Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме
Рабочая программа составлена с учетом использования УМК
В.С. Рохлов, С.Б. Трофимов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_8_kl.docx | 28.68 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧая программа по биологии
для 8 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает точное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого блока, перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников. Большинство представленных в программе лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов. В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые будут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др.
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде.
Цели
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Место предмета в базисном учебном плане
Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии на ступени основного общего образования выделено 238 часов, в том числе в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), 7-9 классах – по 68 часов ( по 2 часа в неделю). Система, многообразие и эволюция живой природы изучается на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов своего региона.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.
В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.
В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Учебно- методическое обеспечение
Предметно-методическая линия по Биологии для 5-11 классов под редакцией проф. Д.И. Трайтака представляет собой целостную систему, позволяющую в полном объёме реализовать образовательный процесс и подготовить ученика к выпускным экзаменам, не прибегая к дополнительной литературе.
Через УМК реализуется компетентностный подход в обучении, формируется культура проектно-исследовательской деятельности у обучающихся.
Данная линия учебников разработана с учётом возрастных особенностей учащихся и логики развития биологических понятий. При отборе содержания авторы исходили из принципа «нового синтеза» - синтеза всех знаний человечества о природе, в том числе знаний по сохранению и оптимизации природной среды, считая одной из важнейших целей биологического образования – формирование экологической культуры учащихся. В рамках курса реализуется личностно-ориентированный подход в обучении с учётом специфики возрастных особенностей учащихся.
Биологический и экологический аспекты курса направлены на развитие у обучающихся понимания величайшей ценности живых организмов, их биологического разнообразия, в том числе и живых организмов родного региона, необходимости бережного отношения к природе.
В красочном иллюстративном материале удачно используются дидактические элементы сравнения и анализа. Комбинирование рисунков и схем, иллюстрирующих строение биологических систем или процессов, с микрофотографиями помогает наглядно воспринимать текстовый материал и способствует формированию целостного представления о предмете.
Учебно-методический комплект составляют учебник, сборник заданий, книга для внеклассного чтения, рабочая тетрадь и методическое пособие для учителя( В.С. Рохлов, С.Б. Трофимов)
VIII КЛАСС (68 ч, 2 ч в неделю)
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ
Введение-2ч
Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина и др. История и методы изучения человека. Значение знаний о человеке для охраны его здоровья.
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Человек как вид.
Строение организма человека- 10ч
Строение и химический состав клетки .Основные процессы жизнедеятельности клетки: питание, дыхание, рост, дифференцировка. Ткани, их строение и функции. Органы, системы органов. Гомеостаз.
Практические работы
Рассматривание микропрепаратов строения тканей (эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной).
Нервная система. - 7 ч.
Центральный и периферический отделы нервной системы, их строение и функции. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Вегетативная нервная система.
Нейрогуморальная регуляция функций организма -5 ч
Железы внутренней секреции, их строение и функции. Регуляция деятельности желез. Отрицательная обратная связь. Возрастные особенности деятельности желез внутренней секреции. Заболевания и профилактика.
Органы чувств. Анализаторы. Сенсорные системы. ВНД человека -10ч
Анализаторы и их роль в деятельности нервной системы. Строение и функции анализаторов. Возрастные особенности деятельности нервной системы и анализаторов. Высшая нервная деятельность. Заболевания нервной системы и их профилактика. Влияние вредных привычек на деятельность нервной системы. Гигиена нервной системы и анализаторов.
Демонстрация разборных моделей глаза, уха и головного мозга.
Лабораторные работы
Изучение строения слухового анализатора по моделям.
Демонстрация коленного и мигательного рефлексов; модели головного мозга человека.
Изучение строения головного мозга человека по муляжам.
Практические работы
Определение типа мышления и темперамента чедовека
Покровы тела-2ч
Кожа. Терморегуляция. Закаливание. Заболевания и их профилактика. Гигиена кожи.
Опора и движение (система органов движения)-5ч
Значение опорно-двигательной системы. Общий обзор скелета человека. Соединения костей. Мышцы. Сухожилий.
Работа мышц. Регуляция деятельности опорно-двигательной системы. Заболевания, Гигиена опорно-двигательной системы. Доврачебная помощь при повреждениях опорно-двигательной системы.
Демонстрация скелета человека, черепа, конечностей, позвонков, распилов костей; приемов первой помощи при травмах; определения осанки человека.
Практические работы
Выявление нарушений осанки и плоскостопия
Внутренняя среда организма- 4ч
Внутренняя среда организма.. Состав крови. Функции компонентов крови. Иммунитет. Переливание крови.
Кровообращение и лимфоток-5ч
Органы кровообращения, их строение и функций. Работа сердца. Движение крови по сосудам. Большой и малый круги кровообращения. Регуляция деятельности сердечно-сосудистой системы. Возрастные особенности кровеносной системы. Заболевания и их профилактика. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Влияние вредных привычек на сердечно-сосудистую систему. Доврачебная помощь при нарушениях в работе сердечно-сосудистой системы. Лимфообращение.
Демонстрация модели сердца человека; примеров первой помощи при кровотечениях.
Дыхательная система (4ч).
Значение дыхательной системы. Строение органов дыхания и их функции. Газообмен в легких и тканях. Регуляция деятельности дыхательной системы. Заболевания и их профилактика. Гигиена органов дыхания. Влияние вредных привычек на дыхательную систему. Доврачебная помощь при нарушениях функций дыхательной системы.
Демонстрация модели гортани; приемов искусственного дыхания.
Пищеварительная система (4 ч).
Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена пищеварения. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему. Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.
Практические работы '
Действие слюны на крахмал.
Обмен веществ и энергии Выделительная система 6 ч
Взаимосвязь систем органов. Обмен веществ и энергии. Ассимиляция, диссимиляция. Витамины. Энергозатраты.
Строение и функции,регуляция деятельности выделительной системы. Заболевания и профилактика. Гигиена выделительной системы
Индивидуальное развитие человека (3 ч).
Жизненные циклы. Размножение. Оплодотворение. Беременность. Роды. Материнство. Уход за новорожденным. Возрастные изменения, периодизация и продолжительность жизни. Наследственные и врожденные заболевания.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся VIII класса
Учащиеся должны знать:
— систематическое положение человека и его происхождение;
— особенности строения и функции основных тканей» органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию;
— о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ;
— особенности индивидуального развития организма человека;
— об отрицательном воздействии на организм вредных призычек
-- приемы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях;
— правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;
— факторы, разрушающие здоровье человека;
— этические нормы межличностных отношений.
-- основные группы болезней детей и подростков в условиях республики;
-- основные группы профзаболеваний населения ЧР;
-- о влиянии промышленных и сельскохозяйственных предприятий на здоровье населения ЧР;
-- основные загрязняющие вещечтва и их влияние на организм человека в Чувашии.
Учащиеся должны уметь:
— распознавать органы и их топографию, системы органов; объяснять связь между их строением и функциями; понимать влияние физического труда и спорта на организм; выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;
— объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека;
— оказывать первую помощь при несчастных случаях;
— соблюдать правила личной и общественной гигиены;
--- соблюдать режим труда и отдыха, правила рационального питания;
— пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдения, ставить простейшие опыты;
- работать с учебником; с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...