рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме

Царегородцева Наталия Владимировна

Рабочая программа по биологии 9 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass.doc236.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №7 города Чебоксары»

                                «Утверждаю»

     И.о директора МВСОУ «ВСОШ №7»

    ____________________Г.А.Гусарова/

     «  _____»___________________2011


                            «Согласовано»

                Зам. директора по УВР

 ___________Н.В.Царегородцева

    «________»_____________2011

Рассмотрено на заседании ШМО

       Биологии. химии, экологии

«_____»__________________2011

Протокол №________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии в 9 а классе

на 2011-2012 учебный год

Учитель: Царегородцева Наталия Владимировна

Стаж: 17 лет,

Чебоксары – 2011

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи:

  1. освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  5. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики: заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек,  ВИЧ-инфекции.
  6. формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
  7. гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
  8. установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
  9. подготовка школьников к практической деятельности в области сельского и лесного  хозяйства, медицины, здравоохранения;
  10. социальная адаптация детей,        оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
  11. формирование уважительного отношения к себе, своему образу, стремление сохранить внутренние силы, умение реально оценивать результаты своей деятельности в соответствии с уровнем и состоянием психофизического и интеллектуального развития;
  12. способствовать формированию таких нравственных качеств личности, как терпение, милосердие, трудолюбие, любовь к родному краю.

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

 1. Закон «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года № 12 – ФЗ с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 – П и дополнениями, внесёнными Федеральными законами);

2. Приказ Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

4. САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997;

5. Учебный план МВСОУ «ВСОШ №7 г.Чебоксары»  на 2011 – 2012 учебный год

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т.Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 138c.ll, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Обоснование выбора примерной программы для разработки рабочей программы:

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Информация о внесенных изменениях в авторскую программу:

Авторская программа построена из расчета 70 часов, мной она переработана из расчета 36 часов

Определение места и роли учебного предмета.

Согласно действующему Базисному учебному плану, в  9 классе предусматривается изучение биологии.

Количество часов: 36.

Формы организации учебного процесса:

Урок, экскурсия, внеклассные мероприятия.

Технологии обучения:

личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, социально-коммуникативные, игрового обучения, критического мышления.

Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся:

Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах , работа в  группах, исследовательская деятельность.

Виды и формы контроля:

Фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный.

II. Календарно – тематическое планирование

Дата

Тема урока

Тип урока

Цели урока

Основной материал

Требования к уровню подготовки учащихся

Оборудование

Вид контроля

Домашнее задание

Введение

1

Биология как наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей.

Вводный урок

Сформировать знания о

практическом      применении достижений современной биологии;

дифференциации и интеграции биологических наук. Умение Объяснять роль биологии в формировании     современной естественно-научной    картины мира.

Основные понятия

Биология

"микология

"бриология

"палеоботаника

"биотехнология

"биофизика

"биохимия

"радиобиология

Факты Биология как наука.

Процессы Становление биологии как науки.

Интеграция и дифференциация.

Давать определение термину

биология.

Приводить примеры:

Практического      применения достижений современной биологии;

 дифференциации и интеграции биологических наук. Выделять предмет изучения биологии.

Характеризовать    биологию как комплексную науку. Объяснять роль биологии в формировании     современной естественно-научной    картины мира в практической деятельности людей.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/ з: стр. 3 -5,

РАЗДЕЛ 1. ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ

2

Многообразие живых организмов.

Свойства живых организмов

Комбинированный урок

Сформировать знания о свойствах живых организмов , об уровнях организации живой материи

Основные понятия

Жизнь

Открытая система

Наследственность

Изменчивость

Отличительные     особенности живых организмов от неживых тел: единый принцип организации, обмен веществ и энергии, открытые системы, реакция на изменения окружающей среды, Основные понятия

Таксон

Система

Иерархия

Факты

Уровни организации живой природы.

Краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Царства живой природы. Видовое разнообразие.

Давать определение понятию

жизнь.

Называть свойства живого. Описывать проявление свойств живого.

Различать процессы обмена Давать определение термину

таксон. Называть:

уровни организации жизни и элементы, образующие уровень;

основные царства живой природы; основные таксономические единицы. Характеризовать естественную систему классификации живых организмов. Определять      принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе.

