рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

Савоста Наталья Владимировна

разработана на основе программы И.Н.Пономаревой 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_8_klass.doc206 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного  общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта, полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.  Программа И.Н, Пономаревой, издательство Вентана-Граф.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю. В программу включено 9 часов  из регионального компонента.

В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  4. воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Результаты изучения курса «Биология»  в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на  реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны  с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

        Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Органы и другие структурные компоненты человека. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

  1. Драгомилов А.Г , Маш Р.Д.. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Вентана -Граф

Рабочая программа ориентирована на учебник Драгомилов А,Г.., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. – М.:Вентана – Граф 2008. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)

Тематическое планирование.


п/п

Содержание

Основное содержание.

Основные ЗУН.

Количество

часов          

Дата

Лабораторные работы;

Практические работы;

Экскурсии и демонстрации.

Федеральный компонент

(тема раздела, темы уроков)

Региональный компонент

норма

Фактически

Введение

Биосоциальная природа человека  и науки, изучающие его.

1.Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания  и сохранения здоровья.

2.Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

3. Биологическая природа и социальная сущность человека.

-Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена и их методы;

- объяснять место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды

2 ч

2 ч

сентябрь

Становление наук о человеке.

Ученые Новосибирска их вклад в развитие медицины.

1. Науки об организме человека..

2.Ученые г. Новосибирска.

- вклад великих ученых  в развитие наук о человеке;

-объяснять этапы становления наук о человеке

сентябрь

Происхождение человека Систематическое положение человека

1. Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.


- место человека в систематике; доказательства животного происхождения человека

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация)

3 ч

3 ч

сентябрь

Историческое прошлое людей

 1.Усложнения человека в процессе  эволюции (ископаемого, древнейшего и древнего человека);

 2. Черты совершенствования человека, факторы его становления.

– раскрывать усложнения человека в процессе его эволюции (ископаемого, древнейшего и древнего человека);

 – раскрывать значение ископаемых, древнейших и древних форм человека, черты совершенствования человека, факторы его становления и образования рас;

сентябрь

Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека

Расы человека

1.Расовые признаки.

2. Доказательства происхождения и единство рас человека.

– характерные расовые признаки.

–доказывать происхождение и единство рас человека;
–распознавать на таблицах, рисунках расы человека, его исторические формы.

сентябрь

Организм человека и его строение

Общий обзор организма человека

1. Строение и процессы жизнедеятельности организма человека..

2.Проведение простых исследований:

- распознавание на таблицах органов и систем органов человека.

–клеточное строение организма;
–строение животной клетки;
-распознавать на рисунках, таблицах, муляжах, микропрепаратах части и органоиды клетки, видимые под световым микроскопом; типы тканей, на торсе – основные органы.

4 ч

сентябрь

Строение и химический состав клетки

1.Строение животной клетки;

2. Части и органоиды клеток.

3. Химический состав.

– клеточное строение организма;
– строение животной клетки;
– называть части и органоиды клеток организма человека,

-распознавать на микропрепаратах части и органоиды клетки, видимые под световым микроскопом;

сентябрь

Физиология клетки

1. Жизнедеятельность и размножение клеток.

– раскрывать функции органоидов клеток, видимых под световым микроскопом, типов тканей

– доказывать взаимосвязь частей и органоидов клеток, направленную на функциональное единство тканей, органов и систем, поддержание гомеостаза организма.

сентябрь

Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой



октябрь

Ткани. Типы тканей и их свойства

1.Типы тканей.

2. Проведение лабораторной работы.

-называть типы тканей,

-распознавать на рисунках, таблицах, муляжах, микропрепаратах части и органоиды клетки, видимые под световым микроскопом; типы тканей, на торсе – основные органы.

-уметь работать с микроскопом.


октябрь

Лабораторная работа №1 «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп»

Опорно-двигательная система.

Строение, состав и свойства костей, типы их соединения.

1. Опора и движение.

2. Строение скелета человека.

3. Состав и строение костей.

3. Типы соединения костей.

– знать состав и свойства костей, значение опорно-двигательной системы,

– разъяснять процесс регуляции деятельности опорно-двигательной системы;

– характеризовать типы  соединений костей,

-находить на рисунках, таблицах, муляжах и показывать основные типы соединений костей

-работать с микроскопом и микропрепаратами;

7 ч

октябрь

Лабораторная работа №2 «Микроскопическое строение кости»

Скелет человека. Особенности скелета, связанные с прямохождением

1. Скелет головы и туловища.

 2. Скелет конечностей.

 3. Особенности, связанные с прямохождением  и трудовой деятельностью.

– называть части опорно-двигательной системы (скелет), основные отделы скелета (кости);

– приводить примеры приспособленности скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности;
– показывать на себе, модели, скелете основные кости скелета;
– доказывать родство млекопитающих животных и человека;

октябрь

Демонстрации скелета человека, черепа, костей конечностей, позвонков

Первая помощь при повреждении скелета.

