Земля наш дом- в настоящем и будущем
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме

Бариева Лейсан Фахаметдиновна

Методическая разработка  занятия экологического объединения «Юный эколог» для учащихся 10 классов, посвященная  реализации                          принципов Хартии Земли  при изучении ООПТ                                                                                                                  

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ                                                          РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН                                                                              МУ «ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ МУСЛЮМОВСКОГО                          МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ»

Методическая разработка  занятия экологического объединения «Юный эколог» для учащихся 10 классов, посвященная  реализации                          принципов Хартии Земли  при изучении ООПТ                                                                                                                  Автор: Бариева Лейсан Фахаметдиновна,  учитель биологии  МОУ Муслюмовская гимназия, руководитель экологического объединения  «Юный эколог» МУ «Центр внешкольной работы»

Цель:    создать условия для эффективного усвоения знаний о принципах Хартии Земли  и реализации их в учебно-воспитательном процессе

 Обучающие задачи:                                                                                                                              -расширить кругозор знаний учащихся в области экологии                                                       -сформировать и закрепить знания об основных принципах Хартии Земли,ООПТ                                                                                                                                  - выработать умения находить  экологические проблемы по предложенным рисункам и рассказывать об их влиянии на состояние окружающей среды

Развивающие задачи:                                                                                                                          - продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений( выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи)                                                   - формировать умения системного анализа при обсуждении поставленной проблемы  

Воспитывающие задачи:                                                                                              -  формировать познавательный интерес к предмету экология, реализации принципов  Хартия Земли                                                                            - развивать коммуникативность учащихся через совместную работу

Оборудования: рисунки, таблицы, компьютер, мультимедийный проектор, методические пособия «Хартия Земли», видеофильм «Сообщества».

Ход занятия:

 1.Организационный момент. Приветствие учителя и учеников. Психологический настрой. Встать ближе друг к другу, взяться за руки, хором повторить слова

«Природа – сад, и люди в нём – цветы,                                                                       Не сбережёшь её – не будешь жить и ты»                                             2.Актуализация знаний.                                                                                         Учитель: -Ребята, вспомните ,пожалуйста, какие вы знаете естественные науки.   -Попробуйте изобразить схематично взаимосвязь между науками. Что же их связывает?

Учащиеся :предлагают свою схему взаимосвязи между науками и высказывают предположения об общей цели этих наук, который учитель обобщает.                                                                                                                         Учитель: На сегодняшний день очень сложно найти клочок земли, куда бы не вступала нога человека. Но как только человек начинает изучать новые земли, он постепенно загрязняет его экологию. Как биологический вид, человек своей жизнедеятельностью влияет на природную среду не больше, чем другие живые организмы. Однако это влияние несравнимо с тем огромным воздействием, которое оказывает человечество на природу благодаря своему труду. Преобразующее влияние человеческого общества на природу неизбежно, оно усиливается по мере развития общества, увеличения числа и массы веществ, вовлекаемых в хозяйственный оборот. Вносимые человеком изменения сейчас приобрели настолько крупные масштабы, что превратились в угрозу нарушения существующего в природе равновесия и препятствие для дальнейшего развития производительных сил.. 

  Выступление учащегося 11 класса :  Мы вступили в критический момент в нашей истории, когда человечество должно выбрать свое будущее. Так как мир становится все более взаимозависимым и хрупким, будущее представляет собой и большую опасность, и большую надежду. Мы должны объединиться и создать новое устойчивое глобальное общество, основанное на уважении к природе, универсальным правам человека, экономической справедливости и культуре мира. Для этого необходимо, чтобы мы, народы Земли, провозгласили нашу ответственность друг перед другом, всемирным сообществом и будущими поколениями.(СЛАЙД 1.Земля наш дом в настоящем и будущем…)

3.Рассмотрение нового материала

Учитель:  Ребята, я хочу вас ознакомить с необычным документом. Хартия Земли – документ, обращенный к планете Земля. Для того, чтобы человек смог сберечь себя и открыть дорогу многим и многим поколениям, он должен сберечь Землю.Хартия Земли – это документ, содержащий фундаментальные принципы создания в XXI веке справедливого, устойчивого и мирного глобального сообщества. Она направлена на то, чтобы пробудить в каждом человеке новое чувство взаимозависимости и всеобщей ответственности за процветание людей и всего живого сообщества. И мы  являясь экологами, должны  способствовать пробуждению этого чувства у окружающих нас людей.

Учитель.: Ознакомтесь с принципами Хартии Земли.(СЛАЙД 2 )

I. Уважать и заботиться о живом сообществе

II. Экологическая целостность

III.Социальная и экономическая справедливость

IV. Демократия , ненасилие и мир

Учитель:А сейчас рассмотрим каждый принцип конкретно на примерах.  Как вы понимаете I принцип  Хартии Земли?  Прочитайте это стихотворение, о чем там говориться? (СЛАЙД 3)

                  Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повелики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Ястреба, парящего над полем,
Полумесяц над речным покосом,
Ласточку, мелькающую в жите.
 Все на свете нужны.
 И мошки на свете
Не меньше нужны, чем слоны
Нужны все на свете,
Нужны все подряд,
Кто делает мед, и кто делает яд.

