Конспект урока в 9 классе Прокариотическая клетка
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме

Епифанова Тамара Васильевна

Урок раскрывает особенности организации прокариот, роль бактерий в природе и жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_9_klass_prokarioticheskaya_kletka.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

           








Конспект урока

по биологии в 9 классе на тему



«Прокариотическая клетка».





            Учитель химии и биологии

                        МОУ средней общеобразовательной школы  с. Калуга      

  Епифанова Тамара Васильевна.                  

Тема. Прокариотическая клетка. 

Цели и задачи.

 Образовательные. Рассмотреть особенности организации прокариот.

 Развивающие. Развивать знания о многообразии, жизнедеятельности и  

                           значении бактерий; Выявить роль бактерий в природе и жизни человека;

                           формировать умения и навыки самостоятельной работы, умение выделять    

                            главное, сравнивать, анализировать.

Воспитательные. Прививать санитарно – гигиенические  навыки предупреждения

                              инфекционных заболеваний; воспитывать бережное  отношение к  

                               школьному оборудованию.

Оборудование:  наглядные пособия «Многообразие клеток», «Строение бактериальной

                            клетки»; культура сенной палочки, микроскопы, предметные и

                            покровные стекла, иглы, пинцеты, мультимедийный  проектор.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы, цели и задач занятия.

III. Изучение нового материала.

                                           План.

  1. Строение и функции клеток.
  2. Особенности строения и организации прокариот.

Лабораторный опыт «Рассмотрение бактериальных клеток сенной палочки по микроскопом»

  1. Роль бактерий в природе и жизни человека.

  1. Строение и функции клеток.

   

* Что такое клетка?

(Клетка – основная единица всех живых организмов. Может существовать как отдельный организм или в составе тканей многоклеточных животных, растений, грибов.)

* Что подразумевает клеточный уровень организации?

( предусматривает изучение структуры клетки и её органоидов, процессов жизнедеятельности, которые в ней протекают.)

Учитель демонстрирует разнообразие клеток при помощи таблиц, изображений различных клеток через мультимедийный проектор.

*Всё это многообразие клеток можно разделить на две группы. Какие?

   По наличию оформленного ядра:

         - Прокариоты (не имеют четко оформленного ядра)

         - Эукариоты (имеют оформленное ядро).

Далее учитель сообщает, что к прокариотам относятся все бактерии и сине – зелёные водоросли, а к эукариотам – грибы, растения, животные.

Слайд.             Прокариоты                                            Эукариоты

                         - бактерии                                                - грибы

                         - сине – зелёные водоросли                   - растения

                           (цианобактерии)                                   - животные

  1. Особенности строения и организации прокариот.

Сегодня на уроке мы подробно остановимся на группе  прокариотических организмов.

    Выполняется л/о «Бактериальная клетка сенной палочки под микроскопом».

  1. Что вы видите?  (видны светлые продолговатые тельца)
  2. Что можно сказать о формах бактериальных клеток, об их размерах?

Сообщение учащегося «Формы и размеры бактериальных  клеток»

Далее учитель рассказывает учащимся об особенностях строения бактериальной клетки при помощи таблицы «Прокариотическая клетка».

  1. По способу питания бактерии можно разделить на две группы. Какие?

(автотрофные и гетеротрофные)

Затем учитель дополняет, что есть фотосинтетики (образуют органические вещества при участии энергии солнечного света) , хемосинтетики (получают энергию из неорганических вещеспв) , паразиты(питаются органическими веществами  живых организмов) , сапрофиты( используют мертвый органический матариал). Приводит примеры.

Слайд.           Разнообразие бактерий по способу питания

                           

    БАКТЕРИИ

                         

                          АВТОТРОФНЫЕ  


ГЕТЕРОТРОФНЫЕ

 

                                             

 фотосинтетики 

   

зелёные,

пурпурные,

серобактерии                  


Хемосинтетики


железобактерии,

серобактерии,

нитрифицирующие

бактерии


Паразиты

 

холерный

вибрион,

столбнячная палочка


Сапрофиты


бактерии

гниения,

бактерии брожения

       

  1. Значение бактерий в природе и жизни человека.

