рабочая программа по биологии 8 класс.
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

Царегородцева Наталия Владимировна

рабочая программа по биологии 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass.doc205.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №7 города Чебоксары»


                                «Утверждаю»

     И.о директора МВСОУ «ВСОШ №7»

    ____________________Г.А.Гусарова/

     «  _____»___________________2011



                            «Согласовано»

                Зам. директора по УВР

 ___________Н.В.Царегородцева

    «________»_____________2011

Рассмотрено на заседании ШМО

       Биологии. химии, экологии

«_____»__________________2011

Протокол №________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии в 8 классе

на 2011-2012 учебный год

27 часов (1,6 часа в неделю )

Учитель: Царегородцева Наталия Владимировна

Стаж: 17 лет,

Чебоксары – 2011

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи:

  1. освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  5. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики: заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек,  ВИЧ-инфекции.
  6. формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
  7. гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
  8. установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
  9. подготовка школьников к практической деятельности в области медицины, здравоохранения;
  10. социальная адаптация детей,        оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
  11. формирование уважительного отношения к себе, своему образу, стремление сохранить внутренние силы, умение реально оценивать результаты своей деятельности в соответствии с уровнем и состоянием психофизического и интеллектуального развития;
  12. способствовать формированию таких нравственных качеств личности, как терпение, милосердие, трудолюбие, любовь к родному краю.

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

 1. Закон «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года № 12 – ФЗ с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 – П и дополнениями, внесёнными Федеральными законами);

2. Приказ Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

4. САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997;

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 138c.ll, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования у уровню подготовки обучающихся.

Обоснование выбора примерной программы для разработки рабочей программы:

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 8 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Информация о внесенных изменениях в авторскую программу:

Авторская программа построена из расчета 70 часов  в год, мной она переработана из расчета 27 часов в год.

Определение места и роли учебного предмета.

Согласно действующему Базисному учебному плану, в  8 классе предусматривается изучение биологии.

Количество часов: 27

Формы организации учебного процесса:

Урок, экскурсия, внеклассные мероприятия.

Технологии обучения:

личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, социально-коммуникативные, игрового обучения, критического мышления.

Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся:

Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах , работа в  группах, исследовательская деятельность.

Виды и формы контроля:

Фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный.

II. Содержание рабочей программы

Тема

Количество часов

Требования к уровню подготовки учащихся

Лабораторные работы

Проверочные работы

Человек как биологический вид

Знать:

  1. место человека в системе органического мира,
  2. черты сходства человека и животных, факторы антропогенеза

Уметь:

  1. выявлять особенности строения тела человека, объяснять сущность рудиментов и атавизмов, их роль в эволюции человека.
  2. Определять органы и системы органов человека, характеризовать стадии эволюции человека, расы человека.

Происхождение человека

знать:

  1. Биологические и социальные факторы антропогенеза
  2. Основные этапы эволюции человека, их особенности.
  3. Отличительные признаки рас.

Общий обзор организма человека

знать:

  1. Клеточное строение организма, строение животной клетки, функции частей и органоидов клетки.
  2. Строение и значение тканей, органы и системы органов.

Уметь:

  1. Раскрывать особенности строения и функций отдельных частей, органоидов клетки человека, тканей всех типов.
  2. Называть части и органоиды клетки тела человека, типы тканей, органы и системы органов.
  3. Распознавать на рисунках, таблицах, муляжах, микропрепаратах части и органоиды клетки, типы тканей, органы

Координация и регуляция

Знать:

  1. Строение и роль эндокринного аппарата в организме человека.
  2. Основные функции эндокринных желез.

Уметь:

  1. Распознавать основные железы внутренней секреции.

Нервная система

Знать:

  1. Строение и функции нервной системы, ее частей, нейрона, рефлекторной дуги, головного и спинного мозга.
  2. Роль нервной системы в регуляции функций организма человека.

Уметь:

  1. Сравнивать строение нервной системы человека и животных, распознавать ее основные части.
  2. Работать с учебником.