Выслушиваются мнения учащихся. Просит привести примеры из жизни.

Учитель обобщает: все живое на Земле взаимозависимо и любая форма жизни имеет свою ценность независимо от пользы, которую представляет для человечества.

II принцип Экологическая целостность. Его целью является  защищать и сохранять единство экосистем Земли, придавая особое значение биологическому разнообразию и природным процессам поддержания жизни. СЛАЙД 4

Учитель: к вашему вниманию ученица 10 класса представляет свою научно-исследовательскую работу «Биотестирование токсичности вод реки ИК».Внимательно послушайте и попробуйте выявить затрагивает ли эта работа принципы Хартии Земли.

Выступление ученицы 10 класса с научно-исследовательской работой «Биотестирование токсичности вод реки ИК» ( с презентацией)

Обобщение учителя: экологическая целостность  проявляется  и в установлении, охране жизнеспособных природных ресурсов, включая неосвоенные Земли и водные пространства, для защиты систем жизнеобеспечения Земли, сохранения биоразнообразия и природного наследия.

III принцип . Социальная и экономическая справедливость (СЛАЙД 5)

Работа в группах: Для выяснения сущности этого принципа предлагаются карточки с вопросами, которые должны рассматриваться в группах.

Карточка 1:Перечислите факторы, мешающие современному человеку сохранить здоровье.Почему?

Карточка 2 : Чем опасны свалки бытового мусора в районе жилых домов?

Карточка 3:Чем опасен бесконтрольный выгул собак?

Карточка 4: Почему нельзя сжигать мусор?

Обобщение учителя: У каждого человека есть право на питьевую воду, чистый воздух, безопасные для здоровья продукты, незагрязненную почву, место жительства  и соответствующие санитарные условия , используя необходимые для этого национальны и международные ресурсы.

И  IV принцип :Демократия , ненасилие и мир (СЛАЙД 6)

Просмотр фрагмента видеофильма «Сообщества» и обсуждение по вопросам.

Вопросы: - Компоненты сообщества? Какое антропогенное влияние на сообщество наблюдается? Какие условия создаются для сохранения естественной экосистемы?

Обобщение учителя . В основе последнего принципа  лежит предотвращение проявления жестокости по отношению к домашним животным и ограждение их от страданий, ограждение от длительных  или неизбежных страданий  при охоте или рыбной ловле  и т.д.или Поддержание взаимопонимания, солидарности и сотрудничества между народами и государствами.

4.Закрепление

Беседа :- Какие экологические проблемы нашей родной планеты Земля обостряются с каждым годом? (СЛАЙД 7,8,9,10)

-Предложите, как можно помочь природе, как можно её защитить?

Предполагаемые ответы:

 1.Создание очистных сооружений и фильтрование использованной воды.2.Строительство высотных дымовых труб и установка фильтров на них.

3.Использование экологически чистых видов топлива

4.Переход к малоотходному и безотходному производству

5.Сбор и переработка мусора

6.Рациональное использование всех видов природных ресурсов

7.Увеличение количества охраняемых территорий и объектов.( Саяно-Шушенский заповедник)

8.Принятие  строгих природоохранных законов.

9.Ограничение охоты на животных, отлова рыбы, сбора растительного сырья.

10 .Восстановление почв. Зелёные насаждения

11.Экологическое просвещение всего человечества.

Учитель:Саяно-Шушенский заповедник был организован в 1976 году, хотя еще с начала 20-го века здесь периодически создавались охраняемые территории, в первую очередь, с целью охраны соболя, как ценнейшего пушного зверя. (Слайд 11)
Его общая площадь составляет 309,4 тысячи га.

Выступление учащегося: а) Физико-географические особенности Саяно-Шушенского заповедника

Б) Разнообразие флоры и фауны

Обобщение учителя. Мы живем в такое время, когда человечество должно сделать свой выбор. Нам надо понять, что при всем многообразии жизни, мы все- одна семья с общей судьбой. Необходимо объединить усилия , чтобы создать устойчивое сообщество, основанное на уважении к природе и правам человека. Мы должны осознать свою ответственность друг перед другом, пред жизнью на нашей планете и будущими поколениями.

Ребята, вы сегодня работали на занятии очень плодотворно, молодцы. И  в конце нашего занятия я вам хочу прочитать  стихотворение М.Дудина..                                                                    Как яблоко на блюде,
У нас земля одна.
Не торопитесь, люди,
Всё выскрести до дна.

Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.

Мы общей жизнью зерна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.

Поймите это, люди,
Как собственный приказ,
Не то Земли не будет
У каждого из нас.

Литература:

1.Биология в школе Журнал № 6 , 2008,с.32.

2.Биология, экология,здоровый образ жизни. Бабалабанова В.В. Волгоград,2001.

3.Хартия Земли. Методические рекомендации для учителей естественно-научных дисциплин. Авторский коллектив Куренева Т.В., Салахова Ф.Н., Галеева Н.А.Казань ,2007

4.Хартия Земли. Учебное пособие.М.Мухердже,Казань,2007


.