часть, а также два края (большая и малая кривизна). Размер и форма желудка изменяются в зависимости от количества принятой пищи и степени сокращения его стенки.

Умеренно заполненный желудок имеет объем около 1 л, но может растягиваться и вмещать до 2,5 л. Пустой желудок спадает так, что стенки его соприкасаются. Стенка - желудка состоит из четырех слоев: слизистой оболочки, подслизистого слоя, серозной оболочки (брюшина) и мышечного слоя. Мышечная стенка состоит из гладких мышечных волокон, расположенных в 3 слоя: продольный, кольцевой и косой.

Пока пища находится в желудке, мышечные стенки его напряжены и производят непрерывные волнообразные движения, перемещая и перемешивая его содержимое. В желудке накапливается лишь твердая пища, а жидкость протекает, не задерживаясь в нем. «Хранилище» пищи прочно закрыто привратником, в котором есть кольцевая мышца-сфинктер. Она открывается рефлекторно при соответствующих сигналах от действия пищи, поступающей или покидающей его. Молоко, хоть и жидкость задерживается в желудке. Под действием желудочного сока оно створаживается, и начинается его переваривание.

Внутренняя поверхность желудка покрыта слизистой оболочкой, в толще которой находятся около 14 000 000 желудочных желез. Они расположены вплотную: на 1 см2 их приходится около 100. Больше всего желез располагается на дне желудка и в пилорической части, открывающейся в 12-перстную кишку. Одни из них выделяют СЛИЗЕПОДОБНОЕ ВЕЩЕСТВО, которое предохраняет слизистую оболочку желудка от механических повреждений и самопереваривания; другие –СОЛЯНУЮ КИСЛОТУ (Чистый желудочный сок бесцветен и имеет кислую реакцию - в нем содержится около 0,5 % соляной кислоты).  В желудке также происходит частичное переваривание пищи. Пища в желудке подвергается расщеплению под действием ферментов. Главным ферментом желудочного сока является ПЕПСИН, который активизируется в присутствии НСl и расщепляет белки. Кроме пепсина, желудочный сок содержит липазу, химозин и желатиназу. Желатиназа расщепляет белок соединительной ткани

желатин. Липаза расщепляет жиры, но действует она лишь на эмульгированные жиры (например, жир молока, который взвешен в виде мельчайших капелек). Химозин вызывает свертывание молока и содержится, по-видимому, в желудочном соке лишь в течение небольшого периода после рождения. Желудочный сок не содержит ферментов, расщепляющих углеводы. Однако некоторое время в желудке, пока пищевой комок не пропитался желудочным соком, продолжают работать ферменты слюны, расщепляя углеводы (в течение 20-30 мин).

Пищеварение в желудке происходит при температуре 35-37°С, в кислой среде. При некоторых заболеваниях желудка наблюдается понижение или повышение содержания соляной кислоты в желудочном совет. НСl повышает активность ферментов. Так, возбудитель холеры - холерный вибрион - погибает в желудочном соке через 10-15 мин. В  желудке хорошо всасываются минеральные соли, вода, эмульгированные жиры, алкоголь!!!

2. допишите  следующие утверждения

3. Постановка проблемного вопроса.

Какие химические превращения происходят с пищей под действием желудочного сока?

Как это можно исследовать?

4. Выполнение демонстрационной работы «Действие желудочного сока на белок» (Интернет –лаборатория)

Центральное звено пищеварительного тракта – 12ПК. Здесь происходит переваривание и всасывание части органических веществ, образуются гормоны, участвующие в регуляции пищеварения. В полость 12ПК открываются протоки двух крупных желез – печени и поджелудочной. Поджелудочная железа вырабатывает самый активный пищеварительный сок – поджелудочный.  Он содержит фермент ТРИПСИН и другие ферменты, под действием которых белки, жиры и сложные углеводы распадаются до веществ, способных всасываться в кровь. Печень вырабатывает желчь – зеленовато-желтую жидкость горького вкуса. Желчь непрерывно образуется в печени и накапливается в желчном пузыре. Из желчного пузыря она выделяется, когда в кишечник из желудка поступает пища. Её действие направлено на расщепление жиров, которые распадаются на мелкие капельки(эмульгируются), что делает возможным их расщепление ферментами.

IV.        Общие выводы урока

  1. Желудок - сложно построенная часть пищеварительного тракта, тонко приспособленная к выполнению разнообразных функций.
  2. В желудке пища подвергается механической обработке и превращается в полужидкую, каши, на которую воздействуют ферменты желудочного сока, выделяемого многочисленными железами слизистой оболочки.
  3. Регуляция деятельности желез осуществляется нервной системой и гуморальным путем.
  4. Различают две фазы отделения желудочного сока: рефлекторную и химическую (гуморальную).
  5. В первой фазе сокоотделение, наступающее в начале пищеварения (вид и запах пищи, механическое действие пищи на рецепторы полости рта и желудка), носит рефлекторный характер.
  6. Отделение сока в ответ на вид и запах пищи предшествует процессу еды и носит условно-рефлекторный характер («запальный сок»).
  1. Отделение желудочного сока в ответ на механические раздражения стенок желудка происходит по принципу безусловного рефлекса.
  2. Химические вещества (вторая фаза) — мясной бульон, отвар овощей, продукты переваривания белков, пряности и др. вещества способствует усиленному сокоотделению, некоторые продукты, например, жиры наоборот, тормозят сокоотделение.
  3. Количество и состав желудочного сока изменяются в зависимости от состава пищи.

