Главные вкладки

    Разработка урока для 7 класса на тему Обобщение по теме Млекопитающие.
    план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

    Федосова Ирина Григорьевна

    Обобщить и систематизировать знания учащихся об отрядах  млекопитающих, значении в природе, жизни человека. Продолжить формирование умения наблюдать, узнавать животных, сравнивать различные группы животных. Воспитание ответственного и бережного отношения к животным. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: Обобщение по теме Млекопитающие.

    Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся об отрядах  млекопитающих, значении в природе, жизни человека. Продолжить формирование умения наблюдать, узнавать животных, сравнивать различные группы животных. Воспитание ответственного и бережного отношения к животным.

    Задачи:                                                                                                      

    образовательные:

    - обобщить и закрепить знания об отрядах млекопитающих

    - познакомить с млекопитающими Красной книги Югры;

    - создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

    Развивающие:

    -развивать познавательный интерес к окружающему миру путем привлечения занимательного материала, создание проблемных ситуаций;

    -развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;

    -развивать способность к наблюдению и творческий потенциал учащихся.

    воспитательные:

    - формировать коммуникативные способности учащихся, культуру диалогового общения;

    - воспитывать интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия.

    Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

    Ход урока

    1. Орг. момент.

    2.Обобщение  знаний учащихся.

    1* Работа у доски: назвать изображенных животных и определить к какому отряду млекопитающих они принадлежат.

    Ответ:

    1.- Летучая мышь (рукокрылые)

    2.- Выхухоль (насекомоядные)

    3.- Утконос (яйцекладущие)

    4.- Крот (насекомоядные)

    5.- Белый медведь (хищные)

    6.- Рысь (хищные)

    7.- Бобр (грызуны)

    8.- Лиса (хищные)

    9.- Лось (парнокопытные)

    10.- Лошадь (непарнокопытные)

    11.- Носорог (непарнокопытные)

    12.- Кабан (парнокопытные)

    2* Работа по карточкам.

    Карточка №1:

    1. Птицы и рукокрылые летают.

    2. Хобот у слонов образовался при срастании носа и верхней губы. Он выполняет функции: дыхание, перемещение грузов, пьют воду, достают с деревьев плоды для питания.

    Карточка №2:

    1. Парнокопытные – на конечностях развиты третий и четвертый палец, окончания, которых покрыты толстым роговым копытом, второй и пятый пальцы недоразвиты, а первый – редуцирован. У непарнокопытных – копыта образовались за счёт мощного развития среднего пальца в сравнении с остальными.

    2. Потому что рукокрылые ведут скрытный ночной образ жизни.

    Карточка №3:

    1. Внутренний слой резцов, лишённый эмали, быстро стирается. Поэтому зубы сами затачиваются и всегда острые.

    2. Китовый ус – это своеобразный цедильный аппарат у китообразных.

    Карточка №4:

    1. Будет угнетаться их жизнедеятельность, так как ластоногие кормятся в морях и океанах, а китообразные ведут водный образ жизни. Большая часть особей может погибнуть.

    2. Для представителе отряда Хищные характерно: стройное тело, мощные подвижные и способные к быстрому бегу конечности, небольшая голова, мускулистая шея, мощные длинные клыки, хищные зубы, в основном плотоядные.

    3. Тестирование:

    Ответы: Тест №1 Тест№2

                         1в           1б              

                          2б          2а              

                          3в         3б              

    4. Из слов, в которых перепутаны буквы, составьте названия зверей:

    Ответы:

    1. орангутанг

    2. тушканчик

    3. бегемот

    4. дельфин

    5. верблюд

    6. суслик

    7. ондатра

    8. зебра

    9. антилопа

    10. леопард

    5. Чайнворд. 

    Ответы: 1.волк, 2.кенгуру, 3.утконос, 4.сайгак, 5.кашалот, 6.тарпан, 7.носорог, 8.гепард, 9.дикобраз, 10.зебра, 11.архар, 12.россомаха, 13.афалина.

    6. Зоовикторина «Млекопитающие»

    7. Название отрядов. Заполнить таблицу.

