Конспект урока по биологии для 11 класса по теме Цитоплазма. Оболочка клетки. Лабораторная работа.rar
статья по биологии (11 класс) на тему

Фролова  Татьяна Геннадьевна

Конспект урока по общей биологии по теме "Цитоплазма, Оболочка". Рассматривается строение и функции таких органоидов клетки, как цитоплазма и оболочка. Представлена лабораторная работа по теме: "Плазмолиз и деплазмолиз в  растительной клетки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фролова Татьяна Геннадьевна, учитель биологии и химии МБОУ Ильинская СОШ. Красногорский район, Московская  область.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ильинская  средняя общеобразовательная школа»

Красногорского  района  Московской  области

Методическая разработка  урока биологии  в 10 классе

по теме: «Цитоплазма. Клеточная оболочка».

 Лабораторная работа

«Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука»

подготовила

учитель биологии и химии

Фролова Татьяна Геннадьевна.

Г. Красногорск

2011

Методическая  разработка урока по общей биологии в 10 классе

теме: «Цитоплазма. Клеточная оболочка».   Лабораторная работа «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука»

Цель урока:   рассмотреть основные части клеток – клеточную оболочку и цитоплазму, их строение в связи с выполняемыми функциями.

Задачи:                                                                                                                           Образовательные:                                                                                                                                         Закрепить умение  пользоваться  микроскопом, готовить  микропрепараты и обнаруживать особенности строения клеток растений.                                                                                              Развивающие:                                                                                                                                               Развивать основы творческой деятельности учащихся.                                                Воспитательные:                                                                                                                                      Выработать коммуникативные навыки при работе в группе.

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний, умений и навыков.

Оборудование:  микроскопы, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, стаканы с водой, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли, репчатый лук.  Таблицы: строение увеличительных приборов, строение растительной клетки.

                                                         

Структура урока:

1. Организационный момент.                                                                                                                        2. Актуализация  познавательной деятельности.                                                                                    3. Изучение нового материала:  

- строение цитоплазмы;                                                                                                                                         - строение  и функции клеточной  оболочки.

4. Закрепление:                                                                                                                                       - лабораторная работа. Приложение №1. Приложение №2.                                                  5.Домашнее задание.  

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация  познавательной деятельности.

1. Назовите  основные положения  клеточной теории.                                                                                2. Докажите, что клетка – структурная и функциональная единица живых организмов.                                                                                                

3. Изучение нового материала.  

  Цитоплазма. Полость любой клетки заполнена цитоплазмой, в которой находятся  различные органоиды - постоянные компоненты цитоплазмы и   включения - временные компоненты клетки.  Отделена цитоплазма от окружающей среды плазматической  мембраной (плазмалеммой). Все пространство  между органеллами заполнено коллоидной системой гиалоплазмой (цитозоль) - основным веществом цитоплазмы.   В ней протекают все  процессы обмена веществ, она обеспечивает взаимосвязь ядра и всех органоидов.  Различают две  формы гиалоплазмы: золь - жидкая часть и гель – густая. Химический состав цитоплазмы разнообразен. Ее основу составляет вода (60-90% всей  массы цитоплазмы). В состав цитоплазмы входят   белки, могут входить жиры и жироподобные вещества, другие  органические и неорганические вещества. Цитоплазма имеет щелочную реакцию. Характерная особенность цитоплазмы -  постоянное движение (циклоз). Если  это  движение прекращается, то клетка гибнет.

Клеточная оболочка. К цитоплазме  прилегает плазматическая мембрана, а на ее поверхности  образуется наружный слой. У животных он называется  гликокаликсом (образован гликопротеинами, гликолипидами). У растений и грибов это клеточная стенка, образованная волокнами клетчатки (растения),  и хитином (грибы). Клеточная мембрана представляет собой двойной слой (бислой)  липидов, большинство из которых представляет собой сложные липиды — фосфолипиды. Молекулы липидов имеют гидрофильную («головка») и гидрофобную («хвост») часть. При образовании мембран гидрофобные участки молекул оказываются, обращены внутрь клетки, а гидрофильные — наружу.  Белки пронизывают всю толщину мембраны, образуя поры, через которые проходят водорастворимые вещества. Клеточные мембраны обладают избирательной проницаемостью. Они хорошо проницаемы для одних веществ и плохо (или совсем не проницаемы) для других.  Диффузия (вещества всегда перемещаются из области с более высокой концентрацией в область с более низкой)– это пассивный транспорт веществ. Активный транспорт   осуществляют  белки-переносчики, для этого необходима энергия АТФ. Так же  через мембрану осуществляется транспорт крупных частиц и макромолекул. Процесс  поглощения  макромолекул называется эндоцитоз. Фагоцитоз- захват и поглощение крупных частиц (например, фагоцитоз лимфоцитов) и пиноцитоз - процесс захвата и поглощения капелек жидкости с растворенными в ней веществами.

