Исследовательская работа по теме "Школьный рюкзак и здоровье ребенка"
статья по биологии по теме

Рунова Людмила Владимировна

От того, какой у школьника рюкзак, во многом зависит его внешний вид, настроение и здоровье. А как же обычный школьный рюкзак может навредить здоровью ребенка? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          Муниципальное казенное образовательное учреждение

                            «Вольновская средняя общеобразовательная школа»

                                 НАУЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:

                                                                       Выполнил работу

                                                                       Гудименко Андрей ученик 4 класса

                                                                       Руководитель

                                                                       Рунова Людмила Владимировна

                                                              2012

                                   

                                        ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

История появления школьного портфеля

Выбор школьного портфеля

Решение проблемы тяжелого портфеля

Сколько весит здоровье ученика

Рекомендации

Заключение

Список литературы

Приложение

           Введение

     Уже в детском саду я мечтал о том, как пойду в первый класс, как за спиной у меня будет школьный рюкзак с тетрадками, учебниками, ручками. И вот я – ученик четвёртого класса, и ранец для меня – уже не только долгожданный атрибут школьника, но и важная школьная принадлежность.

     От того, какой у школьника рюкзак, во многом зависит его внешний вид, настроение и здоровье. А как же обычный школьный рюкзак может навредить моему здоровью? Если он будет слишком тяжел, то это может нанести большой вред моему позвоночнику и моей осанке, а в будущем привести к проблемам с самочувствием. И я решил узнать все о школьном рюкзаке.

 Объект исследования: здоровье ребенка.

 Предмет исследования: школьный рюкзак.

 Гипотеза исследования: здоровье ребенка не будет ухудшаться, если следовать рекомендациям, данным в этой исследовательской работе.

Цель исследования: выявить способы, позволяющие сохранить здоровье ребенка.

                                                Задачи:

1. Осуществить анализ литературы по теме «Школьный рюкзак и здоровье ребенка».

2. Дать рекомендации по выбору школьного портфеля.

3. Доказать, что ранцы-тяжеловесы становятся причиной различных патологий.

4. Рекомендовать правила для использования школьного рюкзака.

                        История появления школьного портфеля

     Мы привыкли считать ранец чисто школьным предметом, а его вместе с названием занесли к нам как «заплечный походный мешок» - Ranzen наемные немецкие солдаты московских царей в XVII веке. Лет через 150-200 слово перешло на ученическую сумку (раньше их делали из тюленьей кожи), также носимую на спине.

     За сотню лет школьный портфель изменился до неузнаваемости. До революции ранцы в России делали из черной кожи с крышкой, обшитой тюленьим мехом – под стать военным рюкзакам. Таскать все это на плечах было весьма удобно.

     В портфелях книги и тетради начали носить в послевоенное время, но все же чаще в школы ходили с видавшими виды полевыми сумками, доставшимися от вернувшихся с фронта родственников. И в том, и в другом случае ни малейшего намека на пару лямок, но про осанку тогда думали в самую последнюю очередь. Полевые сумки в отличие от портфелей можно было перекидывать через плечо, а во время драк использовать в качестве оружия.

     В более поздние времена плановой экономики стандартный школьный ранец при желании обладателя легким движением руки превращался в портфель: съемные ремешки легко отстегивались и без серьезных усилий возвращались на место. Дабы не вводить родителя в искушение и не развивать в самих школьниках чувство зависимости, все ранцы делали похожими друг на друга: одного размера, из крепкого кожзаменителя, чаще всего – томительного темно-коричневого цвета. Однако имелись и варианты – эстеты могли выбрать глубокий синий, колхозники – темно-зеленый. Промышленные дизайнеры утверждали, что цвет не должен отвлекать детей от учебы, но в действительности в СССР не выпускали белых или розовых ранцев по единственной причине: разработчиков просили сделать так, чтобы было практично и не марко. Тяжелые и неудобные ранцы имели всего пару отделений, так что более находчивые ученики вставляли внутрь дополнительные картонки, разделяя учебники и тетради по предметам.

     Сегодня ассортимент велик. По-прежнему актуальны ранцы – теперь их не только делают из облегченного материала, но и снабжают ортопедическими спинками, колесиками и выдвижными ручками: устав, ребенок может облегчить себе ношу.

                               Выбор школьного портфеля

     А как же выбрать истинный «кладезь знаний» – школьный портфель?

     При выборе школьного рюкзака в первую очередь смотрите на комплекцию ребенка. При маленьком росте не стоит покупать огромный «чемодан» на ремнях. Это может повредить осанке. Рюкзак не должен быть шире спины школьника. И не очень длинным, чтобы не оттягивать плечи малыша, когда будет нагружен учебниками.

     Идеальный размер передней стенки рюкзака: высота – 220-260 мм, ширина – 60-100 мм, длина – 300-360 мм.

