Конспект урока "Клетка - симфония жизни".
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему

Сырова Алена Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kletka-simfoniya_zhizni.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Клетка-симфония жизни    

Класс:  10

Задачи:

Обучающие: способствовать обобщению знаний об основных положениях клеточной теории, ее научной и прикладной роли; о ДНК как носителе генетической информации о жизни и здоровье  на молекулярном,  клеточном, организменном  и популяционном уровне.

Воспитывающие: способствовать  формированию ценностного отношения к   научному знанию, живой природе и здоровью человека, через восприятие  материала о  биологических и химических  основах жизни клетки.

Развивающие: создать условия развития биологического мышления, мотивов учения (познавательных, внутренних, социальных и творческой самореализации), общеучебных и предметных умений и навыков решения учебных  проблем и задач.

Тип урока: проблемный, обобщающий

Форма проведения урока: групповая самостоятельная  работа по обобщению и применению знаний


Урок: Клетка симфония жизни

                 

Задачи:

Обучающая: способствовать обобщению знаний об основных положениях клеточной теории, ее научной и прикладной роли; о ДНК как носителе преемственности жизни и здоровья  на молекулярном,  клеточном, организменном  и популяционном уровне.

Воспитательные: способствовать  формированию ценностного отношения к   научному знанию, живой природе и здоровью человека, через восприятие  материала знаний о носителях жизни и здоровья человека – клетке и ДНК.

Развивающие: создать условия развития биологического мышления, мотивов учения (познавательных, внутренних, социальных и творческой самореализации), общеучебных и предметных умений решать учебные биологические проблемы и задачи.

 « Клетка – симфония Жизни» 

                                                                                                           Т. Шванн

Содержание и методика

Пособие

Актуализация

 Сообщение темы и цели урока:

   Мы изучаем клеточный уровень организации Жизни.

Жизнь, живое – это растения, животные, человек отличаются удивительной гармонией, красотой, хрупкостью и в тоже время жизненной мощью. Полюбуйтесь на Жизнь!!!

 

Я предлагаю продолжить  ее изучать…

Откройте учебник на стр. 13. Рассмотрите рис. 2. Используя его и иллюстрацию, что вы можете сказать о клетке? 

* она состоит из неорганических и органических веществ…

*  она микроскопически мала, ее размеры 10-5 мкм

 способно к делению и дает начало новой жизни…

*потому что она носитель наследственной информации о будущем организме… о будущей жизни

* потому что она

Как бы вы определили, что такое клетка?

  • элементарная единица жизни
  • * клетка – целостная система
  • *ячейка жизни

Почему клетку можно назвать элементарной единицей жизни?

*т.к.  с клетки начинается развитие новой жизни.

 Учит. Это утвердил Рудольф Вирхов открыв, что «всякая клетка происходит из другой клетки…»  

*  правильно, единица жизни, потому что клетке свойственен   главный признак жизни - обмен веществ и энергии, в результате которого строится клетка и работает

Клетку ученые изучали в течение 18 веков и лишь  в 1869 году обобщили  в клеточную теорию. Я думаю, что вы легко справились, потому что много знаете по биологии клетки и вооружены знаниями клеточной теории.

Немецкий гистолог  и физиолог Теодор Шванн – основатель первой клеточной теории назвал клетку – симфонией жизни!!!!

Поэтому  тему сегодняшнего урока я бы назвал: Клетка  симфония жизни…..  

Давайте решим, можем ли мы вслед за Шванном  назвать клетку симфонией жизни? Почему? Ведь симфония – это гармоничное соединение чего - либо, а речь идет о  клетке

Вероятно, надо знать многое о биологии клетки, ее строении, жизнедеятельности, чтобы сравнить ее с симфонией.

1. Обобщение знаний о  современной клеточной теории

 Знаете, о клетке неделю назад прозвучало сенсационное заявление японских и американских ученых. Оно перед вами.

Прочтите….

 

 СЕНСАЦИЯ: УЧЕНЫЕ НАУЧИЛИСЬ РАСТИТЬ СТВОЛОВЫЕ КЛЕТКИ БЕЗ КЛОНИРОВАНИЯ

21 ноября 2007 года в новостях центрального телевидения было заявлено, что японские ученые из Университета Киото разработали новый подход к сохранению здоровья человека. Американские ученые практически одновременно получили аналогичные результаты. Орган человека, утверждают ученые, они получили новым путем. Взяв клетку кожи человека, они превратили ее в стволовую клетку. С помощью вирусов в нее внесли набор определённых генов, которые обеспечивают формирование    тканей и органа человека.

Ученый, клонировавший овечку Долли, так высоко оценил  открытие, что решил завершить  исследования клонирования организмов и срочно  заняться получением органов человека по-новому.    

