Конспект урока "Прокариотическая клетка"
проект по биологии (9 класс) на тему

Маслова Надежда Владимировна

Конспект урока по биологии с профессиональным самоопределением. Урок расчитан на 45 минут. Урок комбинированный , обучающиеся включены в групповую , индивидуальную работу. Гость урока -  технолог пищевого предприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka.doc257.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Прокариотическая клетка.

                     (Урок с профессиональной ориентацией).

Задачи урока:    расширить и углубить знание о клеточном уровне      

                           организации живой материи на основе изучения

                           особенностей строения прокариотической  клетки;

                           продолжить формирование умения сравнивать

                          биологические объекты (клетки прокариот и эукариот),

                           находить общее, различное, делать  выводы;

                           содействовать развития у школьников умения связывать  

                          полученную информацию с профессиональной ориентацией.

Оборудование: таблица «Строение растительной и животной клетки»,

                           учебник, карточки с рисунком клетки бактерии или вируса;

                           готовый лист-ведомость на каждого ученика (по образцу);

                           пробирки с подставкой, молочник, молоко,  кефир, йогурт,

                           сыр, сметана.

Содержание,

Методы: объяснительно - иллюстративный

Тип урока: комбинированный

                                              Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка знаний и умений учащихся.

      Урок начинается с повторения школьниками изученного на прошлом уроке теоретического материала. Учащимся было дано здание домашнее задание в тетрадях.

После чтения и изучения ξ 24 нужно было составить пять вопросов к тесту параграфа. Учитель назначает себе помощников (ассистентов). Из каждого ряда выбирается один ученик и в листе – ведомости, значками «+» или «-» отмечает их ответы. Ассистент выбирается из числа сильных учеников. Заранее готовятся листы – ведомости с фамилиями учащихся.

     Переходя к опросу, учитель вызывает первого ученика и просит его ответить на вопросы, приведенные в учебнике в конце данного параграфа. Каждое удачное выступление оценивается значком «+»  в ведомости ассистента.

     Затем к доске со своей тетрадью вызывается второй ученик. Он поочередно задает своим товарищам вопросы, составленные дома. Выступая в роли учителя, он оценивает правильность ответов каждого из своих товарищей по следующей схеме: «+» - ответ правильный, «-» - неправильный или отсутствует. После окончания этого фрагмента урока учащиеся класса оценивают качество вопросов, составленных «юным учителем», отмечают позитивные и негативные черты его деятельности во время опроса, а затем путем открытого голосования определяют оценку, которая выставляется ему в классный журнал.

    Далее к доске вызывается следующий школьник, который отвечает на пять вопросов, поочередно задаваемых ему  другим учащимся класса. При удачном ответе на все вопросы он получает оценку «отлично», при четырех удачных ответов – «хорошо» и т.д.

     Все школьники, задавшие хорошие вопросы, за каждый из них получают значок «+» в ведомость ассистента.

    В дальнейшем учитель подводит итоги данного этапа урока и осуществляет логический переход к изучению нового материала.

3. Изучение нового материала.

    Учитель называет тему  и знакомит с задачами  урока. Обращает внимание школьников на план урока (план и задачи урока записаны на доске).

          План урока:

  1. Особенности строения прокариот по сравнению с эукариотами.
  2. Бактерии – типичные прокариоты.
  3. Механизм спорообразования у бактерий.
  4. Роль бактерий в природе и жизни человека.
  5. ? (неожиданное на нашем уроке).

Домашнее задание записывается на доске и комментируется учителем сразу же после формирования темы урока ξ 25, вопросы в конце ξ. Подготовиться к лабораторной работе: принести луковицу и кусочек бинта.

           Учитель: Тема урока «Прокариотическая клетка». По строению клетки, биологи делят все живые существа на «безъдерные» организмы – прокариоты (буквально – доядерные) и «ядерные» организмы – эукариоты. В группы прокариот попали все бактерии и сине – зеленые водоросли (цианеи), а в группу эукариот – грибы, растения и животные.

