«Опыты с растениями. Жизнь животных. Физиология человека».
методическая разработка по биологии по теме

Сидоренко Наталья Анатольевна

Программа курса по дополнительному образованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dop.obrazovaniya.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса

«Опыты с растениями. Жизнь животных. Физиология человека».

(трех годичная) 

Пояснительная записка.

     Изучение данного курса направленно на углубление  и  расширение знаний учащихся по различным вопросам биологической науки , развить интерес к биологии, способствовать выбору учащимися путей дальнейшего продолжения образования; обеспечить формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся и понимание материального единства живой природы.

        Цель программы :

   Цель 1 года обучения:

    -  расширение, структурирование и конкретизации знаний учащихся о роли растений ,о жизнедеятельности растительного организма, многообразие дикорастущих и культурных растений, их взаимосвязях в природе, народнохозяйственном значении, о клеточном строении.

     -  раскрытие роли растений в природе, их значения в жизни человека, влияние деятельности человека на отдельные виды и природные сообщества.

     Задачи  курса «Опыты с растениями» нацелены на овладение умений по выражению растений, проведению опытов и наблюдению за жизнью растений, их распознаванию и определению, на применение знаний о растениях для обоснования агротехнических и природоохранных мероприятий, для объяснения причин сезонных явлений.

  В основу курса положен функциональный подход: основное внимание уделяется раскрытию функций растительного организма в связи со строением, роли растений в биоценозах и биосфере.

  Содержание курса обусловливает необходимость использования разных форм и методов обучения: наблюдения, эксперимента, практических работ, сельскохозяйственного труда на учебно-опытном участке. Значительное внимание следует уделять экскурсиям в природу, теплицу или оранжерею, ботанический сад, а также обсуждению докладов учащихся, проведению конференций, оформлению стендов и др.

  Изучение курса важно строить с опорой на знания курса природоведения, географии, а также курса биологии.

  Цель 2 года обучения:

     - формирование у учащихся интереса к изучению животных, так как много интересной информации о животных остаётся за пределами школьной программы;

     - знакомство с методами науки и расширению представлений о многообразии животных, их значении в природе и жизни человека.

    Задачи курса «Жизнь животных» состоят в расширении и углублении знаний о животном мире, особенностях строения, питания и передвижения животных, их приспособлениях к изменчивым условиям природной среды, о роли животных в формировании и сохранении окружающей среды и динамического природного равновесия.

       Занятия приводят к убеждению в необходимости рационального использования ресурсов животного мира, реализации практических мер по его воспроизводству и охране.

      В процессе занятий знания о разнообразных взаимосвязях животных с живой и неживой природой позволяют заложить основу экологического воспитания, продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся.

       Система знаний о жизни животных в искусственных природных сообществах по сравнению с естественными позволит расширить представление о влиянии производной деятельности и одомашнивания на состояние животного мира и отдельных видов, сформировать понятие о сопряженном развитии природы и общества. Ознакомление с действующими  законами, постановлениями об охране животного мира пополнит арсенал правовых знаний школьников.

     Курс изучения жизни животных предусматривает организацию ряда семинаров, лабораторных работ, экскурсий в природу, зоопарк, экологический и краеведческий музеи, проведение заключительной конференции по материалам, подготовленным учащимися по литературным источникам и на основании собственных наблюдений. Это способствует прочному усвоению учащимися знаний, овладению умениями обрабатывать материал и пользоваться этими умениями в будущей трудовой деятельности, а также подготовке учащихся к сознательному выбору профессии.  

Цель 3 года обучения: 

         - углубит и расширит знания учащихся, интересующихся биологией, по наиболее важным и значимым проблемам физиологии человека;

         - расширить знания учащихся о собственном организме, о мерах сохранения здоровья, о профилактике заболеваний и доврачебной помощи; о медико-гигиенических основах техники безопасности на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, о профилактике школьного и бытового травматизма, повышении работоспособности.