Учебник, таблицы

Задания   №   3,4, 6,7,8   (Раздел   1, Глава 1);

"Задание №9 (Раздел 1, Гпава1 Задания № 1,2, 3,4,5,6,7 (Глава 2, § 1)

Д/ з: Глава 1, стр. 7-11.

Вопросы   к   тексту параграфа          № 4,5,6,7,8,9.

 Глава 2 , §1. Вопросы   №1,3,4   к тексту §1.

3

Предпосылки    возникновения   учения Ч. Дарвина Учение Ч.Дарвина о естественном  отборе.. Формы естественного отбора.

Комбинированный

Сформировать знания о додарвиновском периоде развития биологии Сформировать знания о движущих силах эволюции

Основные понятия

Эволюция. Искусственный отбор Факты, предпосылки учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных    наук

Основные понятия

Наследственная изменчивость Борьба за существование

Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции. Наследственная изменчивость и борьба за существование - движущие силы эволюции. Формы борьбы за существование: внутривидовая и межвидовая, борьба с неблагоприятными физическими условиями.    

Давать  определение  понятию эволюция.

Выявлять и описывать предпосылки учения Ч.Дарвина. Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч. Дарвином. 

Давать  определения  понятиям:

наследственная       изменчивость, борьба за существование.

Называть: основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина; движущие силы эволюции;  формы борьбы за существование и приводить примеры проявления.. Характеризовать    сущность борьбы за существование

Учебник, таблицы

Задания № 1,2 (ГлаваЗ, § 3).

Д/з: §2, §3, §4

§5, стр. 24-26. Вопросы № 3,4,6 к тексту. 

 §6.

Вопросы № 1,2,3.

4

Приспособленность организмов к среде обитания. 

Обобщающий урок

Сформировать знания о различных формах приспособленности организмов.

Основные понятия

Приспособленность вида

Мимикрия. Маскировка

Предупреждающая окраска Физиологические адаптации

Приспособительные   особенности растений и животных. Многообразие адаптации.

Приспособленность организмов к условиям внешней среды -результат действия естественного отбора.

Раскрывать содержание понятия приспособленность вида к условиям окружающей среды.

Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде. Приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания.

Объяснять      относител ьный характер    приспособительных признаков у организмов.

Учебник, таблицы

Задания №1,3,5,7 (Глава 4, § 9);

Д/з: Глава 4, § 7,8,9. Вопросы к § 7,8.

5

Вид, его критерии и структура Популяция..

Комбинированный урок.

Сформировать понятие вида, его критериев, популяции.

Основные понятия

Вид. Виды-двойники Ареал

Критерии вида:  морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический. Совокупность критериев - условие обеспечения целостности и единства вида.

Основные понятия. Популяция

Популяционная структура вида. Экологические и генетические характеристики популяции. Популяция - элементарная эволюционная единица.

Приводить  примеры  видов животных и растений. Перечислять критерии вида. Анализировать    содержание определения понятия «вид». Характеризовать    критерии вида.

Доказывать    необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: Глава 5, § 10, записи в тетради.

6

Видообразование.

Эволюционная роль мутаций.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о механизмах микроэволюции.

Основные понятия

Микроэволюция.

Географическое и экологическое видообразование. Изолирующие механизмы: географические    барьеры,    пространственная   разобщенность,

Приводить примеры различных видов изоляции. Описывать:

сущность и этапы географического видообразования; сущность экологического видообразования.

Анализировать    содержание

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: Глава 5 , §11.

7

Главные    направления эволюции.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о механизмах макроэволюции.

Основные понятия

Макроэволюция Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация

Главные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

Процессы макроэволюции.

Пути достижения биологического прогресса.

Давать определения понятиям: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация Называть основные направления эволюции. Описывать  проявления   основных направлений эволюции. Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: Глава 6, §12.

8

Современные представления о происхождении жизни.

Комбинированный урок.

Сформировать знания об этапах развития жизни на Земле.

