рабочая программа по биологии 10 класс
рабочая программа по биологии (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное вечернее (сменное)общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 7 города Чебоксары»
«Утверждаю» И.о директора МВСОУ «ВСОШ №7» ____________________Г.А.Гусарова/ « _____»___________________2011 | «Согласовано» Зам. директора по УВР ___________Н.В.Царегородцева «________»_____________2011 | Рассмотрено на заседании ШМО Биологии. химии, экологии «_____»__________________2011 Протокол №________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии в 10 классе
на 2011-2012 учебный год
54 часа (1,5 часа в неделю)
Учитель: Царегородцева Наталия Владимировна
Стаж: 17 лет
Чебоксары – 2011
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи:
- освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
- овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
а использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1. Закон «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года № 12 – ФЗ с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 – П и дополнениями, внесёнными Федеральными законами);
2. Приказ Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
4. САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997;
5. Учебный план МВСОУ ВСОШ №7 на 2011 – 2012 учебный год
6. Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 138с)
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.:Дрофа, 2006. -138c.ll, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Учебник Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 11 класс.. Ч.2/ Под ред.проф. В.Б.Захарова. – М.: Дрофа, 2007.
Обоснование выбора примерной программы для разработки рабочей программы:
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования профильного уровня:
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу:
Авторская программа построена из расчета 1 час в неделю, мной она переработана из расчета 1,5 часа в неделю.
Определение места и роли учебного предмета.
Согласно действующему Базисному учебному плану, в 10 классе предусматривается изучение биологии.
Количество часов: 54
Формы организации учебного процесса:
Урок, экскурсия, внеклассные мероприятия.
Технологии обучения:
личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, социально-коммуникативные, игрового обучения, критического мышления.
Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся:
Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах , работа в группах, исследовательская деятельность.
Виды и формы контроля:
Фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный.
II. Календарно – тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Тип урока | Цели урока | Основной материал | Требования к уровню подготовки учащихся | Оборудование | Вид контроля | Домашнее задание |
Тема 1. БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ | |||||||||
1 | Предмет и задачи общей биологии. Методы изучения живой природы. | Вводный урок | Сформировать знания о место месте предмета в системе естественных наук, методах исследования в биологии; роли биологии в формировании научного мировоззрения | Введение. Предмет и задачи общей биологии. Методы изучения живой природы. | Знать цели и задачи курса, место предмета в системе естественных наук, методы исследования в биологии; Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения | Учебник | Беседа | Стр. | |
2 | Понятие жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи | Комбинированный урок Комбинированный урок | Сформировать знания о проявлении свойств живых организмов на различных уровнях организации, умение отличать биологические объекты от объектов неживой природы, характеризовать общие свойства живых систем. Сравнивать процессы неживой и живой природы Сформировать знания об уровнях организации живой материи. | Критерии живых систем. Особенности химического состава. Метаболизм. Репродукция. Наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость. Уровни организации живой материи. Клетка, ткани, органы, организм, популяция, биоценоз, биосфера. | Объяснять проявление свойств живых организмов на различных уровнях организации, отличать биологические объекты от объектов неживой природы, характеризовать общие свойства живых систем. Сравнивать процессы неживой и живой природы. перечислять уровни организации и живой материи. Объяснять проявление иерархического принципа организации живой природы. Объяснять значение для развития биологии подразделение ее на уровни организации. Определять принадлежность биологического объекта к уровню организации жизни. | Учебник, таблицы Учебник, таблицы | Терминоло гический диктант Фронтальный опрос | ||
