разработка урока биологии для 8 класса по теме "Пищеварение в желудке"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Беганова Наталья Николаевна

Методическая разработка содержит пояснительную записку, подробное описание всех этапов урока, приложения для организации  работы обучающихся на уроке, красочную рабочую презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon pishchevarenie_v_zheludke.zip2.18 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13 с углубленным изучением отдельных предметов» города Губкина Белгородской области

ПИЩЕВАРЕНИЕ В ЖЕЛУДКЕ

/методическая разработка урока биологии,

8 класс, УМК Н.И.Сонина/

Подготовила: Беганова Наталья Николаевна, 

учитель биологии

МБОУ «СОШ № 13 с УИОП»

Губкин

2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Данный урок составлен на основе УМК Н.И.Сонина для курса биологии «Человек и его здоровье» 8 класс. Это 3-й урок в теме «Пищеварение», по форме - комбинированный. В конспекте отражен творческий  подход к преподаванию биологии для восьмиклассников. Материал урока является логическим продолжением предыдущего и опорой для последующего.

       В связи с тем, что современные цели образования, ориентируют учителя на компетентностный подход к организации учебно-воспитательного процесса,  на уроке предполагается использование элементов разных технологий:

- технологии развития критического мышления (организация работы учащихся с различными источниками информации; организация коллективной, парной и индивидуальной, самостоятельной деятельности на уроке; в структуре урока прослеживаются стадии вызова, осмысления, рефлексии);

- проектно-исследовательских (использование эксперимента);

- информационных (использование интерактивных таблиц, сопровождение этапов урока компьютерной презентацией);

- здоровьесберегающих (правильное распределение времени на этапах урока, элементы двигательной активности- обучающие во время беседы встают с места при ответе).

       Таким образом, методы и приемы, используемые на уроке способствуют формированию у обучающихся следующих компетенций: учебно-познавательных исследовательских, общекультурных, здоровьесберегающих, коммуникативных, информационных.

        Так как урок очень насыщен разными видами деятельности, то для экономии времени заранее учителю можно  подготовить рабочие листы для обучающихся (таблица к лабораторной работе), которые вклеиваются в тетрадь. Так же  первый эксперимент лабораторной работы «Действие желудочного сока на белок» выполняется учителем демонстрационно.

      При подготовке к уроку использовались разные источники: методическая  и научно-популярная литература, Интернет - ресурсы.

КОНСПЕКТ  УРОКА  БИОЛОГИИ

Тема : Пищеварение в желудке

Цель: Изучение процессов пищеварения в желудке.

Задачи:

Образовательные: Изучить строение желудка, процессы изменения пищи в желудке, условия переваривания пищи, регуляцию сокоотделения в данном участке пищеварительного тракта, историю изучения и гигиену пищеварения в желудке.

Развивающие: Развитие навыков общения, умения анализировать, делать выводы во время организации групповой работы на уроке, исследовательские навыки

Воспитательные: Воспитание гражданственности, национальной гордости на примере развития российской физиологии; формирование экологической культуры, потребности в здоровом образе жизни

Оборудование: учебник биологии 8 класс, рабочие листы для обучающихся, информационные листы для работы в группах, компьютер, проектор, компьютерная презентация, интерактивные таблицы по анатомии человека, оборудование и вещества для лабораторной работы (ватные палочки, блюдца с раствором йода, пробирки, химический стакан, термометр, раствор белка куриного яйца, раствор желудочного сока (пепсин)), инструкции к лабораторной работе

Этапы урока:

1. Организационный момент (1 мин.)

2.Актуализация знаний (8мин)

3. Изучение нового материала (19мин)

1) Целеполагание (2мин)

2) Поисковое пространство (8мин)

3) Рефлексивное пространство.(9 мин)

4. Лабораторная работа (13мин)

5. Подведение итогов урока (4 мин)

Ход урока:

« Наша жизнь зависит от пищи, наш вес, рост, красота, уродство, ум, нравственность, мировоззрение, восстановление и сохранение тканей. Наши жизненные силы, достижения и неудачи, наши болезни- всё это результат нашего питания. Мы то, что мы едим. Правильное питание - улучшает умственные способности, развивает память, облегчает процесс обучения».

 Поль Брэгг (слайд 1)

1. Здравствуйте, присаживайтесь. Сегодня на уроке мы продолжаем изучать процесс пищеварения. И так мы приступаем.

2.  На прошлом уроке мы изучили особенности пищеварения в ротовой полости. Давайте закрепим этот материал

- работа с интерактивными таблицами (1 человек у компьютера – строение и расположение органов пищеварительной системы – задание «конструктор»)

- тестирование (5 чел) (приложение 1)

- фронтальная беседа по вопросам (какие изменения с пищей происходят в ротовой полости, строение и функции зубов)

3. 1) Сегодня мы продолжаем изучать изменение пищи в органах пищеварительного канала. О каком органе пойдёт речь, догадайтесь сами:

Этот орган – эластичный, мышечный трёхслойный мешок, выделяет соляную кислоту, слизь и пищеварительный сок.

Верно, речь пойдёт о желудке. Запишите тему урока в тетради (постановка задач урока) (слайд 2)

Давайте коротко вспомним строение желудка (слайд 3)

         

      2)Получать знания вам предстоит во время групповой работы. У каждой группы своя задача, указанная в инструктивной карточке, своя форма отчета о проделанной работе. Вначале читайте текст, затем обсуждайте в группе и готовьте совместный отчёт. (Раздать задания в группы) Приступайте к работе. Желаю успеха. (Из детей сформировано 3 группы. Каждая имеет свой предмет  изучения.) (слайд 4)(приложение 2 и 3)

      3)Отчет групп. (сопровождается показом слайдов 5-11)

-Слово предоставляем группе № 1.

