Рабочая программа по биологии, 8 класс.
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Перова Елена Тимофеевна

Рабочая программа по биологии, 8 класс по программе Д. И. Трайтака.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biol8traytak.doc284.5 КБ

Предварительный просмотр:

Больше-Ломовисский филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Пичаевской средней общеобразовательной школы

Утверждена приказом образовательного учреждения

________________________________

                                                                                                     Дата, номер приказа

Директор школы: _________________ С.М. Акатушев

Рабочая программа

по биологии для 8 класса

 

Разработчик  программы: Перова Е. Т.

Рассмотрена на заседании межшкольного

методического объединения __________________________

                                                                Дата, номер протокола 

Руководитель межшкольного

методического объединения: ____________________В. А. Жмырова

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании межшкольного

методического совета ________________

                                          Дата, номер протокола 

Председатель межшкольного

методического совета: __________________________Г.Н. Акатушева

2012 – 2013 учебный год

                                                       Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании стандарта основного общего образования по биологии 2004 г, стандарта среднего (полного) общего образования по биологии, примерной программы для основного общего образования по биологии 2004 г, программы общеобразовательных учреждений. БИОЛОГИЯ. 5-11 классы, Под редакцией: Д. И. Трайтака, Н.Д. Андреевой, М.,«Мнемозина»,2008г., (Авторы программы  «Человек и его здоровье» 8 класс - Д. И. Трайтак, В. С. Рохлов, С. Б. Трофимов). Выбор данной программы обоснован тем, что у неё практикоориентированный подход. Связь теории с практикой реализуется как через тексты учебника, непосредственно раскрывающие содержание учебной дисциплины, так и через блок практических работ и иллюстративный материал. Практикум включает обязательные работы и вариативные, предлагаемые на выбор педагогов и школьников. Причем перечень работ составлен таким образом, что их можно организовать как на уроке, так и во внеурочное время в уголке живой природы, на школьном учебно-опытном участке или дома. Программа разработана с учетом возрастных особенностей учащихся и логики развития биологических понятий.

Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о строении организма человека и  присущих ему закономерностях развития,  жизнедеятельности, о роли биологической науки в практической деятельности людей; психологии, гигиене, медицине и др. областях; методах познания живой природы в целом и человека в частности;
  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов протекающих в организме, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за организмом, биологических экспериментов, социометрических методик, работы с различными источниками информации;
  4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;  целесообразности здорового образа жизни;
  5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для возможности  оказания первой медицинской помощи; соблюдение гигиенических норм и правил,  оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов.

В содержание программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:

  1. для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
  2. нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
  3. для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.

Для соответствия с используемым учебником изменены последовательность изучения тем и количество отводимых часов.

     Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

     Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения предмета «Биология» в 8 классе 68 часов из расчёта двух учебных часов в неделю.

  В курсе биологии 8 класса предусмотрено проведение 12 практических работ.

           Формы организации учебно-познавательного процесса – урок, лабораторные и практические занятия, исследовательская деятельность, работа с ИКТ.

                       Технологии, элементы которых используются в обучении биологии:

           - формирования приемов учебной работы;

           - дифференцированного обучения;

           - учебно-игровой деятельности;

           - коммуникативно-диалоговой деятельности;

           - проектной деятельности;

           - развития критического мышления.

           Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся:

- отбор информации;

- систематизация информации;

- использование компьютера;

- ресурсы сети Интернет;

- презентации;

- работа с текстом.

           В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного, тематического и итогового контроля: тестирование, проверочные работы, биологические диктанты.

           Планируемые результаты обучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который  полностью соответствует стандарту. Требования направлены на  реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

          Используется учебник Рохлова В. С. Биология. Человек и его здоровье. 8 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. / В. С. Рохлов, Ч. Б. Трофимов / под ред. Д. И. Трайтака. - М.:         Мнемозина, 2011 г. - 278с.

Содержание программы

Введение (1 ч)

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранении здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека.

  Основные требования к знаниям и умениям:

Знать: роль биологической науки в практической деятельности людей;

методы познания живой природы.

Уметь: объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Тема 1. Место человека в системе органического мира (2 ч) 
Место человека в системе животного мира. Сходство человека с животными. Отличия  человека от  животных.  Особенности  человека  как  социального  существа. Происхождение современно человека. Расы.