Тема 2. КЛЕТКА. Химическая организация клетки | |||||||||
3 | Неорганические вещества. Вода, минеральные соли и их биологическая роль | Комбинированный урок | Сформировать знания о функциях воды в клетке, строении ее молекул. Характеризовать значение воды в клетке. Сформировать знания о значении минеральных солей в клетке, умение объяснять биологическую роль катионов и анионов в клетке. | Неорганические вещества. Вода. Функции воды в клетке, строение ее молекул. Минеральные соли. Биологическая роль катионов и анионов в клетке. | Развернуто обосновывать зависимость функций воды в клетке от строения ее молекул. Характеризовать значение воды в клетке. Характеризовать значение минеральных солей в клетке, уметь объяснять биологическую роль катионов и анионов в клетке. | Учебник, таблицы | Фронтальный опрос | Стр.86-87 Стр. 87-89 | |
4 | Органические вещества. Углеводы. Жиры и липиды | Комбинированный урок | Сформировать знания об особенностях углеводного состава растительных и животных клеток, углеводах, входящих в состав живых организмов, их функциях. Сформировать знания о химическом составе жиров и липоидов, строении жиров, умение устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетках.. | Органические вещества. Углеводы. Углеводный состав растительных и животных клеток, углеводы, входящие в состав живых организмов, и их функции. Органические вещества – жиры и липиды. Взаимосвязи строения и функций молекул в клетках. | Выделять особенности углеводного состава растительных и животных клеток, характеризовать строение углеводов. Знать характеристику углеводов, входящих в состав живых организмов, их функции. Приводить примеры. Устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке. Описывать химический состав жиров и липоидов. Характеризовать строение жиров, устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетках. Развернуто обосновывать роль липидов в появлении клетки. | Учебник, таблицы | Фронтальный опрос Тест по теме | Стр.100-105 | |
5 | Биополимеры. Белки. Строение и свойства. | Комбинированный урок | Сформировать знания об особенностях строения и пространственных структурах белка Сформировать знания о свойствах и функциях белков. | Биополимеры. Белки. Строение и свойства. Пространственные структуры белка. | Называть свойства белков. Объяснять механизм образования структуры белков. Устанавливать соответствие между пространственной структурой белка и типом химической связи. Характеризовать строение белков. | Учебник, таблицы | Тест по теме: Липиды | Стр. 90-95 | |
6 | Нуклеиновые кислоты. АТФ | Комбинированный урок | Сформировать знания о строении и функциях ДНК Сформировать знания о строении и функциях РНК, видах РНК в клетке | Органические вещества. Нуклеиновые кислоты. ДНК Рибонуклеиновые кислоты. | Знать особенности строения и функционирования нуклеиновых кислот. Выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК. Устанавливать взаимосвязь строения и функционирования молекул ДНК в клетке. Знать различные типы РНК, объяснять особенности их строения и функций. Характеризовать свойства генетического кода Решать задачи по молекулярной биологии. | Учебник, таблицы | Тест по теме Белки | Стр.106-109 | |
Тема 3. Структура и функции клетки | |||||||||
7 | Прокариотическая клетка. | Вводный урок | Сформировать знания об особенностях строения прокариотических клеток, их отличии от эукариотических. | Прокариотическая клетка. Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности | Описывать строение прокариотической клетки, выделять особенности размножения бактериальной клетки, характеризовать процесс спорообразования. Знать отличие от эукариотической, уметь сравнивать их. | Учебник, таблицы | Фронтальный опрос | Стр.136-142 | |
8 | Эукариотическая клетка. Наружная плазматическая мембрана. Ядро | Комбинированный урок | Сформировать знания о строении наружной плазматической мембраны клетки, ее функциях. | Эукариотическая клетка. Наружная плазматическая мембрана. Лабораторная работа №2 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука» | Знать и характеризовать функции наружной плазматической мембраны, Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов. Знать особенности строения ядра, его компоненты | Микроскопы,предметные и покровные стекла, луковицы, соль | Фронтальный опрос | Стр.142-147 | |
