Сценарий школьного мероприятия "День Птиц"
материал по биологии по теме

Титова Елена Алексеевна

Кто же такие птицы? "Птицу узнают по перьям" - это немецкая поговорка точно выделяет птиц из всего остального мира животных. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Разнообразие птиц на Земле велико. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой  жизни не хватит. Но тех, которые живут  в лесу неподалеку от дома, надо знать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pticy_2.docx83 КБ

Предварительный просмотр:

       Сценарий школьного мероприятия «День птиц»

Кто же такие птицы? "Птицу узнают по перьям" - эта немецкая поговорка точно выделяет птиц из всего остального мира животных. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Их можно встретить и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океана. Разнообразие птиц на земле велико – их около 9 000 видов. Раздел зоологии, изучающий птиц, называется орнитологией. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу неподалеку от дома, надо знать.

Звучит запись «Голоса птиц».

Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте послушаем. Разные птицы подают голос по - разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц. (голоса птиц)

Птицы — самая популярная и самая изученная группа животных. Их не обошли  своим вниманием ни поэты, ни художники. Изображения птиц можно увидеть на гербах многих государств, провинций, городов. Птицы — одни из самых популярных домашних питомцев. И 1 апреля в День птиц все говорят о том, что нужно беречь и охранять этих прекрасных животных, потому что они важная часть природы.

В отличие от млекопитающих, часто ведущих скрытый образ жизни, птицы – рядом с нами. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Люди издавна привыкли к соседству  птиц, привыкли видеть и слышать их около себя. Возможно поэтому множество поверий, поговорок, примет, и пословиц так или иначе, связаны с пернатыми.

Литературный конкурс. К нам на праздник прилетела стая птиц с народными мудростями на крыльях. Предлагаем одному участнику команды выйти  и выбрать понравившуюся птичку. На крыльях, на одной половине написана первая часть пословицы, на другой половине три варианта ответов. Подберите соответствующую часть к первой половине пословице и зачитайте ее.

Пословица номер 1…………(участники зачитывают пословицы).

1. По птичке и гнездышко.

2. Птице даны крылья, а человеку разум.

3. Старого воробья на мякине не проведешь.

4. Ворон ворону глаза не выклюет.

5. Всякая птица свои песни поет.

6. Вороне соколом не бывать.

7.Птица красна пером, а человек умом.

8. Оттого кукушка кукует, что своего гнезда нет.

9. Сорока сама сказывает, где гнездо свила.

10. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

11. Воробей под кровлю, а сова на ловлю.

12. Метил в тетерю, а угодил в сук.

13. Счастье - вольная птица, где захотела, там и села.

14. Где бы ворона не летала, а к ястребу в когти попала.

Пробуждается природа, наполняются живительным соком деревья – всюду жизнь. И птичий гомон с побеждающей силой приветствует возрождение природы. И нам хочется говорить стихами. Слушайте внимательно!

Назовите басню и его автора:

«Как, милый Петушок, поешь, ты громко, важно!»-

   «А ты, Кукушечка, мой свет,

   Как тянешь плавно и протяжно:

Во всем лесу у нас такой певицы нет!» —

Варианты ответов:

1.         «Квартет» Иван Крылов

2.         «Кукушка и петух» Иван Крылов

3.         «Чиж и голубь» Иван Крылов.

- Где обедал, воробей?
- В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.

Варианты ответов:

  1. Самуил Маршак
  2. Сергей Михалков
  3. Агния Барто

На Арбате, в магазине,
За окном устроен сад.
Там летает голубь синий,
Снегири в саду свистят.

Варианты ответов:

  1. Агния Барто
  2. Самуил Маршак
  3. Сергей Михалков

О птицах в народе слагали не только пословицы, песни, стихи, но и легенды, которые всегда связаны с чем-то загадочным и таинственным. Сегодня вы услышите два повествования о пернатых, постарайтесь угадать о какой птице идет речь?

Легенда 1. В Греции знали имя славного мастера Дедала изобретателя столярного искусства. У него был ученик, который  превзошел мастерством и сообразительностью своего учителя. тал завидовать талантливому ученику Дедал и однажды когда они вдвоем, стояли на скале, мастер столкнул его вниз, но не разбился ученик. а превратился в птицу, крик которой напоминает шум пилы, изобретенной учеником Дедала.

Варианты ответов:

1.         Куропатка

2.         Чайка

3.         Стриж

Легенда 2. Неприятную новость принесла эта птица богу Аполлону, оперение которой в то время было белым, как молоко. Светоносный бог наказал птицу, и ее перья стали черного цвета.

Варианты ответов:

1.         Грач

2.         Ворон

3.         Скворец

Конкурс «Птицы - загадки»

Есть среди наших птиц немало таких, которые поражают своим необычным образом жизни и поведением, поэтому конкурс так и называется «Птицы – загадки».

Прочитайте рассказы натуралистов и постарайтесь угадать, о каких птицах пойдет речь.

