рабочая программа по биологии 10 класс
рабочая программа по биологии (10 класс) по теме

Царегородцева Наталия Владимировна

Рабочая программа по биологии 10 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_klass.doc229.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное вечернее (сменное)общеобразовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 7 города Чебоксары»

                                «Утверждаю»

     И.о директора МВСОУ «ВСОШ №7»

    ____________________Г.А.Гусарова/

     «  _____»___________________2011


                            «Согласовано»

                Зам. директора по УВР

 ___________Н.В.Царегородцева

    «________»_____________2011

Рассмотрено на заседании ШМО

       Биологии. химии, экологии

«_____»__________________2011

Протокол №________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии в 10 классе

на 2011-2012 учебный год

54 часа (1,5 часа в неделю)

Учитель: Царегородцева Наталия Владимировна

Стаж: 17 лет

Чебоксары – 2011

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи:

  1. освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
  2. овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
  4. воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

а использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

 1. Закон «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года № 12 – ФЗ с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 – П и дополнениями, внесёнными Федеральными законами);

2. Приказ Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

4. САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997;

5. Учебный план МВСОУ ВСОШ №7  на 2011 – 2012 учебный год

6. Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 138с)

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.:Дрофа, 2006. -138c.ll, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Учебник Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 11 класс.. Ч.2/ Под ред.проф. В.Б.Захарова. – М.: Дрофа, 2007.

Обоснование выбора примерной программы для разработки рабочей программы:

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования профильного уровня:

Информация о внесенных изменениях в авторскую программу:

Авторская программа построена из расчета 1 час в неделю, мной она переработана из расчета 1,5 часа в неделю.

Определение места и роли учебного предмета.

Согласно действующему Базисному учебному плану, в  10 классе предусматривается изучение биологии.

Количество часов: 54

Формы организации учебного процесса:

Урок, экскурсия, внеклассные мероприятия.

Технологии обучения:

личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, социально-коммуникативные, игрового обучения, критического мышления.

Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся:

Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах , работа в  группах, исследовательская деятельность.

Виды и формы контроля:

Фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный.

II. Календарно – тематическое планирование

Дата

Тема урока

Тип урока

Цели урока

Основной материал

Требования к уровню подготовки учащихся

Оборудование

Вид контроля

Домашнее задание

Тема 1. БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 

1

Предмет и задачи общей биологии. Методы изучения живой природы.

Вводный урок

Сформировать знания о место месте предмета

в системе естественных

наук, методах

исследования в

биологии; роли биологии в формировании научного мировоззрения

Введение. Предмет и задачи общей биологии. Методы изучения живой природы.

Знать цели и задачи

курса, место предмета

в системе естественных

наук, методы

исследования в

биологии;

Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения

Учебник

Беседа

Стр.

2

Понятие жизни и свойства живого.

Уровни организации живой материи

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Сформировать знания о проявлении свойств живых организмов на различных уровнях организации, умение отличать биологические объекты от объектов неживой природы, характеризовать общие свойства живых систем. Сравнивать процессы неживой и живой природы

Сформировать знания об уровнях организации живой материи.

Критерии живых систем. Особенности химического состава. Метаболизм. Репродукция. Наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость.

Уровни организации живой материи. Клетка, ткани, органы, организм, популяция, биоценоз, биосфера.

Объяснять проявление свойств живых организмов на различных уровнях организации, отличать биологические объекты от объектов неживой природы, характеризовать общие свойства живых систем. Сравнивать процессы неживой и живой природы.

перечислять уровни организации и живой материи.

Объяснять проявление иерархического принципа организации живой природы. Объяснять значение для развития биологии подразделение ее на уровни организации. Определять принадлежность биологического объекта к уровню организации жизни.

Учебник, таблицы

Учебник, таблицы

Терминоло

гический диктант

Фронтальный опрос

Тема 2. КЛЕТКА. Химическая организация клетки

3

Неорганические вещества. Вода,

минеральные соли и их биологическая роль

Комбинированный урок

Сформировать знания о функциях воды в клетке, строении ее молекул. Характеризовать значение воды в клетке.

