Конспект урока по биологии по теме « Лишайники» 7 класс
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Конспект урока соответствует современным требованиям к уроку и соответствует требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок в соответствии с ФГОС69 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Краснолипковская средняя общеобразовательная школа»

Фроловский Муниципальный район

Волгоградская область.

Конспект урока

по биологии

по теме

« Лишайники»

7 класс

                                                                                              Учитель биологии Казакова И.Г.

                                                                                                МБОУ «Краснолипковская СОШ»

                                                                                                Фроловского района

                                                                                                Волгоградской области

                                                                      2013г.

                                                                                                         

  1.                                                                  Цели урока:

       1. Развитие умения использовать информационные ресурсы.

 2. Развитие логического мышления и навыков исследовательской деятельности.

  1. Задачи урока:
  1. Расширить представления о многообразии живых организмов, формах их взаимоотношений.
  2. Познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов.
  3. Продолжить совершенствование навыков работы с природными объектами.
  1. Краткое описание хода урока.
  1. Мотивационный этап урока.

- использование интригующего начала ( нас посетил «мелоежка» и съел некоторые буквы из названия темы).

- определение темы урока ( тема урока формулируется по прочтении сказки.)

       2. Ориентировочно- познавательный этап.

             - работа по плану ( каждый пункт плана –отдельный слайд.)

       3. Рефлексивно- оценочный этап.

             - учитель предлагает ответить на проблемный вопрос, озвученный в начале урока;

             - задание «Проверь себя и поставь оценку»

       

  1. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока:

Ученик должен:

   - иметь представление об особенностях строения лишайников как симбиотических организмов, роли лишайников в природе и жизни человека.

  - знать: - особенности питания, размножения;

               - классификацию  по внешнему виду лишайников.

              - уметь систематизировать факты и явления, устанавливать аналогии,                       формулировать выводы, устанавливать связи полученных данных с поставленной проблемой.

                                                   

                                                                                         

                                                                                       ЭПИГРАФ:

ЧЕМ БОЛЬШЕ МЫ ПОЗНАЁМ ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ, ТЕМ ВСЁ БОЛЕЕ НЕВЕРОЯТНЫМИ СТАНОВЯТСЯ ДЛЯ НАС ЧУДЕСА.

                                 (  слайд 1,2))                                                             ЧАРЛЗ ДАРВИН

  1. Организационный момент:

  - Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые гости . Я рада вас всех видеть на уроке, который у нас пройдет, я смею надеяться, в обстановке взаимопонимания и сотрудничества.

Сегодня мы продолжим изучение царства растения и познакомимся с еще одним представителем этого царства. И так героями нашего сегодняшнего урока станут удивительные организмы. Что это за организмы вы поймете сами, после того , как я прочту вам одну сказку. Называется эта сказка « Нет повести печальнее на свете». Я читаю, а вы внимательно слушаете и попробуйте определить о каких организмах идет речь и тогда вы сами сможете сформулировать тему урока.(звучит тихая классическая музыка)

- текст сказки.(приложение 1).

После ответов учеников слайд 3..

(слайд 3.) - Лишайники являются уникальным творением природы. Загадка биологии лишайников сопоставима с загадкой мифического сфинкса.  Для того ,чтобы приблизится к решению этой загадки мы должны поближе познакомиться с этими удивительными организмами. Работа наша будет носить проблемный характер. И решению поставленной проблемы нам поможет презентация, которая будет сопровождать нас в течении всего урока, а также план изучения, который у вас в тетради.

 Проблема ( слайд 4,5)

Начнем мы изучение лишайников со среды обитания. (слайд 6 )

 Отрывок из книги К. А. Тимирязева “Жизнь растений” ( раздать ученикам на парту)

Выступит ли из волн океана утес, оторвется ли
Обломок от скалы, обнаружив свежий, не выветренный
Излом, выламывается ли валун, века пролежавший под
Землей, везде на голой бесплодной поверхности,
Первым появляется лишайник, разлагая горную породу,
Превращая её в плодоносную почву. Он забирается.
Далее всех растений на север, выше всех в горы
Ему нипочем зимняя стужа, летний зной;
Медленно, но упорно завоёвывает он каждую пядь земли.
И только по его следам, по проторенному пути появляются более сложные формы жизни.

Проблемный вопрос : почему лишайники встречаются во всех природных зонах? 

 ( слайд)

Следующий этап нашей работы: строение лишайников.  ( слайд 7,8)

 В настоящее время насчитывают 26 тысяч видов лишайников. На доске представлено несколько видов.

Попробуйте распределить их на группы на основе  внешнего строения ( фото лишайников Волгоградской области).