Основные понятия

Гипотеза. Коацерваты

Пробионты.  Гипотеза  происхождения  жизни А.И.Опарина. Химический,   предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи. Проблема доказательства современной гипотезы происхождения жизни.

Давать определение термину- гипотеза.

Называть этапы развития жизни.

Характеризовать   основные представления о возникновении жизни.

Объяснять роль биологии в формировании     современной естественно-научной   картины мира.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: Глава 7, §14.

9

Начальные этапы развития жизни. Эра древнейшей жизни.

Комбинированный урок.

Продолжить формирование знаний о происхождении жизни на Земле.

Основные понятия

Автотрофы. Гетеротрофы. Палеонтология Прокариоты

Давать определения основным понятиям: автотрофы, гетеротрофы,   аэробы,   анаэробы, прокариоты, эукариоты.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Д/з: Глава 7, §15.

10

Развитие   жизни   в архейскую,протерозойскую     и палеозойскую эры.

Комбинированный урок.

Продолжить формирование знаний о происхождении жизни на Земле.

Основные понятия

Ароморфоз.  

Растения и животные протерозоя и палеозоя. Выход растений на сушу в силуре. Появление и эволюция сухопутных растений (папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения). Появление наземных животных. Ароморфозы протерозоя: появление двусторонней симметрии тела, внутреннего скелета - хорды у животных.   Ароморфозы   палеозоя: появление органов растений, органов воздушного дыхания у животных.

Давать определение термину- ароморфоз. Приводить примеры:

растений и животных, существовавших в протерозое и палеозое;

ароморфозов у растений и животных в протерозое и палеозое.

Называть     приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу. "Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Глава 8, §16,17.

11

Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эры.

Комбинированный урок.

Продолжить формирование знаний о происхождении жизни на Земле.

Основные понятия

Ароморфоз Идиоадаптации

Растения и животные мезозоя. Появление в триасе теплокровных животных.. Господство голосеменных  растений. Появление покрытосеменных растений. Господство динозавров и причины их вымирания.

Изменение животного и растительного мира в палеогене, неогене кайнозоя.  

Развитие жизни в мезозое и в кайнозое.  

Усложнение растений и животных в процессе эволюции.

Давать определение терминам: ароморфоз, идиоадаптация.

Приводить примеры:

растений и животных, существовавших в мезозое и кайнозое; ароморфозов у растений и животных в мезозое; идиоадаптации у растений и животных кайнозоя. "Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания.

Учебник, таблицы

Фронтальный

: Глава 8, §18,19.

12

Место и роль человека в системе органического  мира.  Эволюция человека.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о происхождении человека.

Антропология Антропогенез

Движущие силы антропогенеза  Происхождение  человека.   Место человека в живой природе. Стадии развития человека. Человеческие расы, единство происхождения   рас.   Биологическая природа и социальная сущность человека.

Давать определение терминам:

антропология, антропогенез. Называть признаки биологического объекта - человека. Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу млекопитающие, отделу приматы. Объяснять:

место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными; родство, общность происхождения и эволюцию человека.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Глава 7, §20.

РАЗДЕЛ II. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

13

Элементарный состав клетки. Неорганические вещества клетки.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о химическом составе клетки.

 Микроэлементы Макроэлементы.  

Особенности химического состава живых организмов. Микроэлементы и макроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических веществ  молекул живого вещества. Неорганические вещества, их роль в организме: вода, минеральные соли.

Вода,  минеральные соли живых организмов.

Давать определение терминам: микроэлементы,      макроэлементы.

Приводить примеры макро- и микроэлементов. Называть неорганические вещества клетки. Выявить взаимосвязь между пространственной  организацией молекул воды и ее свойствами. Характеризовать: биологическое значение макро- и микроэлементов; биологическую роль воды; биологическое значение солей неорганических кислот.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Глава 9, стр. 104 -105, § 21.

14

Органические вещества клетки.

Комбинированный урок.

Продолжить формирование знаний о химическом составе клетки.