Сформировать знания о значении минеральных солей в клетке, умение объяснять биологическую роль катионов и анионов в клетке.

Неорганические вещества. Вода. Функции воды в клетке, строение ее молекул.

Минеральные соли.  Биологическая роль катионов и анионов в клетке.

Развернуто обосновывать зависимость функций воды в клетке от строения ее молекул. Характеризовать значение воды в клетке.

Характеризовать значение минеральных солей в клетке, уметь объяснять биологическую роль катионов и анионов в клетке.

Учебник, таблицы

Фронтальный опрос

Стр.86-87

Стр. 87-89

4

Органические вещества. Углеводы. Жиры и липиды

Комбинированный урок

Сформировать

знания об

особенностях

углеводного

состава

растительных и

животных клеток,

углеводах,

входящих в состав

живых организмов,

 их  функциях.

Сформировать

знания о

химическом

составе жиров

и липоидов,

строении жиров,

умение

устанавливать

взаимосвязи

строения и функций молекул в клетках..

Органические

вещества.

Углеводы.

Углеводный

состав

растительных и

животных клеток,

углеводы,

входящие в

состав

живых

организмов, и

 их  функции.

Органические вещества – жиры и липиды. Взаимосвязи строения и функций молекул в клетках.

Выделять особенности углеводного состава растительных и животных клеток, характеризовать строение углеводов.

Знать  характеристику

углеводов, входящих в состав

живых организмов, их  функции.

Приводить примеры.  Устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке.

Описывать химический состав жиров и липоидов. Характеризовать строение жиров, устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетках. Развернуто обосновывать роль липидов в появлении клетки.

Учебник, таблицы

Фронтальный опрос

Тест по теме

Стр.100-105

5

Биополимеры. Белки. Строение и свойства.

Комбинированный урок

Сформировать знания об особенностях строения и пространственных структурах белка Сформировать знания о свойствах и функциях белков.

Биополимеры. Белки. Строение и свойства. Пространственные структуры белка.

Называть свойства белков. Объяснять механизм образования структуры белков. Устанавливать соответствие между пространственной структурой белка и типом химической связи. Характеризовать строение белков.

Учебник, таблицы

Тест по

теме:

Липиды


Стр. 90-95

6

Нуклеиновые кислоты. АТФ

Комбинированный урок

Сформировать знания о строении и функциях ДНК Сформировать знания о строении и функциях РНК, видах РНК в клетке

Органические вещества. Нуклеиновые кислоты. ДНК Рибонуклеиновые кислоты.  

Знать особенности

строения и

функционирования

нуклеиновых кислот. Выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК. Устанавливать взаимосвязь строения и функционирования молекул ДНК в клетке. Знать различные типы РНК, объяснять особенности их строения и функций. Характеризовать свойства генетического кода  Решать задачи по молекулярной биологии.

Учебник, таблицы

Тест

по теме

Белки

Стр.106-109

Тема 3. Структура и функции клетки

7

Прокариотическая клетка.

Вводный урок

Сформировать знания об особенностях строения прокариотических клеток, их отличии от эукариотических.

Прокариотическая клетка. Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности

 Описывать строение прокариотической клетки, выделять особенности размножения бактериальной клетки, характеризовать процесс спорообразования.

Знать отличие от

эукариотической,

уметь сравнивать их.

Учебник, таблицы

Фронтальный опрос

Стр.136-142

8

Эукариотическая клетка. Наружная плазматическая мембрана. Ядро

Комбинированный урок

Сформировать знания о строении наружной плазматической мембраны клетки, ее функциях.

Эукариотическая клетка. Наружная плазматическая мембрана. Лабораторная работа №2

«Плазмолиз и деплазмолиз в клетках

кожицы лука»

Знать и характеризовать функции наружной плазматической мембраны, Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов. Знать особенности строения ядра, его компоненты

Микроскопы,предметные и покровные стекла, луковицы, соль

Фронтальный опрос

Стр.142-147

9

Клеточная теория.

Комбинированный урок

Сформировать знания об основных положениях клеточной теории.

Клеточная теория строения организмов. Роль клеточной теории в формировании естественнонаучной картины мира.