Различают 3 типа лишайников:

Типы лишайников

накипные

листоватые

кустистые

лишайники

лишайники

лишайники

Внутреннее строение.

 Я смотрел кору на ветке,
Сквозь стекло точеное:
Там в ячейках белой сетки
Рыбки спят зеленые

 Результаты опыта, доказывающие, что лишайник – симбиотический организм.

ХОД РАБОТЫ.

А. Предварительный этап работы

За 10 – 12 суток до занятия по теме «Взаимовыгодное сосуществование грибов и водорослей в империи живой природы. Лишайники» приготовьте объект для исследования.

а) истолките в фарфоровой ступке лишайник. б) увлажните полученную массу) перенесите увлажненную массу в стакан и выдерживайте при температуре 20 0 С 10 – 12 суток.

Б. Исследовательская  работа на занятии

1)  Проведите исследование объекта по алгоритму

а) Внимательно рассмотрите зеленый налет на стенках стакана.

Чем может быть образован этот налет?  Выберите верное утверждение и запишите результаты исследований в рабочий лист.

  1. Налет на стенках стакана образован погибшими водорослями
  2. Налет на стенках стакана образован одноклеточными водорослями лишайника
  3. Налет  образован выжившими и размножившимися одноклеточными водорослями лишайника.

б)  Внимательно рассмотрите дно стакана. Что находиться на дне по вашему мнению?   Выберите верное утверждение и  запишите результаты исследований в рабочий лист.

  1. На дне стакана находиться потемневшая грибница
  2. На дне стакана находиться сгнившая грибница
  3. На дне стакана находиться не измененная грибница

- рассмотрим рисунок в учебнике и заполним таблицу « Внутреннее строение лишайников»

Слой

Функции

Верхний корковый

Укрепляет слоевище и защищает водоросли от чрезмерного освещения

Слой водорослей

Образует органические вещества

Сердцевина

Проводит воздух к клеткам водорослей

Нижний корковый

Укрепляет слоевище и защищает водоросли от чрезмерного освещения

- Обсуждение таблицы

4. Образ жизни.

- большинство лишайников ведут прикрепленный образ жизни. Но среди них есть и «кочующие» виды. Например  аспицилия съедобная в виде шаровидных комочков переносится ветром на большие расстояния, а оседая в новых местах образует наносы.

( сообщение ученика о манне небесной). 

- Питание лишайников:

Следующий пункт нашего плана хочу предварить небольшим четверостишием:

Сговорились Клим с Пахомом

Жить совместно, общим домом:

Клим готовит соль, водицу,

А Пахом зерно, мучицу.

- Как вы, думаете, о чем идет речь в этой загадке?

Гриб всасывает своими гифами воду и минеральные вещества.

Водоросль создает органические вещества.

Таким образом, лишайники представляют собой автогетеротрофные организмы.

Но гриб является более сильным организмом, часто угнетающий клетки водорослей. Но тем не менее лишайники представляют собой пример симбиоза, а не паразитизма, поскольку обоим составляющим его организмам выгоднее жить вместе, чем врозь.

Водоросль, входящая в симбиотический организм лишайника, отделённая от гриба как вы думаете, может ли существовать самостоятельно? (Учитель)

Да. Потому что она сама синтезирует органические вещества.

А гриб может отдельно существовать от водоросли? Почему? (Учитель)

Нет, т. к. он питается готовыми органическими веществами.

Размножение лишайников

Став единым организмом, лишайники выработали свои собственные способы размножения: -

 --   специальными органами – группами клеток гриба и водоросли, которые образуются внутри его тела или в виде выростов на поверхности тела. Под давлением разросшихся клеток тело лишайника разрывается, группы клеток разносятся ветром и дождевыми потоками.

-  мельчайшими клубочками, состоящими из нескольких клеток водоросли окруженных гифами гриба;

- просто отламывающимися кусочками слоевища;

- особые выросты содержащие оба компонента, которые отслаиваются и разносятся ветром и водой;

- гриб и водоросль, входящие в состав лишайника, сохраняют свои способы размножения – спорами и вегетативно.

Значение лишайников.

- дочитываем сказку до конца. Запишите , каково значение лишайников в природе и жизни человека.                                                                                                                                     -  Живя в Волгоградской области, мы должны знать, какие лишайники растут у нас в области.( лишайники из Красной книги Волгоградской области.)

 Рефлексивно – оценочный этап урока.

Наш урок  подходит к концу. После занятий вы привычной дорогой пойдете домой. Посмотрите внимательно по сторонам. Теперь у вас появились новые знакомые. Не сдирайте их с коры деревьев, не топчите, не ворошите палкой. Вспомните, о том, какие усилия прилагают лишайники что бы выжить на планете, о том что они бесценный дар природы. И если вы после занятия стали с уважением относиться к лишайникам, не взирая на кажущееся внешнее безобразие, я буду считать, что одна из целей моей деятельности на уроке достигнута.

