урок биологии "Пищеварение в желудке" 8 класс
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Буравлева Надежда Михайловна

Многолет проводила урок с использованием стандартного приема - с белком куриного яйца . Предложенная для проведения лабораторная работа по изучению действия желудочного сока на белки более проста в исполнении, чем традиционная, с использованием белка куриного яйца, водяной бани, т.к. короче по времени, проще в проведении, доступна по материалам (фермента  сычужного - закваски  для получения сыра необходимо лишь  1г.  на 100 литров молока, в работе  достаточно несколько миллиграммов  (на кончике ножа), растворенного в подкисленной соляной кислотой, теплой воде. Проведение лабораторной работы в данном формате эффектно, наглядно. Предложенная методика внесена в муниципальный и краевой банк передового педагогического опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_uroka_pishchevarenie_v_zheludke_buravleva.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

               

                             Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                                  средняя общеобразовательная школа № 14

                                      администрации Тимашевский район

№14 улица Ленина, 19а, поселок Советский, Краснодарский край, Тимашевский  район

тел. 88613037446, факс 88613037444, E-mail: school14@tim.kubannet.ru

                               VII Всероссийский конкурс

 профессионального мастерства педагогов « Мой лучший урок»

                                                Направление     естественно – научное

                                                Предмет      БИОЛОГИЯ

                                                Класс             8

                                 

                                             Используемый УМК:

             8 класс:   Н.И.Сонин, М.Р. Сапин «Биология. Человек» учебник               Н.И.Сонин «Биология. Человек» рабочая тетрадь

Н.И.Сонин и др. «Биология. Человек» тематическое планирование

Н.И.Сонин «Биология. Человек» программа для общеобразовательных учреждений. Биология 6-11 класс – М.: Дрофа, 2009.

 

Тема  урока     ПИЩЕВАРЕНИЕ В ЖЕЛУДКЕ

                                            Учитель Буравлева Надежда Михайловна,

                                                             высшая категория

План-конспект проведения урока.

БИОЛОГИЯ. 8 Класс.

Тема: Пищеварение в желудке.

Используемый УМК:

8 класс

Н.И.Сонин, М.Р. Сапин «Биология. Человек» учебник

Н.И.Сонин «Биология. Человек» рабочая тетрадь

Н.И.Сонин и др. «Биология. Человек» тематическое планирование

Н.И.Сонин «Биология. Человек» программа для общеобразовательных учреждений. Биология 6-11 класс – М.: Дрофа, 2009.

Цель: изучить процесс пищеварения в желудке.

Задачи: образовательные – изучить особенности  пищеварения в желудке.

 развивающие – формирование универсальных учебных действий стиля сотрудничества при выполнении лабораторной работы

воспитательные: формирование правил здорового образа жизни -  профилактика гастрита, профориентация - знакомство с профессией гастроэнтеролога.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, диск с записью презентации урока, модель торса человека разборная, штативы с пробирками, пипетки, молоко холодное, горячее, теплое, раствор сычужного фермента, соляная кислота, универсальная индикаторная бумага.

Содержание урока.

  1. Активизация внимания.(1мин.)

   Учитель объявляет тему урока «Пищеварение в желудке». На экран выводится слайд №1. Учащиеся записывают в тетрадь число, тему.

   Желудок не является началом пищеварительной системы.

  1. Актуализация знаний (5 – 7 мин.)

Вспомним, что происходит с пищей до поступления в желудок.

  1.    Слайд №2. «Вспомним что узнали» - учащиеся на листочках выполняют задание.(5-6мин.) Что происходит с пищей в ротовой полости?
  2. Почему слюнные железы относятся к железам внешней секреции?
  3. Каковы функции слюнных желез?
  4. Что такое слюна?

   Обмен работами, взаимопроверка по тексту слайда №3 «А теперь проверим себя»: 4 верных ответа - оценка «5»

3 верных ответа - оценка «4»

2 верных ответа - оценка «3»

менее двух – оценка «2»

Все положительные оценки выставляются после контроля учителя в журнал.

  1. Конструирование новых знаний. (20 мин.)