Знать и уметь

объяснять основные

положения клеточной

теории. Обосновывать единство происхождения живых организмов.

Объяснять роль клеточной теории в формировании естественнонаучной картины мира.

Учебник, таблицы

Фронтальный опрос

Стр.179-181

10

Неклеточные формы жизни. Вирусы. Бактериофаги.

Комбинированный урок

Сформировать знания о строении вирусов, этапах их жизнедеятельности

Неклеточные формы жизни. Вирусы. Бактериофаги. Профилактика ВИЧ-инфекций.

.

Знать особенности строения вирусов, характеризовать этапы проникновения вируса в клетку. Характеризовать механизм синтеза вирусных белков и их упаковку.

Учебник, таблицы

Фронтальный опрос

Стр.181-183

Тема 4. Обмен веществ и энергии в клетке

11

Энергетический обмен.

Вводный урок

Сформировать знания об ассимиляции и диссимиляции, этапах энергетического обмена в клетке

Энергетический обмен. Ассимиляции и диссимиляции, этапы энергетического обмена в клетке

Уметь объяснять

что такое

ассимиляция и

диссимиляция.

Знать основные этапы

энергетического

обмена  в клетке. Объяснять роль АТФ в обмене веществ и энергии. Характеризовать этапы диссимиляции.

Учебник, таблицы

Фронтальный опрос

Стр.123-125

12

Автотрофное питание. Фотосинтез. Хемосинтез.

Комбинированный урок

Сформировать

знания об

особенностях

световой и

темновой фаз

фотосинтеза,

умения  

записывать

уравнения

реакций световой и темновой фаз фотосинтеза. Характеризовать роль хемосинтезирующих бактерий.

Автотрофное питание. Фотосинтез.

 Особенности

световой и

темновой фаз

фотосинтеза.

Уметь объяснять значение

фотосинтеза, знать особенности

световой и темновой фазы

фотосинтеза. Записывать уравнения  реакций световой и темновой фаз фотосинтеза. Устанавливать связь между строением пластид и фотосинтезом. Сравнивать фотосинтез и хемосинтез. Характеризовать роль хемосинтезирующих бактерий

Учебник, таблицы

Тест

По теме:

Энергетический обмен в клетке.

Стр.126-129

Тема 5. Размножение организмов

13

Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз.

Вводный урок

Сформировать

знания об основных

фазах жизненного

цикла  клетки,

умения объяснять значение интерфазы в жизненном цикле, характеризовать процесс интерфазы

Жизненный цикл клетки. Фазы жизненного

цикла. Значение интерфазы в жизненном цикле Митоз. Амитоз.

Знать основные

фазы жизненного

цикла  клетки, объяснять значение интерфазы в жизненном цикле, характеризовать процесс интерфазы.

Учебник, таблицы

Фронтальный опрос

Стр.167-173

14

Бесполое размножение.

Комбинированный урок

Сформировать

знания об особенностях бесполого размножения.

Бесполое размножение. Значение бесполого размножения. Причины генетического однообразия при бесполом размножении.

Выделять особенности бесполого размножения, характеризовать биологическое значение бесполого размножения. Объяснять причины генетического однообразия при бесполом размножении.

Учебник, таблицы

Тест по теме:

Митоз

Стр.193-195

15

Половое размножение. Мейоз.

Комбинированный урок

Сформировать знания об особенностях полового размножения, значении полового размножения.

Половое размножение. Мейоз. Фазы мейоза, биологическом значении мейоза.

Выделять эволюционные преимущества полового размножения. Объяснять биологическое значение полового размножения. Сравнивать бесполое и половое размножение.

Учебник, таблицы

Фронтальный опрос

Стр.199-200

Тема 6. ОРГАНИЗМ. Индивидуальное развитие организмов

16

Краткие исторические сведения.

Вводный урок

Сформировать знания о периодах онтогенеза.

Предпосылки биогенетического закона. Периоды онтогенеза. Вклад российских ученых в развитии эмбриологии.

Называть предпосылки биогенетического закона. Описывать периоды онтогенеза Характеризовать вклад российских ученых в развитии эмбриологии.