Команды получают конверты с пустыми клетками ответов. На экране развешаны птичьи портреты-ответы. Ведущий зачитывает описание птицы. По предложенному отрывку команды должны угадать, о какой птице идет речь, и вписать ее название в пустые клетки. Каждый правильный ответ приносит команде 1 балл.

Отрывок №1

Морозные дни и ночи проводит эта птица в подснежном убежище. Бросившись с дерева вниз, птица исчезает в рыхлом снегу. Там, под снегом она продвигается вперед, когда на полметра, когда на метр. Передвижение по рыхлому снегу птице облегчает мягкая зубчатая бахрома, расположенная по бокам пальцев. Ее роговые зубчики придают пальцам форму совка.

Громко хлопая крыльями, с треском взлетает из норы, снежная пыль искрится на солнце. Время подкрепиться. Зимой выбор пищи небольшой: почки осины, можжевеловые ягоды, хвоя сосен. А за особое пристрастие к сережкам, молодым побегам и почкам березы немцы прозвали эту птицу березовой курицей.

В марте стаи птиц понемногу разбиваются. У самцов на хвосте отрастают по бокам длинные перья – косы, за что и получила птица второе имя – косач. Косачи начинают так громко бормотать и «чуфыкать», что слышно далеко. Приближается сезон токования.

Отрывок №2

Основная пища этих птиц – насекомые, которых они поглощают в огромных количествах. Причем из пернатых они клюют мохнатых гусениц, покрытых ядовитыми волосками. Натуралисты в старину отмечали, что глотка, и желудок этих птиц изнутри покрыты мехом, только «мех» этот не собственный. Это многочисленные волоски гусениц, которые впиваются в стенки желудка и глотки птицы. Время от времени она отрыгивает эти волоски. О какой полезной птице идет речь?

Отрывок №3

Типичная лесная птица средней величины, с красивым оперением. Особенно красивы крылья в небесно-голубых, черных и белых тонах. Охотно поедают слизней, червей. Даже хватают мелких птичек. Едят также ягоды, орехи, семена злаков, желуди. Осенью птица прячет желуди в лесную подстилку – делает запас на зиму, и весной прорастают из забытых желудей молодые дубки.

Голос у нее громкий и неприятный, но зато она ловко подражает голосам других птиц.

Конкурс «Игра в прятки».

Командам раздаются конверты с заданиями. За 5 минут в каждом предложении ребята должны найти название птицы. Каждый правильный ответ приносит команде 1 балл.

Думали идти минут двадцать, но промашка вышла – не меньше сорока?
Ответ: сорока.

Смотрю в окно: ни читать, ни рисовать не хочется. Уютно в купе. Ночка пролетит – и дома.
Ответ: пеночка.

А задачки-то хороши. Повникай, повникай – это тебе не шутка.
Ответ: утка.

Конкурс «Напоите птенца».

Большинство птиц очень трогательно заботятся о своих птенцах, в этом конкурсе мы будем подражать птицам и стараться напоить наших птенцов.
    В центре зала на стол ставятся два стакана с водой, а около каждой «стаи» — по стулу со стаканом, который сверху листом бумаги оформлен в виде клюва птенца. По команде ведущего члены стаи носят ложками воду и поят птенца. Кто быстрее и больше принесет птенцу воды — тот и победитель.

Конкурс актёрского мастерства.

Ребята, а вы не забыли, что 1 апреля ещё и День смеха. Вот сейчас мы и посмеёмся.

Задание. Изобразить – пение кукушки, карканье вороны, ухаживание голубя.

Игра « А верите ли вы?» (слайды)

Загадки

1.Спинкою зеленовата,

животиком желтовата,

черненькая шапочка

и полоска шарфика.

(синица)

2.  Он  по-рабочему одет -

Удобно, просто, ловко

На нем малиновый берет и пестрая спецовка

(дятел)

3. Птичка – невеличка, ножки имеет,

а ходить не умеет,

Хочет сделать шажок, получается прыжок

(воробей)

4.Вертится,

Стрекочет,

Весь день

Хлопочет.

(Сорока)

5.Ей в ночь глухую не до сна.

Промысел ведет она.

(Сова)

6.Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая

Известная персона. Кто она?

(Ворона)

7.Красногрудый, чернокрылый,

 Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появиться опять.

(Снегирь)

Игра «Прилетели птицы»:

Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то можно топать или хлопать. Начинаем:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи...

- Что неправильно?

- Мухи!

- А мухи – это кто?

- Насекомые.

- Вы правы. Ну что ж, продолжаем:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны!..

Ведущая:  Начинаем снова:

Прилетели птицы:

Голуби, куницы!..

Если дети не обращают внимания на куницу, ведущий объявляет счет:

- Один ноль в мою пользу. Куницы – вовсе не птицы.

Игра продолжается:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Страусы, чижи...

Конкурс «Угадай, чей клюв и чья лапа?»

А сейчас эстафету принимают капитаны команд.

