Культура общения учителя в процессе управления учебной деятельностью учащихся
статья по биологии по теме

Молоканова Лариса Владимировна

 

Главной задачей учителя при взаимодействии с учащимися является не только выдача рекомендации по общению со взрослыми, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы школьников к активному диалогу и сотрудничеству .  Культура общения педагога- необходимое качество современного преподавателя,  направленное на развитие и становление личности школьника в образовательном процессе, приобщение каждого  ребёнка к культурным общечеловеческим ценностям через совместный диалог и сотрудничество как равноправных партнёров по учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Культура общения учителя и учащихся в процессе обучения

Культура общения учителя является частью его профессионально-педагогической деятельности. Это сложное интегральное качество личности педагога, включающее культуру речи, культуру поведения и культуру организации различной деятельности и взаимодействия учащихся, а также познание личности, сопереживание ей и самоутверждение ее в ходе культурного диалога. Общение в педагогической деятельности выступает как средство управления учебно-воспитательным процессом, как инструмент воздействия на развитие и становление личности школьника.

Общение – взаимодействие субъектов, в процессе которого происходит взаимная трансляция Я субъектов. Следует отметить, что в организации учебно-познавательной деятельности роль общения и сотрудничества трудно переоценить. В целенаправленной педагогической деятельности общение приобретает специальные задачи. Общение преобразует духовное достояние одного человека в общее достояние субъектов общения. В этом внутреннем обогащении и состоит огромное значение общения. А его отсутствие понимается как обеднение внутреннего мира человека, лишенного познать иные, чем в его личностной структуре, отношения, мысли, переживания, идеалы. В условиях личностно ориентированного образования возникает потребность в управлении общением в ходе учебной деятельности.

Педагог должен знать закономерности педагогического общения, обладать коммуникативными способностями и речевым этикетом. Педагогическое общение – это взаимодействие педагога с учащимися в учебно-воспитательном процессе, создание благоприятного климата, способствующего более полному развитию личности школьника. Педагог организует общение и научает детей общению. В культуре общения современного учителя отражаются следующие функции: открытие ребенка на общение, соучастие ребенка в процессе общения, возвышение ребенка в процессе общения. Реализация их обеспечивается практическими, профессиональными умениями педагога.

Управление учебной деятельностью предполагает многообразие взаимодействия, помогающего актуализировать личностный опыт каждого ученика. На каждом этапе обучения ведущей становится форма взаимодействия, которая сохраняет высокий уровень активности обучаемого. Управление общением заключается в том, что выбор оптимальных сочетаний форм  взаимодействия обеспечивает ученикам со средними и низкими способностями благоприятные условия в восприятии, понимании и осмыслении содержания учебного материала.

Управляя процессом общения, педагог создает условия для обучения культуре взаимопонимания в совместном диалоге, к которым относятся: взаимопомощь,  такт, уважение, умение поддерживать контакт, обеспечивать обратную связь, управлять своим поведением, рефлексировать. Последнее помогает учащимся при общении сознательно корректировать свою деятельность в разговоре с другими, выбирать необходимые средства, с тем, чтобы обеспечить результативность коммуникаций. При этом любой диалог должен основываться на принципе толерантности – терпимости и уважительного отношения партнеров друг к другу, признания равенства и одновременного отказа от доминирования и насилия. Школьник без общения с учителем, организующим его обучение и воспитание, не может стать личностью. Он должен научиться правилам жизни в социальном коллективе, приобрести социальный и нравственный опыт, обнаружить и раскрыть свою внутреннюю природу, потенциальные возможности. Для этого учитель должен строить общение с учениками как равноправный диалог, где учитель и его ученики должны достигнуть одной цели через взаимопонимание и взаимопомощь в реализации задач обучения и воспитания. Именно это закладывает в ученике механизмы самозащиты, самореализации, саморазвития.

