Урок в 8 классе по теме "Пищеварение в кишечнике"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Балабанова Татьяна Николаевна

Урок по биологии в 8 классе по теме "Пищеварение в кишечнике"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

Цель: изучить процессы, происходящие в кишечнике, объяснить значение понятия «всасывание».

Задачи:

образовательные: раскрыть материал о пищеварении в кишечнике, роли поджелудочной железы, печени, кишечных желез в пищеварении, о всасывании питательных веществ в пищеварительном канале; познакомить школьников с этапами пищеварения в тонком кишечнике;

развивающие: сформировать умение выделять главное, сравнивать, делать самостоятельные выводы, умение  анализировать, самостоятельно  выполнять  задания; развивать логическое мышление на основе выполнения заданий, продолжить формирование умения работать с учебником.

воспитательные: формирование  ценностного  отношения  учащихся  к  организму  человека  и  здоровью.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Новые знания: двенадцатиперстная кишка, желчь, полостное пищеварение, пристеночное пищеварение, тонкая кишка, толстая кишка, слепая кишка, печень, аппендикс, всасывание, ворсинки.

Опорные знания: желудок, ферменты, белки, жиры, углеводы, минеральные соли.

Форма проведения: урок.

Тип: комбинированный.

 

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование: компьютер, проектор, видеоролик «Всасывание в током кишечнике», Электронное образование материалы КМ-Школа. Урок 30. Роль пищеварительных желез. Кишечное пищеварение; муляж тела человека.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

I.Организационный момент

1 мин.

- Здравствуйте! Рада вас видеть, давайте улыбнемся друг другу, пусть сегодняшний урок принесет нам радость от общения с друг другом.

- Здравствуйте!

II. Актуализация знаний:

Фронтальная беседа (оцениваем по числу набранных плюсов и минусов):

 

  1. Почему организм не может усваивать пищу в непереваренном виде?
  2. Что такое пищеварение?
  3. Какие питетельные вещества содержаться в пище? (начинаю составлять схему на доске)
  4. Что такое ферменты?
  5. Где они содержаться?
  6. Пищеварительный сок в ротовой полости? Его состав.
  7. Какие питательные вещества перевариваются в ротовой полости?
  8. Каков состав желудочного сока?
  9. Какую роль играют складки в слизистой оболочке желудка?
  10. Что ещё способствует лучшему перевариванию пищи? Перестальтика.

10 мин.

III.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3 мин.

Итак, на прошлом  уроке вы изучили пищеварение в ротовой полости и желудке. Какая тема сегоднешнего урока? Посмотрите на доску. (На доске записываю тему урока)

 Открыли тетради записали число, классную работу и тему урока: «Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ».

Какие цели мы можем сегодня перед собой поставить?

Как вы знаете на протяжении всего пищеварительного канала имеются особые пищеварительные железы. Зная это, что еще мы можем узнать на уроке?

Цель урока: изучить процессы, происходящие в кишечнике, функции печени и значение толстой кишки

- Необходимо выяснить какие изменения пищи происходят в тонком кишечнике

- Можно узнать, как влияют на пищеварение пищеварительные железы.

Функции печени

IV. Первичное усвоение новых знаний

15 мин.

Пищевая кашица из желудка маленькими порциями попадает в самую длинную часть пищеварительного тракта – кишечник, состоящий из тонкой и толстой кишки.

 - Протоки каких желез впадают в двенадцатиперстную кишку? (Слайд)

 - Какие пищеварительные соки действуют на пищу в двенвдцатиперстной кишке?

Функция желчи? (1 ряд)

Функция панкреатического сока? (2 ряд)

Функция кишечного сока? (3 ряд)

Вывод: тонкая кишка является центральным отделом пищеварительного тракта, где заканчиваются процессы пищеварения, и продукты пищеварения интенсивно всасываются в кровь.

Проблема!!! (слайд)

Как вы думаете, какое строение должен иметь кишечник, чтобы наиболее полно выполнять свои функции?

Этому способствуют приспособления тонкого кишечника, которые с одной стороны, должны замедлять продвижение пищевых масс по этому отделу (для лучшего пищеварения), с другой – увеличить поверхность слизистой оболочки тонкой кишки.

Пищеварение в тонком кишечнике происходит в три этапа:

1)  полостное пищеварение;

2) пристеночное или мембранное пищеварение.

3)  Всасывание - это процесс поступления различных веществ через слой клеток ворсинок в кровь и лимфу.

В каждую  ворсинку  входят  кровеносные  и  лимфатические  сосуды.  В   кровь   всасываются   вода,   растворенные   в   ней   минеральные   соли, аминокислоты и продукты расщепления углеводов. Глицерин    и    жирные    кислоты    в    эпителиальных    клетках    ворсинок соединяются и образуются жиры, характерные для организма человека, затем они поступают в лимфу, после в кровь. (заканчиваем схему).