 Совместная работа  с таблицей и схемой. По ходу работы с таблицей учитель иллюстрирует роль бактерий, используя дополнительную информацию.

IV. Закрепление изученного материала.

А) Игра «Крестики –нолики»

Выигрышный вариант – бактерии, являющиеся основой получения антибиотиков:


анальгин


стрептомицин


пенициллин


глюкоза


нистатин


парацетомол


мукалтин


эритромицин

настойка календулы


Б) Ответьте на вопросы:

  1. Важную роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения. В очень сухой почве, например, в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению.

 (Ответ: Сухой раскаленный песок пустынь безводен и поэтому является малоподходящей средой для бактерий гниения. Поэтому трупы животных высыхают (мумифицируются), но не разрушаются.)

  1. Руды железа и марганца встречаются не только в местах залегания пород, но и    

                  на дне  многих озёр и болот. Откуда они могли там появиться?

(Ответ: руды железа и марганца  образуются на дне многих озёр и болот  в результате деятельности бактерий, которые накапливают эти вещества.)

  1. На двух полях посеяли горох. Первое поле обработали препаратом,

       уничтожающим бактерии, второе не обрабатывали. На каком поле урожай будет лучше и почему?

(Ответ: на необработанном поле урожай будет лучше, так как на корнях гороха образуются клубеньки, в которых живут бактерии, поглощающие азот из воздуха. Они не только питаются им сами, но и накапливают его в растении.)

          В) Исключить из цепочки предложенных слов лишнее, объяснив почему.

1. Бактерии гниения, бактерии брожения, железобактерии,  болезнетворные бактерии.

(Лишнее слово – железобактерии, т. к. остальные – по способу питания – гетеротрофы.)

2. Кокки, диплококки, бациллы, стрептококки, стафилококки.

(Лишнее слово – бациллы, т. к. остальные – шаровидной формы, бациллы – палочковидной.)

Г). Вопрос – ответ.

1. «Повисла в тени виноградная гроздь». О каких бактериях речь?   (Стафилококки)

2. Организмы, которые питаются органическими веществами отмерших организмов.  (Сапрофиты)

3. Какие бактерии сыграли важную роль в накоплении кислорода в атмосфере?  (Цианобактерии) 

4. Группа организмов, не имеющая ядра.  (Прокариоты)

5. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами живых организмов.  (Паразиты) 

6.На корнях каких растений развиваются клубеньковые бактерии? (Семейство бобовые)

7. Какие бактерии приносят вред человеку?  (Болезнетворные)

8.  «Точка, точка, запятая….» . Назовите формы бактерий. (Кокки и вибрионы)

9. Ядерные организмы.  (Эукариоты)

10. Какие бактерии можно назвать санитарами нашей планеты?  (Бактерии гниения)

V. Подведение итогов. Домашнее задание.

1. Оценить степень реализации поставленных на уроке целей и задач.

2. Д/З. гл. 11. g 25, с. 121 – 124; вопр. 1 -5.

3. Оценить работу учащихся во время урока.

 

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока биологии "Жизненный цикл клетки. Митоз.Амитоз"

Урок биологии в 10 классе разработан с учетом индивидуальных особенностей учащихся с использованием элементов технологии критического мышления....

Урок биологии в 9 класс "Прокариотическая клетка"

Конспект урока в 9 классе по теме "Прокариотическая клетка"  с использованием технологии смыслового чтения...

конспект урока 5 класс "Строение клетки"

Урок биологии 5 класс . Тема: Строение клетки". соответствует требованиям ФГОС....

Урок 10 класс "Прокариотическая клетка"

План - конспект урока для профильного 10 класса (химики - биологического профиля). Презентация....

Урок биологии в 9 классе "Прокариотическая клетка" по учебнику Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И.

Урок разработан с использованием Электронного учебного издания  «Биология. Основные закономерности. 9 кл.» (Идз-ль: ООО «Дрофа», 2010.),В результате изучения темы уро...

Презентация к уроку биологии 9 класса "Прокариотическая клетка"

Презентация к уроку биологии 9 класса "Прокариотическая клетка"...

Конспект урока 10 класс «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро»

Тема урока: «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро»Цель урока: Создать условие для комплексного применения знаний на уроке в процессе изучения темы....