Учебник, таблицы

Фронтальный опрос

Стр.215-216

17

Эмбриональный период развития

Комбинированный урок

Сформировать знания об особенностях эмбрионального развития организмов.

Эмбриональный период развития. Стадии зиготы и бластулы, биологическое значение дробления.

Сравнивать стадии зиготы и бластулы, объяснять биологическое значение дробления, характеризовать процесс дробления.

Учебник, таблицы

Фронтальный опрос

Стр.216-218

18

Постэмбриональный период.

Комбинированный урок

Сформировать знания об особенностях постэмбрионального развития организмов.

Постэмбриональный период. Биологическое значение метаморфоза. Прямое и непрямое развитие. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция.

Объяснять биологическое значение метаморфоза. Обосновывать биологическое значение стадий, сравнивать прямое и непрямое развитие. Характеризовать типы постэмбрионального развития.

Учебник, таблицы

Фронтальный опрос

Стр.228-230

19

Развитие организма и окружающая среда.

Комбинированный урок

Формирование

умения доказывать, что

организм – единое

целое. Объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека

Влияние алкоголя,

наркотических

средств   на

наследственный аппарат

клетки.

Уметь доказывать, что

организм – единое

целое. Объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека, влияние мутагенов на организм.

Учебник, таблицы

Фронтальный опрос

Стр.238-247. подготовиться к тестированию

Тема 8. Основы генетики и селекции

20

История развития генетики. Современные представления о структуре гена.

Вводный урок

Познакомить с историей развития генетики

История развития генетики. Основные понятия и термины генетики

Приводить примеры рецессивных и доминантных признаков, схематично обозначать хромосомы, расположения аллельных генов на диплоидном и гаплоидном наборах.

Учебник, таблицы

Фронтальный опрос

Записи в тетради

21

Первый закон Г. Менделя – закон единообразия гибридов первого поколения.

Вводный урок

Сформировать знания о первом законе Менделя.

Моногибридное скрещивание. Первый закон Г. Менделя – закон единообразия гибридов первого поколения.

Называть условия проявления доминантных и рецессивных признаков. Раскрывать сущность гибридологического метода. Характеризовать моногибридное скрещивание.

Учебник, таблицы

Фронтальный опрос

Стр.261-268

22

Второй закон Г. Менделя – закон расщепления.

Комбинированный урок

Сформировать знания о втором законе Менделя.

Цитологические основы проявления второго закона Менделя (расщепления).

Объяснять цитологические основы проявления второго закона Менделя (расщепления). Составлять схему закона расщепления.

Учебник, таблицы

Фронтальный опрос

Стр.268-271

23

Неполное доминирование. Множественный аллелизм.

Комбинированный урок

Сформировать знания о неполном доминировании, множественном аллелизме.

Практическая работа №6: Решение генетических задач на промежуточное наследование признаков

Описывать проявление множественного аллелизма. Составлять схему неполного доминирования. Решать биологические задачи по теме. Объяснять сущность неполного доминирования.

Учебник, таблицы

Фронтальный опрос

Стр. 266-268

24

Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя.

Комбинированный урок

Сформировать знания о третьем законе Менделя.

Практическая работа №7: Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание

Рассчитывать число типов гамет и составлять решетку Пеннета. Объяснять цитологические основы третьего закона Г. Менделя (закона независимого наследования). Решать биологические задачи по теме.

Учебник, таблицы

Фронтальный опрос

Стр.272-276

25

Статистическая природа генетических закономерностей. Отклонения от теоретически ожидаемых расщеплений.

Комбинированный урок

Формирование умения составлять схемы для решения задач, правильно оформлять задачи. Решать генетические задачи разного типа

Статистическая природа генетических закономерностей. Отклонения от теоретически ожидаемых расщеплений. Решение задач

 Составлять схемы для решения задач, правильно оформлять задачи. Решать генетические задачи разного типа.

Учебник, таблицы

Фронтальный опрос

Задача

26

Хромосомная теория наследственности.

Сцепленное наследование генов.

Комбинированный урок

Формирование умения объяснять причину нарушения сцепления, биологическое значение перекреста хромосом. Объяснять цитологические основы проявления закона сцепленного

Хромосомная теория наследственности.

