Главные вкладки

    разработка урока по биологии 8 класс по теме : Пищеварение в желудке
    план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

    Презентация, фильм " Чудеса системы пищеварения" , разработка урока . к учебнику Биология Человек Д.В.колесов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pishchevarenie_v_zheludke.docx53.78 КБ
    Файл urok_.pptx2.67 МБ
    Файл urok_.rar2.62 МБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Урок по  теме "Пищеварение в желудке

    Другого ничего в природе нет
    ни здесь, ни там, в космических глубинах:
    Всё от песчинок малых до планет -
    Из элементов состоит единых.
    Вокруг тебя творится мир живой
    Входи в него, вдыхай, руками трогай.
    И не забудь, вовнутрь заглянуть, в себя,
    Познать, что за творенье – человек разумный.

    Тип: изучение нового

    Образовательная – изучение процессов пищеварения в желудке

    Развивающая – совершенствование навыков связанной речи, формирование умения выделять главное; развитие мышления, память, творческих способностей; развитие познавательного интереса к предмету через использование новых информационных технологий; реализация внутри и межпредметных связей

    Воспитательная – воспитание бережного отношения к своему организму, как совершенному природному творению; меры профилактики болезни пищеварительной системы; воспитание культуры поведения учащихся, чувства взаимопомощи и взаимоподдержки.

     Задачи урока: 
    Образовательные: 
    -научить применять полученные знания об этих процессах в повседневной жизни;
    -обобщить и систематизировать знания о питании и пищеварении;
    -определить уровень усвоения темы;
    -откорректировать знания по теме, обратив внимание на ошибки.
    Развивающие: 
    -развитие логического мышления;
    -продолжить формирование умений сравнивать объекты, работать с текстом учебника и его рисунками;
    -развивать практические навыки и умение делать выводы;
    -научить анализировать и систематизировать информацию, творчески ее перерабатывать.
    Воспитательные: 
    -развитие интереса к знаниям, культуры умственного труда;
    -развитие культуры общения и рефлексивных качеств личности,
    -создание условий для эмоционально приятной интеллектуальной деятельности учеников, при высокой познавательной активности учащихся
    -показать значимость биологических знаний;
    -развитие познавательной активности и самостоятельной деятельности учащихся;
    -формирование информационной культуры;
    -создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование нестандартных вопросов и проблемных задач;
    -формирование коммуникативной компетентности и толерантности;
    -создание психологически комфортной среды: ощущения учащимися радости творчества и удовольствия от интеллектуального напряжения.

    Оборудование: учебник биологии 8 класс, рабочие листы (пропуск») для учащихся, информационные листы для работы в группах, комплект мультимедиа, торс модели человека, оборудование и вещества для лабораторной работы ( пробирки, химический стакан, термометр, раствор белка куриного яйца, раствор желудочного сока (пепсин)), инструкции к лабораторной работе

     

    Ход урока

    1.Организационный момент - -3 минуты 

    Психологический настрой

    Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. . Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.( музыка звучит 0,5 минуты)

    Человек издавна хотел познать свой мир и человека, как наивысшего существа.

    Свой урок я бы хотела начать со слов :

    Другого ничего в природе нет
    ни здесь, ни там, в космических глубинах:
    Всё от песчинок малых до планет -
    Из элементов состоит единых.
    Вокруг тебя творится мир живой
    Входи в него, вдыхай, руками трогай.
    И не забудь, вовнутрь заглянуть, в себя,
    Познать, что за творенье – человек разумный.

    ( 1-4 слайды- музыка)

    Проблемный вопрос:  зачем надо познать изнутри самого себя?

    -Ответы детей.

    (Что бы предотвратить болезни, знать расположение органов , самого себя и свою душу.)

    10мин 2 часть  Чтобы заглянуть  краешком глаза  внутрь себя,  познать себя - надо получить пропуск  на сегодняшнем уроке.