Культура общения, по Р.М. Фатыховой, – это межличностный диалог на высшем уровне; нравственное общение свободных личностей, построенное на человеческом отношении к человеку, в котором проявляются личные переживания людей.
Интересна в этом плане деятельность учителя-новатора И.П. Волкова, который следует в своей работе специальным психологическим приемам организации творчества детей, выражающихся в конкретных требованиях к общению с ними: – нельзя детям запрещать заниматься любимым делом, даже если они не успевают по другим предметам; не следует навязывать ученику свое мнение по поводу самостоятельной творческой работы;
– при проверке готовой самостоятельной работы или при руководстве ее выполнением у учителя должна преобладать доброжелательность, мягкость, снисходительность и ни в коем случае не должна проявляться резкость, неудовлетворенность, раздраженность. Современный учитель должен быть специально «нацелен» на активное и разностороннее общение с ребенком. «И учитель, и ученик должны получать удовольствие и удовлетворение от общения через совместную интеллектуальную и творческую работу, и у них общие в этом процессе переживания. Ребенок должен чувствовать, что взрослому это также важно и интересно». В.А. Сухомлинский писал, что «учение – это не механическая передача знаний. Это сложнейшие человеческие взаимопонимания».

При организации учебной деятельности учитель понимает и принимает ребенка таким, каков он есть, а не осуждает и критикует его, при этом он интерпретирует поступки детей, что создает для них новые возможности отношения к себе, миру, другим людям. Установление контакта и доверительного отношения с детьми является главным в сотрудничестве с детьми.

Ш.А. Амонашвили успешно решает задачу создания благоприятного эмоционального климата общения, включая приемы демонстрации интереса и уважения к обучаемому, внимание к его интересам и мнению, создавая творческую систему взаимопонимания и взаимодействия. Он считает, что главный момент воспитания сотрудничества должен заключаться в том, чтобы «доставить ребенку радость общения, радость совместного познания, совместного труда, совместной деятельности… Изменение роли учителя в рамках стратегии совместной продуктивной деятельности с учащимися возможно только тогда, когда он перестает быть глашатаем, «транслятором некоей непререкаемой истины», а становится организатором сложной, напряженной личностной работы по решению творческих задач».

В процессе совместной учебной деятельности происходит переход инициативы с полюса учителя на полюс учащегося. В условиях организации учебной деятельности, учитель должен построить учебный процесс таким образом, чтобы осуществлялось внимание к личности ребенка через совместную учебную деятельность, где он выступает в роли наставника и партнера по совместной работе. В личностно ориентированном образовании учитель из непререкаемого авторитета становится внимательным и заинтересованным собеседником и участником процесса познания. Управление  общением предполагает следующие умения учителя:

  1. организовывать процесс обсуждения и его содержание;
  2. осознавать отношение участвующих сторон к предмету и ходу обсуждения;
  3. выстраивать пространственные взаимодействия;
  4. побуждать к высказыванию, слушать не перебивая;
  5. фиксировать успехи учащихся в совместной деятельности;
  6. помогать участникам преодолевать возникающие барьеры в совместной работе;
  7. сохранять непредвзятость и отстраненность в диалоге учащихся;
  8. стимулировать творческий поиск;
  9. удерживая детали, помнить об общих задачах обсуждения.

Таким образом, в современной школе меняется отношение учителя к ребенку, которое связано с гуманным подходом, сотворчеством педагога и учащихся в совместной учебной деятельности. Педагог должен относиться к школьнику как к самостоятельному субъекту, способному учиться не по принуждению, а по собственному желанию. Общение является одной из важнейших предпосылок развития и становления личности. Культура общения учителя в этом случае заключается в умении выстраивать учебный диалог не только между собой и детьми, но и внутри детского коллектива.

Чтобы школьник начал действовать в качестве субъекта учебной деятельности, ему нужен активный оппонент, имеющий свою точку зрения на сложившуюся ситуацию и заинтересованный в поиске выхода их нее. При наличии такого оппонента он вынужден будет подвергнуть свое мнение критическому анализу и оценке, вступив в диалог с носителем других точек зрения. Главное в таком общении – столкновение мнений, которое приводит к взаимному анализу независимых оценок, что определяет силу и слабость каждой из них, помогает преодолеть участнику диалога ограниченность, тем самым создаются условия для осуществления целенаправленного поиска способа решения учебной задачи. Ученик в современной  школе может проявить себя как личность, как субъект обучения только в том случае, если его деятельность развертывается в рамках коллективного учебного диалога.