Сцепленное наследование генов.

Формулировать закон сцепленного наследования Т. Моргана. Объяснять причину нарушения сцепления, биологическое значение перекреста хромосом. Объяснять цитологические основы проявления закона сцепленного наследования.

Учебник, таблицы

Биологический диктант

Стр.280-284

27

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Комбинированный урок

Сформировать знания о генетике пола, наследовании признаков, сцепленных с полом.

Механизм

генетического

определения пола, Причины соотношения полов 1:1, механизмы наследования гемофилии и дальтонизма. Решение задач

Уметь объяснять механизм генетического

определения пола, приводить примеры механизмов определения пола. Объяснять причины соотношения полов 1:1, механизмы наследования гемофилии и дальтонизма. Решать простейшие задачи на сцепленное наследование.

Учебник, таблицы

Фронтальный опрос

Стр.285-289

28

Урок-практикум:

«Решение генетических задач»

Урок-практикум

Формирование умения составлять схемы для решения задач, правильно оформлять задачи. Решать генетические задачи

 Составлять схемы для решения задач, правильно оформлять задачи. Решать генетические задачи

Учебник, таблицы

Фронтальный опрос

Задачи

29

Генотип как целостная система.

Взаимодействие генов.

Комбинированный урок

Сформировать знания о генотипе, как целостной системе.

Генотип как целостная система.

Взаимодействие генов.

Уметь  раскрывать

сущность

взаимодействия генов,

приводить примеры. Составлять схемы скрещивания, определять по фенотипу генотип, решать задачи разного типа.

Учебник, таблицы

Фронтальный опрос

Стр.291-295

30

Цитоплазматическая наследственность

Комбинированный урок

Формирование умения объяснять значение цитоплазматической наследственности,

Цитоплазматическая наследственность

Объяснять значение цитоплазматической наследственности, приводить примеры.

Учебник, таблицы

Фронтальный опрос

Записи в тетради

31

Урок-практикум:

«Решение генетических задач»

Урок-практикум

Формирование умения составлять схемы для решения задач, правильно оформлять задачи. Решать генетические задачи на взаимодействие генов.

Практическая работа №10: Решение генетических задач на взаимодействие генов

Составлять схемы для решения задач, правильно оформлять задачи. Решать генетические задачи на взаимодействие генов.

Учебник, таблицы

Фронтальный опрос

Задачи

32

Практическая работа № 6.

«Решение генетических задач»

Урок-практикум

Формирование умения составлять схемы для решения задач, правильно оформлять задачи. Решать генетические задачи разного типа.

Практическая работа № 11.

«Решение генетических задач»

Составлять схемы для решения задач, правильно оформлять задачи. Решать генетические задачи разного типа.

Учебник, таблицы

Фронтальный опрос

Задачи, подготовиться к семинару

33

Семинар «Основные закономерности наследственности».

Урок – семинар

Формирование умения обосновывать универсальный характер законов наследственности Характеризовать генетические законы. Выявлять доминантные и рецессивные признаки.

Универсальный характер законов наследственности. Генетические законы. Доминантные и рецессивные признаки и свойства растений и животных.

Обосновывать универсальный характер законов наследственности Характеризовать генетические законы. Выявлять доминантные и рецессивные признаки и свойства растений и животных.

Учебник, таблицы

Фронтальный опрос

Тема 9. Основные закономерности изменчивости

34

Взаимодействие генотипа и среды. Фенотипическая изменчивость.

Вводный урок

Формирование умения строить вариационный ряд и вариационную кривую.

Взаимодействие генотипа и среды. Фенотипическая изменчивость. Лабораторная работа № 8.

«Построение вариационного ряда и вариационной кривой»

Описывать проявление модификационной изменчивости. Объяснять причины ненаследственных изменений. Обосновывать влияние нормы реакции на приспособление организмов к среде обитания. Характеризовать биологическое значение модификаций.

Учебник, таблицы

Фронтальный опрос

Стр.310-315

35

Комбинативная изменчивость.

Комбинированный урок

Сформировать знания о комбинативной изменчивости.