    В  лист оценивания ( ставить плюсы, за каждый правильный ответ)

             Для получения пропуска  надо :

    А) расшифровать загадочные числа ( 1 балл за ответ )

    1л банка( выделяется за сутки слюны)

    1,5 кг (вес печени)

    32 шт ( количество зубов)

    25см ( длина пищевода)

    3л банка ( объем желудка)

    3пары желез( слюнных)

    5-6м ( вся тонкая кишка)

    Температура менее 50градусов (  температура пищи)

    1,7 – 2, 2 л воды ( выделяет и потребляет человек)

    7 граммов хлора (  в крови   из 11 граммов хлора  - 7 граммов идет на образование желудочного сока)

    Б) « Узнать  орган по рисунку » ( каждому уч-ся  )

    Приложение 2 ( ролик) вывести  на экран

    Я желудок строение орган рисунки заболевания этого - рисунки…

    Один уч- ся у доски называет и показывает  органы , остальные проверяют

    Вручение пропусков )

       Это органы   пищеварительной системы  Зачем человеку  надо употреблять пищу? ( пища –источник энергии , что бы жить )

      В ротовой полости  при помощи зубов, слюнных желез , языка перевариваются углеводы –сложные органические вещества

    2минуты 3часть

    И  на этом пищеварительный процесс закончен?

     Нет . Из ротовой полости пища попадает в пищевод  его длина 25 см , а затем в желудок . 

    Тогда какую  проблему сегодня на уроке  нам стоит  решить?

     Проблема :Какие химические превращения происходят с пищей  в желудке, при помощи каких веществ?

    ( на доске) тема урока Пищеварение в желудке .

    Запись в тетради

     6 минут 4часть Что вы об этом знаете?  

    Как строение желудка связано с его работой ( слайд 7)

    Работа по учебнику стр 167 желудок .

    Почему  в желудке так много желез? (Потому что в нем  расщепляются белки  тоже сложные органические вещества)

     .Работа с натуральными объектами 

    Демонстрация желудка свиного и желудка утиного.

    для сравнения их внешнего строения

    Почему я вам принесла желудок   свиньи? ( т.к. мы тоже  млекопитающие)

    Форма  желудка у здорового человека может быть различной.

    • У лиц низкорослых, коренастых желудок имеет вид рога (конуса);
    • У высоких – удлинненый , имеет форму чулка;
    • У лиц среднего телосложения – форму крючка.

    Обратить внимание  на извилины желудка!!!

    К нам на урок пришел врач  ( Наталья Слонова ученица 9 класса )

    А знаете ли вы, что gaster – это желудок? Гастрит – воспаление желудка? А гастроэнтеролог – врач-специалист по заболеваниям желудка и кишечника?

    «Это интересно» - Умеренно заполненный желудок имеет объем около 1 л, но может растягиваться и вмещать до 3 л. Пустой желудок спадается так, что стенки его соприкасаются.

     упражнение ( показывает) для профилактики опущения желудка.

    В положении стоя правой рукой определите область расположения желудка

    Сделайте глубокий вдох через нос.

    Медленно выдыхайте

    На выдохе сделайте паузу и задержите дыхание, считая до 8.

    Повторите 4-5 раз.

    Будьте здоровы !

    4минуты 5часть .Просмотр фильма  «Чудеса системы пищеварения»  с 15.06 – по 19.02 минуты

    Почему соляная кислота не разъедает стенки самого желудка?

    (потому что клетки выделяют слизь и защищают его от повреждений)

     2минуты 6часть . мы  теперь знаем , что белки перевариваются в желудке под действием кислоты  проведем работу

     Действие  соляной кислоты на белок .

    (  белок  из куриного яйца и кислота

    Смешиваем и получаем взвесь в стаканчике  )

    ИНСТРУКТИВНАЯ  КАРТА  К  ЛАБОРАТОРНОЙ  РАБОТЕ

    «Воздействие желудочного сока на белки

    Цель:  исследовать действие желудочного сока на белок

    Оборудование:  чашки Петри, вода,  пробирки, спиртовка, желудочный сок, яичный белок (сырой), два стакана с холодной и теплой водой (37-39 С).