  Основные требования к знаниям и умениям:

Знать:   биологическую  терминологию,  систематическое  положение  Человека  разумного    в царстве Животные: тип, класс, отряд, семейство, род, вид.

Уметь: доказывать животное происхождение человека, находить черты сходства у зародышей человека и животных, приводить примеры рудиментов и атавизмов.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- доказательства на основе научных фактов несостоятельности расизма и социал-дарвинизма.

Тема 2. Строение организма человека (6 ч)

Клетка структурная и функциональная единица организма. Ткани организма человека, их строение и функции. Организм человека как единая система. Внутренняя среда организма человека. Гомеостаз.

  Основные требования к знаниям и умениям:

          Знать: биологическую терминологию, отличия животной клетки от растительной, химический состав клетки, её органоиды, строение тканей (эпителиальных, соединительных, мышечных, нервной), свойства тканей, органы и системы органов человека

Уметь: узнавать на немых таблицах органоиды клетки, виды тканей, называть функции тканей и их структурных компонентов, характеризовать основные виды тканей, работать с микроскопами и готовыми микропрепаратами.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- прогнозирования последствия для организма недостатка минеральных веществ и воды в клетке;

- объяснения, опираясь на знания специфичности белковых молекул, трудности в пересадке органов и тканей.

Практическая работа №1. Строение животной клетки.

Практическая работа №2. Рассматривание микропрепаратов тканей человека.

Тема 3. Нервная система (6 ч) 

Характеристика нервной системы человека: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нервы, нервные волокна и нервные узлы. Рефлекторная деятельность организма человека. Рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо, рефлекторные цепи.
Строение и функции спинного мозга. Головной мозг. Строение и функции коры больших полушарий. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия.

Основные требования к знаниям и умениям:

Знать: биологическую терминологию, функции вставочных, исполнительных нейронов, функции компонентов рефлекторной дуги, строение нервной системы.

Уметь: приводить примеры рефлекторных дуг  и рефлексов, чертить схемы рефлекторной дуги безусловного рефлекса, объяснять действия прямых и обратных связей в нервной системе, сравнивать головной мозг человека с головным мозгом других животных

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Практическая работа №3. Строение головного мозга человека.


Тема 4. Органы внутренней секреции. Нейрогуморальная регуляция функций организма (3 ч) 

Гуморальная регуляция функций в организме. Железы и их классификация. Железы внутренней секреции, особенности их строения и функций. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Гипофиз. Эпифиз. Щитовидная железа. Паращитовидные железы. Надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Гипоталамо-гипофизарная система регуляции функций организма и роль обратных связей в этом процессе. Взаимодействие систем нервной и гуморальной регуляции.

Основные требования к знаниям и умениям:

Знать: биологическую терминологию, строение органов внутренней секреции.

Уметь: объяснять действия прямых и обратных связей в нервной системе.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых нарушением обмена веществ;

- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Тема 5. Органы чувств. Анализаторы. Сенсорные системы (5 ч) 

Значение органов чувств в жизни человека. Виды ощущений. Рецепторы. Органы чувств. Анализаторы и сенсорные системы. Глаза и зрение. Зрительное восприятие. Оптическая система. Сетчатка — рецепторная часть глаза. Зрительные рецепторы: колбочки и палочки. Нарушения зрения: близорукость, дальнозоркость, цветовая слепота. Гигиена зрения. Ухо и слух. Звуковое восприятие. Строение и функции органа: наружное, среднее и внутреннее ухо. Гигиена слуха. Органы равновесия, обоняния, вкуса, мышечного и кожного. Взаимодействие анализаторов. Профилактика заболеваний органов чувств. Влияние экологических факторов на органы чувств.

   Основные требования к знаниям и умениям:

Знать: биологическую терминологию, строение анализаторов.

Уметь: объяснять действия прямых и обратных связей в нервной системе, показывать связующую роль анализаторов между организмом и внешней средой.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Практическая работа №4. Строение глаза.

Практическая работа №5. Строение органа слуха и вестибулярного аппарата.