     Задачи  курса «Физиология человека» обеспечить  гигиеническое воспитание школьников, понимание ими вреда гиподинамии, курения, употребления алкоголя и других наркотических веществ, неправильного питания, нарушения режима труда и отдыха.

         В ходе изучения курса учащиеся знакомятся со следующими понятиями: организм - единое целое, уровни его организации, гомеостаз, саморегуляция физиологических функций, а также с практическим применением достижений физиологии в медицине, санитарии и гигиене. В зависимости от природного и производственного окружения материал курса может быть дополнен сведениями по физиологии труда, научным основам охраны природы, профилактике наиболее распространенных в данной местности заболеваний.

  В ходе изучения курса учащиеся совершенствуют умения пользоваться лабораторным оборудованием, работать с микроскопом, препарировать, а также вести самонаблюдения, важные для физиологического контроля.

Продолжительность и этапы образовательного процесса.

        Программа рассчитана на 3 года обучения.

Объём  программы  - 576 часов, которые распределяются следующим образом:

     1 год обучения – 144 часа (4 часа в неделю). Учебные модули: «Ботаника- наука о растениях», «Растения осенью и зимой», « Игра цветов», « Рост растений», «Раздражимость и движение у растений».

    2 год обучения – 216 часа (6 часов в неделю). Учебные модули: «Животные водоемов»,                     « Животные паразиты». «Животные леса». « Животные степей  и пустынь». « Животные тундры и лесотундры», « Синантропные и домашние животные, животные культурных ландшафтов», « Редкие и исчезающие виды животных», « Охрана природы».

    3 год обучения – 216 часа (6 часов в неделю). Учебные модули: «Организм как единое целое»,           « Физиология возбудимых тканей», « Внутренняя среда организма», «Кровообращение»,                         « Дыхание», «Обмен веществ и энергии . Питание», «Пищеварение», «Выделение».

Содержание курса.

Первый год обучения.

«Опыты с растениями ».

Раздел 1 .Введение.(2 часа).

         Введение. Правила ТБ.  

Раздел 2.Ботаника- наука о растениях.(12 часов)

        Что изучает ботаника? Общие закономерности развития  живой природы. Растительный организм как целостная система. Особенности жизнедеятельности растений. Клетки, ткани, органы и система органов растений. Систематика растений.

        Практические занятия : Клетки, ткани, органы и система органов растений.

Раздел 3. Растения осенью и зимой.(20 часов).

       3.1.Листопад и ветвепад.

Искусственный листопад. Опадение листьев под влиянием табачного дыма. Как сохранить естественную окраску засушиваемых цветков. Влияние листовой пластинки на длительность жизни черешка. Получение растительного волокна.

Практические занятия:   Опадение листьев под влиянием табачного дыма. Получение растительного волокна.

        3.2 Осенние краски.

Влияние условий освещения на пожелтение листьев. Необходимость кислорода для разрушения хлорофилла. Искусственная осень. Надписи и рисунки на плодах. Тайны созревающих плодов.

Практические занятия:  Влияние условий освещения на пожелтение листьев. Надписи и рисунки на плодах.

      3.3.Покой- это тоже жизнь.

Много ли питательных веществ в опавших листьях. Судьба запасного крахмала. Повышение морозоустойчивости тканей растений. Продолжительность периода глубокого покоя тканей у разных видов растений. Покой семян. Теплые ванны для растений. Почки осенние и весенние. Цветы зимой.

Раздел 4.Игра цветов(50 часов)

   

       4.1.Белый цвет.

Почему лепестки цветков белые.

     4.2.Красный, розовый, синий, фиолетовый.

Выделение антоцианов. Изменение цвета под действием кислот и щелочей. Приготовление индикаторной бумаги из растворов антоцианов. Изменение окраски цветков в букете. Надписи на лепестках. Муравьиные художества. Влияние ионов металлов на окраску цветков гортензии. Мозаика из всходов. Обесцвечивание антоцианом сернистым газом. Акварельные краски из антоцианов.