Анализаторы

Знать:

  1. органы чувств человека, части анализаторов, находить их на рисунках, таблицах.
  2. Роль анализаторов в восприятии и анализе раздражений окружающей среды.

Уметь:

  1. Характеризовать гигиену органов зрения и слуха, обоняния и вкуса.
  2. Объяснять свойства рецепторов воспринимать определенные раздражения.

Опора и движение

Знать:

  1. Основные отделы скелета и группы мышц.
  2. Состав и свойства костей, значение опорно-двигательного аппарата, влияние физического труда и спорта на его формирование, роль двигательной активности в сохранении здоровья, меры, предупреждающие нарушение осанки, развитие плоскостопия.

Уметь:

  1. Распознавать части опорно-двигательного аппарата
  2. Характеризовать строение костей, типы их соединений, работу мышц.
  3. Оказывать первую помощь при повреждениях скелета.
  4. Соблюдать правильную осанку.

Внутренняя среда организма

Знать:

  1. Основные компоненты внутренней среды организма, значение и строение форменных элементов крови.
  2. Сущность понятия иммунитет, значение предупредительных прививок и лечебных сывороток.

Уметь:

  1. Распознавать на таблицах, микропрепаратах, рисунках клетки крови.
  2. Объяснять значение внутренней среды, ее компонентов.

Транспорт веществ

Знать:

  1. Строение органов кровообращения.
  2. Сущность понятий пульс, кровяное давление, изменение крови в кругах кровообращения, вредное влияние алкоголя  курения на сердце и сосуды, их работу.

Уметь:

  1. Распознавать на таблицах и моделях, муляжах органы кровообращения
  2. Оказывать первую помощь при кровотечениях, подсчитывать пульс, измерять давление.

Дыхание

Знать:

  1. Строение и функции органов дыхания, их взаимосвязь,  изменение состава воздуха, меры профилактики заболеваний органов дыхания

Уметь:

  1. Обосновывать правила гигиены дыхания, вредное воздействие курения на органы дыхания.
  2. Распознавать на таблицах органы дыхания, объяснять взаимосвязь их строения и функций.
  3. Оказывать первую помощь при остановке дыхания.

Пищеварение

Знать:

  1. Состав пищи и роль пищевых компонентов в жизни человека.
  2. Строение и функции органов пищеварительной системы, роль пищеварительных желез и ферментов в пищеварении.
  3. Гигиенические требования к пище.

Уметь:

  1. Распознавать органы пищеварительной системы.
  2. Обосновывать гигиенические правила питания и пищеварения.
  3. Оказывать первую помощь при пищевых отравлениях.
  4. Соблюдать правила гигиены питания.

Обмен веществ и энергии. Витамины.

Знать:

  1. Суть и значение обмена веществ и энергии.
  2. Значение питательных веществ, витаминов.

Уметь:

  1. Объяснять биологическую роль обмена веществ, витаминов.

Выделение

Знать:

  1. Роль и значение мочевыделительной системы

Уметь:

  1. Распознавать органы .выделительной системы на таблицах.

Покровы тела

Знать:

  1. Строение кожи, ее функции..
  2. Роль кожи в терморегуляции..

Уметь:

  1. Оказывать первую помощь при поражениях кожи и терморегуляции..

Размножение и развитие

Знать:

  1. Сущность процесса оплодотворения и его значение.
  2. Вредное влияние алкоголя, наркотиков, никотина на потомство.

Уметь:

  1. Находить черты сходства и отличия в размножении и развитии млекопитающих и человека

Высшая нервная деятельность

Знать:

  1. Особенности высшей нервной деятельности человека.

Уметь:

  1. Характеризовать поведение, рефлекторную теорию поведения, роль условного торможения.

III. Календарно – тематическое планирование

Дата

Тема урока

Тип урока

Цели урока

Основной материал

Требования к уровню подготовки учащихся

Оборудование

Вид контроля

Домашнее задание

Тема 1. Человек как биологический вид  

1

Место человека в системе органического мира

Вводный урок

Познакомить учащихся с основными особенностями человека.. Выявить черты сходства и различия между человеком и животными, определить место человека в системе органического мира

Человек – часть живой природы. Черты сходства человека с животными. Человекообразными обезьянами. Рудименты и атавизмы – доказательства родства человека и животных.

Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу млекопитающих, отряду приматы. Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряда приматы и делать вывод на основе сравнения.

Скелет человека и млекопитающих, таблицы, торс человека. учебник

Фронтальный

Тема 2. Происхождение человека 

2

Происхождение человека. Расы человека

Комбинированный урок

Сформировать знания о происхождении человека, этапах его эволюции.

Происхождение человека. Эволюция предков человека – гоминид. История возникновения человека. Этапы эволюции человека Расы человека

Называть стадии эволюции человека, характеризовать их. Объяснять причины эволюции человека Знать расы человека, их признаки. Объяснять причины образования рас. Различать понятия расоведение и расизм.

Скелет человека и млекопитающих, таблицы, торс человека. учебник

Индивидуальный

Тема 3. общий обзор организма  человека 

3

Клеточное  строение организма Ткани.. Органы.

Системы органов

Комбинированный урок

Сформировать знания о строении живой клетки. Структуре и функциях ее органоидов, развитие умения работать с микроскопом

Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма (обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление), их значение. Рост и развитие, возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки.

Называть органоиды клетки. Сравнивать клетки , ткани растений, животных, человека.

Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки.Дать понятие тканям органам системам органов.

Учебник, микроскопы. Микропрепараты клеток, таблица «Строение клетки»

Индивидуальный

Тема 4. координация и регуляция 

4

Гуморальная регуляция.Нервная регуляция.

Комбинированный урок

Раскрыть понятие гуморальной регуляции, сформировать знания о железах эндокринного аппарата, особенностях желез внутренней секреции.

Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции.

Называть:

•особенности строения и работы желез эндокринной системы; •железы внутренней секреции; •железы внешней секреции. Различать железы внутренней  и железы внешней секреции. Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы.

Учебник, таблицы, модели желез внутренней секреции

Фронтальный

5

Нервная      система. Отделы       нервной системы:  

Вводный урок

Сформировать знания о строении нервной системы, ее функциях, раскрыть рефлекторный принцип работы нервной системы, механизм нервной регуляции.

Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, головной мозг. Нервы, нервные узлы.

Давать определения понятию: рефлекс.

Называть особенности строения нервной системы (отделы, органы);принцип деятельности нервной системы; функции нервной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека.

Учебник, таблицы

Фронтальный.Задания «Подумайте» стр.55

Тема 5. анализаторы

6

Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор

Вводный урок

Раскрыть содержание понятия анализатор и показать особенности строения на примере зрительного анализатора

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Рецепторы,   проводящие   пути, чувствительные   зоны   коры больших полушарий. Орган зрения. Вспомогательный аппарат глаза .Строение   и функции оболочек глаза. Склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок. Сетчатка. Палочки и колбочки сетчатки. Хрусталик,  стекловидное тело. Зрительный нерв. Зрительный анализатор.

Давать определения понятиям:

орган чувств, рецептор, анализатор. Характеризовать:     роль     органов чувств и анализаторов в жизни человека.

Учебник, модель глаза, таблица

Фронтальный. Задания «Выберите прав.ответ» стр.79

7

Анализаторы слуха и равновесия

Комбинированный урок

Сформировать понятия о строении и функциях анализаторов слуха и равновесия, о гигиене органа слуха.

Орган слуха. Строение и функции   наружного,   среднего   и внутреннего уха. Преддверие и улитка.   Звукопередающий   и звуковоспринимающий аппарат уха. Слуховой анализатор. Нарушения слуха, их профилактика. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение  ангины,   гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом. Вестибулярный аппарат - орган равновесия.

Называть особенности строения органа слуха и слухового анализатора. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха и слухового анализатора. на здоровье.

Использовать приобретенные знания для: соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов слуха; профилактики вредных привычек.

Учебник, модель уха, таблица

Фронтальный. Задания «Какие утверждения верны» стр.84

8

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.

