Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме

Бочарникова Тамара Александровна

Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива И.Н.Пономарёвой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Докучаевская средняя общеобразовательная школа Таловского района, Воронежская область

Рассмотрено:

на заседании МО

Протокол №____от

«____»__________г.

Согласовано:

зам. директора по УВР


«____»__________г.

Утверждено:

директор школы


«____»__________г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ  9 КЛАССА (ООО)

Бочарниковой Тамары Александровны, учителя биологии ВКК

Базовый уровень, срок реализации 1 год

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  1. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Биология» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования
  2. Стандарт основного общего  образования. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
  3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012-2013 учебный год.  БИОЛОГИЯ (утверждён  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 2885)
  4. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. (Биология) МТО
  5. Нормы оценок по биологии

Основой для составления рабочей программы являются:

  1.  Примерная программа основного общего образования по биологии
  2. Программы ПРИРОДОВЕДЕНИЕ. БИОЛОГИЯ. ЭКОЛОГИЯ: 5-11 классы, - М.; Вентана – Граф, 2010

Изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе;
  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  5. формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

Изучение курса «Основы общей биологии» проводится в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих явлений и роли их в культуре человечества.

Содержание программы отражает состояние науки и ее вклад в решение современных проблем общества.

Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы экологии», экологический аспект введен и в другие разделы курса.

Значительное место в курсе «Основы общей биологии» отведено лабораторным работам и экскурсиям, которые позволяют подкрепить теорию наблюдениями и выполнением простейших исследований свойств живой природы и состояния окружающей среды.

Программа позволяет  широко использовать в этом курсе уроки-семинары, уроки-зачеты, уроки-лекции, уроки-конференции, уроки ролевой (или деловой) игры и др.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественно-научной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:

Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии» 9 класс: Рабочая тетрадь. Часть 1, 2. -М.: Вентана-Граф, 2006.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии. 9 класс»: Учеб. для общеобразоват. учеб. Заведений. - М.: Вентана-Граф, 2006; 

а также методических пособий для учителя:

1). Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии. 9 класс»: Методические пособие для учителя- М.: Вентана-Граф, 2005;

2). Сухова Т.А., Строганов В.И., Пономарева И.Н. Биология в основной школе: Программы.- М.: Вентана-Граф, 2005. - 72с;

дополнительной литературы для учителя:

1). Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. -М.: Дрофа, 2004;

2). Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. -М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;

3). Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. -М.: Дрофа, 2002;

4). Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. -М.: «Аквариум», 1998;

5). Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦЭНАС», 2004;

6).Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1997

7).Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;

для учащихся:

Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии» 9 класс: Рабочая тетрадь. Часть 1, 2. - М.: Вентана-Граф, 2006.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

MULTIMEDIA- поддержка курса «Основы общей биологии»

  1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
  2. Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикой, 2006
  3. CD Биология 9 класс Общие закономерности. М.; Вентана – Граф, 2008
  4.  Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикой, 2006
  5. Интернет-ресурсы

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

В результате изучения биологии ученик должен

знать

  1. признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
  2. сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  3. особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;

уметь

находить:

  1. в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;
  2. в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;
  3. в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;

объяснять:

  1. роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
  2. родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
  3. взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
  4. родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

проводить простые биологические исследования:

  1. ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  2. по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; выявлять изменчивость организмов, приспособление организмов к среде обитания, типы взаимодействия популяций разных видов в экосистеме;
  3. сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  4. анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  2. оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  3. рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  4. выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
  5. проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Содержание курса

9 класс.

Основы общей биологии

(70 часов, 2 часа в неделю)

Авторы: И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова

  1. Введение в основы общей биологии (4 ч)

Биология — наука о живом мире.

Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.

Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.

Экскурсия. Биологическое разнообразие вокруг нас.

  1. Основы учения о клетке (10ч)

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология — наука, изучающая клетку.

Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.

Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы — неклеточная форма жизни.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.

Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.

Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов.

Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.

Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.

Лабораторная работа. Многообразие клеток; сравнение растительной и животной клеток.

3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 ч)

Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.

Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.

Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.

Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.

Лабораторная работа. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.

4. Основы учения о наследственности и изменчивости (11 ч)

Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.

Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений.

Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.

Лабораторные работы. Решение генетических задач. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях. Изучение изменчивости у организмов.

  1. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 ч)

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных.

Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.

  1. Происхождение жизни и развитие органического мира (5 ч)

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза возникновения жизни А.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современные гипотезы возникновения жизни на Земле.

Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот — к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы.

Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.

Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

Экскурсия. История живой природы местного региона (посещение местного музея краеведения с палеонтологическими коллекциями).

7. Учение об эволюции (11ч)

Идея развития органического мира в биологии.

Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов — результат эволюции.

Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.

Процессы образования новых видов в природе — видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.

Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения Редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.

Лабораторная работа. Приспособленность организмов к среде обитания.

Экскурсии. Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер. Борьба за существование в природе.