    Название отряда

    Представители

    Однопроходные

    Сумчатые

    Рукокрылые

    Насекомоядные

    Грызуны

    Зайцеобразные

    Китообразные

    Ластоногие

    Хищные

    Парнокопытные

    Непарнокопытные

    Приматы

    Утконос, ехидна, проехидна

    Кенгуру, коала, опоссум

    Крыланы, летучие мыши

    Ёж, крот, выхухоль, землеройки

    Бобр, белка, мыши, суслик, нутрия

    Зайцы, кролики, пищухи

    Кит, кашалот, дельфины

    Морж, тюлень, морские котики

    Собачьи, кошачьи, медведи

    Свиньи, бегемоты, лось, корова, овцы, козы

    Лошади, носороги, зебры

    Обезьяны

    8. Сегодня на уроке мы с Вами должны ответить на вопросы:

    Какие блага получил человек, изучив особенности млекопитающих? Какое значение имеют млекопитающие в природе?

    Опережающее задание: сообщения учащихся о значении представителей отрядов млекопитающих.

    Сообщение о млекопитающих, занесенных в Красную книгу обитающих в ХМАО-Югре.

    Многие млекопитающие стали редкими и поэтому занесены в Красную книгу. Мы сегодня остановимся на некоторых млекопитающих, которые занесены в Красную книгу, обитающие в ХМАО-Югре, выясним роль млекопитающих в жизни человека и в природе.

    (сообщения  или презентации учащихся)

    Значение млекопитающих


    В природе

    1. Участвуют в распространении семян, в естественном возобновлении растительности.

    2. Участвуют в рыхлении почвы, в обогащении ее кислородом, органическими и минеральными веществами.

    3. Растительноядные звери влияют на рост и развитие растений.

    4. Служат кормом для многих животных.

    5. Хищные звери регулируют численность других животных; поедая трупы, выполняют санитарную роль.

    В жизни человека.

    1. Рабочая сила, сторожа и помощники на охоте.

    2. Дают продукты питания (мясо и молоко) и огромное количество производимых из них или с их помощью продуктов.

    3. Материалы, из которых изготавливают одежду и обувь, предметы роскоши, атрибуты этноса (ковры, меха, украшения из костей)

    4. Лечебные сыворотки, прививочная вакцина для борьбы со многими инфекционными заболеваниями изготавливают из крови млекопитающих.

    5. Фармацевтическая промышленность широко использует различные фракции из организма животных для получения лекарств и общеукрепляющих препаратов (желчь, кровь)

    6. Вдохновляют на создание шедевров (поэм, стихов, сказок, скульптур и др.)

    7. Научное и эстетическое значение

    8. Спорт

    9. Задание на дом: изучить записи в тетради, дополнить их, повторить §31-35, подготовиться к контрольной работе по теме «Класс млекопитающие».

    Приложение к уроку.

    Зоовикторина «Млекопитающие»

    1. Как называется наука, изучающая животных? (зоология)

    2. Кого называют царем зверей? (лев)

    3. Какое млекопитающее является самым большим на планете Земля? (синий кит)

    4. Что делает ёж, когда ему грозит опасность? (сворачивается в клубок)

    5. Какая человекообразная обезьяна самая крупная? (горилла)

    6. Чем дышат киты? (легкие)

    7. Какой из млекопитающих хищников является самым крупным? (белый медведь)

    8. Назови самое быстроногое млекопитающее. (гепард)

    9. Что помогает киту сохранять тепло? (толстый слой жира)

    10. Для чего белому медведю служит его окраска? (делает его незаметным)

    11. За чем верблюду горб? (запас жира)

    12. Как долго кит может пробыть под водой? (1,5 часа)

    13. Для чего служит сумка сумчатым животным? (ношение детенышей)

    14. Назови типичные места обитания ондатры. (у водоемов)

    15. Чем питается коала? (молодые листья эвкалипта)

    16. Какое млекопитающее откладывает яйца? (утконос и ехидна)

    17. Как называют места, где отдыхают тюлени? (лежбища)

    18. Какие животные стали первыми космонавтами Земли? (собаки)

    19. Кого называют ирбисом? (снежный барс)

    20. Какого животного называют инженером- гидростроителем? (бобр)

    21. Какое млекопитающее может летать? (летучая мышь)

    22. У себя на родине это животное называют «пожирателем бамбука». Каково его официальное название? (панда)

    23. Назовите самого крупного грызуна. (водосвинка)

    24. Каких животных называют санитарами леса? (волк)

    25. Как называется жилище бобров? (хатка)

    26. Какие млекопитающие животные впадают в спячку? (медведи, барсуки, суслики и др.)

    27. Как летучие мыши ориентируются в темноте? (эхолокация)

    28. Где леопарды хранят свою добычу? (на деревьях)

    29. Какие млекопитающие на зиму меняют окраску? (заяц- беляк, ласка, горностай)

    30. Назовите самого маленького хищника. (ласка)

    Карточка №1

    1. Что общего в способе перемещения у птиц и рукокрылых?