Комбинированный урок

Познакомить с различными видами анализаторов, их локализацией, дать представление о строении и функциях каждого из них.

Мышечное чувство. Кожная чувствительность. Обоняние. Расположение органа обоняния. Вкус. Расположение вкусовых рецепторов в ротовой полости.

Знать разные виды анализаторов, их расположение. Иметь представление о функциях каждого анализатора.

Учебник, таблица

Тестовый.

Тема 6. опора и движение

9

Скелет. Строение, состав и соединение костей.

Вводный урок

Опора и движение. Строение и функции  опорно-двигательной системы.   Строение   опорной системы: скелет, кости (длинные, короткие, плоские), хрящи, связки. Строение кости: компактное   вещество,   губчатое вещество,  надкостница,  костные клетки, костные пластинки, костные канальцы. Соединения костей. Строение сустава.

Называть:

•особенности строения скелета человека;

•функции опорно-двигательной системы. Распознавать на таблицах основные части скелета человека. Устанавливать взаимосвязь: •между строением и функциями костей.

Учебник, таблицы, шлифы костей, скелет человека

Фронтальный

10

Строение скелета

Комбинированный урок

Расширить знания  о строении и функциях скелета. Научить выявлять особенности строения, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.

Строение и функции опорной системы. Скелет головы. Отделы черепа, кости черепа Скелет туловища: позвоночник. Отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый, грудная клетка. Скелет поясов: плечевой, тазовый пояс. Свободные конечности: верхняя и нижняя; приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности

Называть особенности строения скелета человека. Распознавать на таблицах основные части скелета человека. Устанавливать взаимосвязь

между строением и функциями скелета. Называть особенности строения скелета человека.

Учебник, таблицы, скелет человека

Фронтальный

11

Мышцы, их строение и функции

Комбинированный урок

Сформировать знания о строении и функциях скелетных мышц, сформировать представление об основных группах мышц тела человека

Строение скелетных мышц. Строение мышечных тканей, их свойства. Основные группы мышц, их расположение , функции.

Распознавать на таблицах основные группы мышц человека.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц.

Учебник, таблицы

Словарная работа

12

Работа мышц

Комбинированный урок

Познакомить с условиями функционирования мышц, условиями повышения работоспособности мышц

Работа мышц. Движение в суставах. Роль нервной системы в регуляции деятельности мышц. Условия работы мышц, роль кровообращения. Утомление мышц.

Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц. Описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической  и динамической  работы на утомление мышц.

Учебник, таблицы, гантели. секундомер

Фронтальный.Задания «Какие утверждения верны» стр.114

Тема 7. внутренняя среда организма

13

Внутренняя среда организма. Кровь.

Вводный урок

Познакомить с понятием внутренняя среда организма, ее составом. Разъяснить роль внутренней среды в жизнедеятельности организма

Понятие внутренняя среда организма и ее значение. Состав внутренней среды организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Состав крови и ее функции. Лабораторная работа «Микроскопическое строение крови»

Называть признаки биологических объектов:

•составляющие внутренней среды организма;

•составляющие крови Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки. Называть состав плазмы. Знать особенности строения клеток крови. Характеризовать сущность свертывания крови. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови.

Учебник, таблицы. Микроскопы, микропрепараты.

Вопросы стр. 120

14

Иммунитет

Комбинированный урок

Сформировать понятия иммунитет, вакцина, сыворотка, познакомить с видами иммунитета

Иммунитет. Иммунная система человека. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитет. Вакцинация. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета (активный и пассивный, естественный и искусственный).

Давать определение понятию иммунитет.

Называть виды иммунитета. Объяснять проявление иммунитета у человека. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний.

Учебник, таблицы, портрет Мечникова.

Фронтальный,вопросы «Проверьте свои знания»стр. 124

Тема 8. транспорт веществ

15

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.

Вводный урок

Рассмотреть особенности строения органов кровообращения. Показать движение крови и лимфы

Органы кровообращения. Сосуды, их строение и функции. Строение и функции сердца. Круги кровообращения. Изменение крови в большом и малом кругах кровообращения.