Тема 6. Поведение (10 ч) 

Потребности и мотивы поведения. Рефлекторная теория поведения. И.М. Сеченов и И. П. Павлов- основоположники учения о высших (психических) функциях нервной системы. Теория доминанты А. А. Ухтомского и теория функциональной системы поведения П. К. Анохина. Наследственные программы поведения: инстинкты и безусловные рефлексы. Запечатление (импринтинг). Ненаследственные программы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность, озарение (инсайт). Учение И. П. Павлова о двух  сигнальных системах. Речь ее функции. Мышление. Поведение. Психика. Сон как форма приобретенного поведения. Виды сна. Сновидения. Гигиена сна. Память, ее значение и виды. Типы ВИД и темперамента. Разнообразие чувств: эмоции, стресс.

Основные требования к знаниям и умениям:

Знать: процесс торможения условного рефлекса, стадии сна (быстрый и медленный сон), гигиена сна, свойства мышления, процесс запоминания, виды эмоций, роль речи в труде, приёмы запоминания, свойства внимания

Уметь: приводить примеры врождённых и приобретённых рефлексов, программ поведения, характеризовать формы поведения человека.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Тема 7. Покровы тела (2 ч) 

Кожа - наружный покров тела. Строение и функции. Производные кожи: волосы, ногти, потовые и молочные железы. Влияние на кожу факторов окружающей среды. Гигиена кожи. Уход за ногтями и волосами. Закаливание организма.

Основные требования к знаниям и умениям:

Знать: основные биологические понятия, строение и функции кожи, процессы теплопроведения и теплоизлучения, способы закаливания, приёмы оказания первой помощи при ожогах и обморожениях, уход за кожей, волосами и ногтями, причины кожных заболеваний.

Уметь: на немом рисунке показывать и называть структурные компоненты кожи, показывать взаимосвязь между строением и функциями кожи, определять тип кожи.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, инфекционных заболеваний;

- оказания первой помощи при укусах животных; при ожогах, обморожениях, травмах;

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Тема 8. Опора и движение (5 ч)

Скелет человека, его строение, значение и функции. Свойств состав, строение и соединение костей. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на его развитие.
Строение и функции мышц. Основные группы мышц тела человека. Работа и утомление мышц. Значение физических упражнений для формирования скелета и развития мышц. Нарушение нормального развития опорно-двигательной системы.

Основные требования к знаниям и умениям:

Знать: биологическую терминологию, химический состав костей, виды травм, основные группы мышц, последствия гиподинамии.

Уметь: объяснять зависимость характера повреждения костей от их химического состава, характеризовать типы соединения костей, узнавать по немому рисунку строение отделов скелета, выявлять особенности строение поперечно-полосатой и гладкой мышечной тканей.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки;

- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Практическая работа №6. Химический состав кости.

Тема 9. Внутренняя среда организма (4 ч) 

Состав внутренней среды организма: межклеточная жидкость -лимфа, кровь.
Состав и функции крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Донорство. Свертывание крови. Защитные функции крови. Роль фагоцитов, работы И. И. Мечникова по изучению фагоцитоза. Иммунитет и его виды. Дефекты иммунной системы. Роль предохранительных прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Понятие о гомеостазе.

Основные требования к знаниям и умениям:

Знать: биологическую терминологию, процесс свёртывания крови, условия образования тромба: витамин К, соли кальция, значение тканевой жидкости и лимфы, группы крови, правила переливания крови, процессы кроветворения и созревания эритроцитов, иммунную систему человека (костный мозг, вилочковую железу, Т- и В-лимфоциты)

Уметь: устанавливать взаимосвязь между компонентами внутренней среды, объяснять процессы, происходящие в лимфатических узлах, характеризовать процесс свёртывания крови, объяснять механизм различных видов иммунитета, причины нарушения иммунитета.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, и вирусами; ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), инфекционных и простудных заболеваний.

Практическая работа №7. Строение эритроцитов человека и лягушки.

Тема 10. Кровообращение и лимфоотток (4 ч)

Кровообращение, его значение. Органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды (артерии, вены, капилляры). Круги кровообращения. Ток лимфы в организме. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Тоны сердца. Регуляция работы сердца. Синусный узел. Систолический объем сердца. Электрокардиография. Пульс. Особенности и причины движения крови по сосудам, перераспределение крови в организме. Скорость кровотока в сосудах. давление крови. Гигиена сердечнососудистой системы. Профилактика сердечнососудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Влияние факторов окружающей среды на работу сердечнососудистой системы.