    ХОД РАБОТЫ

    Воздействие желудочного сока на белки

    1. Налейте в пробирку 1 мл белка и добавьте 5-6 мл воды, взболтайте и нагрейте до появления  взвеси хлопьев свернувшегося белка.
    2. Возьмите  две пробирки,  налейте в них  по 1 мл желудочного сока. Добавьте в пробирки взвесь белка, разбавленную чистой водой.
    3. Одну пробирку поместите в стакан с холодной водой,  другую –  с теплой на 10-15 минут. По мере остывания долейте горячую воду.
    4. Рассмотрите содержимое пробирок через 10-15 минут. Чем объяснить произошедшие изменения?
    5. Результаты эксперимента оформите в виде таблицы:

    Действие желудочного сока на белок

    Пробирка

    Условия

    Что наблюдали

    Объяснение увиденного

    1

    2

    1. Сделайте вывод о действии желудочного сока. На какие вещества действует желудочный сок?

     Уч-ся комментирует работу .

    Вывод : Желудочный сок ,  в составе которого есть кислота - расщепляет белки.

    3 минуты 7 часть При какой температуре работают ферменты желудочного сока? Назовите эти ферменты .

     Информацию взять из дополнительной литературы

    ( при температуре 37 -39 градусов ) фермент пепсин, химозин, липаза и др. .

     Что же это значит ?

    Значит: пища не должна быть холодной или горячей , так как она  будет очень плохо перевариваться.

     

     5 минут  8часть «Для знатоков «( слайд 8-11)

    1.Создание проблемных ситуаций:

    Ситуация 1.

    Учитель. Покупая продукты питания, надо смотреть на маркировку, то есть информацию на упаковке пищевых продуктов.

    Для чего?

    Уч-ся  Нужно убедиться в том, что срок хранения данного продукта не истек (ребята должны практически, используя различные упаковки, показать маркировку и определить, не испорчен ли данный продукт).

    Учитель. Если же не посмотрели и употребили несвежий продукт. К чему это может привести?

    Употребление несвежих продуктов может привести к пищевому отравлению.

    Учитель. Что же делать, если все же отравились?

    Первая помощь. Вызвать рвоту. Для этого необходимо выпить несколько стаканов теплой воды и ложкой или другим удобным предметом раздражать корень языка.

    Ситуация 2.

    Учитель. Почему не всякую пищу надо есть сырой (например, мясо, рыбу)?

     В сырой рыбе могут быть личинки глистов. А в сыром мясе личинки бычьего цепня сохраняются живыми и, съев такое мясо можно заразиться.

    Учитель. В чем вред бычьего цепня?

     Бычий цепень выделяет ядовитые вещества, от которых у человека появляются кишечные расстройства, и развивается малокровие.

    Учитель. Как избежать заражения?

    Уч -ся Нужно употреблять в пищу хорошо проваренные или прожаренные мясо и рыбу.

    Ситуация 3.

    Учитель. К чему приводит пренебрегание элементарными гигиеническими правилами?

    . С немытыми овощами, фруктами, через грязные руки в пищеварительный канал могут попасть болезнетворные микробы и вызвать такие заболевания, как дизентерия, брюшной тиф, холера. Яды, выделяемые возбудителями этих болезней, отравляют организм. Также в организм могут попасть яйца глистов, что приводит к кишечным расстройствам и головным болям.

    Учитель. Что делать в данной ситуации? Как этого избежать?

    Уч -ся. Запомните: нужно мыть перед едой руки, есть чисто вымытые овощи и фрукты.

     Готовить в чистой посуде и есть из чистой посуды.

    Учитель. Что делать, если заражение все-таки произошло?

    Первая помощь. Дизентерия, брюшной тиф очень заразны. Поэтому заболевших людей нужно сразу отправить в больницу и в их квартирах произвести дезинфекцию

    Ситуация 4.

    Учитель. Нужно ли бороться с мухами?

    Уч –ся . Да! Так как они могут быть переносчиками возбудителей кишечных заболеваний.

    Учитель. Как этого избежать?

    Уч ся . Нужно держать пищу закрытой, уничтожать мух (липучки, специальные ядовитые вещества), убирать гниющие остатки и нечистоты, пригодные для развития личинок мух.

    Никогда не оставлять на столе грязную посуду, убирать все, мыть.