Управление учебным процессом будет более эффективным, если: содержание обучения будет соответствовать требованию:

  1. оно может быть выявлено и усвоено в деятельности, распределенной между учителем и учеником;
  1. учебный процесс будет организован в форме коллективного диалога между учащимися, когда каждый из них имеет право на свою точку зрения и каждый ответ проверяется как возможный вариант решения задачи;
  2. в учебном диалоге учащегося будет участвовать учитель. При этом учитель является участником совместного поиска, а не руководителем. Он может высказывать свои мнения, предлагать решения, открытые для критического анализа и оценки в той же мере, как и действия учащихся. Учитель должен слиться с учащимися в поиске способа решения учебной задачи, быть партнером совместного диалога.

Учитель и ученик, как отмечает В.В. Репкин, вносят свой вклад в учебный диалог своими действиями, учитель создает предпосылки для развертывания совместной учебно-поисковой деятельности.

 Без развернутого обучения способам взаимодействия учебная форма сотрудничества обедняется, что приводит к блокированию рефлексивности и субъектности. Субъектность и есть способность самостоятельно развертывать общение в сотрудничестве с партнерами по совместной работе.
«На фоне сотрудничества процесс обучения общению движется дальше – от обучения взаимодействию, когда общение использовалось лишь как средство решения соответствующих задач, к обучению самому общению, которое становится целью образовательного процесса. Успешность достижения этой цели связана с реализацией субъект-субъектного, диалогического взаимодействия».

Культура общения учителя – необходимое качество современного педагога, направленное на развитие и становление личности школьника в образовательном процессе, приобщение каждого ребенка к культурным общечеловеческим ценностям через совместный диалог и сотрудничество как равноправных партнеров по учебной деятельности.

Литература

Амонашвили Ш.А. Педагогика сотрудничества и перспективы – вопросы образования. – М., 1990. –102 с.

Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1982. – 121 с.

Гейхман Л.К. Интерактивное обучение общению (подходы и модель).– Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 2002. – 260 с.

Репкин В.В. Развивающее обучение как система. – Томск: Пеленг, 1992. – 96 с.

Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения

Автор: Молоканова Лариса Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление учебной деятельностью учащихся на уроках математики средствами технологии развития критического мышления в условиях внедрения ФГОС общего образования

Начавшийся плавный переход на федеральные государственные образовательные стандарты в принципе меняет ориентацию педагогов в характере образования - в его направленности, целях, содержании на выявлени...

Культура общения учителя в процессе управления учебной деятельностью учащихся

Главной задачей учителя при взаимодействии с учащимися является не только выдача рекомендации по общению со взрослыми, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы школьнико...

ТЕХНОЛОГИИ РЕФЛЕКСИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ

РЕФЛЕКСИВНЫЕ ТЕХНИКИ   ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ ТЕХНИКА «ВОПРОС САМОМУ СЕБЕ»: *** ЧТО Я ПОНЯЛ? *** ЧТО Я ОСОЗНАЛ? *** ЧТО Я НЕ ПОНЯЛ? *** КАКИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ  ИСПЫТЫВАЛ? *** КА...

Контроль и его роль в руководстве и управлении учебной деятельностью учащихся

Контроль является составной частью, компонентом процесса обучения, органически связанным с изучением программного материала, его осмыслением, закреплением и применением, формированием навыков и...

Выступление на круглом столе учителей физики по теме: «Управление учебной деятельностью учащихся в процессе изучения физики.» Знание нельзя дать - его можно только взять.

Выступление на круглом столе учителей физики по теме: «Управление  учебной деятельностью учащихся в процессе изучения физики.»Знание нельзя дать - его можно только взять.   ...

Управление учебной деятельностью учащихся в условиях ФГОС

Выступление на городском методическом объединении учителей математики...