Урок "Растения семейства Крестоцветные"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Познакомить с признаками растений семейства Крестоцветные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeystvo_krestocvetnye.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ФИО (полностью)

Давыдова  Светлана  Валерьевна

Место работы

МОУ  Чулковская  средняя  общеобразовательная  школа  №20  Раменского  муниципального  района

Должность

Учитель  биологии

Предмет

Биология. Разнообразие живых организмов

Класс

Тема и номер урока в теме

«Растения семейства Крестоцветные»

Предметная программа и её автор

Биология. Разнообразие живых организмов. Авторы программы Л.Н. Сухорукова, B.C. Кучменко, И.Я. Колесникова, Л.В. Воронин

Цель  урока:

Р.- развивать  познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

О.- познакомить с растениями Семейства Крестоцветные, с его разнообразием и значением..

В.- воспитывать доброжелательное, бережное отношение к природе.

Тип урока

Урок  изучения нового материла.

Необходимое оборудование

1. Л.Н. Сухорукова, В.С.Кучменко, И.Я.Колесникова Разнообразие живых организмов, учебник 7 кл.

2. Л.Н. Сухорукова, В.С.Кучменко, тетрадь-практикум

3. Презентация  к  уроку.

                                                                                                           

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап

урока

Решаемая задача

Деятельность ученика

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Название используемых ЭОР, гиперссылка

Время

(в мин.)

1.

Организационный  момент.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Настраиваются на  работу.

Проверяет  готовность  учащихся  к  уроку, озвучивает тему и цель урока, создает эмоциональный настрой.

1 мин.

2.

Проверка  домашнего  задания.

 Графический диктант по материалу домашнего задания

Учащиеся записываю на листочках  

Запишите кружочек, если утверждение верное и квадратик, если неправильное.

5 мин.

3.

Актуализация  знаний.

Создание ситуации успеха.

Слушают и отгадывают загадки.

Отвечают на вопросы.

Загадывает загадки.

Проводит беседу по вопросам:

- Что объединяет все эти растения?

Использование  презентации  к  уроку, созданной  

Давыдовой С.В.          (4 слайда)

5 мин.


4.

Формирование знаний умений навыков

Поближе познакомиться с признаками растений семейства Крестоцветные.

Знакомство с особенностями  строения цветка

Знакомство со значением растений семейства Крестоцветные

Работа в парах с таблицей, на которой изображена Редька дикая. Морфологическая характеристика записывается в тетрадь.

Слушают учителя, записывают в тетрадь формулу цветка.

4 Л4 Т4+2 П1

Просматривают презентацию

Делают вывод:

Растения семейства Крестоцветные очень разнообразные.

Рассмотрите растение Редьки дикой, представителя семейства Крестоцветных, Дайте морфологическую характеристику растения по алгоритму:

  1. корневая система
  2. тип стебля
  3. листорасположение
  4. тип листа
  5. жилкование
  6. соцветие
  7. плод

- Предположите, к какому классу относится данное растение? Ответ обоснуйте.

Проводит беседу по вопросам:

- Какой околоцветник у цветка?

- Сколько чашелистиков и лепестков у цветка?

- Сросшиеся они лил раздельные?

- Как располагаются они в пространстве?

- Сколько тычинок у цветка? Что можно сказать о них?

- Сколько пестиков?

Показывает и комментирует слайды презентации  «Значение растений семейства Крестоцветные»

Использование  презентации  к  уроку, созданной  

Давыдовой С.В.          (6 слайда)

7 мин.

5 мин.

5 мин

5

Первичное  закрепление.

Выполнение лабораторной работы № 9

Выполняют задание в тетради-практикуме

Поясняет задания, выполняемые в тетради-практикуме.

12 мин.

6.

Подача  домашнего  задания.

Обеспечение понимания содержания домашнего задания и способа  выполнения.

Записывают домашнее  задание в  дневник.

Поясняет домашнее задание и  способ  выполнения.

3 мин.

7.

Итог  урока. Рефлексия.

Выяснение, что нового узнали учащиеся на уроке; подведение итогов работы класса на уроке.

Отвечает на вопрос. Определяет свое эмоциональное состояние на уроке.

Проводит беседу по вопросу:

Почему растения относятся к семейству Крестоцветные?

2 мин.

Ход урок

  1. Организационный момент.

  1. Проверка  домашнего  задания.

Графический диктант по материалу домашнего задания

Запишите кружочек, если утверждение верное и квадратик, если неправильное.

  1. У всех растений отдела Покрытосеменные есть цветок.
  2. В цветке после оплодотворения происходит опыление.
  3. Семязачатки, из которых развивается семя, всегда находятся снаружи.
  4. Для растений класса Двудольные характерна мочковатая корневая система.
  5. Цветок – это видоизмененный укороченный побег.
  6. У растений класса Однодольные сетчатое жилкование листа.
  7. У растений семейства Двудольные дуговое жилкование листа.
  8. Со временем завязь превращается в плод, защищающий семена от неблагоприятных воздействий.
  9. Покрытосеменные растения появились в конце кайнозойской эры.
  10. Расцвет Покрытосеменные растения достигли в мезозойскую эру.

  1. Актуализация  знаний.

Учитель загадывает загадки (используется презентация)

Щёки розовые, нос белый, 
В темноте сижу день целый. 
А рубашка зелена, 
Вся на солнышке она. (Редиска) 

Кругла, а не месяц, 
Желта, а не масло, 
Сладка, а не сахар, 
С хвостом, а не мышь. (Репка)

Расселась барыня на грядке,

Одета в грузные шелка.

Мы для неё готовим кадки,

А также соли полмешка. (Капуста)

Белый, тощий корнеплод

Под землей растет.

И хотя он очень горек,

В пищу нам он очень годен:

Все, от взрослых до ребят,

С холодцом его едят (Хрен)

  1. Формирование знаний умений навыков.

а) Работа в парах.

Рассмотрите растение Редьки дикой, представителя семейства Крестоцветных, Дайте морфологическую характеристику растения по алгоритму:

  1. корневая система
  2. тип стебля
  3. листорасположение
  4. тип листа
  5. жилкование
  6. соцветие
  7. плод

- Предположите, к какому классу относится данное растение? Ответ обоснуйте.

б) Знакомство с особенностями  строения цветка.

- Какой околоцветник у цветка?

- Сколько чашелистиков и лепестков у цветка?

- Сросшиеся они лил раздельные?

- Как располагаются они в пространстве?

- Сколько тычинок у цветка? Что можно сказать о них?

- Сколько пестиков?

Запись формулы: *Ч4 Л4 Т4+2 П1

в) Знакомство со значением растений семейства Крестоцветные

Показывает и комментирует слайды презентации  «Значение растений семейства Крестоцветные»

Примерно 350 родов и 3000 видов, распространенных главным образом в Северном полушарии. Многие крестоцветные с древнейших времен окультурены и широко используются человеком. Среди них различают масличные (горчица, рапс и др.), овощные (капуста, редис, репа, редька, хрен) и кормовые (брюква, турнепс) культуры, декоративные (левкой, алиссум, желтофиоль и др.) и лекарственные (желтушник раскидистый) растения; многие виды - сорняки (пастушья сумка, сурепка и др.). 

  1. Первичное закрепление.

Выполнение лабораторной работы № 9 «Признаки растений семейства Крестоцветные»

  1. Подача  домашнего  задания.

  1. Итог  урока. Рефлексия.

- Почему растения относятся к семейству Крестоцветные?