Практические занятия:  Выделение антоцианов. Изменение цвета под действием кислот и щелочей. Приготовление индикаторной бумаги из растворов антоцианов. Надписи на лепестках. Обесцвечивание антоцианом сернистым газом. Акварельные краски из антоцианов.

     4.3. Желтый цвет.

Получение облепихового(морковного) масла. Получение желтого красителя из сухой чешуи лука.

Практические занятия:  Получение облепихового(морковного) масла. Получение желтого красителя из сухой чешуи лука.

     4.4. Коричневый и черный цвета.

Обнаружение катехинов в клетках растений. Получение чернил из растительного материала. Почему органы растений после гибели чернеют. Многие ли растения содержат дубильные вещества. В какой части стебля накапливаются дубильные вещества.

Практические занятия: Обнаружение катехинов в клетках растений. Получение чернил из растительного материала.

 

          4.5.Зеленый цвет.

Какие пигменты содержаться в зеленом листе. Разделение пигментов по методу Крауса. Действие щелочи на хлорофилл. Какого цвета хлорофилл. Взаимодействие хлорофилла с кислотой. Письмо на зеленом  листе. Образование  колец отмирания на листьях. Получение отпечатков, фотографий с помощью раствора хлорофилла. Фотографии на листьях. Окрашивание цветков искусственными красителями.

Практические занятия: Разделение пигментов по методу Крауса. . Взаимодействие хлорофилла с кислотой. Письмо на зеленом  листе. . Получение отпечатков, фотографий с помощью раствора хлорофилла. Фотографии на листьях. Окрашивание цветков искусственными красителями.

Раздел 5. Рост растений.(26 часов)

          Периодичность роста древесных побегов. Выращивание растений с 2 стеблями из 1 семени. Причудливые стебли. Березовый сок и старение растений. Салициловая кислота- ингибитор роста растений. Влияние ростовых веществ дрожжей на укоренение черенков. Влияние качества света на рост растений. Тормозящее влияние света на рост растений. Влияние табачного дыма на рост растений. Срастание корневых систем древесных растений. Взаимное влияние растений. Влияние газообразных выделений растений на прорастание семян.  Бактерицидное действие фитонцидов горчицы.

Раздел 6. Раздражимость и движение у растений.( 34 часа ).

      6.1. Раздражимость растений.

Обнаружение токов повреждения в разрезанном яблоке. Опыт с зеленной горошиной. Стоит ли трогать растения без надобности.

Практические занятия: Обнаружение токов повреждения в разрезанном яблоке. Опыт с зеленной горошиной.

      6.2. Гигроскопические движения.

Движения чешуй шишек хвойных, сухого  мха, сухоцветов. Гигроскопические движения семян. Гигрометр из семян аистника.

      6.3.Тропизмы.

Гидротропизмы корня. Влияние силы земного тяготения на рост стебля и корня. Влияние этилена на геотропическую реакцию проростков гороха. Как поднимаются  полегшие стебли ржи. Изучение фототропизма растений Движение корзинки подсолнечника. Магнитное поле Земли и рост корня.

Практические занятия: Влияние этилена на геотропическую реакцию проростков гороха.

      6.4.Настии.

Наблюдения за венчиками цветков. Термонастии цветка тюльпана. Как движутся листья кислицы обыкновенной и робинии лжеакации. Влияние ауксина на закручивание усиков гороха. Хмель завивается.

Практические занятия: Наблюдения за венчиками цветков.

Второй год обучения.

«Жизнь животных».

Раздел 1: Введение.(12 часов).

           Многообразие животного мира. Общие планы строения позвоночных и беспозвоночных животных, связь строения и функций организма. Влияние на животных факторов неживой и живой природы. Роль и место животных в природе. Средообразующая деятельность животн6ых. Значение животных в жизни человека, использование и охрана животного мира.