     Вес ранца без книг и тетрадей не может превышать 700 г. Вес рюкзака вместе с книгами – не больше 10% от веса самого ученика. При носке верх не должен находиться выше линии плеч, а низ – ниже бедер.

     Спинка у ранца должна быть полужесткая, хорошо фиксированная. Она позволяет сохранить осанку школьника, снимая лишний вес рюкзака. Лучше, если на спинке будут еще специальные массажные профили, или ортопедические приспособления: мягкая прокладка в виде валика или подушечки с внешней стороны.

     Лямки рюкзака или ранца должны быть эластичными и достаточно широкими – от 4 см. Чтобы не врезались в плечи, желательно наличие мягких «погончиков». Кроме того, они обязательно должны регулировать по длине, чтобы подогнать лямки под рост ребенка. Ведь зимой их придется удлинять, регулируя под пуховик или шубу.

     Выбирайте прочную, водоотталкивающую легкую ткань. Чаще это нейлон. Он легко стирается и не рвется. Обращайте внимание на качество материала. Чтобы по возможности были в составе хлопок или лен. Кожзаменитель, плащевка или пластик не выдержат ни нашего климата, ни суровых школьных будней. Не гонитесь за цветами и рисунками. Они содержат красители, вредные для здоровья ребенка.

     Следите, чтобы внутри рюкзака не было острых склеенных швов, о которые может пораниться ребенок. Они не должны выпирать и натирать.

     Несколько раз расстегните и застегните все замки. Убедитесь, что они не заедают. Лучше, если они будут широкими, пластмассовыми, а не хлипкими нейлоновыми. Также проверьте на крепость «собачку».

                       Решение проблемы тяжелого портфеля

     В 2003 году Госсанэпиднадзор России установил нормы – как должен выглядеть и сколько должен весить школьный учебник. Как это обычно бывает, нововведения не устроили ни одну из заинтересованных сторон. Авторы учебников жалуются на то, что им приходится снова и снова сокращать текст, превращая учебник в справочник. Родители же считают, что школьные ранцы легче не становятся, и продолжают сами носить портфели своих детей. А как же данная проблема решается в других странах?

     В Израиле министром образования разработаны правила пользования школьным ранцем и введено ограничение его веса. За соблюдением этих правил следит родительский комитет.

     В США также введено ограничение веса школьного рюкзака – и в некоторых штатах применяются даже штрафы к родителям и школам, которые не выполняют требования врачей. Уже давно введен двойной комплект учебного набора. В школах за каждым закреплен личный ящик, в который ученик может положить все, что потребуется на занятиях. Очень удобно – один комплект дома, другой в школе.

     На Тайване уже создали 10-дюймовый планшетный персональный компьютер, который имеет массу чуть более килограмма.

     О намерении заменить учебники ноутбуками пару лет назад заявили и власти Малайзии. Они предложили компьютерным компаниям разработать дешевый и практически невесомый компьютер стоимостью не более 50 долларов, который ученики могли бы использовать от начальных классов до института. Загружаешь в него нужный диск – и читаешь учебник, даже клавиатура не нужна.

     В Европе облегчают вес портфелей по-своему – детям на занятиях выдают листы с раскрытой темой урока и снабжают ксерокопиями страниц того же учебника. Они ходят в школу налегке, а дома подшивают в папку школьную лекцию.

     А в Швеции ученики вообще не пользуются портфелями и рюкзаками, потому что до 8-го класса не получают домашних заданий. А для учебников и тетрадей у каждого в школе есть собственный шкафчик.

     В России также думают о том, чтобы заменить учебники техникой. Рассматривается вариант разделения учебника по четвертям. У этого решения есть свои сторонники и противники. Вес портфеля станет легче, но реализация этой идеи потребует больших средств, да и ученику будет трудно заглянуть в тот материал, который уже пройден или еще предстоит пройти (если не носить с собой все четыре части учебника).

                                Сколько весит здоровье ученика

     Баталии продолжаются, а пока интересно узнать, что же хранится у учеников в портфелях. У меня был огромный портфель, полностью заполненный учебниками большого формата, «одетыми» в красивые обложки, тетрадями в косую линейку, всевозможными канцелярскими принадлежностями, не обошлось и без игрушек: в портфеле была тщательно припрятана коробочка с карточками «Человек-паук» (весит эта коробочка 1,5 кг).

     Считается, что вес моего школьного рюкзака не должен превышать 3 кг. Я с мамой, так как она врач, провел небольшое исследование, и выяснил, сколько весит рюкзак четвероклассника. Вес моего пустого рюкзака 1 кг 400 г.  А теперь рассмотрим вес моего наполненного рюкзака в течение недели (с учетом спортивной формы для урока физической культуры и принадлежностей для уроков изобразительного искусства или труда, когда это необходимо). И выходит:

 понедельник – 8 кг 460 г

 вторник – 6 кг 700 г

 среда – 7 кг 840 г

 четверг – 6 кг 380 г

 пятница – 8 кг 480 г.