Основные понятия

Углеводы Липиды Гормоны

  Органические вещества, их роль в организме:   углеводы   и  липиды. Биологическая    роль    углеводов (энергетическая, строительный материал, информационная функция). Белки, Гормоны Ферменты

Белки - биологические полимеры. Уровни  структурной  организации: первичная, вторичная, третичная, четвертичная. Функции белковых молекул (структурная, каталитическая, двигательная, транспортная, защитная, энергетическая). Молекула белка. Нуклеиновые кислоты

Приводить    примеры    веществ, относящихся к углеводам и липидам. Называть:

органические вещества клетки;

клетки, ткани, органы, богатые липидами и углеводами. Узнавать   пространственную структуру молекулы белка. Называть: функции белков; продукты, богатые белками; связь,  образующую первичную структуру белка; вещество - мономер белка. Приводить примеры белков, выполняющих различные функции. Сравнивать строение молекул ДНК и РНК

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: Глава 9, § 22 , стр. 109-111. Вопросы

15

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

Комбинированный урок.

Сформировать знания об обмене веществ в клетке

Основные понятия

Ассимиляция. Диссимиляция

Фермент. Обмен  веществ  и  превращение энергии - признак живых организмов,   основа   жизнедеятельности клетки. Ассимиляция и диссимиляция - противоположные процессы. Синтез белка и фотосинтез - важнейшие реакции обмена веществ.

Дать определение понятиям: ассимиляция и диссимиляция. Называть: этапы обмена веществ в организме;

роль АТФ и ферментов в обмене веществ. Характеризовать   сущность процесса обмена веществ и превращения энергии. Разделять процессы ассимиляции и диссимиляции.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Д/з: § 23 , стр. 113, записи в тетради.

16

Энергетический    обмен.    Внутриклеточное      пищеварение. Дыхание.

Комбинированный урок.

Продолжить формирование знаний  об обмене веществ в клетке

Основные понятия

Гпиколиз. Брожение. Дыхание

Дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологи-

Называть:

вещества - источники энергии;

продукты реакций этапов обмена веществ;

Локализацию в клетке этапов энергетического обмена. Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ.

Учебник, таблицы

Фронтальный

: § 24. Вопросы № 1,2,3,4.

17

Прокариотические клетки.

Комбинированный урок.

Сформировать знания об особенностях строения прокариотической клетки.

Основные понятия: Прокариоты. Клетки бактерий (готовые микропрепараты).

Строение прокариот: плазматическая мембрана, складчатая фото-синтезирующая мембрана, складчатые мембраны, кольцевая ДНК, мелкие рибосомы, органоиды движения. Отсутствие органоидов: ЭПС, митохондрий и пластид. Значение образования спор у бактерий. Клетки прокариот.

Спорообразование у бактерий.

Давать определение термину прокариоты.

Узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот.

Распознавать по немому рисунку структурные компоненты прокариотической клетки. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать особенности клеток бактерий.

Учебник, таблицы

Д/з: Глава 11, §25. Вопросы № 1-5 к § 25.

18

Эукариотическая клетка.

Клеточная мембрана, цитоплазма,      органоиды цитоплазмы.

Комбинированный урок.

Сформировать знания об строении эукариотической клетки.

Основные понятия

Органоиды Цитоплазма

Строение  и  функции  клеточной мембраны. Цитоплазма эукариотической клетки.   Органеллы   цитоплазмы,   их структура и функции, цитоскелет. Включения, их значение в метаболизме клеток. Особенности строения растительных клеток.

Клеточная мембрана: двойной ли-пидный слой, расположение белков, рибосомы, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, клеточные включения.

Распознавать и описывать

на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот.

способы  проникновения  веществ в клетку; органоиды цитоплазмы; функции органоидов. Приводить примеры клеточных включений. Отличать:

по строению шероховатую ЭПС от гладкой; виды пластид растительных клеток.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: Глава 11, § 26. Вопросы № 1-4 к § 26.

19

Эукариотическая

клетка.

Ядро.

Комбинированный урок.

Продолжить формирование знаний  о строении эукариотической клетки.

Основные понятия

Прокариоты Эукариоты Хромосомы Кариотип

Соматические клетки Гаплоидный набор хромосом Диплоидный набор хромосом

Функции ядра: деление клетки, регуляция обмена веществ и энергии. Расположение и число ядер в клетках различных организмов. I Состояния хроматина: хромосомы,

Узнавать по немому рисунку структурные компоненты ядра. Описывать    по    таблице строение ядра.

