конспект урока 5 класс "Строение клетки"
план-конспект занятия по биологии (5 класс) на тему

Гуменюк Ольга Васильевна

Урок биологии 5 класс . Тема: Строение клетки". соответствует требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_5_klass_stroenie_kletki.docx167.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Строение клетки».

Цель урока: изучить строение клетки

(общий план); доказать, что клетка самостоятельная живая система, имеющая

объем; научиться сравнивать одноклеточные и многоклеточные организмы по сложности организации, выявить черты сходства и различия.

Задачи:

-находить в объекте его составляющие;

-видоизменять объекты;

-научиться обобщать;

-устанавливать сходство и различие;

-находить причинно следственные связи.

Тип урока: Урок введение нового материала с использованием эор.

Формы работы учащихся:  эвристическая беседа; творческая работа;

Необходимое техническое оборудование:

компьютеры, мультимедиа оборудование, таблицы с изображениями растительной клетки, микроскопы, микропрепараты

растительных и животных тканей.

                       Ход урока.

Этап урока

Содержание

учебного

материала

Деятель -

ность

 учителя

Деятель-

ность учащихся

Планируемые результаты

1 Орг момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Сегодня урок открытия новых знаний. Как вы понимаете следующее высказывание: Чтобы переваривать знания надо переваривать их с аппетитом.

Анатоль Франц.

Приветствует, проверяет

готовность к уроку,

желает

успеха.

Включение в деловой

ритм.

Ученики

настроились на

работу.

Личностные:

Умение

соблюдать

дисциплину на

уроке,

уважительно

относиться к

учителю и

одноклассникам.

Регулятивные: 

умение

организовать

выполнение

заданий учителя.

2 Актуализация

знаний, сообщение

темы и целей урока

Миллиарды лет

назад

В хаосе Вселенной

Капля жизни

родилась

Робко и несмело.

На заре живого

мирозданья

Было чуждо и

опасно всѐ

кругом.

Крохотное,

хрупкое созданье

Стало строить

Жизни прочный

дом.

В оболочку Жизнь себя одела.

Что кругом? Вода

есть

можно

пить.

Чистый воздух,

солнце жарко

грело.

И решила кроха:

«Будем жить!»

Тема урока: строение клетки.

Выдвигает проблему, сообщает тему урока.

Решая проблему определяют тему урока.

Личностные: Умение

соблюдать

дисциплину на

уроке,

уважительно

относиться к

учителю и

одноклассникам.

Регулятивные :

Умение

организовать

выполнение

заданий

учителя.

Коммуникатив

ные :

умение

воспринимать

информацию на

слух, отвечать

на вопросы

учителя

3 Постановка учебной задачи.

Исходя из темы урока, сформулируйте главную цель.

Что сегодня нам предстоит выяснить?

Обсуждение

затруднений

(почему

возникли

затруднения,

чего мы ещѐ

не знаем)

Запись числа, темы урока.

Конкретизируют тему.

Регулятивные:

самостоятельн

ое

формулирование

цели и задач,

планирование,

прогнозирование

Иллюстрация растительной клетки

4 Усвоение новых знаний.

Вам надо найти и подписать части клетки от 1 до 10. У кого получилось назвать все части клетки? Почему вам этого не удалось? Вы, молодцы, и постарались выполнить задание, но у вас у всех возникли разные затруднения, но учения без затруднений не бывает. Сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности. (Мы должны узнать, как устроена клетка, построить эталон строения клетки, и научится определять органоиды растительной клетки.) Как вы будете достигать, поставленной цели? (Изучим источники информации и узнаем из них, из каких органоидов состоит клетка, создадим эталон для клеток всех растений, научимся его применять.) План фиксируется на доске.

1 Найти в источниках информации органоиды растительной клетки.

2 составить эталон растительной клетки.

3 научиться применять эталон на различных рисунках растительных клеток.

Организует работу в группах. Демонстрирует видеофильм.

Работая в группах, анализируют информацию, составляют эталон и таблицу в тетрадях.

Слушают

объяснения и

инструкцию

учителя;

Моделируют

растительную

клетку; Отвечают на

вопросы

учителя;

Делают

выводы и

записывают в

тетрадь.

Личностные:

Умение

соблюдать

дисциплину на

уроке,

уважительно

относиться к

учителю и

одноклассникам.

Регулятивные :

Умение

организовать

выполнение

заданий

учителя,

делать выводы по результатам работы.

Коммуникатив

ные:

умение

воспринимать

информацию на

слух, отвечать

на вопросы

учителя.

Познавательные: умение

структурировать учебный

материал,

выделять в нем

главное.

Слайды презентации.

5 Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

6 Закрепление

изученного

материала

Теперь вы выполните самостоятельную работу. Для чего вы будете выполнять самостоятельную работу? 

Тест по строению растительной клетки.

Даётся самостоятельная работа и тест по строению растительной клетки.

Выполняют задания.

Регулятивные:

Умение

организовать

выполнение

заданий

учителя,

делать выводы

по результатам

работы. Познавательные:

умение

структурирова

ть учебный

материал,

выделя

ть в нем

главное

7 Рефлексия учебной деятельности

Осознание учащимися

своей учебной

деятельности,

самооценка

результатов

деятельности своей

и всего класса.

По

результатам

урока заполни

табличку, и

оцени уровень

твоей

работы на

уроке с

помощью

шкалы,

поставь

крестик на

том уровне,

какой ты

достиг

Учащиеся

заполняют

таблицу и

шкалу

Личностные :

Самооценка на

основе

успешности

Адекватное

понимание

причин

успеха и неуспеха

в учебной

деятельности

Коммуникатив

ные:

Умение

выражать свои

мысли

Познавательны:

Рефлексия.

