Обобщающий урок: клетка- симфония жизни.
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему

Обобщающий урок - игра по теме "Клетка- симфония жизни". Проводить можно в 10 или 11 классе. Работать можно в группах в классе или сделать квест- игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kletka-_simfoniya_zhizni.docx135.94 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок: Клетка – симфония жизни.

Цель: 

  1. Повторить, закрепить и обобщить знания о строении клетки и её функциях;
  2. Продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, аргументировать, работать в группе;
  3. Развивать логическое мышление, творческие способности;
  4. Убедить в важности  изучения клетки для научно-технического прогресса.

Ход урока

Можно сделать игру –квест. Задания и подсказки расклеить по школе или раздать учителям. Дети ходят по школе и выполняют задания, собираются в классе для подведения итогов.

Немецкий гистолог и физиолог Теодор Шванн (портрет на доске) – основатель первой клеточной теории. Именно он назвал клетку – симфонией жизни!!!

  1. Сигнальный опрос – “Светофор” по разделу “Строение и функции клетки”.

Просигнальте, узнав органоид клетки по описанию его функций.

А). Одна из главных частей клетки, содержащая набор хромосом, хранящих и передающих наследственную информацию. (ядро)

Б). Органоид растительной клетки, в котором идёт фотосинтез с образованием углеводов. (хлоропласты)

В).” Силовые станции” клетки, в которых осуществляется синтез АТФ и содержится собственная ДНК (митохондрии)

Г). Органоиды, образующиеся в комплексе Гольджи и выполняющие функции переработки ненужных клетке веществ. (лизосомы)

Д) Органоиды, состоящие из двух частичек, небольших по размерам, но выполняющих очень важную функцию – синтез белков. (рибосомы)

II. Симфо́ния — музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава (симфонического), но существуют и симфонии для струнного, камерного, духового и других оркестров; в симфонию могут вводиться хор и сольные вокальные голоса. Известны и такие разновидности жанра, как симфония-концерт (для оркестра с солирующим инструментом) и концертная симфония (от 2 до 9 солирующих инструментов), родственные по своему строению концерту. По аналогии могут принимать название «симфония», вместе с элементами жанровой структуры, произведения для хора (хоровая симфония) или инструмента (особенно органа, реже — фортепиано).

Задание у учителя!!!!! Тогда кто или что является дирижером оркестра? Кто или что в клетке дирижирует всеми процессами, органоидами, обменом веществ?   ответ ( ДНК)   1 балл 

  1. Задание у учителя!!!!! Выбери правильный ответ. Генетический код несёт информацию в первую очередь:1) Об общем плане строения ядра. 2) О количестве хромосом в клетках организма. 3) О первичной структуре белка.   Ответ (3)  1 балл

IV. Задание у учителя!!! Найдите ошибки, в  процессе фотосинтеза. Исправьте их. 1.Скорость синтеза органических веществ в клетке постоянно меняется в зависимости от ситуации. 2.Утром и днём процесс фотосинтеза, как правило, осуществляется медленнее, чем вечером. 3.В солнечный день синтез идёт быстрее, чем в пасмурную погоду. 4.В клетке также работает система саморегуляции биосинтеза белков. 5.При этом учитывается потребность клетки в этом органическом соединении на данный момент.  Ответ (2 – фаза 1 интенсивнее идет в светлое время суток, а 2 – в зависимости от накопления углекислого газа, может днем, но интенсивнее, в темное время.)

 2 балла (1 за номер неправильного предложения и 1 за объяснение).

V. Задание у учителя!!!!Почему именно в семенах, плодах и клубнях растений накапливается большое количество включений в виде углеводов и жиров.

(ответ )

Известно, что жиры и углеводы являются потенциальными источниками энергии, которая необходима растению для осуществления различных жизненно важных процессов (например, размножение, роста и развития). Вероятно, поэтому в органах и частях растения, связанных с выполнением функции полового или бесполого размножения, накапливается большое количество этих веществ. Это позволяет запасти в удобной для клетки форме энергию, которая понадобится в дальнейшем для роста и развития молодого организма. 2 балла

Органические вещества, отложенные в семенах и плодах, обеспечат нормальное развитие проростка на самых первых этапах данного процесса. Углеводы и жиры, накопленные корневищем, клубнем, луковицей, будут использованы растением в дальнейшем при вегетативном размножении.