Анализировать   содержание предлагаемых в тексте определений основных понятий. Устанавливать взаимосвязь

между особенностями строения и функций ядра.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: Глава 11, §27. Вопросы № 1-7 к § 27.

20

Деление клеток.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о митозе, его фазах.

Основные понятия

Митотический цикл

Интерфаза. Митоз

Редупликация. Хроматиды

Приводить примеры деления клетки у различных организмов. Называть:

процессы,       составляющие жизненный цикл клетки; фазы митотического цикла.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

21

Клеточная      теория строения организмов.

Комбинированный урок.

Познакомить с клеточной теорией строения организмов.

Основные понятия

Цитология

Клетка - основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

Основные   положения   клеточной теории Т. Шванна, М. Шлейдена.

Приводить   примеры  организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть:

жизненные свойства клетки;

признаки клеток различных систематических групп;

положения клеточной теории. Узнавать  клетки   различных организмов.

Находить в биологических словарях и справочниках значение термина теория. Объяснять общность происхождения растений и животных. Доказывать, что клетка - живая структура.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Д/з:  § 29.  Подготовиться к зачету.

РАЗДЕЛ III. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (5 часов)

22

Размножение. Бесполое размножение.

Комбинированный урок

Сформировать знания о бесполом размножении организмов.

Основные понятия

Размножение. Бесполое размножение. Вегетативное размножение. Гаметы

Гэрмафродиты

Размножение. Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение - древнейший способ размножения.   Виды   бесполого размножения:   деление   клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование. Виды вегетативного размножения.

Дать определение понятию

размножение. Называть:

>основные формы размножения; >виды полового и бесполого размножения; ^способы  вегетативного  размножения растений. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения.

Характеризовать   сущность полового и бесполого размножения.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: Глава 12, стр.146, §30.

23

Половое    размножение. Развитие половых клеток. Оплодотворение.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о половом размножении организмов.

Основные понятия

Оплодотворение Гаметогенез Мейоз Конъюгация Перекрест хромосом. Половое размножение растений и животных, его биологическое значение.

Оплодотворение, его биологическое значение. Объекты Половые клетки: строение, функции.

Образование половых клеток (гаметогенез). Осеменение. Оплодотворение.

Узнавать и описывать по

рисунку строение половых клеток.

Выделять различия мужских и женских половых клеток. Выделять особенности бесполого и полового размножений. Анализировать   содержание определений  основных понятий.

биологическое значение полового размножения; сущность   и   биологическое значение оплодотворения; причины наследственности и изменчивости.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: §31. Вопросы №1-5.

24

Онтогенез.    Эмбриональный период развития. Постэмбриональный период развития..

Комбинированный урок.

Сформировать знания о эмбриональном развитии организмов и постэмбриональном развитии организмов.

Основные понятия

Оплодотворение

Онтогенез

Эмбриогенез. Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Дробление. Гаструляция. Органогенез. Закономерности. Закон зародышевого сходства (закон К. Бэра). Формы  постэмбрионального периода развития. Прямое и непрямое развитие; постэмбриональное развитие. Полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие.

Процессы Изменение организма при постэмбриональном развитии: рост, развитие половой системы.

Давать  определение понятий:

онтогенез,    оплодотворение, эмбриогенез. Характеризовать: сущность     эмбрионального периода развития организмов; рост организма. Анализировать    и    оценивать: воздействие факторов среды на эмбриональное развитие организмов; факторы риска, воздействующие на здоровье.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Д/з: Глава 13, § 32. Вопросы № 1-6.

25

Общие закономерности развития.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о постэмбриональном развитии организмов.

Закономерности

Закон  зародышевого сходства (закон К. Бэра).

Биогенетический закон (Э.Геккель, К.Мюллер).

Давать определение понятию

эмбриогенез. Называть:

начало и окончание постэмбрионального развития; >виды     постэмбрионального развития.

