Партитура симфонии жизни
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме

Танковид Илона Евгеньевна

Урок в 10 классе по теме " Развитие организма и окружающая среда".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon partitura_simfonii_zhizni.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Партитура симфонии жизни. Развитие организма и окружающая среда»,

10 класс.

Этап урока

Действия учителя

Действия

учеников

1. Орг. момент

Здравствуйте, коллеги, прошу садиться! Да, да, не удивляйтесь, сегодня я предлагаю вам выступить в роли научных экспертов. Разрешите представиться,  Илона Евгеньевна, руководитель научного центра «Молодой интеллектуальный резерв». Сегодня  урок пройдет в он-лайн режиме, веб-камера установлена. Наш центр приглашает к сотрудничеству талантливых креативных молодых людей для участия в современных научных разработках. Каждый из вас сегодня имеет шанс в будущем стать сотрудником нашего центра. Для этого я вам предлагаю максимально реализовать свой творческий потенциал и продемонстрировать способности. Желаю вам удачи!

Слушают

2. Актуализация знаний

На ваших столах лежат информационные блокноты,  возьмите их. Подпишите их, указав свою фамилию и имя. Откройте их.

Первое задание. Найдите тематический глоссарий и с помощью которого продолжите мои мысли:

Период жизни особи с момента образования зиготы до гибели организма называют………

В ходе индивидуального развития выделяют 2 периода …………….и……………………

Однослойный многоклеточный  зародыш называется…………………….

Перечислите зародышевые листки…………………

Влияние одного зачатка на другой и предопределение направления его дальнейшего развития называют………….

Фронтальный опрос, работа с тематическим глоссарием

3 Постановка проблемы

Задание второе: Сегодня хорошая погода, неправда  ли? Весна наступила. Скажите, а какого цвета весна? Почему?  Сегодня предлагаю вам для обсуждения тему  “Развитие организмов и окружающая среда». В кабинете находятся\ два плаката, слева от вас генотип, справа среда. Как вы считаете развитие организма определяется генотипом или средой?

Прием «займите позицию» (генотип и среда). Прошу встать у определенного плаката. Но вы можете занять определенное место  в классе, но так чтобы была понятна ваша позиция по данному вопросу.

Любой индивидуальный организм, согласно генетической теории развития, есть фенотип, развивающийся под контролем двух факторов — генотипа и среды. Образно говоря, программа действия генов напоминает партитуру  симфонии. Эта партитура написана нотами в виде генов. Композитором является эволюционный процесс, оркестром — развивающийся организм, а дирижером — внешняя среда. Но чтобы музыка  зазвучала,  дирижеру необходима  дирижерская палочка, чтобы отсчитывать такт исполняемого сочинения и указывать моменты вступления отдельных инструментов. Мы с вами подошли к одному  из сложнейших вопросов, стоящих перед биологией, - установить принципы, управляющие развитием живых организмов. 

Развитие организма  можно сравнить с шариком, катящимся  по наклонной поверхности с разными желобками. Самый глубокий желобок  определяет нормальное развитие организма, при правильной реализации генетического материала и благоприятных факторах среды. Но у основного желобка есть много разветвлений, менее глубоких, соответствующих патологии, аномальному развитию организма, возникших под действием внешней среды.


Английский физиолог Эрнест Генри Старлинг сказал:

 «Организм и среда образуют единое целое,  

и рассматривать их следует как таковое».

 Почему так считает ученый? Чтобы ответить на этот вопрос мы должны  установить зависимость развития организмов от факторов окружающей среды.

Отвечают на вопрос, выходят на тему урока.

изучение нового материла

Я предлагаю вам ответить на этот вопрос с различных позиций, Каждая группа получает определенную тему:

  1. Факторы среды и условия для развития организма.
  2. Ответные реакции организма на  чрезмерные воздействия условий окружающей среды.
  3. Приспособления организма к воздействиям повреждающих факторов окружающей среды.
  4. Последствия воздействия вредных факторов на организм человека.

Предлагаю изучить новый материал с помощью  различных источников. Каждый из вас выбрал стикер с порядковым номером:

первые номера работают с ноутбуком,

2 и 3 – с учебником,

 4,5,6 с научным текстом.

Проанализируйте новый материал  и результаты анализа запишите в рабочий блокнот(тезисы, схемы).

Работа по группам. Время 5 минут.

Для дальнейшей работы предлагаю вам распределить  роли в группе.

Обсудите полученную информацию в группе, новую информацию зафиксируйте в рабочем блокноте. 3 минуты

Самостоятельная работа учащихся с новой информацией

Поиск решения проблемы

Ребята на основе новых сведений вам нужно кратко и по возможности емко выразить  позицию по изученной теме и ответить на  проблемный вопрос нашего урока.  Предлагаю написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС-формулы.

Составление ПОПС-формулы

Защита ПОПС-формулы

Итог по выступлениям

Представление своего продукта

Рефлексия

Прием «Займите позицию».

Кто изменил свою позицию? Почему?

Дискуссия

Подведение итогов урока, домашнее задание

О!.. Пришел факс! Ребята! Ваши успехи отмечены руководством Центра! По результатам просмотра нашего занятия в он-лайн режиме вы включены в интеллектуальный резерв Национального фонда. Спасибо за работу! Сегодня все получают оценку «отлично»!

Ваше домашнее задание. Используйте полезные ссылки по теме, юэрл-адреса которых указаны у вас в рабочих блокнотах.

Заключение

Симфония жизни нашей
Звучит по нотам, написанным Творцом.
У одних она поет скрипкой, у других – органом, а у третьих –

оркестр судьбы выдаёт такие музыкальные концерты,
Что всё вокруг искрится, сияет, оживает,
 переливается радужными красками.

 Я желаю вам, чтобы симфония вашей жизни звучала именно так!  

Природа гениальна и мудра

В организации самой среды отбора,

Но на вопрос ответ дать не смогла:

Нужна ли палочка для дирижера?

Это философский вопрос предлагаю вам в качестве творческого домашнего задания. Очень жду ваших ответов! Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"За тихой рекою", партитура

Партитура песни "За тихой рекою" будет полезна педагогам дополнительного образования, хормейстерам в качестве репертуара для старшего вокального ансамбля....

Партитура хорового произведения

1. Анализ хоровой партитуры, как начальный этап работы над ней.2. Раскрытие художественного образа с помощью средств  музыкальной выразительности  при изучении хоровой партитуры3. Зада...

Урок биологии на тему "Клетка - симфония жизни"

Урок содержит материал, который можно использовать в классах биолого- химического (медицинского) профиля обучения....

Партитура симфонии жизни. Развитие организма и окружающая среда.

Урок в 10 классе по теме "Развитие организма и окружающая среда".Тип урока – урок ознакомления с новым материалом. Вид урока – урок-практикум         Урок прово...

Обобщающий урок: клетка- симфония жизни.

Обобщающий урок - игра по теме "Клетка- симфония жизни". Проводить можно в 10 или 11 классе. Работать можно в группах в классе или сделать квест- игру....

"Симфония грядущей Победы". Седьмая симфония "Ленинградская" Д.Шостаковича.

В презентации представлена информация о композиторе, фото блокадного Ленинграда, где композитор создавал симфонию....