9 | Клеточная теория. | Комбинированный урок | Сформировать знания об основных положениях клеточной теории. | Клеточная теория строения организмов. Роль клеточной теории в формировании естественнонаучной картины мира. | Знать и уметь объяснять основные положения клеточной теории. Обосновывать единство происхождения живых организмов. Объяснять роль клеточной теории в формировании естественнонаучной картины мира. | Учебник, таблицы | Фронтальный опрос | Стр.179-181 | |
10 | Неклеточные формы жизни. Вирусы. Бактериофаги. | Комбинированный урок | Сформировать знания о строении вирусов, этапах их жизнедеятельности | Неклеточные формы жизни. Вирусы. Бактериофаги. Профилактика ВИЧ-инфекций. . | Знать особенности строения вирусов, характеризовать этапы проникновения вируса в клетку. Характеризовать механизм синтеза вирусных белков и их упаковку. | Учебник, таблицы | Фронтальный опрос | Стр.181-183 | |
Тема 4. Обмен веществ и энергии в клетке | |||||||||
11 | Энергетический обмен. | Вводный урок | Сформировать знания об ассимиляции и диссимиляции, этапах энергетического обмена в клетке | Энергетический обмен. Ассимиляции и диссимиляции, этапы энергетического обмена в клетке | Уметь объяснять что такое ассимиляция и диссимиляция. Знать основные этапы энергетического обмена в клетке. Объяснять роль АТФ в обмене веществ и энергии. Характеризовать этапы диссимиляции. | Учебник, таблицы | Фронтальный опрос | Стр.123-125 | |
12 | Автотрофное питание. Фотосинтез. Хемосинтез. | Комбинированный урок | Сформировать знания об особенностях световой и темновой фаз фотосинтеза, умения записывать уравнения реакций световой и темновой фаз фотосинтеза. Характеризовать роль хемосинтезирующих бактерий. | Автотрофное питание. Фотосинтез. Особенности световой и темновой фаз фотосинтеза. | Уметь объяснять значение фотосинтеза, знать особенности световой и темновой фазы фотосинтеза. Записывать уравнения реакций световой и темновой фаз фотосинтеза. Устанавливать связь между строением пластид и фотосинтезом. Сравнивать фотосинтез и хемосинтез. Характеризовать роль хемосинтезирующих бактерий | Учебник, таблицы | Тест По теме: Энергетический обмен в клетке. | Стр.126-129 | |
Тема 5. Размножение организмов | |||||||||
13 | Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз. | Вводный урок | Сформировать знания об основных фазах жизненного цикла клетки, умения объяснять значение интерфазы в жизненном цикле, характеризовать процесс интерфазы | Жизненный цикл клетки. Фазы жизненного цикла. Значение интерфазы в жизненном цикле Митоз. Амитоз. | Знать основные фазы жизненного цикла клетки, объяснять значение интерфазы в жизненном цикле, характеризовать процесс интерфазы. | Учебник, таблицы | Фронтальный опрос | Стр.167-173 | |
14 | Бесполое размножение. | Комбинированный урок | Сформировать знания об особенностях бесполого размножения. | Бесполое размножение. Значение бесполого размножения. Причины генетического однообразия при бесполом размножении. | Выделять особенности бесполого размножения, характеризовать биологическое значение бесполого размножения. Объяснять причины генетического однообразия при бесполом размножении. | Учебник, таблицы | Тест по теме: Митоз | Стр.193-195 | |
15 | Половое размножение. Мейоз. | Комбинированный урок | Сформировать знания об особенностях полового размножения, значении полового размножения. | Половое размножение. Мейоз. Фазы мейоза, биологическом значении мейоза. | Выделять эволюционные преимущества полового размножения. Объяснять биологическое значение полового размножения. Сравнивать бесполое и половое размножение. | Учебник, таблицы | Фронтальный опрос | Стр.199-200 | |
Тема 6. ОРГАНИЗМ. Индивидуальное развитие организмов | |||||||||
16 | Краткие исторические сведения. | Вводный урок | Сформировать знания о периодах онтогенеза. | Предпосылки биогенетического закона. Периоды онтогенеза. Вклад российских ученых в развитии эмбриологии. | Называть предпосылки биогенетического закона. Описывать периоды онтогенеза Характеризовать вклад российских ученых в развитии эмбриологии. | Учебник, таблицы | Фронтальный опрос | Стр.215-216 | |
17 | Эмбриональный период развития | Комбинированный урок | Сформировать знания об особенностях эмбрионального развития организмов. | Эмбриональный период развития. Стадии зиготы и бластулы, биологическое значение дробления. | Сравнивать стадии зиготы и бластулы, объяснять биологическое значение дробления, характеризовать процесс дробления. | Учебник, таблицы | Фронтальный опрос | Стр.216-218 | |