    2. При срастании, каких органов об-разевался хобот у слонов? Какие функции он выполняет?

    Карточка №2

    1. В чем отличие в образовании ко-пита у непарнокопытных от пар-некопытных?

    2. Почему мы редко встречаем в природе рукокрылых, хотя они достаточно широко распростра-нены?

    Карточка № 3

    1. Почему у грызунов всегда острые зубы?

    2. Что такое китовый ус?

    Карточка № 4

    1. Предположите, к каким последст-виям в жизни ластоногих и кито-образных может привести значи-тельное загрязнение морей и океанов?

    2. Какие признаки являются общи-ми для всех представителей отря-да Хищные?

    Тест №1

    1.В зависимости от особенностей размноже-ния и развития млекопитающие делятся на 3 группы:

    а) водные, наземные, земноводные;

    б) травоядные, плотоядные, со смешанным типом питания;

    в) яйцекладущие, сумчатые, плацентарные.

    2. Из перечисленных животных к отряду Однопроходных относятся:

    а) кенгуру и крот;

    б) ехидны и утконосы;

    в) утконосы и коала.

    3. Млекопитающие населяют сушу, моря, пресные водоемы и дышат при помощи:

    а) кожи и легких;

    б) легких и жабр;

    в) легких.

    Тест №2

    1.Конечности у млекопитающих, в отличие от пресмыкающихся, расположены:

    а) по бокам тела;

    б) под туловищем;

    в) у одних – по бокам, у других – под туло-вищем.

    2. К экологической группе наземных млеко-питающих относят:

    а) грызунов;

    б) рукокрылых;

    в) ластоногих.

    3. Морские звери имеют следующие при-способления для жизни в воде:

    а) дышат при помощи жабр;

    б) конечности превратились в ласты;

    в) имеют волосяной покров.

    «Перепутанные буквы»

    Из слов, в которых перепутаны буквы, со-ставьте названия зверей:

    1. натуноград

    2. ктукшнича

    3. гебетом

    4. фьнилде

    5. юдрблев

    6. кслсуи

    7. аорнтад

    8. рбеза

    9. натаолип

    10. даеолпр

    ЧАЙНВОРД«МЛЕКОПИТАЮЩИЕ»

    1.Стайный хищник. 2. Сумчатое млекопитающее. 3. Яйцекладущее млекопитающее. 4. Степная ан-тилопа. 5. Зубатый кит. 6. Дикая лошадь, истребленная человеком. 7. Крупное непарнокопытное мле-копитающее. 8. Самый быстроногий хищник. 9. Крупный грызун с видоизмененными остевыми волосами. 10. Африканская полосатая лошадь. 11. Горный баран. 12. Крупный прожорливый хищник семейства куньих. 13. Вид дельфина.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли, а не памятью» Л. Н. Толстой.

    Слайд 2

    Назвать изображенных животных и определить к какому отряду млекопитающих они принадлежат.

    Слайд 3

    2. 1. 3. 4. 5. 6. 7 .

    Слайд 4

    8. 9. 10. 11. 12.

    Слайд 5

    Решите тест, выбрав один правильный ответ Тест Вариант №1 1.В зависимости от особенностей размножения и развития млекопитающие делятся на 3 группы: а) водные, наземные, земноводные; б) травоядные, плотоядные, со смешанным типом питания; в) яйцекладущие, сумчатые, плацентарные. 2. Из перечисленных животных к отряду Однопроходных относятся: а) кенгуру и крот; б) ехидны и утконосы; в) утконосы и коала. 3. Млекопитающие населяют сушу, моря, пресные водоемы и дышат при помощи: а) кожи и легких; б) легких и жабр; в) легких. Тест Вариант №2 1.Конечности у млекопитающих, в отличие от пресмыкающихся, расположены: а) по бокам тела; б) под туловищем; в) у одних – по бокам, у других – под туловищем. 2. К экологической группе наземных млеко-питающих относят: а) грызунов; б) рукокрылых; в) ластоногих. 3. Морские звери имеют следующие приспособления для жизни в воде: а) дышат при помощи жабр; б) конечности превратились в ласты; в) имеют волосяной покров.