Раздел 2: Животные водоемов.(36 часов).

              Животные водоемов различных типов. Многообразие водных животных. Строение и передвижение. Приспособления к жизни в воде и к сезонным изменениям водоема. Местообитание, типы питания, пищевые цепи. Роль хищных животных в ограничении численности жертв и понятие биологического равновесия. Средообраующая роль водных беспозвоночных. Биологическая очистка воды.

   Рыбы в природе и хозяйстве человека. Эксплуатация и охрана промысловых раб. Аквариум – модель экосистемы.

            Практические занятия: Изучение строения и передвижения одноклеточных животных. Изучение многообразия животных пресного водоема. Наблюдения за питанием передвижением головастика. Изучение абиотических и биотических условий водоема и их роли в жизни животных аквариума. Рыбы местных водоемов. Правила рыболовства.

            Экскурсия: Жизнь животных водоёма.

Раздел 3: Животные паразиты. (9 часов).

           Многообразие паразитических животных. Приспособления к паразитическому образу жизни. Постоянные и временные паразиты. Циклы развития и роль в жизни хозяев. Использование явления паразитизма в защите растений.

           Практические занятия: Изучение строения паразитов.

Раздел 4:  Животные леса. (45 часов).

         Население животных подстилки и почвы; особенности строения в связи с передвижением и питанием. Роль животных в почвообразовании и повышении плодородия почв. Лесное хозяйство и животный мир.

 Население животных травяного яруса; пространственные и пищевые связи животных с растениями и друг с другом. Муравьи как общественные насекомые и их роль в жизни леса. Насекомые группы мертвоедов и навозников, их роль в утилизации животного опада.

  Животные древесного яруса, их взаимоотношения с другими животными, растениями, неживой природой. Роль животных в регуляции численности насекомых, распространении плодов и семян. Хищные и растительноядные формы. Сезонные явления в жизни лесных животных.

           Практические занятия: Изучение роющей деятельности земляных червей. Изучение строения ротового аппарата насекомых в связи с типом питания.

            Экскурсия: Жизнь птиц  весной. Изучение животных леса . Муравьи санитары леса.

Раздел 5:  Животные степей  и пустынь.( 9 часов).

           Многообразие и характерные черты  степных  пустынных животных, их строение в связи с передвижением. Сезонные и суточные изменения в жизни животных. Роль степных в природе. Практическое значение и охрана змей

.

Раздел 6:  Животные тундры и лесотундры. ( 9 часов).

Характерные особенности строения и поведения животных в связи с экстремальными условиями среды. Сезонные изменения условий, колебания численности. Особенности использования и охраны фауны Севера.

Раздел7:  Синантропные и домашние животные, животные культурных ландшафтов.(33 часа).

    Животные сельских угодий. Насекомые- опылители и вредители сельскохозяйственных культур. Хищные птицы и их роль в ограничении численности мелких млекопитающих. Деятельность человека в сельскохозяйственных угодьях и ее влияние на животный мир. Динамика численности животных в агроценозах. Биологические методы защиты растений.

 Особенности поведения и питания животных города. Взаимоотношения животных и человека в городе. Эстетическое и воспитательное значение городской фауны. Привлечения и охрана животных города. Методы ограничения численности синантропных грызунов, насекомых.

 Домашние животные и их роль в жизни человека. Методы создания многообразия пород; распространенные и редкие породы. Охрана генофонда домашних животных. Одомашнивание животных и его перспективы. Управления поведением животных.

   Экскурсия: Особенности жизни синантропных животных (краеведческий музей).

Раздел 8: Редкие и исчезающие виды животных.(27 часов).

        Человек как природопреообразующий фактор. Виды, исчезнувшие по вине человека. Редкие и исчезающий виды. Красные книга. Охраняемые животные региона. Методы восстановления их численности. Значение охраны генофонда. Животного мира- исчерпаемый ресурс. Система кадастров и понятие мониторинга. Закон об охране и использовании животного мира.