18 | Постэмбриональный период. | Комбинированный урок | Сформировать знания об особенностях постэмбрионального развития организмов. | Постэмбриональный период. Биологическое значение метаморфоза. Прямое и непрямое развитие. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция. | Объяснять биологическое значение метаморфоза. Обосновывать биологическое значение стадий, сравнивать прямое и непрямое развитие. Характеризовать типы постэмбрионального развития. | Учебник, таблицы | Фронтальный опрос | Стр.228-230 | |
19 | Развитие организма и окружающая среда. | Комбинированный урок | Формирование умения доказывать, что организм – единое целое. Объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека | Влияние алкоголя, наркотических средств на наследственный аппарат клетки. | Уметь доказывать, что организм – единое целое. Объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека, влияние мутагенов на организм. | Учебник, таблицы | Фронтальный опрос | Стр.238-247. подготовиться к тестированию | |
Тема 8. Основы генетики и селекции | |||||||||
20 | История развития генетики. Современные представления о структуре гена. | Вводный урок | Познакомить с историей развития генетики | История развития генетики. Основные понятия и термины генетики | Приводить примеры рецессивных и доминантных признаков, схематично обозначать хромосомы, расположения аллельных генов на диплоидном и гаплоидном наборах. | Учебник, таблицы | Фронтальный опрос | Записи в тетради | |
21 | Первый закон Г. Менделя – закон единообразия гибридов первого поколения. | Вводный урок | Сформировать знания о первом законе Менделя. | Моногибридное скрещивание. Первый закон Г. Менделя – закон единообразия гибридов первого поколения. | Называть условия проявления доминантных и рецессивных признаков. Раскрывать сущность гибридологического метода. Характеризовать моногибридное скрещивание. | Учебник, таблицы | Фронтальный опрос | Стр.261-268 | |
22 | Второй закон Г. Менделя – закон расщепления. | Комбинированный урок | Сформировать знания о втором законе Менделя. | Цитологические основы проявления второго закона Менделя (расщепления). | Объяснять цитологические основы проявления второго закона Менделя (расщепления). Составлять схему закона расщепления. | Учебник, таблицы | Фронтальный опрос | Стр.268-271 | |
23 | Неполное доминирование. Множественный аллелизм. | Комбинированный урок | Сформировать знания о неполном доминировании, множественном аллелизме. | Практическая работа №6: Решение генетических задач на промежуточное наследование признаков | Описывать проявление множественного аллелизма. Составлять схему неполного доминирования. Решать биологические задачи по теме. Объяснять сущность неполного доминирования. | Учебник, таблицы | Фронтальный опрос | Стр. 266-268 | |
24 | Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя. | Комбинированный урок | Сформировать знания о третьем законе Менделя. | Практическая работа №7: Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание | Рассчитывать число типов гамет и составлять решетку Пеннета. Объяснять цитологические основы третьего закона Г. Менделя (закона независимого наследования). Решать биологические задачи по теме. | Учебник, таблицы | Фронтальный опрос | Стр.272-276 | |
25 | Статистическая природа генетических закономерностей. Отклонения от теоретически ожидаемых расщеплений. | Комбинированный урок | Формирование умения составлять схемы для решения задач, правильно оформлять задачи. Решать генетические задачи разного типа | Статистическая природа генетических закономерностей. Отклонения от теоретически ожидаемых расщеплений. Решение задач | Составлять схемы для решения задач, правильно оформлять задачи. Решать генетические задачи разного типа. | Учебник, таблицы | Фронтальный опрос | Задача | |
26 | Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов. | Комбинированный урок | Формирование умения объяснять причину нарушения сцепления, биологическое значение перекреста хромосом. Объяснять цитологические основы проявления закона сцепленного | Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов. | Формулировать закон сцепленного наследования Т. Моргана. Объяснять причину нарушения сцепления, биологическое значение перекреста хромосом. Объяснять цитологические основы проявления закона сцепленного наследования. | Учебник, таблицы | Биологический диктант | Стр.280-284 | |
27 | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | Комбинированный урок | Сформировать знания о генетике пола, наследовании признаков, сцепленных с полом. | Механизм генетического определения пола, Причины соотношения полов 1:1, механизмы наследования гемофилии и дальтонизма. Решение задач | Уметь объяснять механизм генетического определения пола, приводить примеры механизмов определения пола. Объяснять причины соотношения полов 1:1, механизмы наследования гемофилии и дальтонизма. Решать простейшие задачи на сцепленное наследование. | Учебник, таблицы | Фронтальный опрос | Стр.285-289 | |
