Урок "Водоросли"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Варичева Марина Александровна

Урок биологии, тема «Водоросли»,  6 класс,  программа Пасечник В.В.

Варичева М.А., учитель биологии МБОУ «СОШ №2», г. Ангарск Иркутской области

Урок построен с использованием проблемных заданий и компьютерной презентации, содержащей видео ролики. Прилагаются дифференцированные задания для проверки знаний учащихся, направленные на формирование познавательных интересов, активизацию мыслительных операций. На уроке формируются научно-познавательная, информационная компетенции и компетенция личностного самосовершенствования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок "Водоросли" 6 класс48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Водоросли»

6 класс

( по учебнику Пасечник В.В.)

Задачи урока:

1 .Познакомить учащихся с особенностями среды обитания, строения и жизнедеятельности водорослей, как наиболее просто организованных представителей растительного мира;

2. Объяснить способы размножения водорослей;

3. Показать значение водорослей в природе и жизни человека.

Тип урока:

Урок  изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование:

Таблица «Водоросли», презентация темы (мультимедийное сопровождение) «Водоросли»,  индивидуальные карточки, рисунки водорослей, рецепт салата из водорослей.

Ход урока

1 Организационный момент:                  

            Приветствие учащихся-1 минута,     (слайд 1, 2)

            Подготовка к опрасу-3 минуты.

2  Проверка домашнего задания:

  1. Работа по индивидуальным карточкам (4 человека)

-размеры растений - рис.30 (приложение 3, 4)

-разнообразие растений – рис 31,32,33 (приложение 2)

- работа с классом мини- футбол (слайд 3,4,5)

  1. Фронтальный опрос. Разминка «Термины» (1-4 человека)

    -ботаника- это…..

    - низшие растения - это…..                    

    - высшие растения - это…

   - таллом, или слоевище – это…

  1.    Индивидуальная работа с учащимся (слайд 6). Работа у доски. Выстраивание классификации царства растений

3 Активизация знаний учащихся

Индивидуальный опрос 5 учащихся. Вопросы в конце параграфа.

-Что изучает ботаника?

-Почему растения выделили в самостоятельное царство?

-Какое значение имеют растения в природе?

-Какое значение имеют растения в жизни человека?

- Почему нужно охранять растения?

ОЦЕНИВАНИЕ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

4 Изучение нового материала (25 мин)

( Запись в тетради темы урока). Рассказ учителя, (слайд 7)

             Водоросли самые древние животные на Земле. Они в основном живут в воде, но встречаются виды, обитающие на сырых участках почвы, коре деревьев и других местах с повышенной влажностью.

             Среди водорослей есть одноклеточные и многоклеточные растения. Водоросли относятся к низшим растениям. Они не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев. Водоросли размножаются простым делением клеток или спорами.

            Водоросли произошли от различных предков.

1)Одноклеточные водоросли

( Работа с учебником стр. 58-67 по 1-2 вариантам).

Обитание или распространение, (слайд 8)

 Зелёные водоросли обитают в солёной и пресной воде, на суше, на поверхности растений, камней или зданий, в сырых, затененных местах. Вы, очевидно, наблюдали летом «цветение» воды в лужах и прудах, а при сильном освещении и в аквариуме (слайд 9). «Цветущая» вода имеет изумрудный оттенок. Под микроскопом в капле воды видно множество одноклеточных зелёных водорослей, которые и придают ей изумрудный оттенок (слайд 10).

      В «цветении» воды чаще всего встречается одноклеточная водоросль

 Хлорелла. *Строение: оболочка, цитоплазма с ядром, а в цитоплазме зелёный хроматофор (слайд 11).

 *Размножение хлореллы (слайд 12). 

* Зеленая одноклеточная водоросль, распространенная в пресных водоёмах и на влажных почвах, (слайд 13)

 Хламидомонада (с греческого «простейший организм, покрытый одеждой-оболочкой» (слайд 14). Имеет грушевидную форму, движется в воде при помощи 2-х жгутиков.

* Строение (стр. 35 хламидомонада и хлорелла) снаружи покрыта прозрачной оболочкой, под которой расположены цитоплазма с ядром, красный «глазок» (светочувствительное тельце красного цвета), крупная вакуоль (заполненная клеточным соком), и две маленькие пульсирующие вакуоли. Хлорофилл и другие пигменты находятся в хроматофоре, (слайд 15)

 *Размножение, (слайд 16, 17)

  В рабочей тетради оформить лабораторную работу № 39, стр. 18.

ДИМАНИЧЕСКАЯ ПАУЗА ( движение водорослей при течении)

2) Многоклеточные водоросли

           Зелёные водоросли обитают в проточных водоёмах, прикреплённых к подводным камням и корягам (улотрикс). В стоячих и медленно текущих водах плавают и оседают на дно ярко-зелёные камки. Они похожи на вату и образованны скоплениями нитчатой водоросли спирогиры. Живут в морях и океанах (ульва или морской салат). В пресноводной воде обитают  харовые водоросли, имеющие сложное строение, (слайд 18, 19)

       У многоклеточных представителей зелёных водорослей тело (слоевище) имеет форму нитей или плоских листовидных образований. У харовых водорослей имеются ризоиды (с греческого «риза» - корень и «Эйдос» - вид) бесцветные ветвистые нитевидные клетки. С помощью их прикрепляются к грунту.

     Бурые водоросли. Морские растения, внешний признак желтовато-бурая окраска слоевищ. Что такое слоевище? Нитевидное, шаровидное, пластинчатое, кустообразное. К грунту прикрепляются ризоидами  или основанием слоевища. У некоторых бурых водорослей появляются группы клеток, которые можно назвать тканями, (слайд 20)

   Ламинария, или морская капуста (север, Ледовитый океан). Цистозейра (Чёрное море).

     Красные водоросли  или багрянки - многоклеточные морские растения. Редко встречаются в пресноводных водоёмах. Очень немногие одноклеточные. Размеры от нескольких сантиметров до 1 метра в длину. Кроме хлорофилла содержаться красные и синие пигменты. Багрянки разнообразны: нитевидные, цилиндрические, кораллоподобные и тд. Их можно встретить даже на глубине 100-200 метров, (слайд 21)

  В каких морях обитают филлофора, порфира и др.?

  Почему они разные?

? проблемный вопрос (слайд 22)

А на одном ли уровне живут водоросли? (слайд 23)

5  Беседа с учащимися для проверки усвоенных знаний

Какое значение водорослей для человека?

1. Питаются рыбы и другие животные.

2. Химическая промышленность—йод, калийные соли, целлюлоза, спирт и др.

3. Удобрение и корм скоту.

4. Агар-агар, использование в хлебопечении, кондитерской , бумажной и текстильной промышленности. Выращивают микроорганизмы.

5. Для разнообразных блюд, (слайд 24)

Вывод: Наличие водоросли - необходимое условие для нормальной жизни водоёма.

( Рецепты салатов из морской капусты), (слайд 25)

6  Закрепление материала

  1. Показ рисунков различных видов водорослей. Необходимо назвать вид или род, класс…(приложение 7)
  2. Индивидуальная работа у доски. Квалификация отдела водоросли, (углубление), (приложение 5,6)

7 Оценивание работы учащихся на уроке.

  1. За работу на уроке всем ребятам раздать рецепт приготовления салата из водорослей « Витаминный» (приложение 8).

8 Объяснение домашнего задания.

На дом  §12, упр. 40,41,42 в рабочей тетради

9 Рефлексия  предлагается пруд, на который нужно прикрепить разного цвета водоросли по настроению и интересу к уроку. (По Люшеру).

        (слайд 26)