1.Профилактика травматизма.

2. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.

- знать о правилах первой помощи при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

– оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах;

октябрь

Демонстрации приёмов первой помощи при травмах

Мышцы, их строение и функции

1. Типы мышц, их строение и значение.

2.Основные группы скелетных мышц.

- знать  основные типы мышц, их строение и функции.

– характеризовать типы мышц;

- называть и находить на  рисунках, муляжах и моделях отдельные мышцы тела;

-проводить самонаблюдения;
-работать с микроскопом и микропрепаратами;

октябрь

Лабораторная работа №3 «Мышцы человеческого тела»

Работа мышц.

1. Утомление мышц.

2. Динамическая и статическая работа мышц.

-влияние нагрузки и ритма на работу мышц, причины их утомления;

– характеризовать работу мышц;
– характеризовать торможение как нервный процесс, координирующий движение.

октябрь

Лабораторная работа №4 «Утомление при статической и динамической работе

Нарушение осанки и плоскостопия.

1.Влияние физических  упражнений на органы и системы органов.

2.Осанка и ее коррекция.

3. Предупреждение искривлений позвоночника.

4. Предупреждение плоскостопия.

– знать влияние физического труда и спорта на формирование системы опоры и движения, роль двигательной активности в сохранении здоровья, меры, предупреждающие нарушение осанки, развитие плоскостопия;

– научиться соблюдать правильную осанку; предупреждать развитие плоскостопия;

-анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на здоровье;

октябрь

Лабораторная работа №5 «Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия»

Контрольно-обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система»

тестирование.

-регуляция деятельности опорно-двигательной системы;

– устанавливать взаимосвязь строения частей скелета и выполняемых ими функций;

ноябрь

Внутренняя среда организма.

Внутренняя среда организма.

1.Транспорт веществ.

2. Кровеносная и лимфатическая системы.

3. Значение постоянства внутренней среды организма.

– называть компоненты внутренней среды организма, форменные клеточные элементы крови; – раскрывать роль внутренней среды организма, ее компонентов, состав крови, функции ее форменных элементов;
– раскрывать материал об относительном постоянстве внутренней среды, о различии и сходстве ее компонентов, о взаимосвязи строения клеток крови с выполняемыми функциями,

-работать с микроскопом и микропрепаратами;

8 ч

ноябрь

Кровь.

1.Ее состав и функции. 2.Группы  крови.

3.Переливание крови.

- о группах крови, их отличительных признаках; совместимости крови по группам;

- обосновывать значение переливания крови и роль доноров в сохранении жизни и здоровья людей;

– распознавать на таблицах, микропрепаратах, рисунках клеточные элементы крови: лейкоциты, эритроциты, тромбоциты;

ноябрь

Лабораторная работа №6 «Рассматривание крови человека и лягушки  под микроскопом»

Иммунитет.

Данные по ВИЧ-инфекции среди жителей НСО, центры по профилактике и борьбы со СПИДом.

1.Факторы, влияющие на иммунитет.

2. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета.

– иммунитет, инфекционные заболевания; значение прививок и лечебных сывороток, о видах лейкоцитов, сущности процесса воспаления, фагоцитоза, защитных свойств крови; основы учения И.И. Мечникова о защитных свойствах крови;

- соблюдать правила личной и общественной гигиены, предупреждающие распространение СПИДа и других инфекционных заболеваний;

ноябрь

Органы кровообращения. Круги кровообращения.

1Строение сердца.

2.Кровеносные сосуды.

3. Круги кровообращения.

– называть органы кровообращения, сосуды, отделы сердца

– распознавать на таблицах, моделях, муляжах органы кровообращения;

ноябрь

Демонстрации моделей сердца и торса человека

Работа сердца.

Движение лимфы.

1. Работа сердца.

2. Лимфообращение.

– называть органы кровообращения, сосуды, отделы сердца влияние алкоголя и курения на сердце и сосуды, их работу;

ноябрь

Демонстрации модели сердца человека

Движение крови по сосудам..

1. Причины движения крови по сосудам.

2.Пульс.

3.Скорость кровотока.

4.Регуляция работы сердца и сосудов.

– раскрывать сущность понятий пульс, кровяное давление; изменения крови в кругах кровообращения; вредное влияние алкоголя и курения на сердце и сосуды, их работу;

– раскрывать значение силы и частоты сердечных сокращений, взаимосвязь строения кровеносных сосудов и выполняемых ими функций, значение нервно-гуморальной регуляции деятельности сердца, сосудов, значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы.

декабрь

Лабораторная работа №7. «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.
Лабораторная работа №8 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»

Гигиена сердечно-сосудистой системы.

Заболеваемость ССЗ среди жителей НСО.

Кардиологический центр Мешалкина.

Профилактика.

1.Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

2. Значение тренировки сердца.