Уровни возникновения комбинаций генов. Примеры комбинативной изменчивости. Причины проявления комбинативной изменчивости у организмов, размножающихся половым путем.

Называть уровни возникновения комбинаций генов. Приводить примеры комбинативной изменчивости. Объяснять причины проявления комбинативной изменчивости у организмов, размножающихся половым путем.

Учебник, таблицы

Фронтальный опрос

Стр.306-307

36

Мутационная изменчивость.

Комбинированный урок

Сформировать знания о мутационной изменчивости.

Мутационная изменчивость. Типы мутаций, уровни их возникновения. Свойства мутаций.

Объяснять причины наследственных изменений; генных и хромосомных мутаций. Приводить примеры разных типов классификации мутаций. Описывать проявление свойств мутаций. Характеризовать типы мутаций

Учебник, таблицы

Фронтальный опрос

Стр.301-306

37

Контрольно-обобщающий урок по теме «Основные закономерности наследственности и изменчивости»

Контрольно-обобщающий урок

Проверка усвоения знаний по теме.

Тестирование по теме: Закономерности наследственности и изменчивости

Знать и уметь

применять ранее

 полученные знания

 по теме.

Карточки с тестами

Тест по теме: Закономерности наследственности и изменчивости

Тема 10. Генетические основы индивидуального развития

38

Перестройка генома в онтогенезе.

Вводный урок

Сформировать знания о генетических основах индивидуального развития

Механизмы управления развитием организмов, основные закономерности функционирования генов в ходе индивидуального развития, перестройки генома в ходе индивидуального развития прокариот и эукариот.

Уметь объяснять механизмы управления развитием организмов, основные закономерности функционирования генов в ходе индивидуального развития, перестройки генома в ходе индивидуального развития прокариот и эукариот.

Учебник, таблицы

Фронтальный опрос

Записи в тетради, подготовиться к семинару

39

Семинар: «Наследование дифференцированного состояния клеток. Клонирование организмов»

Урок – семинар

Сформировать знания о наследовании дифференцированного состояния клеток. Клонировании организмов

Механизмы устойчивого состояния дифференцированного состояния клеток, Механизм клонирования. Различные этические аспекты современных исследований в биологической науке.

Знать и объяснять механизмы устойчивого состояния дифференцированного состояния клеток, объяснять механизм клонирования. Анализировать и оценивать различные этические аспекты современных исследований в биологической науке.

Учебник, таблицы

Фронтальный опрос

Тема 11. Генетика человека

40

Методы изучения генетики человека.

Вводный урок

Сформировать знания о методах изучения наследственности человека.

Особенности генетики человека. Методы изучения генетики человека.

Называть методы изучения наследственности человека. Выделять трудности в применении методов в генетике человека. Анализировать схемы родословной.

Учебник, таблицы

Фронтальный опрос

Записи в тетради

41

Наследственные заболевания и их предупреждение.

Комбинированный урок

Сформировать знания о наследственных заболеваниях и их предупреждении.

Причины наследственных заболеваний, влияние мутагенов на организм человека, влияние алкоголя, никотина и наркотических средств на человеческий организм.

Объяснять причины наследственных заболеваний, влияние мутагенов на организм человека, влияние алкоголя, никотина и наркотических средств на человеческий организм.

Учебник, таблицы

Фронтальный опрос

Подготовить рефераты

42

Проблемы генетической безопасности.

Комбинированный урок

Формирование умения объяснять основные причины наследственных заболеваний человека, объяснять опасность близкородственных браков.

Основные причины наследственных заболеваний человека, опасность близкородственных браков.

Объяснять основные причины наследственных заболеваний человека, объяснять опасность близкородственных браков.

Учебник, таблицы

Фронтальный опрос

Записи в тетради. Подготовиться к семинару

Тема 12. Основы  селекции

43

Селекция, ее задачи. Основные методы селекции и биотехнологии.

Вводный урок

Сформировать знания о задачах селекции, основных методах селекции и биотехнологии.

Селекция, ее задачи. Основные методы селекции и биотехнологии.

Знать определения ключевым понятиям, перечислять основные методы селекционной работы.  Выделять признаки сорта или породы. Сравнивать различные виды отбора.