Птицы заселяют разнообразные районы земного шара, приспособились к различным условиям существования, к потреблению специфических видов кормов, используя при этом различные способы их добывания. Это сказалось на внешнем облике птиц, которые отличаются строением клюва, длиной шеи, ног и хвоста, формой и длиной крыла т. д.

Мы предлагаем вам рассмотреть рисунки и определить, какой из предложенных птиц принадлежит клюв или лапа. К каждому рисунку три варианта ответа. Вы должны найти правильный и поднять соответствующий номер.

Рисунок первый (демонстрация рисунка - клюв утки).

Это клюв водоплавающей птицы. Он уплощенный, верхние и нижние края внутренней поверхности клюва имеют особые пластинки. Края пластинок и бахрома языка образует единый фильтрованный аппарат, свободно пропускающий воду, но удерживающий добычу во рту. Эта птица относится к отряду гусеобразные.

Варианты ответов:                    1. Гоголь

                                                       2. Серая утка

                                                       3. Чомга

Правильный ответ: серая утка. Это редкий пролетный и гнездящийся вид включен в список охраняемых животных.

Рисунок второй (демонстрация рисунка - лапка дятла).

У этой птицы ноги короткие, с длинными сильными пальцами, два из которых направлены вперед, а два назад.

Варианты ответов:                     1. Дрозд - рябинник

                                                        2. Пестрый дятел

                                                        3. Скопа

Правильный ответ: пестрый дятел

Рисунок третий (демонстрация рисунка - лапка совы).

Лапы этой птицы оперены, короткие, сильные, пальцы вооружены острыми крючковатыми когтями. Питается животной пищей.

Варианты ответов:                  1. Хохлатый орел

                                                     2. Куропатка

                                                     3. Белая сова

Правильный ответ: белая сова.

«Конкурс писателей».

Вам предстоит написать рассказ по опорным словам птичьего содержания. Для работы отводится 3 минуты.

1 команда.   Зима, голод, кормушка, зерно, ученики, холод.

2 команда.   Накормить, холод, хлеб, сало, люди, кормушки.

3 команда.   Дерево, весна, скворец, поет, настроение, пришла

Когда в августе 1982 года в Москве проходил 8 Международный орнитологический конгресс, его участников – людей, посвятивших себя изучению жизни птиц, попросили ответить на несколько вопросов. Был среди них такой: «Что птицы дали человечеству?2

Вот некоторые из ответов:

Сопереживание полета. Раз птицы летают, значит, летают и душа, и мысль, и сам человек мог бы летать. Без птиц человечество мыслило бы более приземлено.

Краски, пение, движение, вдохновение.

Победу над силой тяжести. Восхитительные тайны, в которые человек получил возможность проникать.

Глубокое ощущение свободы и радости.

Каким скучным был бы мир без птиц.

Потом был задан еще один вопрос: «Каково будущее птичьего населения планеты в связи с растущим антропогенным воздействием?

И вот как оценивают положение специалисты:

По крайней мере, 10 процентов птиц вымрут.

Одни виды, самые прекрасные и не мирящиеся с человеком, погибнут, другие, менее привлекательные, возобладают.

Но одним орнитологам при всем их горячем желании тут не справится. Многие меры охраны могут осуществить только специалисты. Но есть много дел, посильных и каждому из нас. Птицы исключительно отзывчивы на любую помощь. Это и подкармливание в суровую зимнюю пору, и устройство искусственных гнезд, и охрана дуплистых деревьев, так необходимых для дуплогнездных птиц.

И запомните главное правило: даже если вы ничем не можете помочь, в ваших силах не мешать, а это уже не мало. Очень важно, чтобы птицы, эти прекрасные создания, неустанные труженики, полные притягательных тайн, жили счастливо на нашей Земле. Ведь там, где плохо нашим соседям по планете плохо и нам самим.

Песня на стихи Заболоцкого «Просьба» показ слайдов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий агитвыступления "Чибис- птица года-2010"

Жанр - экологическая агитбригада.Способствует воспитанию потребности в бережном отношении к окружающей природе. Возрастных ограничений нет....

Сценарий школьного праздника "Парад школьных звезд"

Ежегодно, в  нашей школе  в конце мая проходит школьный праздник, на котором чествуют и награждают победителей и призеров предметных олимпиад и конкурсов различных уровней. Праздник проводит...

Сценарий праздника "День птиц"

По традиции каждый год на кануне весенних каникул в нашей школе проходит экологический праздник. Тематика праздников различна. Они бывают посвящены воде, земле, человек и природа, животным или птица. ...

сценарий праздника "День птиц"

Праздник "День птиц" разработан для обучающихся 7-12 лет. Проводится весной. Место проведения учреждение дополнительгого образования, школа...

Сценарий ко Дню птиц - Защитим птиц

Экологическая трибуна с элементами конкурсной программы.Цель: познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц,показать огромное значение птиц в природе и жизни человека,развивать  ...

Сценарий школьного конкурса "Весеннее дефиле школьной формы"

В документе сценарий конкурса "Весеннее дефиле школьной формы", протоколы оценок жюри. Предполагается, что выступления классы готовят сами....