Контроль и

оценка процесса

и результатов

деятельности

8 Информация о домашнем задании. Выставление оценок.

Выучить строение растительной клетки. По желанию сделать макет растительной клетки.

Формулирует

задание,

комментируя и отвечая на вопросы учащихся. Выставляет оценки.

Воспринимают информацию фиксируя задание.

 Самостоятельная работа с самопроверкой.

  Теперь вы выполните самостоятельную работу.  

Для чего вы будете выполнять самостоятельную работу? (Для того чтобы понять, научились ли мы пользоваться новым знанием.)

Это как раз последний шаг в нашем плане работы.

 Задание. Соотнесите цифры от 1 до 10 (в эталоне) с предложенными функциями.

C:\Users\Наталья\Desktop\stroenie-rastitelnoj-kletki - копия.jpg

 Функции:

А. накопление продуктов обмена веществ; давление внутри клетки.

Б. Образование клеточных оболочек.

В. придают желтую, красную, оранжевую окраску цветам, листьям, плодам.

Г. Фотосинтез.

Д. синтез крахмала, липидов, белков.

Е. синтез липидов и углеводов.

Ж. синтез белка.

З. контролирует жизнедеятельность клетки;  хранит генетическую информацию и передает её дочерним клеткам.

И. Обмен веществ между клеткой и окружающей средой.

К. «энергетическая станция» клетки; процесс дыхания.

        Учащиеся сопоставляют свои работы с образцом:

1 –  К;

2 –  И;

3 –  З;

4 –  Ж;

5 –  А;

6 –  Б;

7 –  В;

8 –  Г;

9 –  Д;

10 –  Е.

У кого возникли затруднения?

В каком месте возникло затруднение?

Почему возникло затруднение?

Тест по строению растительной клетки. ( работа  с планшетками)

1.Клеточное ядро – важнейшая часть клетки т.к.:

1)Является центром наследственной информации;

2)Обеспечивает перенос питательных веществ в клетке;

3)Придает форму клетке и предохраняет ее от воздействий.

2.Зеленая окраска растений зависит от наличия в цитоплазме:

1) лейкопластов;

2) хлоропластов;

3) хромопластов.

3.Синтез липидов и углеводов в клетке осуществляет:

1) ядро;

2) рибосома;

3) гладкая эндоплазматическая сеть.

        Работая в группах, проанализировать информацию, составить эталон и занести таблицу в тетрадях.

C:\Users\Наталья\Desktop\stroenie-rastitelnoj-kletki - копия.jpg

     Органоид

Функция органоида

1. Плазматическая мембрана

2.Ядро

3.Ядрышко

4.Пластиды:

а) хлоропласты;

б) хромопласты

в) лейкопласты.

5.Митохондрии

6.Вакуоли

7.Рибосомы

8.Эндоплазматическая сеть:

а) гладкая;

б) шероховатая.

9.Аппарат Гольджи

C:\Users\Наталья\Desktop\stroenie-rastitelnoj-kletki - копия (2).jpg

Эталон растительной клетки.

     Органоид

Функция органоида

1. Плазматическая мембрана

Обмен веществ между клеткой и окружающей средой.

2.Ядро

контролирует жизнедеятельность клетки;  хранит генетическую информацию и передает её дочерним клеткам.

3.Ядрышко

продуцируются иРНК и рибосомы ядра

4.Пластиды:

а) хлоропласты;

б) хромопласты

в) лейкопласты.

а) фотосинтез;

б) придают желтую, красную, оранжевую окраску цветам, листьям, плодам;

в) синтез крахмала, липидов, белков.

5.Митохондрии

«энергетическая станция» клетки; процесс дыхания.

6.Вакуоли

места накопления продуктов обмена веществ; давление внутри клетки.

7.Рибосомы

Синтез белка.

8.Эндоплазматическая сеть:

а) гладкая;

б) шероховатая.

а) синтез липидов и углеводов;

б) синтез белка.

9.Аппарат Гольджи

Образование клеточных оболочек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока"Прокариотическая клетка".

Урок  с использованием технологии развития критического мышления предназначен для учащихся 10 класса по программе И.Б.Агафоновой и В.И.Сивоглазова с использованием учебника В.Б.Захарова, С.Г.Мамо...

конспект урока "Эукариотическая клетка. Мембранный принцип организации. Цитоплазма."

Урок с использованием технологии развития критического мышления предназначен для учащихся 10 класса по программе И.Б.Агафоновой и В.И.Сивоглазова с использованием учебника В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова,...

Конспект урока "Строение клетки"

Цель урока- сформировать знания об основных частях клетки.   В процессе усвоения материала учащиеся  должны научиться выстраивать причинно- следственные связи, отражающие взаимосв...

конспект урока "Строение клетки"

Предложен конспект урока в 10 классе на тему: "Строение клетки". В данном уроке использована технология "Развитие критического мышления"....

Конспект урока "Прокариотическая клетка"

Конспект урока по биологии с профессиональным самоопределением. Урок расчитан на 45 минут. Урок комбинированный , обучающиеся включены в групповую , индивидуальную работу. Гость урока -  технолог...

Конспект урока биологии "КЛЕТКА - ЭЛЕМЕНТАРНАЯ СТРУКТУРНАЯ ЕДИНИЦА СТРОЕНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ"

В ходе урока создаются условия для обобщения, систематизации и закрепления знаний,  для проверки качества усвоения учебного материала учащимися по теме: «Основы цитологии»; создаются условия для ...

Конспект урока "Деление клетки. Метоз.

Конспект урока "Деление клетки. Метоз"...