День птиц!
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

КВН о птицах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_ptic.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

КВН «Пернатые»

        Предлагаю провести в школе КВН, посвященный птицам. Подобные соревнования  всегда вызывают оживление  и интерес у ребят, актуализируют их знания. Учащиеся могут проявить себя в игре с самых разных сторон: кто-то блеснет эрудицией, кто-то артистизмом, а кто-то откроет в себе такие способности, которые не проявляются в обычной учебной деятельности. Подобные мероприятия расширяют кругозор школьников, стимулируют интерес к предмету, воспитывают бережное отношение ко всему живому на планете.

        В игре принимают участие школьники VI – VIII классов. Ребята выбирают капитанов команд, которые получают задания и организуют их выполнение. Необходимо выполнить следующие задания:

  1. выбрать название команды, эмблему, девиз, подготовить приветствие команде соперников и жюри;
  2. выпустить газету, посвященную птицам;
  3. сформулировать заранее вопросы о птицах и свои варианты ответов;
  4.  в команде иметь художника с карандашами и фломастерами.

Зал, в котором проходит праздник, украшается скворечниками и синичками, плакатами и газетами, изготовленными болельщиками. За каждый экспонат команды получают по 3 дополнительных балла.

Ведущий. С 1924 года отмечается в нашей стране День птиц. Мы рады приветствовать всех, кто собрался сегодня на наш КВН: зрителей, болельщиков, жюри и, конечно же, команды. Сегодняшняя игра посвящена пернатым, ведь без птичьего щебета мир был бы скучен. Трудно представить себе весну без скворцов, море без чаек, рощу без соловьев. А сколько вредителей уничтожают птицы!

Сегодня мы говорим им спасибо, сегодня праздник в их честь! На сцену приглашаются команды лучших птицеведов и птицелюбов. Приветствуем их! (команды по очереди выходят на сцену, объявляют свои название, девиз, демонстрируют эмблему, приветствуют соперников и жюри. Максимальная оценка за представление команды 5 баллов).

                  Первый конкурс: разминка «Узнай загадку»

Команды получают листы с недописанными загадками. Их задача – восстановить пропущенные слова в загадке и отгадать её. За каждую загадку (правильно дописанную  и отгаданную) команда получает по 2 балла. За весь конкурс – максимальная оценка 10 баллов. Время 5 мин.

Загадки для первой команды (количество звездочек соответствует количеству пропущенных слов).

1. ***, а из болота не идет. (Ответ: «В болоте плачет»; кулик)

2. Без рук, *** избенка. («Без топоренка построена»; гнездо)

3. На шесте дворец, ***. («Во дворе певец»; скворец)

4. **, не плотник, а первый в лесу работник. («Не дровосек»; дятел)

5. Он серенький на вид, ** знаменит. («Но пением»; соловей)

Загадки для второй команды.

1. В воде купался, **. («Сухим остался»; гусь)

2. **, сзади вильце, на груди белое полотенце. («Спереди шильце»; ласточка)

3. Не ездок, ***, не сторож, а всех будит. («А со шпорами»; петух)

4. Днем спит, ** и прохожих пугает. («Ночью летает»; сова)

5. Весной ***, а под зиму с криком уходит. («За пахарем ходит»; грач)

                        Второй конкурс: «Чей голос?»

Ведущий.

Занимается заря.

Тише… Слышишь глухаря?!

Пробудились спозаранок

Стойки маленьких зарянок,

Птичка чечетка,

Сорока-трещотка –

Лес запел, защебетал!

Солнце встало, день настал.

                        (Д. Смирнов)

Мы не зря прочитали вам эти замечательные стихи. У нас сейчас конкурс «Голоса птиц». В зале полная тишина! Учащимся предлагается прослушать записи птичьих голосов (например, иволги, дрозда, зяблика, жаворонка и т.п.). Командам можно дать для прослушивания одинаковые записи, можно разные. За каждую правильно отгаданную по голосу птицу команда получает 1 балл, за весь конкурс – максимально 5 баллов.