   Заранее подготовленный учащийся в белом халате включает следующий слайд:

Слайд №4 «Биологическая информминутка» -

сообщение ученика о желудке: А знаете ли вы, что gaster – это желудок? Гастрит – воспаление желудка? А гастроэнтеролог – врач-специалист по заболеваниям желудка и кишечника?

   Слайд №5 «Это интересно» - Умеренно заполненный желудок имеет объем около 1 л, но может растягиваться и вмещать до 2,5 л. Пустой желудок спадается так, что стенки его соприкасаются.

                Ученик показывает на разборной модели торса человека месторасположение желудка, его форму. Его показ сопровождается демонстрацией слайда №6 «Проекция желудка на переднюю брюшную стенку».

   Учитель обращается к ученику, изображающему доктора: «Уважаемый доктор! Нельзя ли нам сделать перерыв в вашей увлекательной лекции?». Ученик включает слайд №7 «Пауза для здоровья». Дыхательная гимнастика для профилактики опущения желудка.

  1. В положении стоя правой рукой определите область расположения желудка(показывает на модели еще раз).
  2. Сделайте глубокий вдох через нос.
  3. Медленно выдыхайте, одновременно втягивая мышцы живота по направлению к позвоночнику и вверх.
  4. На выдохе сделайте паузу и задержите дыхание, считая до 8.
  5. Повторите, начиная с упражнения №2,  4-5 раз.

 

 Учитель включает слайд №8 «Строение стенки желудка» - ознакомьтесь с содержанием, рассмотрите рис. на странице 156. Найдите, где расположен вход в желудок, проводящий пищу из пищевода. Учащиеся находят на модели вход в желудок, затем проекцию на собственном теле. Вывод: при ощущении голода болит, тянет именно в этой области – эпигастральной.

   Слайд № 9 «Информация о привратнике, рефлекторном его действии».

  1. «Хранилище» пищи прочно закрыто привратником, в котором есть кольцевая мышца-сфинктер. Она открывается рефлекторно при соответствующих сигналах от действия пищи, поступающей или покидающей его.

   Слайды №№ 10, 11. Учащиеся изучают внутреннюю поверхность желудка, рассматривают на рисунке стр. 157 типы клеток поверхности желудка.

Проблемный вопрос: как смоделировать работу желудка?

   Учащиеся из ранее изученного материала тем по пищеварению (6 класс) знают, что в желудке перевариваются белки и там есть ферменты и соляная кислота. Предлагают белковые продукты – мясо, яйца, рыбу, творог, молоко. Выбираем молоко.

   Слайд №12 Лабораторная работа «Действие желудочного сока на белки» - запись в тетрадь.

Определяем цель работы (слайд №13)

  1. изучить действие ферментов желудочного сока на белки.

Слайд №14. Ход  работы:

3 группы учащихся (можно по рядам)

1 задание выполняют одновременно: определить рН среды индикаторной бумагой, поместив полоску универсальной индикаторной бумаги в раствор сычужного фермента, подкисленного НCl (соляная кислота) - бумага дает показатель кислой среды.

2. Изучение скорости свертывание белков молока под действием сычужного фермента при температуре молока для эксперимента:

   1 группа (или ряд) t° молока = 37° - 38°C/

   2 группа  -  холодное молоко - t° молока = 10° С

   3 группа  -   горячее молоко-    t° молока ≈50°С

Учащиеся докладывают, что:

 1 группа - свертывание произошло,

2, 3 группа – не наблюдается свертывания.

Учащиеся делают вывод: ферменты работают при t° = 37 - 38 ° С, значит горячая и холодная пища для желудка не будет полезной.

Слайд № 15,16 – информация о кислотности среды в желудке.

Самостоятельная работа с текстом (10 минут):  Изучить «Принцип работы желудка» – учащиеся изучают текст учебника, составляют словесно – логическую схему:

вид, запах, вкус пищи -----рефлекторное слюноотделение------выделение ферментов желудочного сока и соляной кислоты-----воздействие на поступившую в желудок пищу и ее переваривание

Слайд № 17. соотнесите функции основных оболочек стенок желудка; заполните таблицу (если есть компьютеры, несколько человек работают на компьютере с таблицами).