  1. Происхождение человека (антропогенез) (6ч)

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них.

Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

  1. Основы экологии (12 ч)

Экология — наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда — источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, организмы как среда обитания.

Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.

Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.

Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.

Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.

Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.

Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.

Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.

Лабораторная работа. Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места.

Экскурсия. Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды.

10. Заключение (1ч)

Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.

В планировании предусмотрены следующие изменения.

За счёт сокращения часов на изучение тем по одному часу предусмотрено выделение часов на обобщение и систематизацию знаний (5 часов), так как выпускники 9 класса выбирают для итоговой аттестации биологию, и это способствует систематизации изученного материала. Планирование составлено на 68 часов, так как по учебному плану в 9 классе 34 учебные недели.

Распределение учебного времени освоения

основного содержания (68 часов) по разделам

№ п/п

Тема

Количество часов

Лабораторные работы

Экскурсии

1

Введение в основы общей биологии

3

+

2

Основы учения о клетке

10

+

3

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

5

+

4

Основы учения о наследственности и изменчивости

9

++

5

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

4

6

Происхождение жизни и развитие органического мира

4

7

Учение об эволюции

10

+

8

Происхождение человека (антропогенез)

5

9

Основы экологии

13

+

10

Заключение. Обобщение и систематизация знаний по курсу общей биологии

5

Итого

68

Поурочное планирование

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ (3 часа)

№ п/п

Дата

Тема урока

Домашнее задание

по плану

фактич

1

3.09.12

Биология - наука о живом мире.

§1

2

6.09

Общие       свойства живых организмов.

§2, задания в РТ

3

10.09

Многообразие форм живых организмов.

§3, задания в РТ

ТЕМА 2. ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О КЛЕТКЕ (10 часов)

3/1

13.09

Цитология – наука о клетке. Многообразие клеток.

§4, сообщение об открытии клетки

5/2

17.09

Химический состав клетки

§5

6/3

20.09

Органические     вещества клетки.

§5,6

7/4

24.09

Строение клетки.

§7

8/5

27.09

Изучение клеток растений и животных. Изучение клеток бактерий

§8, задания в РТ

9/6

1.10

Обмен   веществ   и энергии в клетке.

§9

10/7

4.10

Биосинтез белков в живой клетке.

§10

11/8

8.10

Биосинтез углеводов – фотосинтез

§11, сообщение об открытии фотосинтеза

12/9

11.10

Обеспечение клетки энергией

§12, подготовиться к зачёту

13/10

15.10

Зачёт по теме «Основы учения о клетке»

Закончить выполнение заданий на стр 43

ТЕМА 3 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (ОНТОГЕНЕЗ) (5 ЧАСОВ)

14/1

18.10

Типы размножения организмов

§13

15/2

22.10

Деление клетки. Митоз

§14, задания в РТ

16/3

25.10

Образование половых клеток. Мейоз

§15

17/4

29.10

Индивидуальное развитие организмов – онтогенез

§16, подготовиться к зачёту

18/5

1.11

Зачёт по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

ТЕМА 4. ОСНОВЫ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ (9 часов)

19/1

12.11

Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики

§18, сообщение о Г.Менделе

20/2

15.11

Генетические опыты Г.Менделя

§19

21/3

19.11

Дигибридное скрещивание

§20, задания в РТ

22/4

22.11

Сцепленное наследование

§21

23/5

26.11

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов

§22

24/6

29.11

Наследование признаков, сцепленных с полом

§23, творческое задание по составлению задач

25/7

3.12

Наследственная изменчивость

§24

26/8

6.12

Другие типы изменчивости

§25, подготовиться к зачёту

27/9

10.12

Зачёт по теме «Основы наследственности и изменчивости»

§26

ТЕМА 5. ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ (4 часа)

28/1

13.12

Генетические основы селекции организмов

§27,29

29/2

17.12

Особенности селекции растений

§28, проект

30/3

20.12

Особенности селекции животных

§30, проект

31/4

24.12

Основные направления селекции микроорганизмов

§31, проект

ТЕМА 6. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (4 часа)

32/1

27.12

Представления     о возникновении жизни на Земле. Современная    теория возникновения жизни на Земле.

§32,33

33/2

14.01

Значение фотосинтеза и биологического круговорота  веществ в  раз-

§34

34/3

17.01

Этапы развития жизни на Земле

§35, сообщение

35/4

21.01.13

Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни

Подготовить сообщение о разработке идеи развития органического мира в биологии

ТЕМА 7. УЧЕНИЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ (10 часов)

36/1

24.01

Идея развития органического мира в биологии.

§36, сообщение о развитии дарвинизма

37/2

28.04

Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина.

§37, сообщение о Дарвине

38/3

31.01

Результаты       эволюции: многообразие   видов   и   приспособленность организмов  к  среде. Выявление       приспособленности    к среде обитания.

§37, задание №7

39/4

4.02

Современные представления    об эволюции    органического мира.

§38

40/5

7.02

Вид, его структура и особенности.