    2минуты 9 часть

    Мы с вами ответили на вопрос урока?

    Возвратимся к проблеме урока

    Уч-ся комментирует проблему урока

     

    -Теперь вы знаете, что процесс пищеварения в желудке- это химический процесс с участием сложной системы регуляции ,при помощи ферментов. Многие факторы среды ( образ жизни , знание себя самого, правильное питание ) влияют на этот процесс.  

     здоровое пищеварение - во многом зависит от нас самих. Это мы познали сегодня.

     Известный американский пропагандист здорового образа жизни Поль Брэгг в одной из своих книг писал:

    «Человек по своему неблагоразумию в еде, питье  умирает, не дожив и половины той жизни, которую мог бы прожить. Он потребляет самую трудно перевариваемую пищу, запивая ее ядовитыми напитками, и  после этого поражается, почему не доживает до ста лет»

    1 минута 10часть

    Рефлексия

     А сейчас, я хочу, чтобы вы подвели итог урока, продолжили предложения:

    На уроке я: поставил себе оценку

    Самым интересным и важным   для меня сегодня было _____________________

    1.На уроке я работал

     2.Своей работой на уроке я

    3.Урок для меня показался

    4.За урок я

    5.Мое настроение

    6.Материал урока мне был

    7 что урок дал мне для жизни ?

    активно / пассивно

    доволен / не доволен

    коротким / длинным

     не устал / устал

    стало лучше / стало хуже

    понятен / не понятен

    полезен / бесполезен

     интересен / скучен

     

    1минута 11 часть .Для дом задания

    1 Как влияет жевательная резинка, газированные напитки,  фастфуд . хот дог на желудок ( для всех)

    На выбор : каждый себе выберет листок с заданием

    2 объяснить пословицы , составить правило « Когда я ем , я глух  и нем» « Аппетит приходит во время  еды « , « Кто долго жует, тот долго живет».» Лучше 7 раз поесть , чем один раз наесться»,

    3проблемные вопросы :

    А.Какой температуры должна быть пища? Можно ли постоянно употреблять  острые приправы ?

    Б. Что необходимо за обедом съедать в первую очередь:  компот , суп , второе блюдо, салат, сладкое?

    Тестирование “Не слишком ли много жира вы едите?”

    1. Как часто вы едите жареную пищу?

    А) почти каждый день;

    Б) 1–2 раза в неделю;

    В) изредка или никогда.

    2. Что вы любите заказывать в столовой или кафе?

    A) пиццу с сыром и колбасой;

    Б) мясо или курицу с жирной подливкой;

    B) макароны с томатным соусом и салатом.

    3. Какое молоко вы пьете?

    A) цельное молоко;

    Б) полужирное молоко;

    B) обезжиренное или соевое молоко.

    4. Часто ли вы едите мясо, включая мясо на бутербродах;

    А) примерно раз в день или чаще;

    Б) несколько раз в неделю;

    В) редко или никогда.

    5. Какой десерт вы предпочли бы?

    А) яблочный торт с двойной порцией взбитых сливок;

    Б) фруктовый салат и мороженое;

    В) свежие фрукты.

    6. Какие бутерброды вы предпочитаете?

    A) жирный сыр, сосиски, майонез;

    Б) холодное мясо, курицу, тунца, лосося;

    B) салат, творог.

    7. Чем бы вы, скорее всего, заправили готовый картофель?

    А) сливочным маслом;

    Б) сметаной;

    В) творогом, йогуртом, сливочным маслом.

    8. Какой из приведенных ниже вариантов больше всего соответствует

    вашему обычному завтраку?

    A) ячница с ветчиной;

    Б) тосты со сливочным маслом или маргарином;

    B) сухой завтрак.

    9. Как вы готовите ветчину, отбивные, сосиски или другое жирное мясо?

    A) поджариваю;

    Б) поджариваю на гриле;

    B) не ем жирного мяса.

    10. В каком виде вы любите овощи?