Основные требования к знаниям и умениям:

Знать: биологическую терминологию, большой и малый круги кровообращения, образование тканевой жидкости и лимфы, положение сердца в грудной полости, роль парасимпатического и симпатического отделов нервной системы в регуляции работы сердца, свойства сердечной мышцы, гормоны, влияющие на работу сердца.

Уметь: узнавать по немому рисунку структурные компоненты сердца, раскрывать взаимосвязь между строением сердца и механизмом сердечного цикла, характеризовать механизм нервно-гуморальной регуляции работы сердца, измерять давление и пульс, различать венозное, артериальное и капиллярное кровотечение, оказывать первую помощь при кровотечениях.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями и вирусами; ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); инфекционных и простудных заболеваний.

Практическая работа №8. Подсчет пульса в состоянии покоя и после физических нагрузок.

Практическая работа № 9. Измерение кровяного давления.

Практическая работа №10. Отработка приемов остановки разных видов кровотечений.


 Тема 11. Дыхание (4 ч) 

Общая характеристика процесса дыхания человека. Органы дыхания, их строение и функции. Дыхательные движения. Легочные объёмы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Тренировка дыхательных мышц. Предупреждение повреждений голосового аппарата. Борьба с пылью и веществами, загрязняющими воздух. Вред табакокурения. Профилактика воздушно-капельных инфекций. Первая помощь при нарушении дыхания. Искусственное дыхание.

Основные требования к знаниям и умениям:

Знать: биологические понятия, процесс дыхания, роль кислорода в организме, механизм газообмена в лёгких и тканях, заболевания органов дыхания – гайморит, тонзиллит, пневмония и др., факторы, влияющие на дыхание

Уметь: узнавать по немым рисункам органы дыхания, устанавливать взаимосвязь между строением органов дыхания и функциями, характеризовать изменения состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, объяснять действия защитных барьеров, преграждающих вход инфекции в лёгкие, оказывать первую медицинскую помощь.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями и вирусами; вредных привычек (курение); инфекционных и простудных заболеваний;

- оказания первой помощи при простудных заболеваниях, спасении утопающего;

- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Практическая работа № 11.   Измерение   жизненной   емкости   легких.   Изменение   состава воздуха при дыхании.

Тема 12. Пищеварение (5 ч)

Питание и его роль в развитии организма. Пищеварение. Питательные вещества и пищевые продукты. Строение и функции органов пищеварения. Ферменты. Вклад И. П. Павлова в изучение пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Значение зубов и языка в механической обработке пищи. Слюна и слюнные железы. Рефлекс слюноотделения. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Нервная и гуморальная регуляция желудочной секреции. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в тонком и толстом кишечнике. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. Профилактика пищевых отравлений.

Основные требования к знаниям и умениям:

Знать: основные биологические понятия, значение питания, функции пищи: пластическая и энергетическая, значение кулинарной обработки пищи, процесс механической и химической обработки пищи, функции языка, зубов и слюнных желёз, состав желудочного сока, механизм действия ферментов, строение кишечной ворсинки, механизм всасывания, образование гликогена, работы Павлова, правила приема пищи, симптомы протекания желудочно-кишечных заболеваний

Уметь: приводить примеры пищи животного и растительного происхождения, называть и описывать этапы пищеварения, приводить примеры безусловных и условных пищеварительных рефлексов, по немым рисункам определять органы пищеварения.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, грибами; вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); инфекционных заболеваний;

- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Практическая работа №12. Действие ферментов слюны на крахмал.

Тема 13. Обмен веществ и превращение энергии (5 ч)

Общая характеристика обмена веществ. Виды обмена веществ: пластический, энергетический, общий, основной. Обмен органических веществ, его регуляция. Биологическая ценность белков пищи. Водно-минеральный обмен и его регуляция. Витамины, их роль в жизнедеятельности организма человека. Авитаминозы и гиповитаминозы. Питание. Нормы питания. Пищевые рационы. Усвояемость пищи. Терморегуляция организма человека. Первая помощь при тепловых и солнечных ударах, ожогах, обморожениях.