Приводить примеры животных с прямым и непрямым постэмбриональным развитием. Определять тип развития у различных животных. Характеризовать:Сущность     эмбрионального периода развития организмов; сущность постэмбрионально-

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: Глава 13, §34.

РАЗДЕЛ IV. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ

26

Основные    понятия генетики. Гибридологический метод изучения    наследственности Г.Менделя.

Вводный  урок.

Познакомить с основными понятиями генетики

Основные понятия

Аллельные гены Генетика Ген

Генотип Изменчивость Наследственность Фенотип Чистые линии

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика -наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Использование Г. Менделем гибридологического метода.

Моногибридное скрещивание.

Давать определения понятиям: генетика, ген, генотип, фенотип,   аллельные   гены, гибридологический метод. Называть признаки биологических объектов - генов и хромосом. Характеризовать   сущность биологических  процессов  наследственности  и  изменчивости.

Объяснять:

причины наследственности и изменчивости;

роль генетики в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Объяснять значение гибридологического метода Г.Менделя.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Д/з: Глава 14, § 35,36.

Вопросы №1-5 к § 35 и №1-3 к §36.

27

Законы Г.Менделя.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о первом законе Менделя

Основные понятия

Гомозигота Гетерозигота Доминантный признак Моногибридное скрещивание Рецессивный признак

Давать  определения понятиям:

гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: §37, стр. 176-180, записи в тетради. Вопросы №1-11.

28

Генетика пола.

Комбинированный урок.

Сформировать знания об особенностях генетики пола.

Основные понятия

Гетерогаметный пол Гомогаметный пол Половые хромосомы .

Наследственность - свойство организмов. Соотношение 1:1 полов в группах животных. Наследование признаков у человека. Наследственные     заболевания, сцепленные с полом.

Расщепление фенотипа по признаку определения пола. Наследование  признаков,  сцепленных с полом.

Закономерности Закон сцепленного наследования.

Давать определение термину

Аутосомы. Называть:

типы хромосом в генотипе; >число  аутосом   и   половых хромосом у человека и у дрозофилы.

Приводить примеры наследственных заболеваний,  сцепленных с полом. Объяснять:

причину соотношения полов 1:1;

причины проявления наследственных заболеваний человека.

Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: §39, записи в тетради. Вопросы к параграфу.

29

Наследственная (ге-нотипическая) изменчивость.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о наследственной  изменчивости.

Основные понятия

Геном. Изменчивость Мутации. Мутаген. Полиплоидия.

Изменчивость - свойство организмов. Основные формы изменчивости.

Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, хромосомные, геномные.

Синдром Дауна - геномная мутация человека.

Давать определение терминам изменчивость. Называть:

вещество,   обеспечивающее явление наследственности; биологическую роль хромосом;

основные формы изменчивости.

Различать наследственную и ненаследственную     изменчивость.

Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Д/з: § 41. Вопросы № 1-4.

30

Фенотипическая (мо-дификационная)   изменчивость.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о ненаследственной  изменчивости.

Основные понятия

"Вариационная кривая Изменчивость Модификация Норма реакции

Изменчивость - свойство организмов. Зависимость проявления действия генов от условий внешней среды. Ненаследственная изменчивость. Характеристики модификационной изменчивости.

Процессы Наследование способности проявлять признак в определенных условиях.

Давать определение термину изменчивость. Приводить примеры:

> ненаследственной   изменчивости (модификаций); >нормы реакции признаков; Зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды.

Анализировать   содержание определений основных понятий.

Объяснять различие фенотипов растений, размножающихся вегетативно.

Характеризовать модифика-ционную изменчивость.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з:§42. Вопросы

31

Селекция.    

Вводный  урок.

Сформировать знания о Центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Основные понятия

Селекция. Причины   появления   культурных растений. Предсказание существования диких растений с признаками, ценными для селекции.

Процессы Независимое одомашнивание близких растений в различных центрах.

Объекты Семейство Злаковые.

Закономерности Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений.

Называть практическое значение генетики.

Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Анализировать   содержание определений  основных  понятий.

Характеризовать роль учения Н. И. Вавилова для развития селекции.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/?: Глава 16, стр. 204-205, § 43. Вопросы №1-4.

44. Вопросы №1-7.