Раздел 9: Охрана природы.(33 часа).

       Организационные, экономические и правовые меры по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. Экологический императив. Необходимость безусловного соблюдения законодательства  в области природопользования.

        Ноосфера  -  цивилизация будущего. Использование достижений научно – технического прогресса в природопользовании: внедрение безотходных технологий, автоматизированных систем и приборов контроля за состоянием окружающей среды, экологическая экспертиза новой техники и технологии.

  Сохранение разнообразия биосферы на месте и вне мест обитания видов. Система заповедников и других особо охраняемых территорий; разведение видов, находящихся в опасности, в контролируемых условиях.

  Организация службы слежения за состоянием биосферы. Система биосферных заповедников (БЗ).

  Экологическое образование населения как важный фактор  создания ноосферы. Сотрудничество с правительствами других государств и международными организациями в области охраны окружающей среды.

        Практические работы: Система мер по охране окружающей среды в регионе.

 Преимущества и недостатки охраны видов на месте обитания и вне мест обитания.

 Оценка состояния окружающей среды в микрорайоне.

Третий год  обучения.

«Физиология человека ».

         Раздел 1: Введение ( 6 часов ).

Предмет и методы физиологии, ее связь с другими науками. Использование достижений физиологии в медицине, спорте, учебной и трудовой деятельности. Возрастная физиология и школьная гигиена.

         Раздел 2: Организм как единое целое (9 часов ).

Организм как саморегулирующаяся система. Специализация органов. Значение нервной системы и гуморальных факторов в целостности организма. Реакция организма как целого на внешние воздействия. Физиологический покой и возбуждение. Возбудимость как свойство ткани отвечать на раздражение лишь ей присущей деятельностью.

         Раздел 3: Физиология возбудимых тканей  (21 час ).

История открытия  биоэлектрических явлений; современные методы регистрации биотоков. Микроэлектроды. Успехи современной науки в изучении биоэлектрических явлений.

 Природа биоэлектрических явлений: распределение зарядов на мембране покоящейся клетки, движение зарядов при переходе клетки от состоянии покоя к состоянию возбуждения Электрическая активность нерва и мышц.

 Значение регистрации биотоков ля диагностики заболеваний. Электроэнцефалография, электрокардиография, электромиография. Телеметрия, ее роль в медицине, космонавтике, авиации, спорте.

         Раздел 4: Регуляция физиологических процессов (18 часов ).

Нервная регуляция функций организма. Роль нервной системы в восприятии, переработке и передаче информации. Рефлекс как основа нервной деятельности. Принцип обратной связи.

 Гуморальная регуляция функций организма. Железы внутренней секреции. Свойства гормонов. Гормоны роста и развития; гормоны, поддерживающие постоянство внутренней среды; гормоны, мобилизующие резервы организма при интенсивной деятельности.

  Связь нервной и гуморальной регуляции. Роль медиаторов в проведении нервного возбуждения.

          Практические работы:  Самонаблюдение. Мигательный, коленный рефлексы, отдёргивание руки при уколе, при прикосновении к горячему

         Раздел 5: Внутренняя среда организма (24 часов ).

Внутренняя среда организма. Значение постоянства внутренней среды, гомеостаз. Кровь как часть внутренней среды. Дыхательная, транспортная и защитная функция крови. Малокровие и его профилактика у детей и подростков. Клеточный и гуморальный иммунитеты. СПИД. Анализ  крови как один из показателей состояния здоровья. Инфекционные заболевания, их профилактика. Проблемы тканевой совместимости, группы крови, резус- фактор, переливание крови, пересадка тканей и органов.

         Практические работы: Анализ крови. Определение группы крови, скорости оседания эритроцитов, содержание гемоглобина, скорости свёртывания крови.

        Экскурсия: Служба крови(поликлиника)

            Раздел 6: Кровообращение ( 45 часов ).