Основные требования к знаниям и умениям:

Знать: основные биологические понятия, основные группы витаминов: С, А, В, D, К, Е и т.д., основные виды авитаминозов: цинга, бери-бери, рахит, роль органов дыхания, кровообращения, пищеварения и выделения в обмене веществ, содержание различных витаминов в различных продуктах питания.

Уметь: характеризовать виды обмена веществ, группы витаминов, рассчитывать нормы питания.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых нарушением обмена веществ;

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Тема 14. Выделение (2 ч)

Роль органов выделения в обмене веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование вторичной мочи и ее выведение из организма. Профилактика заболеваний мочевыделительной системы.

Основные требования к знаниям и умениям:

Знать: основные биологические понятия, процесс фильтрации и образование первичной и вторичной мочи, функции выделения, строение и функции нефрона, факторы, влияющие на работу почек, предупреждение почечных заболеваний.

Уметь: называть и показывать по таблице органы выделительной системы, узнавать по немому рисунку структурные компоненты почки, устанавливать взаимосвязь между строением и функциями системы мочевыделения.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями и вирусами; вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); инфекционных и простудных заболеваний;

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Тема 15. Воспроизведение и развитие человека (4 ч)

Строение мужских и женских половых систем. Половые клетки: яйцеклетка и сперматозоид. Созревание половых клеток. Оплодотворение. Развитие оплодотворенной яйцеклетки, зародыш. Плацента. Беременность и роды. Развитие человека после рождения. Период новорожденности, раннее детство, дошкольный период, школьный период, подростковый период. Юность. Физиологическая, психическая и социальная зрелость. Роль наследственности и социальных факторов в интеллектуальном развитии человека.

Основные требования к знаниям и умениям:

Знать: биологическую терминологию, стадии оплодотворения, этапы жизненного цикла особи, процесс развития плода, режим беременной, закон индивидуального развития, профилактика заболеваний, передаваемых половым путём.

Уметь:  характеризовать процесс оплодотворения, перечислять рефлексы новорожденного, использовать эмбриологические данные для доказательства эволюции, находить черты сходства и отличия в размножении и развитии зародыша

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название темы

Количество часов

Практ. работ

Примечание

1

Введение

1

2

Место человека в системе органического мира

2

3

Строение организма человека

6

2

4

Нервная система

6

1

5

Органы внутренней секреции. Нейрогуморальная регуляция функций организма.

3

6

Органы чувств. Анализаторы. Сенсорные системы.

5

2

7

Поведение

10

8

Покровы тела

2

9

Опора и движение

5

1

10

Внутренняя среда организма

4

1

11

Кровообращение и лимфоотток

4

3

12

Дыхание

4

1

13

Пищеварение

5

1

14

Обмен веществ и превращение энергии

5

15

Выделение

2

16

Воспроизведение и развитие человека

4

Требования к уровню подготовки  учащихся

Учащиеся должны знать:
-специфику строения организма человека, обусловленную прямохождением и трудовой деятельностью;
-особенности строения клетки основной структурной единицы живого организма;
-строение и функции основных тканей и систем органов;
-функциональные системы организма;
-значение гомеостаза внутренней среды организма;
-об обмене веществ, его значении и видах;
-роль ферментов и витаминов в организме;
-особенности нервной и гуморальной регуляций функций органов и организма в целом;
-строение и функции анализаторов;
-механизмы высшей нервной деятельности;
-функциональное значение высших отделов головного мозга;
-особенности индивидуального развития организма человека;
-правила личной гигиены;
-причины, нарушающие физиологические процессы в организме человека;
-причины заболеваний;
-о вреде алкоголя и наркотических веществ для здоровья и развития организма человека.
Учащиеся должны уметь:
-распознавать органы и их топографию;
-оказывать первую помощь при кровотечениях, вывихах, переломах костей, ожогах и обморожениях кожи;
-измерять кровяное давление и частоту пульса;
-давать обоснование правилам и нормам личной и общественной гигиены;
-работать с учебником: с текстом, таблицами и иллюстрациями, пользоваться аппаратом ориентировки (оглавление условными
символами и т. д.).

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

                         Литература и средства обучения

             Рабочая программа ориентирована на использование учебника Рохлова В. С. Биология. Человек и его здоровье. 8 кл.: Учебник. для общеобразовательных учреждений. / В. С. Рохлов, Ч. Б. Трофимов / под ред. Д. И. Трайтака. - М.: Мнемозина, 2011 г. - 278с.