Домашнее задание. 

  Всем – стр. 28-33

 Задание на выбор: составить кроссворд по теме «Лишайники»                           (оценка – «4»)

Подумайте и ответьте, почему лишайники называют “пионерами растительного покрова” ? Отчет представьте в интересной форме (в виде рисунков, стихов и т.д.)            (оценка – «5»)

Приложение1.

На краю соснового бора одиноко стоял Дуб. Его крона высоко уходила в небо и защищала выступающие кое-где на поверхность земли корни от палящего солнца. И было этому дереву хорошо и спокойно, но очень скучно.

И вот как-то раз Дуб увидел, что на его коре сидит маленькое существо.

- Ты кто? – спросил Дуб.

- Я -Гриб,- гордо ответил незнакомец.

- А где ты живешь?

- Пока нигде,- с грустью сказал Гриб.

Дуб задумался на секунду:

-А ты не причинишь мне вреда?

- О, нет! Я ведь не трутовик и не разрушаю древесины.

Услышав такой ответ, Дуб обрадовался и сразу предложил Грибу поселиться на его коре.

Так прошло несколько дней. Гриб очень удобно устроился на грубой, морщинистой коре.

И вот однажды на освещенной поверхности коры радом с собой Гриб увидел Водоросль. Она была так прекрасна, что он предложил ей жить вместе. Водоросль согласилась. Дуб тоже не был против этого. «Втроем нам будет веселее», - подумал он.

Водоросль и Гриб так полюбили друг друга, что стали составлять как бы единое целое. Гриб оплел своими грибными нитями Водоросль и тем самым оберегал ее от пересыхания и перегрева. Он доставлял ей достаточное количество воды и растворенные в ней соли, которые поглощал из коры Дуба и из воздуха. Благодарная ему за это Водоросль снабжала Гриб пищей, ведь она могла производить ее на свету. А вместе они образовывали вещества, защищающие Дуб от трутовиков-разрушителей.

Так прошло несколько лет. Семья у них стала большая и дружная. Как-то днем их идиллию нарушили два человека, присевшие отдохнуть под Дубом. Люди разговаривали между собой, и один из них, показывая на Гриб и Водоросль, сказал своему спутнику: «Посмотри, какой великолепный организм!  Такие организмы  растут только там, где очень чистый воздух!»

Так Гриб и Водоросль поняли, что не только они чувствуют себя единым целым, но даже люди называют их одним словом.

- Что же это за организм?

Сообщение учащегося

Аспицилия  съедобная в виде шаровидных комочков переносится ветром на большие расстояния, а оседая в новых местах, образует наносы. С этим лишайником связана библейская легенда. В ней говорится о том, что по бесплодной пустыне шли люди истощенные голодом и трудным переходом встретили на земле массу мелких сухих крупинок подгоняемых ветром. Ветер поднимал их к верху, и казалось, что они падают с неба: “Манна! Манна! С неба падает Манна!”. Изможденные люди стали есть эти крупинки и насытившись обрели силы, позволившие им закончить трудный путь. Предполагают, что крупинки и есть этот съедобный лишайник.

Используемая литература:

  1. 1. Захаров В. Б., Сонин Н. И. “Биология. Многообразие живых организмов”. –М.: Дрофа, 2001.
  2. “Растения, грибы, лишайники Волгоградской области: Учебное пособие. – Псков, 1998.
  3. Ресурсы Интернета.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии на тему "Фотосинтез" (6 класс)

Раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле....

Конспект урока по биологии по теме "Скелет человека" 9 класс школы VIII вида

В нашей школе обучаются дети с ДЦП,с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Поэтому тема урока актуальна для них....

Конспект урока по биологии по теме "Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Общая характеристика".

Данный урок помогает расширить и углубить знания о типе Членистоногие путем изучения класса насекомых,  выявить наиболее прогрессивные признаки класса в сравнении с ракообразн...

Конспект урока по биологии на тему "АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМОВ" 9 класс

Предлагаемый конспект привязан изначально к определённому учебнику. но может быть использован и в любой системе при изучении приспособлений организмов. Его можно использовать как в полном объёме в 9-1...

Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».

    Учебно-методическая разработка данного урока   знакомит  учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью пр...

Конспект урока по биологии по теме "Лишайники"

Тема урока                              ...

Открытый урок по биологии на тему: "Лишайники"

Развернутый план урока по биологии для 5 класса...