    Значение кровообращения в поддерживании постоянства внутренней среды. Сердце. Функции предсердий и желудочков. Клапаны сердца. Кровеносные сосуды. Автоматия сердечной деятельности. Проводящая система сердца. Понятие об электрокардиографии. Сердечный цикл. Регуляция работы сердца.

  Успехи в области хирургии сердца, лечение пороков сердца, искусственные клапаны. Меры доврачебной помощи при  остановке сердца. Аппарат искусственного кровообращения (АИК). Опыты по пересадке сердца. Движение крови по сосудам. Сердечный толчок, тоны сердца. Пульс. Скорость движения крови. Кровяное давление. Кровообращение в капиллярах. Нервная и гуморальная регуляция кровоснабжения органов.

  Факторы, неблагоприятно действующие на сердце и сосуды. Профилактика сердечно- сосудистых заболеваний. Тренировка сердечно- сосудистой системы. Вредное действие курения и алкоголя на функции сердца и сосудов.

    Практические работы: Сердце млекопитающего животного. Внешнее и внутреннее строение сердца. Демонстрация работы клапанов сердца. Самонаблюдения. Сердечный толчок. Глазо-сердечный рефлекс. Функциональные пробы: учащение сердцебиение при переходе из положения сидя в положение стоя; сравнение числа ударов сердца в состоянии покоя и после дозированной нагрузки (20 приседаний за 30 с.). Построение графика нормализации пульса до исходной частоты, характерной для состояния покоя. Измерение артериального давления по Короткову. Измерение давления до и после дозированной нагрузки. Измерение скорости кровенаполнения капилляров ногтевого ложа.

    Экскурсия : Медицинская  аппаратура, применяемая при лечении сердечно-сосудистых заболеваний.

              Раздел 7: Дыхание (36 часа ).

Значение дыхания. Особенности строения и функции органов дыхания в детском возрасте.

 Придаточные пазухи носа. Миндалины, аденоиды.

 Парциальное давление газов в альвеолах и напряжение газов в крови. Легочный газообмен. Перенос газов кровью. Газообмен в тканях.

  Дыхательные движения. Методы регистрации глубины и частоты дыхания. Жизненная емкость легких. Спирометрия. Регуляция частоты и глубины дыхательных движений. Транспортировка органов дыхания.

  Охрана воздушной среды. Защита органов дыхания при работе с ядохимикатами. Борьба с дыхательными инфекциями. Вредное влияние курения. Физиология дыхания на службе производства аэронавтики, космонавтики и покорения морских глубин.

     Практические работы: Изготовление модели Дондерса, демонстрирующей причины движения воздуха в легкие и из лёгких. Самонаблюдение. Методы измерения частоты и глубины дыхательных движений. Спирометрия. Измерение продолжительности  задержки дыхательных движений при максимальном вдохе и максимальном выдохе. Влияние гипервентиляции и задержки дыхания на работу дыхательного центра.

             Раздел 8: Пищеварение ( 15 часов ) .

     Питательные вещества и пищевые продукты. Функции пищеварительного аппарата. Методы изучения деятельности пищеварительных желез. Роль И.П. Павлова в их изучениях. Пищеварение  в желудке. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание и моторная функция кишечника.

 Защитные пищеварительные рефлексы. Профилактика и меры борьбы с желудочно-кишечными заболеваниями и инвазиями. Влияние алкоголя и никотина на органы пищеварения.

Практические работы:  Действие птиалина слюны на крахмал и пепсина на белки. Анализ пищевых продуктов(качественные реакции на белки, крахмал, глюкозу, жиры).

              Раздел 9: Обмен веществ и энергии. Питание( 24 часа ).

        Обмен веществ и энергии- основа процессов жизнедеятельности организма. Подготовительная стадия обмена, пластический и энергетический обмен. Значение питательных веществ для организма. Роль ферментов в обмене веществ. Обмен белков, физиологическое значение аминокислотного состава пищевых белков и их биологическая ценность. Азотический баланс. Изменение с возвратом потребности организма в белках. Особенности жирового и углеводного обмена в разном возрасте.