а также методических пособий для учителя:

  1. В.С. Рохлов, С.Б. Трофимов. Человек и его здоровье. Методическое пособие для учителя.
  2. Маш Р. Д., Пугал Н. А., Драгомилов А. г. Биология – 8. Человек. Методическое пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 1998. – 163с.
  3. Пугал Н. А. Тематическое и поурочное планирование по биологии: 8 класс: к учебнику Колесова Д. В. и др. «Биология. Человек. 8 класс». – М.: Экзамен, 2006. -221с.

дополнительной литературы для учителя:

  1. Воронин Л. Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983. – 160с.
  2. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии / Сост. В. С. Кучменко. – М.: Дрофа, 2000. – 96с.
  3. Программно-методические материалы: Биология 6-11 кл.  Сост. В. С. Кучменко. – М.: Дрофа, 1999. – 160с.
  4. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология, 5-11 кл. – М.: Дрофа, 2000. – 224с.
  5. Сухова Т. С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 кл. – М.: Дрофа, 1997. – 160с.
  6. Сухова Т. С. Тесты по биологии. 6-11 кл. – М.: Дрофа, 1998. – 80с.
  7.  www.mnemozina.ru/
  8. 1september.ru
  9. ege.edu.ru
  10. ipk.admin.tstu.ru/intel
  11. Бастракова Ю. А. и др. Элективные курсы предпрофильной подготовки (Экология). – Тамбов:ТОИПКРО, 2005. – 78с.
  12. Бинас А. В. и др. Биологический эксперимент в школе. – М.: Просвещение, 1990. – 192с.
  13. Балабанова В. В. Биология для учащихся 8 класса. – Волгоград. Учитель, 1999. – 90с.
  14. Бруновт Е. П. и др. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: просвещение, 1973, - 383с.
  15. Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы активизации познания/Ред.-сост. Л. Ю. Ганич. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 160с.
  16. Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. Эволюция органического мира. – М.: Просвещение, 1991. – 223с.
  17. Денисова А. М., Быченкова Л. А. Методика проведения лабораторных работ на уроках биологии. – Тамбов:ТОИПКРО, 2005. – 40с.
  18. Захлебный А. Н. Книга для чтения по охране природы. – М.: Просвещение, 1986. - 175с.
  19. Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983. – 224с.
  20. Петунин О. В. Изучение экологии в школе. – Ярославль.: Академия развития; Владимир:ВКТ, 2008. -192с.
  21. Тихонова Е. Н. Введение в гистологию. – Тамбов: ТОИПКРО, 2004. – 106с.
  22. Шутова С. В. Экология человека. – Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2007. – 96с.
  23. Энциклопедический словарь юного биолога / Сост. М. Е. Аспиз. – М.: Педагогика, 1986. – 352с.

Больше-Ломовисский филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Пичаевской средней общеобразовательной школы

Календарно – тематическое планирование

по биологии в 8 классе

(68 часов, 2 часа в неделю)

учителя биологии Перовой Е. Т.

Программа курса  регионального  компонента базисного учебного плана  «Экология  человека» автора   Шутовой С.В. – Тамбов: ТОИПКРО, 2007.

  Учебник: Рохлов В. С. Биология. Человек и его здоровье. 8 кл.: Учебник  для общеобразовательных учреждений. / В. С. Рохлов,

Ч. Б. Трофимов / под ред. Д. И. Трайтака. – М.: Мнемозина, 2011 г.  

2012 – 2013 учебный год

Тематическое планирование по биологии в 8 классе

 


 п/п

Тема урока

Дата пров.

Дата факт. пров.

Примеч.

Введение (1 час)

1

Введение.

Тема 1. Место человека в системе органического мира (2 часа)

2

Человек в системе органического мира.

3

Начальные этапы эволюции человека.

Тема 2. Строение организма человека (6 часов)

4

Клетка – структурная единица организма.

Практическая работа №1. Строение животной клетки.

5

Клетка – функциональная единица организма.

6

Клетка – единица развития живого организма.

7

Ткани организма человека.

Практическая работа №2. Рассматривание микропрепаратов тканей человека.