          Одновременно учитель зарисовывает схему у доски, а учащиеся у себя в тетради.

                                           Клеточное строение

                             

             Прокариоты                                        Эукариоты

            «безъядерные»                                     «ядерные»

             

бактерии                                                             грибы

сине-зеленые водоросли                                   растения

                                                                             животные

   Таким образом, в настоящее время выделяют два уровня клеточной организации  и соответственно два крупных типа клеток: прокариотической и эукариотической клеток.

   ? Чем отличается клетка прокариотических организмов, от клетки эукариот?

    У вас на столах имеется схема строения клетки бактерий или сине -зеленой водоросли, на доске таблица «Строение растительной и животной клетки».

    Сравните клеточное строение данных организмов, найдите черты сходства и различия.

   Ответ: Сходства- одинаковые органоиды: цитоплазма, клеточная оболочка,

               хромосома.

               Отличия – у прокариот нет ядра и хромосомы располагаются

               свободно в цитоплазме.

   Учитель: Размеры бактериальных клеток колеблются в широких пределах:

от 1 до 10 -15 мкм. По форме выделяют шаровидные клетки (кокки), вытянутые ( палочки или бациллы), извитые (спириллы). Некоторые виды микроорганизмов живут по отдельности, другие образуют скопления (посмотрите на рисунок 64 учебника, станица 123).

    Размножение бактерий .

   Обычно бактерии размножаются делением на двое. (Одновременно идет объяснение и запись схемы в тетрадях учащихся).

                Д.

                  1 клетка (бактерия)        2 клетки

                     

                        неблагоприятные условия

Бактерия             спора        цитоплазмы

               среды

        клеточная стенка

        хромосома

        цитоплазма

  Споры бактерий очень устойчивы. В сухом состоянии они сохраняют жизнеспособность многие сотни и даже тысячи лет, выдерживая резкие колебания температуры.

    Роль бактерий в природе и жизни человека.

? Учитель: Каково значение прокариот в природе и хозяйственной деятельности человека?

    Бактерии имеют огромное значение для человека. Многие отрасли промышленности и сельского хозяйства полностью или частично зависят от деятельности бактерий. Такие важные химические соединения, как этиловый и бутиловый спирты, уксусная кислота, ацетон, образуются за счет деятельности бактерий. Человек использует бактерии в производстве масла, сыра, различных видов кислого молока, кислой капусты и других продуктов. В настоящее время развивается новая отрасль производства – микробиологическая промышленность. Технология производства многих ферментов, кормовых белков, лекарственных препаратов основана на жизнедеятельности бактерий.

     Бактериальная клетка содержит богатый набор ферментов и биологически активных веществ, например антибиотиков. На этом и основано использование бактерий в микробиологической промышленности для получения ценных продуктов из дешевого и доступного сырья. Огромную роль играют бактерии в процессах биологической очистки воды, загрязненной промышленными и бытовыми отходами. Однако очень многие бактерии приносят человеку, животным и растениям большой вред, являясь возбудителями различных заболеваний, например дизентерии, брюшного тифа и др.

   ? Как вы думаете, людям каких профессий требуются знания полученные сегодня на уроке?

  Гость урока (технолог Николаевского маслозавода).

Я работаю технологом на Николаевском маслозаводе, сегодня хочу рассказать о своей профессии. Наш маслозавод был основан в 1971 г. Профессия технолога очень необходима на нашем производстве. Технолог – человек отвечающий за производство продукции в наших целях. На сегодняшний день мы производим – сухое молоко, сливочное масло, сметану, творог. Сырьем для нашей продукции служит молоко.

?  А вы знаете как можно определить свойство молока?

   Свежее молоко легко стекает по стенке пробирки, оставляя белый след, который потом пропадает. Скисшее молоко обычно прилипает к Степкам. Появление тянущих нитей, дурной запах говорят о том, что молоко испорчено. Надо насторожиться, если молоко имеет красноватый или синий оттенок. Горчит молоко тех коров, которые питались полынью, чесноком, свекловичными листьями.

   (Опыт с молоком в классе).