28 | Урок-практикум: «Решение генетических задач» | Урок-практикум | Формирование умения составлять схемы для решения задач, правильно оформлять задачи. Решать генетические задачи | Составлять схемы для решения задач, правильно оформлять задачи. Решать генетические задачи | Учебник, таблицы | Фронтальный опрос | Задачи | ||
29 | Генотип как целостная система. Взаимодействие генов. | Комбинированный урок | Сформировать знания о генотипе, как целостной системе. | Генотип как целостная система. Взаимодействие генов. | Уметь раскрывать сущность взаимодействия генов, приводить примеры. Составлять схемы скрещивания, определять по фенотипу генотип, решать задачи разного типа. | Учебник, таблицы | Фронтальный опрос | Стр.291-295 | |
30 | Цитоплазматическая наследственность | Комбинированный урок | Формирование умения объяснять значение цитоплазматической наследственности, | Цитоплазматическая наследственность | Объяснять значение цитоплазматической наследственности, приводить примеры. | Учебник, таблицы | Фронтальный опрос | Записи в тетради | |
31 | Урок-практикум: «Решение генетических задач» | Урок-практикум | Формирование умения составлять схемы для решения задач, правильно оформлять задачи. Решать генетические задачи на взаимодействие генов. | Практическая работа №10: Решение генетических задач на взаимодействие генов | Составлять схемы для решения задач, правильно оформлять задачи. Решать генетические задачи на взаимодействие генов. | Учебник, таблицы | Фронтальный опрос | Задачи | |
32 | Практическая работа № 6. «Решение генетических задач» | Урок-практикум | Формирование умения составлять схемы для решения задач, правильно оформлять задачи. Решать генетические задачи разного типа. | Практическая работа № 11. «Решение генетических задач» | Составлять схемы для решения задач, правильно оформлять задачи. Решать генетические задачи разного типа. | Учебник, таблицы | Фронтальный опрос | Задачи, подготовиться к семинару | |
33 | Семинар «Основные закономерности наследственности». | Урок – семинар | Формирование умения обосновывать универсальный характер законов наследственности Характеризовать генетические законы. Выявлять доминантные и рецессивные признаки. | Универсальный характер законов наследственности. Генетические законы. Доминантные и рецессивные признаки и свойства растений и животных. | Обосновывать универсальный характер законов наследственности Характеризовать генетические законы. Выявлять доминантные и рецессивные признаки и свойства растений и животных. | Учебник, таблицы | Фронтальный опрос | ||
Тема 9. Основные закономерности изменчивости | |||||||||
34 | Взаимодействие генотипа и среды. Фенотипическая изменчивость. | Вводный урок | Формирование умения строить вариационный ряд и вариационную кривую. | Взаимодействие генотипа и среды. Фенотипическая изменчивость. Лабораторная работа № 8. «Построение вариационного ряда и вариационной кривой» | Описывать проявление модификационной изменчивости. Объяснять причины ненаследственных изменений. Обосновывать влияние нормы реакции на приспособление организмов к среде обитания. Характеризовать биологическое значение модификаций. | Учебник, таблицы | Фронтальный опрос | Стр.310-315 | |
35 | Комбинативная изменчивость. | Комбинированный урок | Сформировать знания о комбинативной изменчивости. | Уровни возникновения комбинаций генов. Примеры комбинативной изменчивости. Причины проявления комбинативной изменчивости у организмов, размножающихся половым путем. | Называть уровни возникновения комбинаций генов. Приводить примеры комбинативной изменчивости. Объяснять причины проявления комбинативной изменчивости у организмов, размножающихся половым путем. | Учебник, таблицы | Фронтальный опрос | Стр.306-307 | |
36 | Мутационная изменчивость. | Комбинированный урок | Сформировать знания о мутационной изменчивости. | Мутационная изменчивость. Типы мутаций, уровни их возникновения. Свойства мутаций. | Объяснять причины наследственных изменений; генных и хромосомных мутаций. Приводить примеры разных типов классификации мутаций. Описывать проявление свойств мутаций. Характеризовать типы мутаций | Учебник, таблицы | Фронтальный опрос | Стр.301-306 | |
37 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Основные закономерности наследственности и изменчивости» | Контрольно-обобщающий урок | Проверка усвоения знаний по теме. | Тестирование по теме: Закономерности наследственности и изменчивости | Знать и уметь применять ранее полученные знания по теме. | Карточки с тестами | Тест по теме: Закономерности наследственности и изменчивости | ||