РАЗДЕЛ V. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

32

Структура биосферы.

Вводный  урок.

Сформировать знания о структуре биосферы.

Основные понятия

Биосфера

Биосфера - глобальная экосистема. Границы биосферы. Компоненты и свойства биосферы. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере.

Условия жизни.

Учение В. И. Вернадского о биосфере.

Давать определение понятию

биосфера.

Называть:

признаки биосферы; структурные   компоненты   и свойства биосферы. Характеризовать живое вещество,  биокосное  и  косное вещество биосферы. Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.

Анализировать   содержание рисунка и определять границы биосферы.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з:   Глава  17,  стр. 216, § 46. Вопросы № 5,6,8 к §46.

33

Круговорот   веществ в природе.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о круговороте   веществ в природе.

Основные понятия

Биогеохимические циклы Биогенные элементы Микроэлементы Гумус

Фильтрация

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Многократное использование биогенных элементов. Трофический уровень. Направления пока вещества в пищевой сети.

Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.

Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности. Описывать:

биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора; Проявление             физико-химического воздействия организмов на среду. Объяснять значение круговорота. веществ в экосистеме. Характеризовать:

сущность   круговорота    веществ и превращения энергии в экосистемах;

роль  живых  организмов   в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Д/з: Глава 17, § 47

34

Экологические   факторы. Биогеоценозы

Комбинированный урок.

Сформировать знания об экологических факторах Сформировать знания о биоценозах.

Основные понятия

Экология

Абиотические факторы Биотические факторы Антропогенный фактор Ограничивающий фактор

Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда - источник веществ, энергии и информации.

Абиотические факторы среды. Биотические факторы. Взаимодействие факторов среды. Популяция. Биоценоз

Экосистема

Экосистемная организация живой природы. Естественные и искусственные экосистемы.

Давать определение терминам:

экология,     биотические     и абиотические факторы,    антропогенный фактор. Приводить примеры биотических, абиотических и антропогенных факторов и их влияния на организмы. Выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических Давать  определение понятиям: биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Называть:

компоненты биогеоценоза; признаки       биологического объекта - популяции; показатели структуры популяций  (численность,  плотность, соотношение групп по полу и возрасту);

признаки и свойства экосистемы.

Приводить примеры естественных и искусственных сообществ.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: Глава 17, §50,51. Вопросы № 1-7 к §50 и

вопросы №1-4 к §51.

35

Природные  ресурсы и их использование. Роль человека в биосфере

Комбинированный урок.

Сформировать знания о природных ресурсах и их использовании.

Основные понятия

Агроэкосистема Природные ресурсы

Давать определение термину  агроэкосистема   (агроце-ноз).

Приводить примеры:

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: Глава 18, § 54. Вопросы  и задания №1-6.

36

Экологические проблемы.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о экологических проблемах.

Экологические проблемы (парниковый  эффект,   кислотные дожди, опустынивание,   сведение  лесов, появление «озоновых дыр», загрязнение окружающей среды). Влияние экологических проблем на собственную жизнь и жизнь других людей.

Называть:

Современные глобальные экологические проблемы; антропогенные факторы, вызывающие экологические проблемы. Анализировать    и   оценивать: Последствия     деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

повторить материал глав № 2,3,4,5,6 учебника.

ОБОБЩЕНИЕ

III. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  1. признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
  2. сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  3. особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  1. объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  2. изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  3. распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
  4. выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  5. сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  6. определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  7. анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  8. проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  2. оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  3. рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  4. выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

IV.  Литература и средства обучения

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006. - 288с;

а также методических пособий для учителя:

  1. Т.А.Ловкова, Н.И.Сонин. «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Методическое пособие к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс». - М.: Дрофа, 2006. - 128с;
  2. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;
  3. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006;

дополнительной литературы для учителя:

  1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
  2. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
  3. Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;

4)        Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: «Аквариум», 1998;

  1. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;
  2. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1997;
  3. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;

для учащихся:

С.В.Цибулевский, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности. 9 класс». - М.: Дрофа, 2004. -128с.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Общие закономерности»

  1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
  2. Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
  3. Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006
  4. Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...