§39, задания в РТ

41/6

11.02

Процесс  образования видов - видообразование.

§40, задания в РТ

42/7

14.02

Понятие   о   микроэволюции и макроэволюции

§41

43/8

18.02

Основные направления эволюции

§42, подготовиться к зачёту

44/9

21.02

Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов

§43

45/10

25.02

Зачёт по теме «Учение об эволюции»

подготовить сообщение на тему «Роль селекции в обеспечении человека продуктами сельского хозяйства и микробиологического производства» (по желанию).

ТЕМА 8. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (АНТРОПОГЕНЕЗ) (5 часов)

46/1

28.02

Место и особенности человека в системе органического мира

§44

47/2

4.03

Доказательства эволюционного происхождения человека.

§45

48/3

7.03

Этапы      эволюции вида   Человек   разумный.

§46,47, проект

49/4

11.03

Человеческие     расы,   их   родство   и происхождение.

§48, подготовиться к зачёту

50/5

14.03

Зачет «Происхождение человека. Антропогенез».

ТЕМА 9.ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (13 часов)

51/1

18.03

Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы.

§50

52/2

21.03

Закономерности действия факторов среды  на организмы.

§51

53/3

1.04

Приспособленность организмов к влиянию факторов среды

§52

54/4

4.04

Биотические  связи в природе.

§53, задания в РТ

55/5

8.04

Популяции          как форма     существования видов в природе

§54

56/6

11.04

Функционирование популяции и динамика  её  численности в природе

§55

57/7

15.04

Биоценоз    как   сообщество      живых организмов в природе.

§56, проект

58/8

18.04

Понятие  о  биогеоценозе и экосистеме. Составление   схем передачи   веществ и энергии.

§57

59/9

22.04

Развитие и смена биогеоценозов

§58, задания в РТ

60/10

25.04

Изучение и описание экосистем своей местности. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме

Повторить §57

61/11

29.04

Основные законы устойчивости живой природы

§59

62/12

6.05

Рациональное использование природы и её охрана

§60, проект

63/13

13.05

Экологические проблемы

Повторить тему «Эволюция»

ОБОБЩЕНИЕ (5 часов)

64/1

16.05

Становление современной теории эволюции

Повторить о строении и функционировании клетки

65/2

20.05

Клетка – структурная и функциональная единица живого

Повторить тему «Генетика»

66/3

23.05

Закономерности наследственности и изменчивости

Повторить тему «Основы экологии»

67/4

Взаимодействие организма и среды обитания»

Подготовиться к итоговой работе

68/5

Итоговая контрольная работа

Практическая часть программы реализуется  через выполнение лабораторных  работ

Перечень лабораторных работ

1

Многообразие клеток: сравнение растительной и животной клеток

2

Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток

3

Решение генетических задач

4

Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях

5

Изучение изменчивости у организмов

6

Приспособленность организмов к среде обитания

7

Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места

Система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценок

В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: зачёт, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, тестирование, биологический  диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.

Оценка знаний, умений и навыков обучающихся по биологии

Отметка «5»:

  1. полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника;
  2. чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы    научные термины;
  3. для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
  4. ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

  1. раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятие и использованы научные термины, ответ самостоятельные, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах а обобщениях из наблюдешь, I опытов.

Отметка «3»:

  1. усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно;
  2. не всегда последовательно определение понятии недостаточно чёткие;
  3. не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении;
  4. допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятии.

Отметка «2» - основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении понятие, при использовании терминологии.

Отметка «1» - ответ па вопрос не дан.

Оценка практических умений учащихся

Оценка умений ставить опыты

Отметка «5»:

  1. правильно определена цель опыта;
  2. самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
  3. научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

Отметка «4»:

  1. правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта допускаются;
  2. 1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта;
  3. в описании наблюдении допущены неточности, выводы неполные.

Отметка «3»:

  1. правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;
  2. допущены неточности я ошибка в закладке опыта, описании наблюдение, формировании выводов.

Отметка «2»:

  1. не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование;
  2. допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.

Отметка «1»

  1. полное неумение заложить и оформить опыт.

Оценка умений проводить наблюдения

Учитель должен учитывать:

  1. правильность проведения;
  2. умение выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдение и в выводах.

Отметка «5»:

  1. правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаке, логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения I выводы.

Отметка «4»:

  1. правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные;
  2. допущена небрежность в оформлении наблюдение и выводов.

Отметка «3»:

  1. допущены неточности, 1-2 ошибка в проведении наблюдение по заданию учителя;
  2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдение и выводов.

Отметка «2»:

  1. допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдение по заданию учителя;
  2. неправильно выделены признака наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «1» - не владеет умением проводить наблюдение.

Для контроля в кабинете есть банк разнообразных тестовых заданий по темам

Для контроля используются тренажёры  CD Основы общей биологии 9 класс по изучаемым темам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...