    A) запеченные и подаваемые со сливочным маслом или с густым сырным соусом;

    Б) запеченные в микроволновой печи, сваренные в воде или на пару, приправленные небольшим количеством сливочного или оливкового масла;

    B) запеченные в микроволновой печи, сваренные в воде или на пару и ничем не приправленные.

    Подсчет баллов.

    За каждый ответ “А” дается 0 очков, за каждый “Б”– 1 очко; а за “В”– 2 очка. Сложите полученные очки.

    15– 20– потребление нормального количества жира, но здесь важно в виду тип жира и его количество.

    9–14 – потребление жира немного превышает норму, и это в дальнейшем может привести к возникновению проблем со здоровьем. Следует внести незначительные изменения, которые не ведут к полному отказу от любимых блюд.

    8 или меньше – чрезмерное потребление жира. В этом случае необходимо полностью перестроить диету, заменив в ней жирные продукты, все жареное, торты, сладости на блюда с большим количеством круп, бобов и овощей.

    Ребята, как вы думаете, для чего  мы провели этот тест?


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 5

    Наверное, трудно встретиться с человеком, который не любил бы вкусно и сытно поесть, а едим мы с завидным постоянством и несколько раз в день. Движущей силой нашего организма и человека в целом является голод. Зачем нам необходимо потреблять регулярно пищу?

    Слайд 6

    Чтобы ходить, бегать, прыгать, дышать, смеяться, работать, чтобы жить, нужно принимать пищу . Человек может жить без еды 30-40 дней. За свою жизнь каждый человек съедает примерно 50 тонн продуктов. Целый грузовой вагон.

    Слайд 8

    Клетки, выделяющие слизь ( мукус )

    Слайд 9

    Ситуация 1.

    Слайд 10

    Ситуация 2.

    Слайд 11

    Ситуация 3.

    Слайд 12

    Ситуация 4

    Слайд 13

    Спасибо за внимание! Будьте здоровы !



    Подписи к слайдам:

    Чтобы ходить, бегать, прыгать, дышать, смеяться, работать, чтобы жить, нужно принимать пищу
    .
    Человек может жить без еды 30-40 дней.
    За свою жизнь каждый человек съедает примерно 50 тонн продуктов. Целый грузовой вагон.
    Ситуация 3.

    Наверное, трудно встретиться с человеком, который не любил бы вкусно и сытно поесть, а едим мы с завидным постоянством и несколько раз в день. Движущей силой нашего организма и человека в целом является голод.
    Зачем нам необходимо потреблять регулярно пищу?
    Ситуация 2.
    Ситуация 1.

    Спасибо за внимание!
    Будьте здоровы
    !
    Клетки, выделяющие
    слизь (
    мукус
    )

    Ситуация 4

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока для 8 класса по теме: "Генетические связи между различными классами соединений"

    Данный урок позволяет развивать умение ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку. Работа осуществляется в группах "Практик-теоретик"...

    разработка урока биологии для 8 класса по теме "Пищеварение в желудке"

    Методическая разработка содержит пояснительную записку, подробное описание всех этапов урока, приложения для организации  работы обучающихся на уроке, красочную рабочую презентацию....

    Разработка урока для 7 класса на тему Обобщение по теме Млекопитающие.

    Обобщить и систематизировать знания учащихся об отрядах  млекопитающих, значении в природе, жизни человека. Продолжить формирование умения наблюдать, узнавать животных, сравнивать различные групп...

    Разработка урока для 8 класса по теме СМИ " Газеты " для 8 класса по УМК М.З. Биболетовой

    Проект Урока и конспект Урока по теме "СМИ" "Газеты" для 8 класса по УМК М.З. Биболетова...

    Методическая разработка урока в 7 классе по теме "Когда грохочут пушки...", тема полугодия "Музыкальный образ".

    В основе урока метапредметные связи музыки с историей и литературой. Блокада Ленинграда, стихи об этом периоде В.Инбер, О.Бергольц , Э.Асадова. Музыка Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича явственно рисует...

    Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Здоровый образ жизни".Урок "You are what you eat."

    Презентация знакомит с продуктами питания, полезными для здоровья .Может быть использована на уроках английского языка в 6  классе  при изучении темы " Здоровый образ жизни"....