Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии.
статья по биологии по теме

Орлова Елена Александровна

Что такое здоровье? Как и когда следует обращать внимание на здоровье ребёнка? Я обращаю внимание на школьные факторы риска и силу их влияния на здоровье учащихся. И на основе знаний о здоровьесбережении , поделюсь применяемыми на уроках технологиями. Вот некоторые из них: 1. Игровые технологии. 2. Разнообразие видов и форм урока. 3. Гибкость структуры урока. Способы эмоциональной разрядки во время урока, ведь учитель легко определяет моменты, когда дети устали, когда они начинают плохо воспринимать материал. Как мотивировать учащихся на получение знаний?.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии.

Прекрасное и красивое в человеке

Немыслимо без представления

О гармоническом развитии

организма и здоровья.

Н. Чернышевский

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья школьников сегодня вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.

Исследования позволяют определить школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

  1. Стрессовая педагогическая тактика;
  2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  5. Провалы в существующей системе физического воспитания;
  6. Интенсификация учебного процесса;
  7. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  9. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.

Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя.

Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика:

  1. Частую смену позы
  2. Потягивание
  3. Встряхивание руками
  4. Зевота
  5. Закрывание глаз
  6. Подпирание головы
  7. Остановившийся взгляд
  8. Ненужное перекладывание предметов
  9. Разговор с соседом
  10. Увеличение количества ошибок в ответе
  11. Невосприятие вопроса
  12. Задержка с ответом
  13. Частые поглядывания на часы во время урока

Как сделать так, чтобы школьник начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?

Здоровьесберегающие технологии на уроках.
Уважаемые коллеги, я хочу поделиться с Вами своей формой работы по внедрению оздоровительных технологий на уроках биологии.

Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока и психологический климат на урок.

Для того, чтобы дети не уставали на уроке активно внедряю:

1-игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережение.

Элементы игры используются в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или сигнальных карточек разных цветов, обозначающего «да» или «нет», «прошу слова».

2- разнообразие видов и форм уроков

Формирование целей урока вместе с учащимися, определение ими задач, которые следует решить для достижения целей

3- Гибкость структуры урока, в соответствии не только с целями урока и спецификой учебного материала, но и с особенностями класса

4-  При появлении признаков утомляемости- изменение интонации и громкости речи, привлечение внимания учащихся неожиданным примером

5- Эмоциональные разрядки на уроке (шутка, улыбка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие

6- Использование работы в парах постоянного или переменного состава и в малых группах (2-4 ученика)

7- Подведение итогов урока на последних 4-5 минутах урока и лучше вместе с учениками.

8. Ежеурочные разминки в начале урока 10-15 сек:

  1. Для слуха – различение слов, акцентов, тихой речи
  2. Для кистей пальцев рук – сгибание и разгибание пальцев, круговые движения в лучезапястном и локтевых суставах
  3. Для зрения – поисковые движения глаз, различение цвета, размера

НАПРИМЕР: на уроке по теме «Насекомые» используем прием «НАЗОЙЛИВАЯ МУХА»

  1. Посмотрите на свое лицо со стороны
  2. Теперь на ту его часть, на которую села муха, а точнее на подбородок.
  3. Сгоните муху мышцами лица
  4. Она улетела на другое место – на щеку.
  5. Снова сгоните муху
  6. Муха перелетела на лоб
  7. Сгоните муху со лба

-Почувствовали, как расслабилось ваше лицо?

9- Физкультминутки на 15-20 минутах урока на снятие:

  1. Мышечного утомления с плечевого пояса
  2. Мышц спины, кистей рук
  3. Зрительного утомления
  4. Минуты релаксации
  5. Массаж активных точек
  6. Чередование поз
  7. Дыхательная гимнастика

Проведение физкультминуток решает следующие задачи:

  1. Уменьшает утомление и снижает отрицательное влияние однообразной рабочей позы
  2. Активизирует внимание учащихся и повышает способность к восприятию учебного материала
  3. Осуществляет «эмоциональную» встряску учащихся, дает возможность «сбросить» накопившийся груз переживаний и эмоций.

10-Мотивация учащихся:

Внешняя мотивация – оценка, похвала, поддержка, соревнование

Стимуляция внутренней мотивации – стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

элементы соревнования на различных этапах урока

Например: при проверке домашнего задания к доске выходят 5-6 учеников, которых сменяют следующие ученики. Таким образом, учащиеся совершают движения во время трудного напряженного урока.

11- Использование проблемных творческих заданий

12- Рефлексия.  Обсуждение того, что получилось, а что нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

Исходя из вышеизложенных компонентов организации урока, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать задачи школьников как в психологическом, так и в физических аспектах.. Именно благодаря использованию здоровьесберегающих технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка и снизить до минимума негативные факторы, которые могли бы нанести вред здоровью.

Если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрывать свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии"

Под здоровьесберегающей образовательной технологией обучения, на мой взгляд, следует понимать модель педагогической деятельности, в которой раскрываются способы реализации учебных программ, взаимодейс...

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, это ещё и особый мир, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни. Традиционно считается...

Педагогический проект на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»

Педагогический проект на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как  реализация личностно-ориентированного подхода к обучению».В новых социально-экономическ...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии

Как сделать так, чтобы школьник начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные у...

Доклад по теме: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одного из самых актуальных образовательных подходов, и как совоку...

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на этапе освоения стандартов второго поколения».

Доклад о здоровье сберегающих технологиях на уроках биологии и их применении....