Тема 10. Генетические основы индивидуального развития | |||||||||
38 | Перестройка генома в онтогенезе. | Вводный урок | Сформировать знания о генетических основах индивидуального развития | Механизмы управления развитием организмов, основные закономерности функционирования генов в ходе индивидуального развития, перестройки генома в ходе индивидуального развития прокариот и эукариот. | Уметь объяснять механизмы управления развитием организмов, основные закономерности функционирования генов в ходе индивидуального развития, перестройки генома в ходе индивидуального развития прокариот и эукариот. | Учебник, таблицы | Фронтальный опрос | Записи в тетради, подготовиться к семинару | |
39 | Семинар: «Наследование дифференцированного состояния клеток. Клонирование организмов» | Урок – семинар | Сформировать знания о наследовании дифференцированного состояния клеток. Клонировании организмов | Механизмы устойчивого состояния дифференцированного состояния клеток, Механизм клонирования. Различные этические аспекты современных исследований в биологической науке. | Знать и объяснять механизмы устойчивого состояния дифференцированного состояния клеток, объяснять механизм клонирования. Анализировать и оценивать различные этические аспекты современных исследований в биологической науке. | Учебник, таблицы | Фронтальный опрос | ||
Тема 11. Генетика человека | |||||||||
40 | Методы изучения генетики человека. | Вводный урок | Сформировать знания о методах изучения наследственности человека. | Особенности генетики человека. Методы изучения генетики человека. | Называть методы изучения наследственности человека. Выделять трудности в применении методов в генетике человека. Анализировать схемы родословной. | Учебник, таблицы | Фронтальный опрос | Записи в тетради | |
41 | Наследственные заболевания и их предупреждение. | Комбинированный урок | Сформировать знания о наследственных заболеваниях и их предупреждении. | Причины наследственных заболеваний, влияние мутагенов на организм человека, влияние алкоголя, никотина и наркотических средств на человеческий организм. | Объяснять причины наследственных заболеваний, влияние мутагенов на организм человека, влияние алкоголя, никотина и наркотических средств на человеческий организм. | Учебник, таблицы | Фронтальный опрос | Подготовить рефераты | |
42 | Проблемы генетической безопасности. | Комбинированный урок | Формирование умения объяснять основные причины наследственных заболеваний человека, объяснять опасность близкородственных браков. | Основные причины наследственных заболеваний человека, опасность близкородственных браков. | Объяснять основные причины наследственных заболеваний человека, объяснять опасность близкородственных браков. | Учебник, таблицы | Фронтальный опрос | Записи в тетради. Подготовиться к семинару | |
Тема 12. Основы селекции | |||||||||
43 | Селекция, ее задачи. Основные методы селекции и биотехнологии. | Вводный урок | Сформировать знания о задачах селекции, основных методах селекции и биотехнологии. | Селекция, ее задачи. Основные методы селекции и биотехнологии. | Знать определения ключевым понятиям, перечислять основные методы селекционной работы. Выделять признаки сорта или породы. Сравнивать различные виды отбора. | Учебник, таблицы | Фронтальный опрос | Стр.318-319 | |
44 | Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. | Комбинированный урок | Познакомить с вкладом Н.И. Вавилова в развитие селекции. | Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений, закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. | Знать вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Понимать учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений, закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. | Учебник, таблицы | Фронтальный опрос | Стр.320-325 | |
45 | Методы селекции растений. | Комбинированный урок | Сформировать знания о методах селекции растений. | Методы селекции растений. Практическая работа № 13: «Сравнительная характеристика пород (сортов)» | Объяснять получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного отбора. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Учебник, таблицы | Фронтальный опрос | Стр.325-327 | |