Учебник, таблицы

Фронтальный опрос

Стр.318-319

44

Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции.

Комбинированный урок

Познакомить с вкладом  Н.И. Вавилова в развитие селекции.

Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений,  закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Знать вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Понимать учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений,  закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Учебник, таблицы

Фронтальный опрос

Стр.320-325

45

Методы селекции растений.

Комбинированный урок

Сформировать знания о методах селекции растений.

Методы селекции растений. Практическая работа № 13: «Сравнительная характеристика пород (сортов)»

Объяснять получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного отбора. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Учебник, таблицы

Фронтальный опрос

Стр.325-327

46

Методы селекции животных.

Комбинированный урок

Сформировать знания о методах селекции животных.

Методы селекции животных. Типы скрещивания в животноводстве.

Объяснять различные методы, используемые в селекции животных. Сравнивать отдаленную гибридизацию у растений и животных. Выделять признаки породы. Характеризовать типы скрещивания в животноводстве.

Учебник, таблицы

Фронтальный опрос

Стр.327-331

47

Селекция микроорганизмов.

Комбинированный урок

Сформировать знания о методах селекции микроорганизмов.

Основные методы, используемые в селекции микроорганизмов,  успехи генной инженерии.

Знать основные методы, используемые в селекции микроорганизмов, характеризовать успехи генной инженерии.

Учебник, таблицы

Фронтальный опрос

Стр.333-335

48

Достижения современной селекции.

Комбинированный урок

Познакомить с достижениями современной селекции

Достижения современной селекции.

Характеризовать породы и сорта, знать основные успехи в селекционной работе.

Учебник, таблицы

Фронтальный опрос

Стр.336-339

49

Современное состояние и перспективы биотехнологии

Комбинированный урок

Формирование умения анализировать и оценивать различные этические аспекты современных исследований в биологической науке.

Практическая работа №14: «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»

Анализировать и оценивать различные этические аспекты современных исследований в биологической науке.

Учебник, таблицы

Фронтальный опрос

Записи в тетради. Подготовиться к семинару

50

Обобщение и повторение курса биологии 10 класса

51

Обобщение и повторение курса биологии 10 класса

52

Урок –практикум по решению задач.

53

Итоговая контрольная работа

54

Обобщение


IV. Требования к уровню подготовки учащихся

объяснять роль биологических теорий, гипотез в Формировании научного мировоззрения - носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:

  1. выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;
  2. определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;
  3. отличать научные методы, используемые в биологии;
  4. определять место биологии в системе естественных наук;
  5. доказывать, что организм - единое целое;
  6. объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой природы;
  7. обосновывать единство органического мира;
  8. выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  9. отличать теорию от гипотезы.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира - носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:

  1. определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;
  2. приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;
  3. объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;
  4. указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;
  5. отличать биологические системы от объектов неживой природы.
  6. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений.

V.  Литература и средства обучения.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10- 11 кл. общеобразовательных учреждений / В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, ЕЛ. Захарова. - М.: Дрофа, 2005. -368 с; а также методических пособий для учителя:

  1. Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод, пособие к учебнику В. И. Сивоглазова, И. Б. Агафоновой, ЕЛ. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень». - М.: Дрофа, 2006. - 140 с;
  2. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;
  3. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006;

дополнительной литературы для учителя:

  1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
  2. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
  3. Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;
  4. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;
  5. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии.- М.: Просвещение, 1997;
  6. Фросин В. Н, Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;

          для учащихся:

  1. Батуев А.С.,Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
  2. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с.

Литература, задания которой рекомендуются в качестве измерителей:

  1. Анастасова Л. П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Гоаф, 1997. - 240с;
  2. Биология: школьный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 576 с: ил.- («Универсальное учебное пособие»);
  3. Иванова Т. В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/Т. В. Иванова, Г. С. Калинова, А. Н.Мягкова. - М.: Просвещение, 2002- (Проверь свои знания);
  4. Козлова Т.А., Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - М.: Издательский Дом «Гэнджер», 1997. - 96с;

5)        Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: Аквариум, 1998;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...