VI. Задание у учителя!!!!!

http://festival.1september.ru/articles/509470/img2.JPG

Клетки эпителия кишечника,  жгутиконосец, инфузория, бактерии (кокки, кишечная палочка, спириллы), эритроциты человека, мышечная клетка, клетки эпидермиса лука, нервная клетка, клетки печени, диатомовая водоросль, одноклеточная водоросль ацетабулярия. Ответ   (1,11,8,2, 9,4, 10,5, 7, 3,6)

4 балла (3 ошибки -2 балла, 4 ошибки – 1 балл).

VII.  Задание у учителя!!!!! Известно, что на ДНК записана и хранится наследственная информация. Ответьте на вопрос и выскажите свои рассуждения. Почему молекула ДНК не транспортируется из ядра в цитоплазму, к месту синтеза белка? Ведь в этом случае не нужна была бы молекула – посредник – информационная РНК!

( ДНК является “золотым фондом клетки” - носителем её наследственной информации, которая должна надёжно защищаться от внешних воздействий). Иначе весьма вероятны мутации, подавляющее большинство которых при определённых условиях понижает жизнеспособность организма. Когда ДНК находится в ядре, например, животной клетки, она относительно защищена от внешней среды: а) плазматической мембраной; б) толстым слоем цитоплазмы; в) ядерной оболочкой; г) слоем ядерного сока. Если бы ДНК находилась непосредственно в цитоплазме, то она была бы защищена: а) плазматической мембраной; б) толстым слоем цитоплазмы. Таким образом, в первом случае наблюдается четыре уровня защиты, а во втором – только два. Значит, молекула ДНК не должна выводиться из ядра в цитоплазму, чтобы не подвергаться повышенной опасности быть изменёнными под действием внешних факторов (например, ультрафиолетового излучения). Кроме того, выведение полимерной двухцепочечной молекулы ДНК через мелкие поры ядра в цитоплазму могло бы быть весьма затруднительным.

1 балл

VIII.  Задание у учителя!!!!!

строение клетки кроссворд по биологии

1.       По горизонтали. Зеленый пигмент, придающий окраску листу и осуществляющий процесс фотосинтеза. По вертикали. Зеленые органоиды клетки, выполняющие функцию фотосинтеза.

2.        Носители наследственной информации, состоящие из молекул ДНК и белка.

3.       Полужидкая среда клетки, состоящая из воды и растворенных в ней веществ.

4.       Наименьшая часть (структурная единица) живого.

5.       Емкости в клетке, содержащие клеточный сок.

6.       Маленькие круглые образования в ядре.

7.       Органоиды клетки, которые бывают зеленые, цветные и бесцветные.

8.       Крупная часть клетки, содержащая в себе наследственную информацию в виде ДНК.

9.       Наружная часть клетки, ограничивающая ее размеры.

кроссворд клетка по биологии 6 класс

1. хлорофилл, хлоропласты

2. хромосомы

3. цитоплазма

4. клетка

5. вакуоли

6. ядрышко

7. пластиды

8. ядро

9. оболочка

5 баллов (3 ошибки – 4 балла, 4 ошибки – 3 балла)

Всего 16 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка обобщающего урока по теме" Жизнь на Земле"

Обобщающий урок по природоведению в 5классе по теме "Жизнь на Земле"...

Повторительно-обобщающий урок по теме "Жизнь первобытных людей".

Повторительно-обобщающий урок по теме "Жизнь первобытных людей" в виде маршрутного путешествия по станциям....

Урок биологии на тему "Клетка - симфония жизни"

Урок содержит материал, который можно использовать в классах биолого- химического (медицинского) профиля обучения....

Использование технологии ИСУД при проведении обобщающего урока «Клетка – система органоидов»

     Целью данной методической разработки является повышение качества знаний учащихся о структурно – функциональных особенностях клеток через комфортный для каждого ученика...

Обобщающий урок по теме: «Жизнь на Земле».

Презентация к  уроку  по теме: «Жизнь на Земле». природоведение 5 класс...