                        Третий конкурс: «Птичий кроссворд»

Каждой команде предлагается за 10 мин. разгадать как можно больше слов из кроссворда. Слова в нем «ломаются» в горизонтальном и вертикальном направлениях. В скобках возле задания указано количество букв в слове-отгадке. Слово нужно найти в кроссворде и зачеркнуть. За каждое правильно угаданное слово 1 балл, максимальное количество баллов за кроссворд – 20.

 Г Ю И В З А Н Й Ф Ф Т В О Р Н И З Л

О Л Ч О Л Г Ь Е Р Ш С К И Е Ц К Л Е

Л У Б Ь Й А О В Ч А О А Ч К О М Е Б

Р Т У Ц С О Л У Р К Г Р И С С Е Д Ь

Ф И Л И С Р И Ж О Н С К Ь Ц Т С И О

Ы Ч К Н С Т О Р Й Ц К И Ч А Р М Ж Е

Л В О И Р К Т Ю Р Я Б Ч Р У З Г Ю Л

М А Й Н А Ь У К Т Ю Ж Н К С Л А Т Н

Е Р Г И Р И Н А Ь Н У О Л Ь И Г Р А

С Н Е З Ь Щ Я Н Р И Р А В Р Ю А Р К

И Г О Н К Л У Р Л И К В А Н И Н З А

Н А Р П И Я Ч К У Ц И Г О А Ц К И Я

Задания:

1. Странствующий ….(6 букв).   2. Птенец этой птицы имеет на крыльях по два пальца с когтями (6 букв).  3. «Лесная флейта»  (6 букв).   4. Птица отряда куриных  (6 букв).   5. Певчая птица, в песне которой можно насчитать до 40 колен (7 букв).  6. «Всякий … хвалит свое болото» (5 букв).  7. Попугай  (3 буквы).  8. Крупный тропический ястреб  (6 букв).  9. Вестник весны (7 букв).  10. Кочующая красивая птица (7 букв).  11. Птица, занесенная в Красную книгу (6 букв).  12.Эта птица полностью уничтожена человеком – бескрылая …(7 букв).  15. Птица, глотающая ежа вместе с колючками  (5 букв).  16. У этой птицы клюв по длине равен туловищу  (5 букв).  18. Розовый скворец (5 букв).  19. У этой птицы на ноге всего 2 пальца (6 букв).  20. Черный дятел (5 букв).

         Четвертый конкурс для болельщиков.

Пока команды разгадывают кроссворд болельщикам можно дать следующие задания: рассказать о роли птиц в природе и значении их для человека; можно заранее подготовить изображения птиц и болельщики должны определить максимальное количество пернатых; можно рассказать стихи о птицах. Каждое правильно выполненное задание приносит дополнительные баллы для команды.  

                Пятый конкурс: «Эрудиты».

Ведущий в быстром темпе зачитывает вопросы, команда отвечает. За каждый правильный ответ – 1 балл. В этом конкурсе команды могут заработать по 20 баллов.

Вопросы для первой команды.

1. Клюв птицы состоит из … (Ответ: надклювья и подклювья)

2. Размах крыльев у этих пернатых может достигать 3 м 20 см, а у одной пойманной в 1965 г. птицы он составил 3 м 63 см. (Гигантский альбатрос)

3. Кожа птицы покрыта  …. (перьями)

4. Птицы могут поворачивать голову на … (180º)

5. Птенцы какой птицы не знают матери…. (кукушки)

6. Самая маленькая в мире птица…. (карликовая колибра)

7. Грудина у птицы имеет снизу высокий гребень, который называется … (киль)

8. Какая птица «поет» хвостом? (бекас)

9. У некоторых птиц в конце пищевода имеется расширение … (зоб)

10. Название этой перелетной птицы созвучно с фамилией писателя … (Гоголь)

11. Дыхание у птиц осуществляется …. (легкими и воздушными мешками)

12. Птица, не садящаяся ни на землю, ни на ветки, ни на воду… (стриж)

13. Сердце в покое у голубя сокращается 165 раз в минуту, а в полете …. (400 раз в минуту)

14. Название этих птиц созвучно с растениями… (рябчик, подорожник)

15. Этот орган чувств у птиц развит сильнее остальных … (зрение)

16. Эта ночная птица не вьет гнезда … (козодой)

17. Яйца дуплогнездников обычно окрашены в эти цвета… (белый, голубой)

18. Птица, которая переносит птенцов в лапах … (вальдшнеп)

19. «Древняя птица» - это … (археоптерикс)

20. У этих птиц птенцы появляются на свет чаще всего в середине зимы … (клесты)

Вопросы для второй команды.