 Функции мембран. Они отделяют содержимое клетки от внешней среды. Регулируют обмен веществ между средой и клеткой. На мембранах протекают многие химические реакции в клетках.

Тетрадь.   Тема: Цитоплазма. Клеточная оболочка.    

                                                               Цитоплазма              

Цитозоль

       ?

Органоиды

         ?

 

                                                       

     

   Оболочка:   плазмалемма +  наружный слой:          

                                         гликокаликс          клеточная стенка                                                                                                                                                                                          

                                                 ?                               ?

Функции мембран:  ?

Схема заполняется по мере объяснения материала.

Для того чтобы убедиться в  полупроницаемости плазматической мембраны, проведем лабораторную работу.

4. Закрепление.                                                                                                                      Выполнение лабораторной работы.                                                                                                                                                                                                

                                      Лабораторная работа № 2

“Плазмолиз и деплазмолиз  в клетках эпидермиса лука”  

Оборудование:  микроскопы, луковица лука, концентрированный раствор NaCl, фильтровальная бумага, пипетки.

Задание к  лабораторной работе:

  1. Приготовьте микропрепарат, рассмотрите и зарисуйте  3-4 клетки  увиденного;
  2. С одной стороны покровного стекла нанесите несколько капель раствора поваренной соли, а с другой стороны полоской фильтровальной бумаги оттяните воду;
  3. Рассмотрите микропрепарат в течение нескольких секунд. Обратите внимание на изменения, произошедшие с мембранами клеток и время за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изменившийся объект.
  4. Нанесите несколько капель дистиллированной воды у края покровного стекла и оттяните ее с другой стороны фильтровальной бумагой, смывая  раствор соли.
  5. В течение нескольких минут рассматривайте микропрепарат под микроскопом. Отметьте изменения положения мембран клеток и время, за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изучаемый объект.
  6. Сделайте вывод в соответствии с целью работы, отметив скорость плазмолиза и деплазмолиза. Объясните разницу в скорости этих двух процессов.

 На дом. Письменно:                                                                                                                          1. Какие функции наружной клеточной мембраны установлены при наблюдении плазмолиза и деплазмолиза?                                                                                                                  2. Объясните причины плазмолиза и деплазмолиза.                                                                                3. Дайте определение терминам – плазмолиз, деплазмолиз, осмос, тургор, диффузия,  фагоцитоз, пиноцитоз.                                                                                                                                                        5. Домашнее задание. Изучить   § 8. Учебник «Общая биология» под редакцией  10-11. Д.К.Беляева». Ответить письменно на вопросы лабораторной работы.                                                      

6. Литература:  

Уроки биологии в 10-11 классах.  Пименов А.В.                                                                        Учебник «Общая биология» под редакцией  10-11. Д.К.Беляева».                                                               «Биологический энциклопедический словарь» Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг  и др. — 2-е изд., исправл. — М.: Сов. Энциклопедия, 1986.      Ресурсы интернета:                                                     http://ariom.ru/forum/viewtopic.php?p=1116177 http://www.bsu.ru/content/hecadem/bahanova_mv/cl_718/files/mzip_618_14700/index.htm http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_biology/4301/  - ПЛАЗМОЛИЗ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии 8 класс по теме "Витамины"

Конспект урока по биологии 8 класс по теме "Витамины"  МОУ СОШ 1 р.п. Средняя АХтуба Назгаидзе Н.Ю....

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: Ткани растений

Разработка конспекта урока по  биологии   7 класс по теме:Ткани растений...

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы

Разработка конспекта урока по  биологии   7 класс по теме: Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы...

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме Класс Пресмыкающиеся

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме Класс Пресмыкающиеся...

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека"

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс  по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека".Обобщение знаний...

Конспект урока по биологии 7 класс на тему "Птицы"

Класс Птицы. Общая характеристика класса....

конспект урока по биологии 6 класс на тему "Растительная клетка"

СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИЦель: рассмотреть особенности строения органоидов растительной клетки, позволяющих отличать ее от животной; сформировать умение работать с микроскопом, самостоятельно готов...