8

Организм человека.

9

Внутренняя среда и гомеостаз.

Тема 3. Нервная система (6 часов)

10

Значение и организация нервной системы. Рефлекторная деятельность организма.

11

Строение и функции спинного мозга.

12

Головной мозг.

13

Передний мозг.

Практическая работа №3. Строение головного мозга человека.

14

Вегетативная нервная система. Особенности развития мозга человека.

15

Обобщение и зачёт по теме «Нервная система».

Тема 4. Органы внутренней секреции. Нейрогуморальная регуляция функций организма

(3 часа)

16

Железы внутренней секреции. Гормоны.

17

Эндокринные железы, расположенные в области черепа и области шеи.

18

Железы внутренней секреции, расположенные в брюшной полости.

Тема 5. Органы чувств. Анализаторы. Сенсорные системы (5 часов)

19

Строение и функции анализаторов.

20

Глаз и зрение. Формирование изображения на сетчатке.

Практическая работа №4. Строение глаза.

21

Зрительное восприятие. Гигиена зрения.

22

Ухо и слух. Орган равновесия.

Практическая работа №5. Строение органа слуха и вестибулярного аппарата.

23

Органы мышечного и кожного чувств, обоняния и вкуса.

Тема 6. Поведение (10 часов)

24

Рефлекторная теория поведения.

25

 Наследственные программы поведения. Запечатление.

26

Ненаследственные программы поведения. Условные рефлексы.

27

Интеллектуальное поведение животных.

28

Качественные особенности поведения человека.

29

Потребности и мотивы поведения.

30

Сон как форма приобретённого поведения.

31

Память.

32

Типы ВНД и темперамента. Разнообразие чувств.

33

Обобщение и зачёт по теме «Поведение».

Тема 7. Покровы тела (2 часа)

34

Строение и значение кожи.

35

Гигиена кожи. Закаливание организма.

Тема 8. Опора и движение (5 часов)

36

Строение скелета.

37

Свойства, состав, строение и соединение костей.

Практическая работа №6. Химический состав кости.

38

Мышцы, их строение и функции.

39

Управление движением. Работа мышц. Утомление.

40

Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц. Обобщение по теме «Опора и движение».

Тема 9. Внутренняя среда организма (4 часа)

41

Состав и функции внутренней среды организма.

42

Эритроциты.

Практическая работа №7. Строение эритроцитов человека и лягушки.

43

Лейкоциты, тромбоциты и их функции.

44

Защитные функции крови. Иммунитет.

Тема 10. Кровообращение и лимфоотток

(4 часа)

45

Движение крови и лимфы в организме.

46

Строение и работа сердца.

47

Движение крови по сосудам.

Практическая работа №8. Подсчет пульса в состоянии покоя и после физических нагрузок.

Практическая работа № 9. Измерение кровяного давления.

48

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Нарушения в работе органов кровообращения.

Практическая работа №10. Отработка приемов остановки разных видов кровотечений.

Тема 11. Дыхание (4 часа)

49

Органы дыхания.

50

Дыхательные движения. Газообмен в лёгких и тканях.

Практическая работа № 11.   Измерение   жизненной   емкости   легких.   Изменение   состава воздуха при дыхании.

51

Регуляция дыхания.

52

Гигиена дыхания. Первая помощь при  остановке дыхания.

Тема 12. Пищеварение (5 часов)

53

Питание и пищеварение.

54

Пищеварение в ротовой полости.

Практическая работа №12. Действие ферментов слюны на крахмал.

55

Пищеварение в желудке.

56

Пищеварение в кишечнике. Всасывание.

57

Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.

Тема 13. Обмен веществ и превращение энергии

(5 часов)

58

Общая характеристика обмена веществ.

59

Обмен органических веществ.

60

Обмен воды и минеральных солей. Витамины.

61

Нормы питания. Пищевые рационы.

62

Терморегуляция организма.

Тема 14. Выделение (2 часа)

63

Органы выделения.

64

Образование мочи. Профилактика почечных заболеваний.

Тема 15. Воспроизведение и развитие человека (4 часа)

65

Репродуктивные органы.

66

Оплодотворение. Беременность и рождение.

67

Развитие человека после рождения.

68

Итоговый урок «Человек и его здоровье»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...