V.        Закрепление изученного материала

  1. Дайте физиологическое обоснование поговорке «Аппетит приходит во время еды».
  2. Работа с тестом к диску 35

Домашнее задание

Уч. Б.: § 32, термины.

 Подготовить  сообщение о влиянии на печень алкоголя и никотина.

8 класс

Подготовила, провела

Учитель биологии Глазкова О.М.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке

Слайд 2

Цели и задачи урока: Рассмотреть функции желудка в процессе пищеварения; раскрыть свойства ферментов желудочного сока, условия их активности; роль его в пищеварении.

Слайд 3

Ротовая полость Пищевод Желудок Тонкая кишка Толстая кишка Глотка Задание 2. Установить последовательность органов пищеварительной системы: а) желудок, б) толстая кишка, в) ротовая полость, г) тонкая кишка, д) пищевод, е) глотка.

Слайд 5

Пищевод – располагается между глоткой и желудком. У человека пищевод — мышечная трубка длиной около 25 см. Сокращаясь рефлекторно, стенки пищевода проталкивают пищевой ком в желудок.

Слайд 6

Желудок - расширенный отдел пищеварительного канала животных и человека, следующий за пищеводом. Емкость около 2л. Выполняет функции накопления, механической и химической обработки, эвакуации пищи в кишечник. Железы желудка выделяют желудочный сок.

Слайд 7

Желудочный сок (ферменты, соляная кислота, слизь) вырабатывается многочисленными железами слизистой оболочки. 1кв.мм содержит около 100 желез.

Слайд 8

Допишите следующие утверждения. Желудок располагается под __________ слева. Его внутренняя стенка состоит из ______________ ткани. В ней находятся железы, выделяющие: 1) __________ , предохраняющую стенки желудка от разрушения, 2)_______ , создающую необходимую среду для работы фермента ___________ и уничтожающую микробов, 3) фермент ____________ , расщепляющий белки. Средняя стенка желудка состоит из _____________ ткани. ___________(серозная) стенка образована листками брюшины, между которыми проходят нервы и сосуды. Между желудком и двенадцатиперстной кишкой находится ___________. Если в желудок попала недоброкачественная пища, начинается __________. Искусственно ее можно вызвать раздражением __________.

Слайд 9

Допишите следующие утверждения. Желудок располагается под диафрагмой слева. Его внутренняя стенка состоит из слизистой ткани. В ней находятся железы, выделяющие: 1) слизь , предохраняющую стенки желудка от разрушения, 2) соляную кислоту , создающую необходимую среду для работы фермента пепсина и уничтожающую микробов, 3) фермент пепсин , расщепляющий белки. Средняя стенка желудка состоит из мышечной ткани. Наружная (серозная) стенка образована листками брюшины, между которыми проходят нервы и сосуды. Между желудком и двенадцатиперстной кишкой находится сфинктер. Если в желудок попала недоброкачественная пища, начинается рвота. Искусственно ее можно вызвать раздражением корня языка.

Слайд 10

Лабораторная работа № «Действие желудочного сока на белок»

Слайд 11

Печень – самая крупная железа пищеварительной системы, имеет массу 1,5 кг. Протоки печени впадают в 12 – перстную кишку. Принимает участие в расщеплении жиров.

Слайд 12

Поджелудочная железа - вторая по величине железа пищеварительного тракта, ее масса 60-100 г, длина 15-20 см. Вырабатывает поджелудочный сок, участвующий в расщеплении белков.

Слайд 13

Проверим себя!

Слайд 14

Домашнее задание: §32, найти информацию о влиянии на печень никотина и алкоголя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок " Пищеварение в желудке"

конспект урока "Пищеварение в желудке"...

Разработка урока "Пищеварение в желудке и кишечнике" 8 класс

Изучить пищеварение в желудке и кишечнике. Первичное закрепление  умений и навыков учащихся по теме. Показать роль  пищеварения в  организме человека. Воспитывать бережное отношение к с...

урок биологии "Пищеварение в желудке" 8 класс

Многолет проводила урок с использованием стандартного приема - с белком куриного яйца . Предложенная для проведения лабораторная работа по изучению действия желудочного сока на белки более проста в ис...

Методическая разработка интегрированного урока "Пищеварение в желудке и профилактика заболеваний желудка"

Материал будет интересен учителям биологии и ОБЖ, внедряющим интегрированные уроки в процесс обучения....