         Значение воды, минеральных солей, микроэлементов и витаминов для процессов роста и развития человека. Сохранение витаминов в пище.

          Методы определения энергетического обмена. Понятие о прямой и непрямой калориметрии. Основной обмен. Расходы энергии при мышечной деятельности. Энергетические затраты и нормы питания. Режимы питания. Пищевые рационы. Гигиенические навыки, связанные с приемом пищи.

 Практические работы: Составление пищевых рационов.

                Раздел 1:.Выделение(16 часов ).

       Пути выделения продуктов обмена из организма. Функция почек. Строение почек, их кровоснабжение, образование мочи. Роль почек в поддержании постоянства солевого состава и кислотности крови. Регуляция работы почек. Последствия удаления почки. Искусственная почка.

      Практическая работа: Почка млекопитающего животного: внешний осмотр, вскрытие почки

Список литературы.

           Список литературы, используемый педагогом:

1.Бобров Р.В. Зеленый патруль: Книга для учителя.- 2-е изд.; перераб. -М.: Просвещение 1984.

2.Генкель П. А. Физиология растений. -М.: Просвещение, 1985.

3.Тетюрев В. А. Методика эксперимента по физиологии растений: Пособие для учителей.-4-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1980.

4.Авилова К. В. Позвоночные животные, изучение их в школе: Птицы.- М.: Просвещение, 1983.

5.Симаков Ю. Г. Жизнь пруда.- М. : Колос, 1982.

6.Воронин Л.Г., Марш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека.- М.: Просвещение, 1983.

7.Климова В.И. Человек и его здоровье.-М.: Знание,1986.

8.колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников.- М.: Педагогика, 1982

           Список литературы, используемый учащимися:

1.Книга для чтения по ботанике Сост. Д. И. Трайтак. -М.: Просвещение, 1985.

2.Головкин Б. И. Рассказы о растениях- переселенцах.- М.: Просвещение 1984.

3.Энциклопедический словарь юного натуралиста. -М.: Педагогика, 1981.

4.Петров В.В. Жизнь леса и человек.- М.: Просвещение, 1985.

5.Банников А.Г. Мир животных и его охрана.-М.: Педагогика, 1981.

6.Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека.-М.: Просвещение, 1983..

7.Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье сын и дочь.- М.: Просвещение, 1985


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Забота человека о растениях и животных"

Конспект занятия для 1-2 классов. Знакомство с воздушной, водной средой, сушей...

Урок-конференция "Насекомые - вредители культурных растений, животных и человека"

Урок предусматривает обобщение пройденного материала по теме: Тип Членистоногие Класс Насекомые. Ученики готовят сообщения о насекомых вредителях...

Урок в 8-м классе "Испарение и конденсация в природе, в жизни животных и человека"

Основной целью данного урока является раскрытие основных научных положений изучаемой темы во взаимосвязи с природой и жизнедеятельностью человека. Задачи урока: ознакомление обучающихся с элементами э...

Насекомые-вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека и животных.

Представленная разработка урока имеет целью ознакомление с разнообразием и характерными биологическими особенностями насекомых-вредителей культурных растений, их отрицательной ролью в практической дея...

"Бионика. Формы живого в природе и их промышленные аналоги. Использование человеком принципов организации растений и животных"(конспект урока биологии в 11 классе)

Для решения вопроса о дидактическом и методическом обеспечении преподавания биологии руководствуемся Федеральным перечнем учебников на 2015-16уч.г. УМК: Биология. Общая биология. Профильный уровень. 1...

Рабочая программа элективного курса "Экология растений", "Экология животных", "Экология человека", "Экология и биосфера"

Рабочая программа составлена в соответствии с программой  автор И.М. Швец. Включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание обучения, требования к уровню подготовки учащихся...