Давать определения понятия: аорта, артерии, капилляры, вены. Называть    признаки кровеносных сосудов, органы лимфатической системы.

Распознавать и описывать на таблицах:систему органов кровообращения; органы кровеносной системы; органы лимфатической системы..

Устанавливать взаимосвязь между

кровеносной и лимфатической системой.

Учебник, таблицы, модель сердца

Индивидуальный, Задания «Выберите прав.ответ» стр.стр.128

16

Работа сердца Движение крови по сосудам

Комбинированный урок

Сформировать понятия фазы работы сердца, пауза, автоматия Сформировать понятия кровяное давление пульс. Объяснить причины движения крови

Секрет неутомимости сердца. Автоматия.  Работа сердца и ее фазы. Регуляция работы сердца. Гигиена кровеносной системы. Понятие кровяное давление. Давление в различных участках кровеносной системы. Измерение кровяного давления. Подсчет пульса.

Давать определения понятия: фазы работы сердца, пауза, автоматия Называть    фазы работы сердца. Распознавать и описывать на таблицах: фазы работы сердца. Характеризовать сущность биологических процессов: движения крови по сосудам; регуляции жизнедеятельности организма; автоматизма сердечной мышцы.

Учебник, таблицы, модель сердца

«Проверьте свои знания»стр. 132

Тема 9. дыхание

17

Значение   дыхания. Строение органов дыхания. Газообмен в легких и тканях

Вводный  урок

Познакомить с сущностью дыхания. Сформировать знания о строении органов дыхания

Дыхание. Система органов дыхания  (верхние дыхательные пути, гортань, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы) и ее роль в обмене веществ. Система органов дыхания (легкие, пристеночная и легочная плевры, плевральная полость). Связь с кровеносной системой. Строение легких и грудной полости. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Обмен газов в легких и тканях. Легочная и пристеночна плевра, их значение.

Называть особенности строения организма человека - органы дыхательной системы.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхательной системы человека.

Характеризовать сущность биологического процесса дыхания. Характеризовать:

сущность газообмена в легких и тканях..

        Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания.

Учебник, таблицы, муляж гортани

Фронтальный опрос

Тема 10. пищеварение

18

Пищевые   продукты и  питательные  вещества.

Вводный  урок

Раскрыть особенности пищи, ее значение, роль питательных веществ в организме.

Значение и состав пищи. Питательные вещества , их функции. Органы пищеварения.

Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся.

Объяснять роль питательных веществ в организме.

Характеризовать сущность процесса питания.

Учебник, таблицы

Фронтальный

19

Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы.

Комбинированный урок

Сформировать знания об особенностях строения пищеварительной системы человека

Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Органы пищеварения: пищеварительный канал (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник) и пищеварительные железы (слюнные, железы желудка и кишечника, поджелудочная железа, печень).

Называть органы пищеварительной системы.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения..

Учебник, таблицы

Индивидуальный. Заполнение таблицы

20

Пищеварение в ротовой полости.

Комбинированный урок

Раскрыть особенности пищеварения в ротовой полости

Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварительные ферменты ротовой полости: слюна, птиалин, мальтаза, крахмал, глюкоза. Нейрогуморальная регуляция пищеварения.

Давать определение понятиям: фермент, безусловный рефлекс, условный рефлекс.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать:

роль ферментов в пищеварении.

Учебник, таблицы, бинт, йод, ватные палочки

Фронтальный

21

Пищеварение в желудке.

Комбинированный урок

Сформировать знания о строении желудка, Раскрыть особенности пищеварения в желудке

Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудок, слои желудка. Пищеварительные ферменты желудка. Желудочный сок. Пепсин. Нейрогуморальная регуляция пищеварения.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать:

сущность биологического процесса питания, пищеварения;

роль ферментов в пищеварении.

Учебник, таблицы

Фронтальный«Проверьте свои знания»стр. 160

22

Пищеварение в кишечнике.    Всасывание      питательных веществ.