Кровеносные сосуды отходящие от кишечника и желудка, поступают в воротную вену. Она несет кровь в печень – эту «центральную химическую лабораторию» человеческого организма.

Изучите материал учебника  Функции печени и выполните задание «Что происходит в печени»

Из тонких кишок невсосавшаяся часть пищи переходит в  толстый кишечник.   В толстой кишке преимущественно происходит всасывание воды (до 4 литров в сутки), а также глюкозы и некоторых лекарственных препаратов. Непереваренные остатки пищи попадают в прямую кишку и удаляются.

Учащийся показывает по таблице названные органы, пищеварительные железы.

Слайд:

Сок поджелудочной железы;
Желчь;

Кишечный сок

Ответы учащиеся находят в учебнике.

Весь материала учащиеся записывают в тетрадь в виде схемы, которую учитель вычерчивает по ответам учащихся  на доске помере изучения нового материала.

Длина кишечника у человека в среднем составляет 5-6 метров. Кишечник взрослого человека в 4 раза длиннее туловища, а у ребенка в 6 раз. Чем длиннее кишечник, тем дольше задерживается в нем пища (следовательно, лучше переваривается и всасывается). Кроме того, оптимальному перемешиванию содержимого кишки с пищеварительными соками и увеличению времени нахождения в ней способствуют перистальтические движения тонкой кишки.

Слизистая оболочка тонкого кишечника образует складки, покрытые ворсинками, увеличивается поверхность слизистой оболочки тонкой кишки, участвующей в пищеварении.

Учащиеся выполняют задание, отвечают

V. Первичная проверка понимания

6 мин.

Подведем итог.

VI.   Первичное закрепление

7 мин.

Выполнение тестовых заданий  на я класс

Выполнение тестовых заданий.

VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

3 мин.

Проверка теста, коррекция ошибок и оценивание партнеров по плечу работ друг друга.

Учащиеся, допустившие ошибки корректируют свои знания.

VIII. Домашнее задание

1 мин.

Открыли дневники, записали домашнее задание – читать параграф 33, учить все записи в тетради по пищеварению; сообщение на тему «Аппендицит».

Учащиеся записывают

IX. Рефлексия (подведение итогов занятия)

1 мин

Итак, в ходе изучения мы выяснили, каким образом происходит пищеварение в кишечнике и какие железы принимают в этом участие.

Наиболее активные учащиеся получают отметки за урок.


Тесты для закрепления

Задание 1.  Из перечня органов пищеварения (1-10) выберите и зашифруйте правильные полные ответы на вопросы.      

1.Пищевод.    2.Аппендикс.   3.Желудок.  4.Печень. 5.Тонкая кишка.  6.Слепая кишка. 7. Прямая кишка.         8. 12-перстная 9.Поджелудочная железа.  

10. Толстая кишка.                                                                                                      

Вопросы: 1) Самая большая железа  __.    

2) Начальная часть толстой кишки___.                                      

3) Самый длинный орган____.                      

4) Отдел, следующий за желудком__.                                    

5) Кишка в форме подковы («П»)__.        

6) Вырабатывающий желчь___.                                              

7) Проводит пищу в желудок___.                

8) Завершает расщепление питательных веществ__.                                                    

 9) Отдел всасывания продуктов расщепления питательных веществ__.                            10) Место обитания бактерии – кишечной палочки___.

Задание 2 Зашифруйте правильные ответы на вопросы о железах пищеварительной систем     А. Слюнные железы.                   Б. Желчь.                                                                       В. Печень.            Г. Поджелудочная железа.                                                                               Д. Желудочные железы.            Е. Кишечные железы.                                                                                    

Вопросы: 1) В стенках тонкого кишечника__.              

2) В стенках желудка___.                                                      

3) Железа, расположенная в  правой стороне брюшной полости___.                                         4)  Железа в левой стороне брюшной полости_______.                      

5) Вырабатывается в печени, помогает переваривать жиры_______.                

6) Вырабатывает ферменты, расщепляющие углеводы______.                    

7) Вырабатывает соляную кислоту (убивает бактерии)______.  

8) Обеззараживает ядовитые вещества, всасывающиеся с пищей__________.        

  9) Усиливает волнообразные сокращение кишок______.                                  

10)  Вырабатывают ферменты, расщепляющие белки______.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок биологии 8 класс, тема Пищеварение в кишечнике. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний (2 часа).

Урок биологии в 8 классе по теме «Пищеварение в кишечнике. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний» разработан по методике КСО. Использован учебник 8 класса «Биология» по...

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Методическая разработка урока биологии. 8 класс. Тема "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ".

урок биологии 8 класс: Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ....

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...