     Получается, что самый легкий рюкзак в четверг, а самый тяжелый – в пятницу. Мы с мамой рассчитали правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 10% веса ученика, то есть вес ученика в килограммах надо умножить на 10 и разделить на 100. Значит, правильный вес моего ранца 2 кг 700 г.  Превышение нормы зашкаливает.

     После домашнего эксперимента я с учительницей решил провести подобное исследование в своем классе. В исследовании участвовало 17 человек. Сначала мы решили узнать вес самого ранца и взвесили все ранцы без школьных принадлежностей.

Результаты приведены в таблице 1

     Самый тяжелый ранец в 4 классе у Гудзенко Дениса – 3 кг 100 г

     Мы увидели, что у 2 учеников вес ранца соответствует гигиеническим нормам, т.е. не превышает условного веса. Самый легкий рюкзак у Разваляевой Лизы и Кириченко Вовы.

     Еще мы проверили вес ранца с учебниками и школьными принадлежностями.

Результаты приведены  в таблице 2.

     Вес ранца с учебниками по норме должен быть меньше 10% веса ученика. Мы выявили, что ближе к норме у Развалевой Лизы, а соответствует и даже не дотягивает до нормы у Тарканина Антона, а у остальных – превышает норму. У четверых моих одноклассников слишком тяжелые ранцы, что впоследствии может привести к нарушению осанки и другим заболеваниям.

     Кстати, мы ходили в больницу, узнали у медицинского работника информацию об осанке ребят моего класса.

     Выяснилось, что нарушение осанки у Артеменко Вовы, Кириченко Вовы, Космачевой Лены. Им особенно нужно следить за своим здоровьем.

     А может быть, причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях? Для этого мы записали все учебные пособия, которыми пользуемся, и взвесили их

Результаты приведены в таблице №3

     Гигиеническая норма для учебников начальных классов – 600 гр. Книги, в основном, соответствуют норме, однако нашлись и «нарушители» -   «Мир вокруг нас» 4 класс – 720 грамм. Самыми легкими оказались учебники: немецкий язык – 480 грамм.

     А как же можно уменьшить вредное влияние школьного рюкзака на здоровье ученика?

                                            Необходимо:

1) при покупке рюкзака учитывать его вес (он не должен быть тяжелее 600 г);

2) убирать из него все лишнее (например, игрушки или ненужные в данный день учебники и принадлежности);

3) поискать возможность использовать два комплекта учебников: один пусть хранится и используется в школе, а другой – дома;

4) учитывать вес ежедневного комплекта учебников и принадлежностей при составлении расписания уроков;

5) носить рюкзак на спине, используя обе лямки.

     Ну, и конечно же, школьный рюкзак поможет сохранить здоровье своему владельцу, если на нем будут вставки из специальных светоотражающих материалов. Это обеспечит безопасность школьника на дороге в темное время суток.

     Кроме того, школьник должен регулярно заниматься физкультурой, потому что физические упражнения укрепляют мышцы и скелет.

Заключение

     Несмотря на то, что за время существования школьный портфель сильно изменился и стал более удобным, он продолжает доставлять школьникам дискомфорт своим весом. Ранцы-тяжеловесы становятся причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечнососудистой систем.

     Чтобы сохранить здоровье ученика необходимо соблюдать правила выбора школьного рюкзака и принять во внимание мои рекомендации.

                                          Список литературы

1. Лопанин А. Тяжелая ноша.

2. На что стоит обращать внимание при покупке портфеля первоклассника.

3. Стрельцова И.В. Исследовательская работа «Мое здоровье». // Начальная школа. – 2008. - №5, с.21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа «Влияние сотового телефона на здоровье человека»

Исследовательская работа «Влияние сотового телефона  на здо...

Исследовательская работа "Влияние веса портфеля на здоровье школьника"

Проблема нарушений опорно-двигательного аппарата школьников выходит в последние годы на ведущие позиции. Это связано с уменьшением двигательной активности, ухудшением питания, дефицитом массы тела при...

Доклад на научно-практическую конференцию исследовательских работ среди обучающихся "Физкультура, спорт, здоровье-будущее России"

Содержание работы по теме "Мониторинг физической подготовленности обучающихся 5-9 классов в МОАУ СОШ с. Озерное":1. Теоретические  аспекты мониторинга физического развития в проце...

Исследовательская работа " Влияние текстильной игрушки на развитие ребенка"

У большинства людей детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратимой поры. Нормальное развитие ребенка, становл...