Урок по теме: «Взаимоотношения между организмами»
план-конспект урока по биологии (11 класс) по теме

Евглевская Лариса Викторовна

Урок разносторонний, в нем присутствует разделение на группы, разнообразные задания разбитые на варианты, тесты. Тип урока: обобщающий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме:  «Взаимоотношения между организмами»

Учитель биологии, химии, Евглевская Л.В.

Цель урока: проверить, закрепить, корректировать знания, умения и навыки по данной теме.

Задачи:

  1. Образовательная. Закрепить знания о типах взаимоотношений  организмов, полученных при изучении темы, повторить термины, привести примеры.
  2. Развивающая. Сформировать умение формулировать определение терминов, работать с презентацией, дополнительной литературой, выделять главное; работать самостоятельно и в группах, контролировать уровень усвоения знаний, продолжить формирование навыков самоконтроля; умение делать выводы и обобщения.
  3. Воспитательная. Воспитать опыт работы в группах, стимулировать развитие познавательного интереса, грамотно излагать материал, воспитать уравновешенную, целеустремленную личность.

Тип урока: обобщающий урок

Оборудование:

  1. Карточки с заданиями
  2. Карточки с тестами
  3. Интерактивная доска
  4. Компьютер

Методы:

  1. информационных проектов;
  2. репродуктивный;
  3. объяснительно иллюстрационный;
  4. сотрудничества.

Формы организации педагогической деятельности:

  1. Индивидуальный подход в системе общения, позволяющий проявлять самостоятельность в выборе вида и форм обучения;
  2. Активное общение и взаимодействие учащихся между собой в интерактивных группах, позволяющее выразить себя, проявить инициативу и самостоятельность.

Формы заданий:

  1. Условно-символические
  2. Тестирование

Структура урока:

  1. Актуализация знаний
  2. Мотивация
  3. Применение знаний
  4. Контроль
  5. Рефлексия

Ход урока.

 I. Организационный момент.

Учащиеся делятся на 3 группы по типам:

  1. Симбиоз
  2. Антибиоз
  3. Нейтрализм

1 гр. - 1 ряд, 2 гр.- средний (2 ряд), 3 гр.- 3 ряд

Члены групп остаются на своих местах, порядок рядов не нарушается.

II. Проверка знаний по тесту.

Тест выдается на карточках, каждому ученику индивидуально, всего 2 варианта с 5 заданиями. См. приложение №1

III. Применение знаний.

Учащиеся, которым накануне было дано (либо по собственной инициативе) задание подготовить сообщения или презентации по теме «Взаимоотношения между организмами» представляют их на уроке. Одно выступление занимает от 3-5 минут.

Примерные темы заданий: «Хищничество», «Паразитизм», «Значение взаимоотношений между организмами для экосистемы в целом», «Примеры взаимоотношений в изображениях, иллюстрациях, схемах».

IV. Обобщение.

Учащиеся выполняют на карточках тестовое задание на соответствие. Для каждой группы нужно выбрать соответствие согласно их разделению:

  1. Симбиоз
  2. Антибиоз
  3. Нейтрализм

I. симбиоз

  1. Кооперация
  1. Бобовые и азотбактерии

  1. Хищничество
  1. Зайцы и белки в одном лесу

  1. Мутуализм
  1. Два вида бакланов

II. антибиоз

  1. Паразитизм
  1. Светолюбивые растения и ель

  1. Конкуренция
  1. Волк и заяц

  1. Комменсализм
  1. Корова и бычий цепень

III. нейтрализм

  1. Амменсализм
  1. Акула и рыбы-лоцманы

Карточка. См. приложение №2 

V. Выводы к уроку.  

Учитель подводит итоги проведенного занятия и предлагает учащимся заполнить таблицу самоконтроля. См. Приложение №3

VI. Домашнее задание.

Приложение №1

Тест: Основы экологии. Биоценоз.