1. Передние конечности птиц – это …(крылья)

2. Птицы, вынашивающие яйца на лапах… (пингвины)

3. Под контурными крыльями расположены… (пуховые)

4. Какая птица может двигаться по стволу дерева и вверх и вниз головой? (поползень)

5. Совы могут поворачивать голову на … (270º)

6. Гнезда какой птицы употребляют в пищу?.. (Стриж саланга)

7. Часть нижней конечности, характерная только для птиц … (цевка)

8. Какие птицы делают запасы, накалывая добычу на колючки кустарников… (сорокопут)

9. Пища у птиц перетирается  в этом отделе желудка … (в мускульном)

10. Эта птица может летать быстрее и дольше всех – три года без остановки… (стриж)

11. В покое у голубя 26 дыхательных актов в минуту, а в полете … (400)

12. Эти птицы странствовали огромными стаями – более одного миллиарда особей… (странствующий голубь)

13. У этой птицы глаза сдвигаются к затылку… (у вальдшнепа, он, настигая добычу, втыкает клюв глубоко в землю)

14. Сердце у птиц … (четырехкамерное)

15. Название этой птицы созвучно с названием танца... (чечетка)

16. Этот орган чувств развит у птиц слабее всего… (обоняние)

17. Отряд птиц, содержащий наибольшее число видов…  (воробьиные – 5100 видов, а всего птиц – 8000 видов)

18. Яйца, откладываемые птицами на голые скалы, имеют такую форму… (угловатую)

19. Птенцы какой птицы «шипят» из дупла, как змеи… (вертишейки)

20. От них произошли птицы… (от пресмыкающихся)

        Шестой конкурс: «Вопросы и ответы».

Команды по очереди задают друг другу приготовленные заранее вопросы. Максимальная оценка конкурса – 5 баллов.

Седьмой конкурс: домашнее задание

«Самая обаятельная и привлекательная»

Настало время домашнего задания «Самая обаятельная и привлекательная». Докажите всем, что ваша птица – самая лучшая на свете!

Команды по очереди выходят с нарисованными плакатами и рассказывают о своих птицах. Жюри подводят итоги.

Ведущий. Уважаемые участники конкурсов, дорогие болельщики, наш праздник подходит к концу. Осталось, пожалуй, самое главное – подвести общий итог, поздравить наши команды, наградить победителей и активных болельщиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День птиц в ДОУ

Музыкальное занятие с экологической направленностью. Во время игры дети знакомятся с разнообразием птиц нашей местности. Вводятся понятия  о различных экологических группах  птиц.Мероприятие...

Внеклассное мероприятие по биологии.День птиц.

Внеклассное мероприятие, посвященное празднованию Дня птиц для учащися 6-7 классов....

Внеклассное мероприятие по биологии "День птиц"

В нашей школе традиционно проводится День птиц,посвященный прилету наших пернатых друзей....

День птиц

Познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц в природе и жизни человека,раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы....

"День птиц и День Земли" классный час

Классный час по экологическому воспитанию. Включает материал по образованию апрельских праздников День птиц и День Земли. Опирается на материал регионального компонента Республики Северная Осетия-Алан...

Сценарий праздника "Международный день птиц.Встреча птиц."

Праздник рассчитан  на обучающихся в возрасте 7-12 лет.  Его можно провести и в рекреации школы,  и в кабинете  на занятиях внеурочной деятельностью....

День птиц «Без птиц невозможно представить планету Земля»

Цель работы: расширение и закрепление знания учащихся о птицах, их поведении и жизни, о роли  и место в природе, о значении в жизни человека и в природе.Задачи: развивать интерес, наблюдательност...