конспект урока "Эукариотическая клетка. Мембранный принцип организации. Цитоплазма."
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему

Муллабаева Гульдар Забировна

Урок с использованием технологии развития критического мышления предназначен для учащихся 10 класса по программе И.Б.Агафоновой и В.И.Сивоглазова с использованием учебника В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина "Общая биология". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx16.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Эукариотическая клетка. Мембранный принцип организации. Цитоплазма.

Задачи: 1.Систематизация и углубление знаний о строении эукариотической клетки.

               2.Изучить строение и функции главных частей клетки.

               3.Объяснить особенности строения мембранных и немембранных компонентов клетки.

Тип урока: комбинированный.

Приемы технологии, используемые на уроке: инсерт.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, раствор поваренной соли, фильтровальная бумага, табл. « Схема строения клетки».

Ход урока:

I.Проверка знаний, полученных на прошлом уроке.

      Какие утверждения верны.

  1. Бактерии – самые древние обитатели нашей планеты.
  2. Все бактериальные клетки имеют ядро.
  3. Бациллы – это округлые по форме бактерии.
  4. все бактерии – гетеротрофы.
  5. Бактерии-аэробы обитают только в кислородной среде.
  6. Бактерии относятся к надцарству прокариот.
  7. Все бактерии размножаются половым путем.
  8. Среди бактерий встречаются паразиты.
  9. В клетках бактерий плохо развиты мембранные структуры.
  10. Все бактерии вредны.

Верные утверждения:1,5,6,8,9.

II. Мотивация

 (Вызов).

     Один ученый-биолог сказал, что после того как появились мембраны…из супа, варившегося в морях, могли сформироваться первые живые организмы.

 Раскройте сущность этого утверждения.

Каковы современные представления о структуре биологической мембраны?

 III. Изучение нового материала и его закрепление

 (Осмысление).

Прочитайте текст в учебнике на стр.145. На полях аккуратно карандашом сделайте пометки: «v» - знал, «+» - новая информация,  «-» - думал иначе, «?» - непонятно. Обсудите результаты работы и занесите их в таблицу.

             «v»

             «+»

                «-»

            «?»

Озвучьте каждую графу таблицы. В графе «v» выясните источники  знакомой информации;

    Отметьте, какие темы(вопросы) остались непонятными. В течении урока ученики ищут ответы на данные вопросы.

Лабораторная работа «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза».

  1. Приготовьте препарат кожицы лука и рассмотрите клетки под микроскопом, обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки.
  2. Приложите к краю покровного стекла лист фильтровальной бумаги и удалите с микропрепарата воду, затем нанесите на предметное стекло каплю раствора поваренной соли и наблюдайте за изменением положения цитоплазмы на границе с оболочкой.
  3. С помощью фильтровальной бумаги удалите с предметного стекла раствор поваренной соли, нанесите на него 2-3 капли воды, удалите фильтровальной бумагой избыток воды и наблюдайте за состоянием цитоплазмы в клетке.
  4. Сделайте вывод о происходящих в клетках процессах.

Формулирование вывода: Плазматическая мембрана полупроницаема, благодаря чему она отграничивает внутреннюю среду клетки от внешней, регулирует поступление веществ в клетку.

Особенности строения и функции цитоплазмы.

Прочитайте текст учебника на стр.143. По итогам работы составьте схему:

                                                  Цитоплазма

              гиалоплазма               органоиды                включения

                                                                              жидкие          твердые

                                                                               kапли            гранулы

IV. Итог урока.

(Рефлексия)

  1. Наружная плазматическая мембрана.

А) состав:

  1. двойной слой липидов;
  2. белки;
  3. углеводы.

     Б) Функции:

  1.  ограничение внутренней среды клетки;
  2. сохранение формы клетки;
  3. защита;
  4. регуляция поступления ионов в клетке
  5. выведение из клетки конечных продуктов обмена веществ
  6. объединение отдельных клеток в ткани
  7. обеспечение фаго- и пиноцитоза.
  1. Цитоплазма:

обеспечивает взаимосвязь ее органоидов.

     Вернуться к таблице « инсерт» и проработать столбец «?». Выяснить какие вопросы остались невыясненными и с помощью класса найти на них ответы.

Домашнее задание: прочитать стр.142-147 учебника, вспомнить органоиды клетки.

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы организации коррекционно-развивающей работы

Наблюдение за динамикой развития ребенка с ЗПР в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важное значение для определения путей, методов и конкретного содержания на различных этапах ...

Принципы организации коррекционной работы по формированию смыслового компонента читательской деятельности младших школьников с трудностями в обучении.

Если  ученик не может вникать в смысл слов, он будет отставать в изучении любого предмета. Эта мысль, которую высказал К. Д. Ушинский более 150-ти лет тому назад, сохраняет свою актуальност...

Методические принципы организации уроков с применением опорных конспектов

Единой методики работы с опорными конспектами на уроках истории, к сожалению, нет. «Обычно урок начинается с проверки домашнего задания: ученики по памяти в строго отведённое время, в письменной формы...

"Бионика. Формы живого в природе и их промышленные аналоги. Использование человеком принципов организации растений и животных"(конспект урока биологии в 11 классе)

Для решения вопроса о дидактическом и методическом обеспечении преподавания биологии руководствуемся Федеральным перечнем учебников на 2015-16уч.г. УМК: Биология. Общая биология. Профильный уровень. 1...

Конспект урока по информатике и ИКТ "Начальные сведения об архитектуре ЭВМ. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера"

Цель урока: знакомство с архитектурой ЭВМ, видами компьютерной памяти.Задачи урока:Образовательная – познакомить учащихся с архитектурой ЭВМ, видами компьютерной памяти.Воспитательная – воспитание инф...

Урок "Эукариотическая клетка. Мембранный принцип строения. Цитоплазма"

Урок изучения нового материала по УМК Н.И. Сонина в 10 классе...