Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)

Давыдова Татьяна Алексеевна

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstruk_uroka_v_9_klasse.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 классе.

Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Цель урока: обобщить умения учащихся строить сложноподчиненные предложения разных типов, грамотно использовать их в устной и письменной речи.

Задачи: 

- определять отличительные признаки СПП от других сложных предложений;

-конструировать СПП с различными видами придаточных;

- редактировать текст со сложноподчиненными предложениями;

- воспитывать чувства патриотизма на примерах текстов классической литературы.        

Тексты для заданий:

  I. НАЙТИ, в тексте сложноподчиненные предложения, построить их схемы и расставить знаки препинания.

  1. Когда начал писать Пушкин уже существовала в России читающая публика хотя и была она немногочисленна.
  2. Между писателями считалось несколько людей с замечательным талантом.
  3.  Но не было еще такого гения который приводил бы читателей восторг который бы показал русской публике поэзию во всей её очаровательной красоте.
  4.  Это сделал Пушкин.
  5. И прежде него существовали на русском языке хорошие стихи.
  6. Но когда появились произведения Пушкина все увидели что еще не имели понятия о том как прекрасны могут быть русские стихи.
  7. В самом деле, до Пушкина ещё никто не писал таким легким и живым языком в котором соединились бы и простота, и поэтическая прелесть, который одновременно и точен, и выразителен, и красив.
  8. Эти качества присущи также прозе Пушкина.
  9. Она тоже великолепна!

(По Н. Чернышевскому)

Объяснить употребление сложноподчиненных предложений в таком тексте.

 (Самопроверка по слайду, где предъявляются построенные схемы к выбранным предложениям).

II. Редактирование текста.

 Сделать звучание текста более прерывистым и напряженным, используя вместо сложных предложений простые, тем самым приблизить текст к тексту А.С.Пушкина.

 

   Дорожные размышления мои были очень приятны, потому что проигрыш мой, по тогдашним ценам, был немаловажен, и я не мог не признаться в душе, что поведение моё в симбирском трактире было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Савельичем. Все это меня мучило. Старик угрюмо сидел на облучке, отворотясь от меня, и молчал, изредка только покрякивая, а я непременно хотел с ним помириться и не знал с чего начать.

- убрать подчинительные союзы из отрывка повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»,

таким образом приведя текст в первоначальный вариант автора;

- сравнить оба отрывка, сделать выводы о цели автора, не использовавшего в данном эпизоде сложноподчиненных предложений.

(Проверка в группах по слайду).

III. Конструирование предложений.

- из трех простых предложений построить несколько вариантов СПП, начертить схемы.

1.Выйдешь из душного города в поле.

2.Светлая радость наполняет душу свою.

3.Дивная красота представляется глазам твоим.

(Сравнение с возможными вариантами по слайду).

Цитирование:

-ввести цитаты в предложения по правилам косвенной речи (использование СПП).

«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». К. Паустовский.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное  нам нашими предшественниками». И. Тургенев.

(Проверка возможных вариантов по слайду).

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

  1. Зарядка.

Оргмомент

Настроиться на урок. Организация работы в группах

Проведение зарядки; организация работы в группах; определение заданий

Выполняют зарядку, распределяются по группам; выбирают консультанта, знакомятся с рабочим материалом, слушают задание.

Воспитывают привычку здоровосбережения.

Устанавливают рабочие отношения в группах

2.Целепологание.

Определение цели, новых учебных задач

Научить детей формулировать цель, задачи по ключевым словам.

Формулируют тему, цель, задачи. Планируют достижения цели.

Оценивать умения аналитически мыслить.

Планирование путей достижения цели, целеполагание.

Устанавливание причинно – следственных связей.

3. Проверка домашнего задания. Способы воспроизведения знаний.

Контроль.

Организовать взаимо - и самопроверку домашнего задания организовать учебное взаимодействие.

Различными способами проверяют домашнее задание; анализируют, выделяют ошибки, оценивают.

Умение объективно оценить соперника и принять оценку со стороны.

Применение способов контроля, самоконтроля.

Взаимоконтроль, аргументация собственной точки зрения.

Умение находить ошибки, анализировать.

4. Актуализация знаний, создание ситуации успеха.

Мотивация, актуализация полученных ранее знаний.

Актуализировать имеющиеся знания по теме СПП

Принимают учебную задачу, создают модели и схемы СП, по ним воспроизводят имеющиеся знания.

Осознание уровня своих знаний по теме.

Коррекция формулировок ответов.

Монологическое высказывание, работа в группе.

Создание и преобразование модели, схемы.

5. Работа с текстом. Выработка способа действия по работе с СПП.