46 | Методы селекции животных. | Комбинированный урок | Сформировать знания о методах селекции животных. | Методы селекции животных. Типы скрещивания в животноводстве. | Объяснять различные методы, используемые в селекции животных. Сравнивать отдаленную гибридизацию у растений и животных. Выделять признаки породы. Характеризовать типы скрещивания в животноводстве. | Учебник, таблицы | Фронтальный опрос | Стр.327-331 | |
47 | Селекция микроорганизмов. | Комбинированный урок | Сформировать знания о методах селекции микроорганизмов. | Основные методы, используемые в селекции микроорганизмов, успехи генной инженерии. | Знать основные методы, используемые в селекции микроорганизмов, характеризовать успехи генной инженерии. | Учебник, таблицы | Фронтальный опрос | Стр.333-335 | |
48 | Достижения современной селекции. | Комбинированный урок | Познакомить с достижениями современной селекции | Достижения современной селекции. | Характеризовать породы и сорта, знать основные успехи в селекционной работе. | Учебник, таблицы | Фронтальный опрос | Стр.336-339 | |
49 | Современное состояние и перспективы биотехнологии | Комбинированный урок | Формирование умения анализировать и оценивать различные этические аспекты современных исследований в биологической науке. | Практическая работа №14: «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии» | Анализировать и оценивать различные этические аспекты современных исследований в биологической науке. | Учебник, таблицы | Фронтальный опрос | Записи в тетради. Подготовиться к семинару | |
50 | Обобщение и повторение курса биологии 10 класса | ||||||||
51 | Обобщение и повторение курса биологии 10 класса | ||||||||
52 | Урок –практикум по решению задач. | ||||||||
53 | Итоговая контрольная работа | ||||||||
54 | Обобщение |
IV. Требования к уровню подготовки учащихся
– объяснять роль биологических теорий, гипотез в Формировании научного мировоззрения - носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:
- выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;
- определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;
- отличать научные методы, используемые в биологии;
- определять место биологии в системе естественных наук;
- доказывать, что организм - единое целое;
- объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой природы;
- обосновывать единство органического мира;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- отличать теорию от гипотезы.
Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира - носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:
- определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;
- приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;
- объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;
- указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;
- отличать биологические системы от объектов неживой природы.
- Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений.
V. Литература и средства обучения.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10- 11 кл. общеобразовательных учреждений / В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, ЕЛ. Захарова. - М.: Дрофа, 2005. -368 с; а также методических пособий для учителя:
- Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод, пособие к учебнику В. И. Сивоглазова, И. Б. Агафоновой, ЕЛ. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень». - М.: Дрофа, 2006. - 140 с;
- Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;
- Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006;
дополнительной литературы для учителя:
- Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
- Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
- Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;
- Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;
- Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии.- М.: Просвещение, 1997;
- Фросин В. Н, Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;
для учащихся:
- Батуев А.С.,Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
- Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с.
Литература, задания которой рекомендуются в качестве измерителей:
- Анастасова Л. П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Гоаф, 1997. - 240с;
- Биология: школьный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 576 с: ил.- («Универсальное учебное пособие»);
- Иванова Т. В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/Т. В. Иванова, Г. С. Калинова, А. Н.Мягкова. - М.: Просвещение, 2002- (Проверь свои знания);
- Козлова Т.А., Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - М.: Издательский Дом «Гэнджер», 1997. - 96с;
5) Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: Аквариум, 1998;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...