Однако, русский генетик, заведующий лабораторией Института общей генетики РАН – С.Киселёв выразил сомнения  в возможности получения органа из клетки кожи человека. Он объяснил это тем, что во - первых орган очень сложное образование; что подсаживать полученные   клетки человеку, даже самому донору, ни в коем случае нельзя, потому что они генно-модифицированы, а кто согласится рискнуть «носить» на себе, например генно-модифицированную кожу.

К тому же, продолжает ученый, речь идет о стволовых – мультифункциональных клетках, из которых может получиться все, что угодно.  

В чем суть открытия?

Сенсация  заключается в том, что из клетки кожи человека, превращенной в стволовую,  получен целый орган человека.

 Представьте себя научным коллективом услышавшим эту информацию. Попробуем применить наши знания о клетке и подтвердим или опровергнем это открытие о том, что  из клетки кожи можно получить практически любой орган.

Какие знания нам помогут решить эту проблему?

 * строение клетки и органа

*  функции органа

*  клеточную теорию

* жизнедеятельность клетки….

* как происходит обмен веществ и энергии в клетке…..

* какую информацию несет  ДНК об органах…..

А каких знаний у нас не хватает для решения  этой проблемы?

  • о….. том, что такое ген…..

 нет знаний о наследственной информации о тканях и органах

 Так чем же мы займемся на уроке?

Какие задачи поставим перед собой?

Давайте сформулируем задачи урока:

                                 Зап:1.  Обобщить  и применить  знания о клетке  

                                          2. Определять ценность  знаний и        

                                              научных открытий        

1. Обобщить  знания по клеточной теории и  на ее основе решить проблему создания  органа человека из клетки

2. Повторить знания о ДНК как  материальном носителе наследственной информации

Какие еще задачи вы считаете важно выяснить на уроке?

Любое открытие имеет прикладную ценность,  оно важно для практики человека и вам как будущим медикам не без интересно    решить еще одну задачу:

3. Научиться определять ценность научных открытий

Подумайте, есть ли среди этих задач важные для вас лично?

 

* хотелось бы знать смогу ли я как будущий врач использовать  

* хотелось бы не бояться заболеть и умереть, потому что  не найдется донора

* хочу помочь маме……….дедушке у которого больное сердце

–  О стволовых клетках последнее время часто говорят. Вы могли слышать об использовании стволовых клеток в косметике для создания омолаживающих масок и кремов, о их роли в медицине, трансплантологии.

Что вы знаете стволовых клетках ?

* что это не дифференцированные клетки

* не специализированные, многофункциональные клетки…… 

Итак,  мы прояснили все о сенсации: вы знаете о стволовых клетках и  изучили клеточную теорию

начнем работу научных коллективов

Задание 1. Обсудите в группе, какие положения  современной клеточной теории подтверждают возможность данного открытия: возможность получения из клетки кожи органа человека?

Через 3 минуты выскажите  кто – нибудь  один мнение своей группы

Другим группам можно дополните свои соображения,  подтверждающие или опровергающие открытие

Дополните в вашей группе, не повторяясь, свои соображения,  подтверждающие или опровергающие открытие

Итак, можно ли назвать клетку – симфонией жизни????

* да

* да

УЧИТЕЛЬ Мы убедились, что в клетке все гармонично и взаимосвязано и структура, и жизненные процессы, как в оркестре, исполняющем симфонию

Тогда что является дирижером оркестра? Кто или что в клетке дирижирует всеми процессами, органоидами, обменом веществ?

* ДНК

11. ДНК – «дирижер оркестра»?

Рассмотрите модель ДНК.

Где в клетке находится ДНК?

Вы видите, что она находится в ядре, в виде хромосом.

Хромосомы несут наследственную информацию о виде растений или животных, человека .

Вот так выглядят наши хромосомы.

В каждой клетке есть полная наследственная информация обо всем организме. Информационная емкость ДНК огромна.

Например, у человека содержится 4 – 6 млрд. бит информации, что соответствует библиотеке 1,5 – 2 тыс. томов.

Задание 2. Объясните, в чем особенности строения молекулы ДНК  как «дирижера» жизни клетки?  

*  она управляет языком  нуклеотидов

* нуклеотиды образуют 2 спирали, они закручены друг вокруг друга

* нуклеотиды

* нуклеотиды комплементарны друг другу

ВЫВОД УЧИТ  Я смотрю на молекулу ДНК  и восхищаюсь ее гармоничным строением. Френсис Крик, создатель этой модели назвал

ее «спиралью жизни». Мы согласны с ученным, что ДНК  своим строением дирижирует  не только строением клетки и органа, но и симфонией  их жизни.

