Разработка урока для 8 класса по теме: "Генетические связи между различными классами соединений"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Бабкина Людмила Никитична

Данный урок позволяет развивать умение ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку.

Работа осуществляется в группах "Практик-теоретик"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                        

Генетическая связь между различными классами    неорганических соединений, 8 класс 

                                                                                                 

Тип урока:  Урок - обобщения знаний.

Цели. Обучающие - обобщить знания о генетической связи всех классов неорганических соединений. Рассмотреть в «динамике» генетические ряды металлов и неметаллов.

Развивающие -  развивать умения ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку

Воспитательные – Воспитывать культуру общения через работу в коллективе, в парах «учитель – ученик», «ученик – ученик», а также наблюдательность, внимание, инициативу, уважительное отношение друг к другу.

Методы и методические приемы – фронтальный опрос, работа в группах «практик – теоретик»

Оборудование и реактивы – спиртовка, держатель пробирок, лабораторный штатив с пробирками, спички, медная проволока, серная кислота разбавленная, раствор гидроксида натрия, соляная кислота разбавленная, карточки для работы.

Ход урока:

I.  Думаю, что сегодняшний урок вам понравится. Сегодня вы не соскучитесь, так как сами будете проводить опыты, но для начала совершим  «мягкую посадочку»:

В течение 3–х минут ребятам предлагается быстро ответить на вопросы. При правильном ответе учащийся совершает мягкую посадку, при неправильном остается стоять. Право ответа на вопрос предоставляется учащемуся, первому поднявшему руку. За отведенное время должны сесть все учащиеся.

Примерный перечень вопросов для «мягкой посадки»:

  1. Что такое оксиды?
  2. Какие оксиды бывают по характеру?
  3. Что такое кислотные оксиды?
  4. Какие оксиды называются основными?
  5. Что такое солеобразующие оксиды?
  6. Приведите примеры несолеобразующих оксидов.
  7. Какие индикаторы вам известны?
  8. Как окрашиваются индикаторы в соответствующих средах?
  9. Что такое кислоты?
  10. Чем обусловлены общие свойства всех кислот?
  11. Назовите формулы кислот (произносятся названия).
  12. Что такое основания?
  13.  Чем обусловлены свойства всех оснований в растворах?
  14. Приведите формулы однокислотного основания.
  15. Какие основания называются щелочами?
  16. Как окрашивается фенолфталеин в растворах щелочей?
  17. Что такое соли?
  18. Какие соли бывают?
  19. Что такое средние (кислые, основные) соли?
  20. Назовите формулы солей.
  21. Какая связь называется генетической?
  22. Что такое генетический ряд металла (неметалла)?
  23. Какой оксид соответствует серной (азотной, угольной, кремниевой и т.д. кислотам)?  и т.д.

Сегодня посадка была действительно мягкой!

Мы с вами живем в мире веществ, которые находятся в непрерывно химическом превращении: бесконечно из одних веществ образуются другие.

В каждой клеточке нашего организма, в капле воды,  миллилитре почвы или воздуха происходят тысячи и тысячи химических реакций. Именно эти превращения и называются генетической связью. Наша задача и выявить сегодня эту связь между конкретными веществами.

Перед вами лежат карточки, на которых в беспорядке формул зашифрованы три генетических ряда: составьте их, укажите, какое по природе вещество лежит в основе генетического ряда, опишите характер его соединений, постройте с помощью цветно-

го мела генетический ряд.

Li                                                                                 Cu

                                                     S

 SO3                        Li2O

                                                       CuO                      LiNO3

LiOH                                                                       BaSO4

                                                         

                                         H2SO4    

Cu(OH)2

                                       

                                                                            CuSO4

                                       CuCl2

                                                                       

                                                                                                               

                                                                                                                                                                                                               После выполнения работы ребятам предлагается
практически осуществить цепочку превращений,
в основе которой лежит металл медь.

Далее в работе участвуют пары «практик – теоретик», в результате выполнения химических реакций обсуждаются условия протекания реакций, признаки химических реакций, в уравнениях отражается сущность протекающих реакций.

                      Li                                                                                 Cu

                       1                             S

 SO3                        Li2O

                                                       CuO                      LiNO3

LiOH                                                                       BaSO4

                                                     

                                         H2SO4                                2

Cu(OH)2                                                        

                                                                                           3

                         

                               4             

                                                                            CuSO4

                                       CuCl2

                   

  1. Даны  два генетических ряда:

Ca           CaO          Ca(OH )2                                                                                                           

     S           SO2          SO3          H2SO4

Ваша задача, установить взаимосвязь данных генетических рядов и подтвердить ее конкретными уравнениями реакций. Это и будет вашим домашним заданием.

Закончить наш сегодняшний урок мне хочется стихами ученицы нашей школы:

Связи бывают разные: полезные, опасные,

Столкнулись мы с генетической.

Генетической та связь называется,

Что меж веществами разных классов осуществляется,

Основанная на взаимопревращениях

И отражающая единство происхождения.

Веществам границ не нужно,

Живут они все очень дружно:

Оксиды, гидроксиды, соли –

Как целого три равные доли.

Связаны наукой, могут получаться

Друг из друга

С помощью волшебницы известной,

Что зовется химией чудесной.

Вещества – одна семья.

Чтоб подробнее о них узнать

Нужно все уроки посещать!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока химии в 8 классе на тему: " Генетическая связь между классами неорганических соединений"

Материал содержит план-конспект урока химии в 8 классе, который является обобщающим уроком по теме: Оксиды. Кислоты. Основания. Соли....

План – конспект урока-игры в 8 классе по теме: «Генетическая связь между классами неорганических веществ».

План – конспект урока-игры в 8 классе по теме: «Генетическая связь между классами неорганических веществ». Цель урока:усвоение знаний о генетической связи и генетическом ряде;обобщение и системат...

Урок по теме "Генетическая связь между основными классами неорганических веществ"

Урок-обобщения по основным классам неорганической химии....

Открытый урок по химии в 8 классе Тема "Генетическая связь между основными классами неорганических соединений"

Цель урока:Закрепление и систематизация знаний по данной теме, выяснение генетической связи между классами неорганических соединений.Формируемые УУДПредметные:1.    Обобщить и системати...

Мастер-класс в 8 классе по теме «Генетическая связь между классами неорганических соединений».

Опираясь на знания учащихся об основных классах неорганических веществ, подвести их к понятию генетической связи и генетическим рядам металла и неметалла...


 

Комментарии

Марченко Елена Павловна

Здравствуйте, Людмила Никитична! Спасибо за урок. Он такой же приятный и лёгкий, как ваша улыбка на фото. Я к вам зашла на сайт неслучайно. Это Алла Геннадьевна рекомендовала посмотреть ваши уроки. Скажите, пожалуйста, а Вы всегда ставите только цели урока или выделяете отдельно задачи? Я хочу проверить себя - правильно ли оформляю урок. У меня, как у Вас только цели поставлены. А мне посоветовали обратить внимание на задачи. С уважением Елена Павловна