Комбинированный урок

Сформировать знания о строении кишечника, Раскрыть особенности пищеварения в кишечнике, всасывании

Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Переваривание пищи в двенадцатиперстной   кишке   (ферменты

Давать определение понятию фермент.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать:

сущность биологического процесса питания, пищеварения;

Учебник, таблицы

Индивидуальный, «Выберите прав.ответ» стр.стр.161

Тема 11. обмен веществ и энергии

23

Обмен   веществ   и превращение   энергии. Пластический и энергетический   обмен Витамины,.

Вводный  урок

Сформировать понятие о пластическом и энергетическом обмене

Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Гипо- и гипервитамино-зы А, В^ С, D. Проявления авитаминозов («куриная слепота», бери-бери, цинга, рахит) и их предупреждение

Давать определение понятиям:

пластический обмен,  энергетический обмен.

Характеризовать:

•сущность обмена веществ и превращения энергии в организме; •обмен веществ как основа жизнедеятельности организма человека. Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся. Характеризовать роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятельность.

Учебник, таблицы

Фронтальный«Проверьте свои знания»стр. 170

Тема 12. выделение

24

Органы   выделения. Строение и функции почек.

Вводный  урок

Сформировать знания о строении выделительной системы, установить взаимосвязь строения и функций почек

Выделение. Мочевыделительная система. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон - функциональная единица почки. Удаление мочи из организма: роль мочевой лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.

Называть особенности строения органов мочевыделительной системы; Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека.

Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов выделительной системы.

Учебник, таблицы, модель почек

Фронтальный

Тема 13. покровы тела

25

Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции.

Вводный  урок

Сформировать знания о строении и функциях кожи

Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Укрепление здоровья: закаливание, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, переохлаждение

Называть особенности строения организма человека - кожи. Называть функции кожи.

Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи.

*Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма.

.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Тема 14. размножение и развитие

26

Система органов размножения.

Развитие человека. Возрастные процессы

Вводный  урок

Сформировать знания об особенностях полового размножения, особенностях половой системы

Женская половая система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция. Мужская половая  система.  Образование сперматозоидов.     Размножение и развитие. Внутриутробное развитие. Оплодотворение,  образование зародыша и плода. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

Называть особенности строения женской и мужской половой систем. Распознавать и описывать на таблицах:

женскую и мужскую половые системы; органы женской и мужской половой систем.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Тема 15. высшая нервная деятельность

27

Поведение человека. Рефлекс   -   основа нервной  деятельности.

Вводный  урок

Обобщить знания о рефлексах. Раскрыть рефлекторную теорию поведения.

Рефлекторный характер деятельности   нервной   системы. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.

Давать определение понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы. Называть принцип работы нервной системы.

Характеризовать:

•особенности работы головного мозга;

•биологическое значение условных и

безусловных рефлексов;

•сущность регуляции жизнедеятельности

организма.

Учебник, таблицы

Фронтальный

28

Особенности     высшей   нервной   деятельности человека.

Комбинированный урок

Раскрыть особенности высшей нервной деятельности, значение речи, мышления, сознания

Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная     деятельность мозга. Сознание человека. Речь. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий. Мышление. Особенности мышления, его развитие.

Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (речь, мышление), их значение.

Учебник, таблицы

Индивидуальный.

IV. Требования к уровню подготовки учащихся

Знать:

  1. сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  2. особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  1. объяснять  родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  2. распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
  3. проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  2. оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  3. рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

V.  Литература и средства обучения.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. «Биология.Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006. - 272с;

а также методических пособий для учителя:

1.Н.Б.Ренева, Н.И. Сонин и др. «Биология. Человек» 7 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2005;

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;
  2. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;

дополнительной литературы для учителя:

  1. Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 160с: ил.;
  2. Рохлов В. С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997. - 240с: ил.
  3. Семенцова В.Н., Сивоглазов В. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006 -144с;
  4. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224с;

для учащихся:

1)        Н.И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8
класс. - М.: Дрофа, 2006. -64с;

2)        Тарасов В.В. «Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий» - М.: Дрофа, 2005.

-96с

MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Человек»

  1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
  2. Интернет-ресурсы

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru - научные новости биологии www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...