Через анализ синтаксической единицы выработать способ действий по построению схем и  постановке знаков препинания  

Организовать проверку знаний и умений учащихся в группах по анализу СПП с точки зрения построения схем, постановка знаков препинания.

Анализируют,  строят схемы, расставляют знаки препинания, доказывают, обсуждают, отстаивают свою точку зрения.

Воспитание гордости за Пушкина, осознание роли его поэзии.

Преобразование практической задачи в познавательную.

Устанавливать и сравнивать разные точки зрения.

Опознавать синтаксические единицы и их виды, применять знания.

6. Редактирование текста. Выработка способа создания нового текста с помощью СПП.

На основе анализа исходного текста создание нового.

Организовать деятельность учащихся по редактированию исходного текста, созданию нового и сравнению обоих текстов.

Читают, размышляют, вырабатывают способы решения задач, убирают союзы, строят новый текст, сравнивают, делают выводы.

Воспитание любви к классической литературе. («Капитанская дочка»)

Самостоятельный анализ условий  достижения цели в новом учебном материале

Учитывать разные мнения и интересы, обосновывать свою позицию.

Использовать разнообразные синонимичные синтаксические конструкции.

7. Конструирование.

Этап отработки полученных знаний через новую учебную ситуацию.

Проверить различные способы отработки навыков получения знаний.

Организовать деятельность учащихся по рефлексии и на основе ошибок в построении СПП подвести к необходимости создания алгоритма.

Конструируют СПП из простых, записывают, читают, слушают друг друга, выявляют ошибки в построении, исправляют, сравнивают с образцом.

Любовь к родному краю, природе, к родному языку.

Выделять альтернативные способы достижения цели.

Владение устной и письменной речью, использование различных речевых средств.

Объяснять особенности употребления синтаксических конструкций.

8. Этап контроля собственной деятельности.

Показать важность полученных знаний в правильном (устном и письменном) употреблении СПП в нашей речи.

Организация устного коллективного анализа задачи. Коррекционная работа, диагностическая.

Подводят итоги деятельности в группах, индивидуально, коллективно анализируют удачи и неудачи, корректируют недостатки, оценивают качество своей работы.

Формирование ответственного отношения к учению.

Коррекция ошибок в своей деятельности.

Извлекать необходимую информацию из различных источников

Анализ ошибок, контроль, оценивание результата.

9. Домашнее задание.

Закрепить полученные знания.

Организация дифференцированного задания на основе диагностики знаний и умений.

Получают дифференцированное домашнее задание, выбирают задание по силам и интересам.

Оценка собственных возможностей.

Прогнозировать результат выполняемого домашнего задания.

Анализ и выбор учебного задания.

Критериальная модель оценивания.

Задание.

Найти в тексте СПП, построить их схемы и расставить знаки препинания.

- Знать понятие сложного, сложноподчиненного предложения;

- уметь определять грамматические основы простых предложений в составе сложного;

- различать простые и сложные предложения;

- уметь определять подчинительную связь, ставить вопросы от главного предложения к придаточному;

- определять смысловую связь в СПП, знать виды придаточных;

- находить границы простых предложений в составе сложного, СПП, ставить на их месте запятые;

- знать подчинительные союзы, определять их роль в строении СПП, находить их в придаточном предложении;

- различать союзы и союзные слова, определять их синтаксическую роль в предложении;

- уметь схематически строить СПП, графически изображать главное предложение в квадратных скобках и придаточные в круглых;

- отражать в схеме средства подчинительной связи (союзы, союзные слова);

- уметь давать синтаксическую характеристику СПП в логической последовательности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по русскому языку 7 класс «ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА. МОЛОДЁЖНЫЙ ЖАРГОН И ЕГО ФУНКЦИЯ»

В работе рассмотрен один из актуальных вопросов культуры речи: использование жаргонизмов. Проведено исследование: составлен и охарактеризован словарь жаргонных слов, употребляемых учащимися наше...

Исследовательская работа по русскому языку 7 класс «ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА. МОЛОДЁЖНЫЙ ЖАРГОН И ЕГО ФУНКЦИЯ»

В работе рассмотрен один из актуальных вопросов культуры речи: использование жаргонизмов. Проведено исследование: составлен и охарактеризован словарь жаргонных слов, употребляемых учащимися наше...

Презентация к уроку "Происхождение слов русского языка". 8 класс. Урок с применением технологии педагогических мастерских.

Презентация к уроку "Происхождение слов русского языка". 8 класс. Урок с применением технологии педагогических мастерских....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, 210 часов, по ФГОС

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому яз...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, 210 часов, по ФГОС

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому яз...

Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...