?   А вы знаете как происходит сбраживание молока? Выясним, как молоко превращается в простоквашу. Присутствующие в молоке молочнокислые микробы сбраживают сахар. В результате появляется молочная кислота, вызывающая свертывание белка.

    Молекулы белка, свернутые в шарообразные частички – глобулы, под влиянием кислоты развертываются.  Длинные ветвящиеся цепи молекул сцепляются друг с другом, образуя сгусток. (Частицы жира, освободившиеся от белка, выплывают вверх, образуя сметану).  

   (Демонстрация натурального объекта).

   Сбраживать молоко могут не только молочнокислые бактерии, Нои кефирные грибки и другие микроорганизмы. Однако среди них есть не только полезные. При кипячении молока молочнокислые бактерии погибают, а вот маслянокислые оказываются более стойкими. Они и вызывают сворачивание молока, однако продукт получается непригодным в пищу. В масло – сырном производстве мы используем деятельность бактерий, например при производстве кефира, йогурта, сыра, ряженки и другой молочной продукции. Поэтому, не было бы бактерий, не было бы такой вкусной продукции.

  1. Закрепление знаний.

Особенности строения прокариотической клетки.

(Тест. Какие утверждения верны).

  1. Бактерии – самые древние обитатели нашей планеты.
  2. Все бактериальные клетки имеют ядро.
  3. Бациллы – это округлые по форме бактерии.
  4. Все бактерии – гетеротрофы.
  5. Бактерии – аэробы обитают только в кислородной среде.
  6. Бактерии относятся к царству прокариот.
  7. Все бактерии размножаются половым путем.
  8. Среди бактерий встречаются паразиты.
  9. В клетках бактерий плохо развиты мембранные структуры.
  10. Все бактерии вредны.

Верные утверждения: 1,5,6,8,9.

 На работу отводится 5 мин, далее идет взаимопроверка. 1 и 2 вариант меняются работами.

  Верные ответы и нормы оценок вывешиваются на доске.

5 правильных ответов – оценка «5».

4 верных ответа – оценка «4» и т.д.

Каждый верный ответ заносится знаком «+» в ведомость ученика и сдаются учителю.

За урок школьники получают две суммированные оценки.

5. Итог урока.

? Ребята вам понравился сегодня наш урок?

Приложение к уроку.

Лист - ведомость

                                     Лист - ведомость

Ф.И.ученика

Д/задание

Работа на уроке

Закрепление

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Абубекярова Альбина

Итоговая оценка

_______________________________________________________________________

Лист - ведомость

Ф.И.ученика

Д/задание

Работа на уроке

Закрепление

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Андрейкина Надежда

Итоговая оценка:

_______________________________________________________________________

Лист - ведомость

Ф.И.ученика

Д/задание

Работа на уроке

Закрепление

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Ахримова Екатерина

Итоговая оценка:

_______________________________________________________________________

Лист - ведомость

Ф.И.ученика

Д/задание

Работа на уроке

Закрепление

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Богданов Радик

Итоговая оценка:

_____________________________________________________________________

Лист - ведомость

Ф.И.ученика

Д/задание

Работа на уроке

Закрепление

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Булатова Альбина

Итоговая оценка:

_____________________________________________________________________________

Лист - ведомость

Ф.И.ученика

Д/задание

Работа на уроке

Закрепление

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Бытылкина Вера

Итоговая оценка:

____________________________________________________________________

Лист - ведомость

Ф.И.ученика

Д/задание

Работа на уроке

Закрепление

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Живаев Денис

Итоговая оценка:

                                     

Лист - ведомость

Ф.И.ученика

Д/задание

Работа на уроке

Закрепление

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Кавкаева Анастасия

Итоговая оценка

______________________________________________________________________

Лист - ведомость

Ф.И.ученика

Д/задание

Работа на уроке

Закрепление

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Каримова Нажия

Итоговая оценка:

_______________________________________________________________________

Лист - ведомость

Ф.И.ученика

Д/задание

Работа на уроке

Закрепление

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Киргизова Ольга

Итоговая оценка:

_______________________________________________________________________

Лист - ведомость

Ф.И.ученика

Д/задание

Работа на уроке

Закрепление

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Козлов Владимир

Итоговая оценка:

_______________________________________________________________________

Лист - ведомость

Ф.И.ученика

Д/задание

Работа на уроке

Закрепление

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Короткова Людмила

Итоговая оценка:

_______________________________________________________________________

Лист - ведомость

Ф.И.ученика

Д/задание

Работа на уроке

Закрепление

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Ламзов Иван

Итоговая оценка:

_______________________________________________________________________

Лист - ведомость

Ф.И.ученика

Д/задание

Работа на уроке

Закрепление

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Никитин Александр

Итоговая оценка:

_______________________________________________________________________

Лист - ведомость

Ф.И.ученика

Д/задание

Работа на уроке

Закрепление

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Огниенко Марина

Итоговая оценка:

   Лист - ведомость

Ф.И.ученика

Д/задание

Работа на уроке

Закрепление

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Осипова Елена

Итоговая оценка:

______________________________________________________________________            

Лист - ведомость

Ф.И.ученика

Д/задание

Работа на уроке

Закрепление

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Паксеватов Станислав

Итоговая оценка:

_______________________________________________________________________

Лист - ведомость

Ф.И.ученика

Д/задание

Работа на уроке

Закрепление

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Патанина Татьяна

Итоговая оценка:

_______________________________________________________________________

Лист - ведомость

Ф.И.ученика

Д/задание

Работа на уроке

Закрепление

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Подзоров Илья

Итоговая оценка:

_______________________________________________________________________

Лист - ведомость

Ф.И.ученика

Д/задание

Работа на уроке

Закрепление

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Салькин Арслан

Итоговая оценка:

______________________________________________________________________

Лист - ведомость

Ф.И.ученика

Д/задание

Работа на уроке

Закрепление

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Саруханян Самвел

Итоговая оценка:

_______________________________________________________________________

Лист - ведомость

Ф.И.ученика

Д/задание

Работа на уроке

Закрепление

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Сергеева Светлана

Итоговая оценка:

Лист - ведомость

Ф.И.ученика

Д/задание

Работа на уроке

Закрепление

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Узбеков Тимур

Итоговая оценка:

Лист - ведомость

Ф.И.ученика

Д/задание

Работа на уроке

Закрепление

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Чичин Андрей

Итоговая оценка:

_______________________________________________________________________

Лист - ведомость

Ф.И.ученика

Д/задание

Работа на уроке

Закрепление

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Щипанова Анна

Итоговая оценка:

Тест  на тему «Особенности строения прокариотической клетки».

Вариант 1.

Задание: Выберите  какие утверждения верны.

1. Бактерии – самые древние обитатели нашей планеты.

2. Все бактериальные клетки имеют ядро.

3.Бациллы – это округлые по форме бактерии.

4.Все бактерии – гетеротрофы.

5. Бактерии – аэробы обитают только в кислородной среде.

6. Бактерии относятся к царству прокариот.

7. Все бактерии размножаются половым путем.

8. Среди бактерий встречаются паразиты.

9. В клетках бактерий плохо развиты мембранные структуры.

10. Все бактерии вредны.

Тест  на тему «Особенности строения прокариотической клетки».

Вариант 2.

Задание: Выберите  какие утверждения верны.

1.Все бактерии – гетеротрофы.

2. В клетках бактерий плохо развиты мембранные структуры.

3. Все бактериальные клетки имеют ядро.

    4. Бактерии – аэробы обитают только в кислородной среде.

     5. Бактерии – самые древние обитатели нашей планеты.

6. Среди бактерий встречаются паразиты.

7. Все бактерии вредны.

      8. Все бактерии размножаются половым путем

 9. Бациллы – это округлые по форме бактерии.

10. Бактерии относятся к царству прокариот.

Тест  на тему «Особенности строения прокариотической клетки».

Вариант 1.

Задание: Выберите  какие утверждения верны.

1. Бактерии – самые древние обитатели нашей планеты.