    Слайд 6

    Взаимопроверка: Вариант №1 1-в 2-б 3-в Вариант №2 1-б 2-а 3-б

    Слайд 7

    «Перепутанные буквы» Из слов, в которых перепутаны буквы, составьте названия зверей: 1. натуноград - 2. ктукшнича - 3. гебетом - 4. фьнилде – 5. юдрблев - 6. кслсуи - 7. аорнтад - 8. рбеза - 9. натаолип – 10. даеолпр -

    Слайд 8

    ЧАЙНВОРД «МЛЕКОПИТАЮЩИЕ» 1. Стайный хищник . 2. Сумчатое млекопитающее. 3 . Яйцекладущее млекопитающее. 4. Степная антилопа . 5 . Зубатый кит. 6 . Дикая лошадь, истребленная человеком. 7 . Крупное непарнокопытное млекопитающее. 8 . Самый быстроногий хищник. 9 . Крупный грызун с видоизмененными остевыми волосами . 10 . Африканская полосатая лошадь. 11. Горный баран. 12 . Крупный прожорливый хищник семейства куньих. 13 . Вид дельфина.

    Слайд 9

    Зоовикторина млекопитающие

    Слайд 10

    Заполните таблицу Название отряда Представители Однопроходные Сумчатые Рукокрылые Насекомоядные Грызуны Зайцеобразные Китообразные Ластоногие Хищные Парнокопытные Непарнокопытные Приматы

    Слайд 11

    Млекопитающие занесенные в Красную книгу, обитающие в ХМАО-Югре.

    Слайд 12

    Западносибирский речной бобр. ( Castor fiber pohlei )

    Слайд 13

    Северный олень ( лесной подвид) Rangifer tarandus

    Слайд 14

    Значение млекопитающих: В природе: 1. Участвуют в распространении семян, в естественном возобновлении растительности. 2. Участвуют в рыхлении почвы, в обогащении ее кислородом, органическими и минеральными веществами. 3. Растительноядные звери влияют на рост и развитие растений. 4. Служат кормом для многих животных. 5. Хищные звери регулируют численность других животных; поедая трупы, выполняют санитарную роль.

    Слайд 15

    В жизни человека: 1. Рабочая сила, сторожа и помощники на охоте. 2. Дают продукты питания (мясо и молоко) и огромное количество производимых из них или с их помощью продуктов. 3. Материалы, из которых изготавливают одежду и обувь, предметы роскоши, атрибуты этноса (ковры, меха, украшения из костей) 4. Лечебные сыворотки, прививочная вакцина для борьбы со многими инфекционными заболеваниями изготавливают из крови млекопитающих. 5. Фармацевтическая промышленность широко использует различные фракции из организма животных для получения лекарств и общеукрепляющих препаратов (желчь, кровь) 6. Вдохновляют на создание шедевров (поэм, стихов, сказок, скульптур и др.) 7. Научное и эстетическое значение 8. Спорт

    Слайд 16

    Задание на дом : 1. И зучить записи в тетради, дополнить их, повторить §31-35, 2. П одготовиться к контрольной работе по теме: «Класс млекопитающие».

    Слайд 17

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Обобщение по теме "Имя числительное"

    Данный урок представляет собой заочную экскурсию по Санкт-Петербургу. Путешествуя по городу, учащиеся повторяют основные правила, связанные с темой "Имя числительное"....

    Методическая разработка урока по теме "Обобщение по теме "Имя рилагательное"

    Урок групповой, очень нравится детям такая форма. За урок бывают опрошены все дети и повторена вся тема....

    Разработка урока 8 класс УМК Афанасьевой, Михеевой по теме Визит к доктору

    Разработка урока 8 класс УМК Афанасьевой, Михеевой по теме Визит к доктору...

    Разработка урока 8 класс УМК Афанасьевой, Михеевой по теме Спорт и здоровье

    Разработка урока 8 класс УМК Афанасьевой, Михеевой по теме Спорт и здоровьеРазвитие навыков монологической речи с использование времени Past Perfect Tense...

    Разработка урока 7 класс ФГОС. Практическая работа № по теме: Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения.

    Практическая работа по теме: Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения. Данная работа проводится после изучения семейств Однодольных и...

    Мультимедийная разработка урока, 4 класс, 1 четверть Раздел 2. Тема “The Animals I Like”. Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева

    Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева, Э.Ш. Перегудовой, О.В. Дувановой, О.В. Стрельниковой; научный руководитель коллектива авторов профессор Е.И. Пассов. ...

    методическая разработка урока 5 класс по русскому языку по теме " Вид глагола"

    Презентация к уроку, подсказка по ходу урока, маршрутный лист. Урок проводился по технологии " Перевернутый класс"...