Вариант I

1. Организмы, нуждающиеся в органической пище:

А) автотрофы

Б) гетеротрофы

В) редуценты

Г) продуценты

2. Абиотический фактор

А) растения

Б) животные

В) давление

Г) Бактерии

3. Трофические связи отражают

А) биогеоценоз

В) цепь питания

В) сообщество

Г) фактор среды

4. Действие фактора среды, в пределах которого оптимальные процессы жизнедеятельности

А) пределы выносливости

Б) ограничивающий фактор

В) абиотические факторы

Г) биотические факторы

5. Организмы с непостоянной температурой

А) гомойотермные

Б) пойкилотермные

В) сапрофиты

Г) паразиты

Вариант II

1. Организмы, нуждающиеся в неорганической пище

А) автотрофы

Б) гетеротрофы

В) редуценты

Г) консументы

2. Биотический фактор

А) температура

Б) давление

В) влажность

Г) растение

3. Графическое изображение соотношений организмов в массе

А) цепь питания

Б) сеть питания

В) биогеоценоз

Г) экологическая пирамида

4. Фактор, угнетающий или прекращающий проявление жизнедеятельности организмов

А) предел выносливости

Б) Ограничивающий фактор

В) Абиотические факторы

Г) биотические факторы

5. Организмы, разлагающие гнилостные остатки

А) паразиты

Б) консументы

В) сапрофиты

Г) автотрофы

Приложение №2

I. симбиоз

  1. Кооперация
  1. Бобовые и азотбактерии

  1. Хищничество
  1. Зайцы и белки в одном лесу

  1. Мутуализм
  1. Два вида бакланов

II. антибиоз

  1. Паразитизм
  1. Светолюбивые растения и ель

  1. Конкуренция
  1. Волк и заяц

  1. Комменсализм
  1. Корова и бычий цепень

III. нейтрализм

  1. Амменсализм
  1. Акула и рыбы-лоцманы

Приложение №3

Таблица самоконтроля

        Учени…   класса        

Дата

Тема

урока

Что

должен

знать

Знаю

Что

должен

уметь

Умею

Отметка



Рекомендации

моя

учащихся

учителя

Взаимоотношения

между организмами

1. Формы

взаимодействия


2. Формы

позитивных

отношений


3. Формы

негативных

отношений


4. Формы

нейтральных

отношений


Эволюционное

значение

взаимоотношений

1. Объяснять

термины:

-симбиоз

-кооперация

-мутуализм

-комменсализм

-антибиоз

-хищничество

-паразитизм

-конкуренция

-амменсализм

-нейтрализм


2. Приводить

примеры

взаимоотношений


3. Делать выводы


4. Работать с

дополнительной

литературой

 



.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

18 «+» - 5

15-17 «+» - 4

12-15 «+» - 3

Ниже 12 «+» - 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по теме: Взаимоотношения организмов разных видов.

материал для изучения темы в разделе: "Экология" 9кл....

Презентация на тему "Взаимоотношения между организмами"https://cloud.mail.ru/public/fZ3W/44UB4K4eq

Материал презентации на тему: "Взаимоотношения  между организмами " предназначен  для студентов 1 курса, обучающихся по специальности 34.02.01."Сестринское дело" , 33.02....

Группа МЖКХ3 Биология Тема "Взаимоотношение между организмами в природе" (26.02.2021)

Задание:1. Прослушайте видеолекцию: «Негативные взаимоотношения между организмами» Ссылка https://disk.yandex.ru/i/PakB4MOaIK1HpA2. Ответьте на вопросы:Какие негативные взаимоотношени...

Разработка урока биологии "Биотические связи между организмами" для 9 класса

Урок биологии "Биотические связи в природе" для 9 класса....

Технологическая карта по темам "Взаимоотношения между организмами", "Агроценоз", 11 класс

Технологические карты предназначаются для смостоятельного изучения материала,...

Технологическая карта урока по теме "Взаимоотношение людей, проживающих в городе"

Сценарий урока ОБЖ в 5 классе по теме "Взаимоотношение людей, проживающих в городе"....