Оболочка

Функция

Слизистая

  1. поддерживает и подвешивает желудок к задней стенке тела.
  2. перемешивание пищи.

      3. Секреторная.

      4.Перемещение пищи.

Мышечная

Серозная


             

      5. Обеспечение свободного        движения желудка.

        IV. Подведем итоги.

Ребята анализируют, чему научились на уроке:

Фронтальная беседа:

  1. Если заболел желудок, обращаемся к….(гастроэнтерологу)

2.Чтобы не болел желудок нужно….(тщательно пережевывать пищу, не есть всухомятку, соблюдать режим приема пищи, пища должна быть умеренно горячей)

3. Как доказать, что пища должна быть умеренно горячей?

     4. В желудке содержатся…(ферменты), для их активации выделяется     ….            (соляная кислота).

5. Воспаление желудка называется …..(гастрит)

6. Жевательную резинку нельзя жевать на голодный желудок, т.к…..(слюна при поступлении в желудок рефлекторно вызывает выделение желудочного сока, а входящая в его состав соляная кислота будет разъедать стенки желудка)

Составляем резюме по теме.

Слайд № 18, 19 - подтверждение и проверка их высказываний.

  1. Желудок – сложно построенная часть пищеварительного тракта, тонко приспособленная к выполнению разнообразных функций.
  2. В желудке пища подвергается механической обработке и превращается в полужидкую "кашу", на которую воздействуют ферменты желудочного сока, выделяемого многочисленными железами слизистой оболочки.

         Регуляция деятельности  желез осуществляется нервной системой и гуморальным путем.

  1. Различают две фазы отделения желудочного сока: рефлекторную и химическую (гуморальную).
  2. В первой фазе сокоотделение, наступающее в начале пищеварения (вид и запах пищи, механическое действие пищи на рецепторы полости рта и желудка), носит рефлекторный характер.

Оценки за устные ответы, работу на уроке с комментариями.

V.    Слайд № 20. Домашнее задание:

( 2минуты)

Изучить текст  стр. 156.

Ответить на вопросы №1-4 стр.160.

Индивидуальные сообщения:

  1. Опыты Павлова по изучению рефлекторного сокоотделения в желудке.
  2. Влияние жевательной резинки и фастфудов на желудок.

Источники информации:

  1. УМК 8 класс  Биология. Человек (авторский коллектив Н.И.Сонин и др.).
  2. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы (А.С. Батуев и др.). М.: Дрофа, 2000.
  3. Справочник участкового терапевта / под редакцией Ю.Ю. Елисеева. М.: изд-во Эксмо, 2006
  4. О.А.Пепеляева, И.В. Сунцова. Поурочные разработки по биологии.

М., ВАКО, 2012

Интернет – ресурсы:

www.dynastyfdn.ru

www.proshcoly.ru

www.elementy.ry

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Пищеварение в желудке и кишечнике" 8 класс

Изучить пищеварение в желудке и кишечнике. Первичное закрепление  умений и навыков учащихся по теме. Показать роль  пищеварения в  организме человека. Воспитывать бережное отношение к с...

разработка урока биологии для 8 класса по теме "Пищеварение в желудке"

Методическая разработка содержит пояснительную записку, подробное описание всех этапов урока, приложения для организации  работы обучающихся на уроке, красочную рабочую презентацию....

Методическая разработка интегрированного урока "Пищеварение в желудке и профилактика заболеваний желудка"

Материал будет интересен учителям биологии и ОБЖ, внедряющим интегрированные уроки в процесс обучения....

Методическая разработка интегрированного урока "Пищеварение в желудке и профилактика заболеваний желудка"

Материал будет интересен учителям ОБЖ и биологии, внедряющим интегрированные уроки в процесс обученияЭтот урок прекрасно подходит для дистанционного обучения. Предварительное деление класса на группы ...

разработка урока по биологии 8 класс по теме : Пищеварение в желудке

Презентация, фильм " Чудеса системы пищеварения" , разработка урока . к учебнику Биология Человек Д.В.колесов...