А теперь, раскройте механизм того, как передается с ДНК наследственная информация? Воспользуйтесь слайдом.

– через  закономерные  химические реакции:

   ДНК     транскрипция иРНК   трансляция белок →  признак органа

–    генетический  код переводит язык нуклеотидов на язык белков    

– признак органа  – это уже воплощенная наследственная  информация

 Итак, благодаря функциям  ДНК можно получить  из клетки – орган. Однако обратимся к тексту сенсации. Прочтите   два последних абзаца.

Задание 3. Обсудите и обоснуйте, прав ли  генетик С. Киселев  в своих сомнениях?

* 1– группа выскажите мнение

* 2– я группа кто согласен с Киселевым?

* генно-модифицированный орган - плохо

 Ваши сомнения обоснованы, т.к. проблема сложная, мало изученная. Требует дополнительных исследований, чтобы не навредить человечеству.

Но абсолютно прав профессор Киселев и все сомневающиеся, потому что любое открытие  должно быть направлено на благо человека, его здоровья.

Проблема выращивания органа - это, проблема  здоровья  возможность замены больного органа и полноценной жизни человека.  Быть здоровым и прожить полноценную жизнь без болезней – мечта всего человечества и во все времена, это мечта каждого человека.

Определите, что такое здоровье?

*  это жизнь без  болезней;

* это гармоничное развитие всего организма и всех органов;

  ЮНЕСКО дает определение «здоровья» как  состояние физического, психического и духовного благополучия человека, а не только отсутствие болезней

Благополучие, здоровье зависят от многих факторов.

Задание 4. Вы как будущие медики, определите, какие условия нам необходимо создать, чтобы получить полноценные, здоровые органы?

* должна соблюдаться  условия биохимических  реакций, РН среды, ферменты

* условия для правильного деления клетки,

*условия экологически чистой среды жизни органа

* должны быть чистыми и гуманными замыслы ученого!!!

А кому вы хотели бы  помочь  и вырастить  тот или иной орган? Запишите это на выданных листах.

Соберите  и повесть их на  ДНК!                        

Это наша вера в то, что знания о клетке помогут   вам как медикам осуществить такое открытие.

Так правы ли мы, назвав тему урока «Клетка – симфония жизни»? отвечая на вопрос, какой знак препинания вы бы поставили в конце названия темы. Сделайте это в ваших тетрадях.

Дом. задание. Я предлагаю вам разработать информационный проект на тему: Теоретическая и прикладная роль  современной клеточной теории». Подготовьте  его по  материалам учебника Грина, Рувинского, биологического энциклопедического  словаря, ИНТЕРНЕТА. Вывесите найденный материал в кабинете чтобы  друзья подготовились к ЕГЭ.

 

Клетка

Иллюст.

видео растений Музыка

Клетка

Работа с учеб.

Клетка

Рис. Клетки

портрет

Вирхов

Портрет  Швана

Зап, на доске

Учитель

читает

Создание проблемной ситуации

Проблема

Организация  групповой работы

Запись на доске

Запись на доске

                       

Кто, как и что нужно делать в группе

Запись на

экране

Самостоятельная работа в группах

Инструктаж учителя

 

УЧИТЕЛЬ

Беседа

Модель ДНК

Слайд ДНК

КЛЕТКА И ДНК

Слайд криотип человека

Проблема

Поисковая беседа

Фото Крика

 

Слайд

О биосинтезе белка

Слайд-задание

Бумажки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии на тему "Клетка - симфония жизни"

Урок содержит материал, который можно использовать в классах биолого- химического (медицинского) профиля обучения....

Конспект внеклассного мероприятия "Жизнь дана на добрые дела"

БЕСЕДА-ДИАЛОГ С ИГРОВЫМИ СИТУАЦИЯМИ. «ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА»   Цели: - дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле, воспитание стремления совершать добрые дела, помочь детя...

Партитура симфонии жизни

Урок в 10 классе по теме " Развитие организма и окружающая среда"....

Партитура симфонии жизни. Развитие организма и окружающая среда.

Урок в 10 классе по теме "Развитие организма и окружающая среда".Тип урока – урок ознакомления с новым материалом. Вид урока – урок-практикум         Урок прово...

Обобщающий урок: клетка- симфония жизни.

Обобщающий урок - игра по теме "Клетка- симфония жизни". Проводить можно в 10 или 11 классе. Работать можно в группах в классе или сделать квест- игру....

Конспект урока. Симфония.

Закрепление элементарных знаний об отличительных особенностях и основных операх и балетах в нашей стране; расширение знаний о симфонии....

Конспект урока «Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д.Шостаковича» 7 класс

Конспект  урока «Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д.Шостаковича» 7 класс...