2. Все бактериальные клетки имеют ядро.

3.Бациллы – это округлые по форме бактерии.

4.Все бактерии – гетеротрофы.

5. Бактерии – аэробы обитают только в кислородной среде.

6. Бактерии относятся к царству прокариот.

7. Все бактерии размножаются половым путем.

8. Среди бактерий встречаются паразиты.

9. В клетках бактерий плохо развиты мембранные структуры.

10. Все бактерии вредны.

________________________________________________________________________________

Тест  на тему «Особенности строения прокариотической клетки».

Вариант 2.

Задание: Выберите  какие утверждения верны.

1.Все бактерии – гетеротрофы.

2. В клетках бактерий плохо развиты мембранные структуры.

3. Все бактериальные клетки имеют ядро.

    4. Бактерии – аэробы обитают только в кислородной среде.

     5. Бактерии – самые древние обитатели нашей планеты.

6. Среди бактерий встречаются паразиты.

7. Все бактерии вредны.

      8. Все бактерии размножаются половым путем

 9. Бациллы – это округлые по форме бактерии.

10. Бактерии относятся к царству прокариот.

_____________________________________________________________________________

Тест  на тему «Особенности строения прокариотической клетки».

Вариант 1.

Задание: Выберите  какие утверждения верны.

1. Бактерии – самые древние обитатели нашей планеты.

2. Все бактериальные клетки имеют ядро.

3.Бациллы – это округлые по форме бактерии.

4.Все бактерии – гетеротрофы.

5. Бактерии – аэробы обитают только в кислородной среде.

6. Бактерии относятся к царству прокариот.

7. Все бактерии размножаются половым путем.

8. Среди бактерий встречаются паразиты.

9. В клетках бактерий плохо развиты мембранные структуры.

10. Все бактерии вредны.

_____________________________________________________________________________

Тест  на тему «Особенности строения прокариотической клетки».

Вариант 2.

Задание: Выберите  какие утверждения верны.

1.Все бактерии – гетеротрофы.

2. В клетках бактерий плохо развиты мембранные структуры.

3. Все бактериальные клетки имеют ядро.

    4. Бактерии – аэробы обитают только в кислородной среде.

     5. Бактерии – самые древние обитатели нашей планеты.

6. Среди бактерий встречаются паразиты.

7. Все бактерии вредны.

      8. Все бактерии размножаются половым путем

 9. Бациллы – это округлые по форме бактерии.

10. Бактерии относятся к царству прокариот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии для 11 класса по теме Цитоплазма. Оболочка клетки. Лабораторная работа.rar

Конспект урока по общей биологии по теме "Цитоплазма, Оболочка". Рассматривается строение и функции таких органоидов клетки, как цитоплазма и оболочка. Представлена лабораторная работа по теме: "Плазм...

Презентации к Главе 1 "Клетка"по программе В,В,Пасечника "Линия жизни" Всего 5 уроков: №3Увеличительные приборы, №4Химический состав клетки,№5Строение клетки, №6Строение клетки кожицы чешуи лука, №7Жизнедеятельность клетки.

Презентации к курсу: Биология "Линия жизни" В.В.Пасечника, к  Главе№1 "Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов". Автор Л.В.Грачева, учитель биологии МАОУ "Лицей №36", город Саратов....

Презентация темы "Клетка.Структура клетки.Органоиды клетки."

Тема изучается в 10 классе общеобразовательной школы. Понятия данной темы являются основопологающими. ...

конспект урока "Клетки крови"

Урок разработан  в соответствии с требованиями ФГОС. Предназначен для изучения темы "кровь и остальные компоненты внутренней среды" по учебнику Биология 8 класс.(Колесов Д.В; Маш Р,Д ;Беляев И.Н....

Конспект по теме: "ЯДРО КЛЕТКИ. ХРОМОСОМНЫЙ НАБОР КЛЕТКИ"

Конспект по Биологии в 9 классе по теме: "ЯДРО КЛЕТКИ. ХРОМОСОМНЫЙ НАБОР КЛЕТКИ"...