Ответ: Мы изучали  состав желудочного сока, при изучении  узнали, что чистый желудочный сок представляет собой бесцветную жидкость кислой реакции (рН 0,8–1,2), в состав которой входят: пищеварительные ферменты, соляная кислота, слизь, биологически активные вещества.

Изучив, пищеварение в желудке мы выяснили …(комментарий по таблице)

Что расщепляется?

 До каких веществ?

Среда

Температура

Фермент

 белки

 полипептидов

 кислая

 тела

 пепсин

химозин

жиры

до глицерина и жирных кислот

щелочная

тела

липаза

-Что вы можете дополнить? Какие есть вопросы к группе?

 

-Слово группе № 2.

Ответ: Секреция желудочных желез наступает под влиянием нервных и гуморальных раздражителей, возникающих при поступлении пищи в желудочно-кишечный тракт, а также при виде и запахе пищи.(комментарий по схеме)

Регуляция желудочного сокоотделения

                  Нервная                                    Гуморальная

Безусловные рефлексы                           химические раздражители

                                                                   активности желудочных желез

        Условные рефлексы                                        (гастрин, гистамин)

-Теперь вы узнали о регуляции сокоотделения в желудке, как же было доказано, что именно так идёт желудочное сокоотделение, кто изучил этот процесс мы узнаем из сообщения учащегося

(Из истории изучения пищеварения в желудке. Работы И.П.Павлова.-сообщение обучающегося-приложение 4)

- Слово группе № 3.

Ответ: Изучив вопросы гигиены пищеварения, мы составили памятку.

  1. Каждый прием пищи надо начинать с сырых овощей или фруктов.
  2. Необходимо есть не спеша, тщательно пережевывая пищу.
  3. Ешьте не торопясь, делайте перерывы между блюдами - хотя бы 5минут
  4. Не надо пить непосредственно перед приемом пищи, во время и сразу после еды.
  5. Не употребляйте очень холодную и очень горячую пищу и напитки.
  6. Сразу после еды не принимайтесь за работу, а немного отдохните.
  7. Избегайте курения, злоупотребления алкоголем, кофеин-содержащими напитками
  8. Питайтесь регулярно!

Дополняется сообщением обучающегося о вегетарианстве

(сообщение обучающегося « О вегетарианстве» - приложение 5).

 -Подводим итог нашей совместной работы, что вы узнали сегодня нового?

4. Лабораторная работа  (слайд 12, 13, приложение 6)

Давайте  несколько минут будем исследователями-экспериментаторами и закрепим на практике те понятия, которые изучили сегодня на уроке.

Инструктаж по ТБ, по ходу работы - краткая беседа с обучающимися (приложение 7).Выполнение лабораторной работы в парах, запись результатов и выводов. Первый опыт выполняется учителем демонстрационно.

Давайте подведем итог лабораторной работы. Зачитайте выводы.

1)Желудочный сок действует при температуре 37-39 градусов. Ферменты желудочного сока  расщепляют белки.

2)Ферменты слюны расщепляют крахмал в ротовой полости. Они действуют при температуре тела.

5. Рефлексия.

А) Терминология (пищеварение, желудок, ферменты, пепсин химозин, липаза) (слайд 14)

Б) 1. Что на сегодняшнем уроке вам понравилось больше всего?

Мне больше всего запомнилось... 

2. Было ли что-то новое на уроке, чему вы были удивлены?

3. Что на уроке показалось самым трудным для вас?

4. Были ли моменты удовольствия, радости за свою удачу?

5. Что вам на уроке удалось больше всего?

     Мне на уроке удалось больше всего...

       Выставление оценок, домашнее задание (с. 180-181, вопросы 1-4, с 186)

-Теперь вы знаете, что процесс пищеварения в желудке это химический процесс с участием сложной системы регуляции нашего организма. Многие факторы среды влияют на этот процесс. В завершении помните, что сохранение здорового пищеварения во многом зависит от нас самих. Урок окончен. Спасибо за работу (слайд 15)

Используемые источники

1.Бинас, А.В. Биологический эксперимент в школе: Книга для учителя/ А.В.Бинас, Р.Д.Маш, А.И.Никишов и др.- М.: Просвещение,1990.-192с.

    2.Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке/ С.И.Заир-Бек,.И.В. Муштавинская - М.: Просвещение, 2004. - 173 с.

    3.Маюров, А.Н.Уроки культуры здоровья. В здоровом теле- здоровый дух: Учебное пособие для ученика и учителя, 7-11 классы. Кн.1/А.Н.Маюров, Я.А.Маюров- М.: Педагогическое общество России, 2004.- 128с.

    4.Резанова, Е.А. Биология человека в таблицах, рисунках и схемах/ Е.А Резанова, И.П. Антонова и др.- М.: Издат-школа, 2000.-208с.

5.Семенцова, В.Н. Биология. Технологические карты уроков. 8 класс: Методическое пособие/ В.Н.Семенцова – СПб.: Паритет, 2003

6.Авторская презентация Белоусовой М.И., учителя биологии г.Туринска

7. festival@1september.ru

8. www.referat.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень

Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...

Разработка урока биологии 8 класс по теме «Ох, уж этот кислотно-щелочной баланс» (пищеварение в ротовой полости)

Разработка урока биологии 8 класспо теме «Ох, уж этот кислотно-щелочной баланс»(пищеварение в ротовой полости)...

разработка урока. Биология 11 класс. Закономерности эволюции

ОСНОВНЫЕ   ЗАКОНОМЕРНОСТИ  БИОЛОГИЧЕСКОЙ   ЭВОЛЮЦИИ.   ПРАВИЛА   ЭВОЛЮЦИИ.                             ...