– раскрывать сущность; вредное влияние алкоголя и курения на сердце и сосуды, их работу;

– уметь подсчитывать пульс, измерять артериальное давление

декабрь

Опыты, выясняющие природу пульса. Лабораторная работа №9 «Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку»

Первая помощь при кровотечениях.

1.Артериальное венозное кровотечения.

2. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

- знать основные типы кровотечений и правила первой помощи при них
–  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: умения оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях;

декабрь

Демонстрации моделей торса человека, приёмов остановки кровотечений

Дыхательная система.

Дыхание. Строение и функции.

1.Значение дыхания.

2. Органы дыхания.

3.Стрение легких.

- сущность процесса дыхания, его значением в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека; знания о строении органов дыхания в связи с функциями, процессом образования голоса, членораздельной речи;

характеризовать строение голосового аппарата человека, роль ротовой и носовой полостей в усилении звуков и формировании членораздельной речи.

 -раскрыть меры профилактики заболевания голосовых связок.

5 ч

декабрь

Демонстрации модели гортани; роли резонаторов, усиливающих звук

Дыхательные движения , их регуляция.

1.Рефлекторная регуляция дыхания.

2. Гуморальная регуляция дыхания.

3.Дыхательные движения.

- знать механизм дыхательных движений,

- дыхательные рефлексы;

- способы регуляции дыхания;

-изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов

декабрь

Лабораторная работа №10

«Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе»

Газообмен в легких  и тканях.

Состояние окружающей среды по НСО.

 1. Влияние окружающей среды на дыхание.

2. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья.

характеризовать изменение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха,

– раскрывать сущность понятий «дыхание», «жизненная емкость легких», процесса газообмена в легких и тканях;
– обосновывать гигиенические правила дыхания, вредное воздействие курения на органы дыхания

декабрь

Первая помощь и профилактика заболеваний органов дыхания.

Заболеваемость туберкулезом, простудными заболеваниями среди жителей НСО.

1. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний  и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма.

2.Приемы  оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

- показания к искусственному дыханию, последовательность восстановления дыхания и сердечной деятельности (искусственное дыхание);

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: предупреждения заболеваний органов дыхания;

-уметь оказывать первую помощь при остановке дыхания, простудных и других заболеваниях

декабрь

Демонстрация приёмов искусственного дыхания

Контрольно-обобщающий урок по теме «Взаимосвязь функций дыхательной и кровеносной систем»

тестирование.

-знания о взаимосвязи дыхания и кровообращения;

-анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на здоровье;

декабрь

Пищеварительная система.

Питание и пищеварение.

1.Пища как биологическая основа жизни.

2. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения.

3. Значение пищеварения.

4. Органы пищеварения.

-сущность биологических процессов: питание и пищеварение,

-характеризовать процессы пищеварения, объяснять роль желез и ферментов в процессах пищеварения.

5 ч

январь

Пищеварение в полости рта. Глотание.

1.Зубы.

2. Изменение пищи в ротовой полости.

3. Роль ферментов в пищеварении.

-изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов

январь

Самонаблюдения: определение положения слюнных желёз; движение гортани при глотании

Лабораторная работа №11 «Действие ферментов слюны на крахмал»

Пищеварение в желудке.

.

1. Строение желудка.

2.Изменение пищи в желудке.

-характеризовать процессы пищеварения, объяснять роль желез и ферментов в процессах пищеварения.

январь

Пищеварение в кишечнике. Всасывание.

1. Изменение пищи в тонкой кишке.

2. Функции печени.

3.Значение толстой кишки.

-сущность  биологических процессов: питание и пищеварение,

-характеризовать  процессы пищеварения, объяснять роль желез и ферментов в процессах пищеварения.

январь

Гигиена питания.

1.Питание и здоровье.

2.Профилактика гепатита и кишечных инфекций.

- знать правила гигиены питания, меры предупреждения желудочно-кишечных заболеваний;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений и предупреждения желудочно-кишечных заболеваний

январь

Обмен веществ и  превращения   энергии.

Общая характеристика обмена веществ.

1. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии.

2. Обмен жиров, углеводов, белков, воды и минеральных веществ.

-понятия об обмене веществ и энергии

-две стороны обмена веществ:

пластический и энергетический обмен.

-доказывать, что пластический и энергетический обмен - единство противоположностей.

3 ч

февраль

 Лабораторная работа №12 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки»

Витамины.

1. Витамины  и их значение.

2.Последствия  гипо и гипервитаминозов.

3. Появление авитаминозов и меры их предупреждения.

-представления о витаминах и авитаминозах,  нормах рационального питания;

-объяснять роль витаминов в организме

февраль

Нормы питания.

1.Расход энергии.

2. Определение норм питания.

3.Суточный рацион.

4. Проведение простых исследований:  

- определение норм рационального питания

-объяснять энерготраты человека и пищевой рацион.

- Обосновывать нормы и режим питания.

-составлять пищевой рацион в зависимости от энерготраты.

февраль

Лабораторная работа №13 «Составление пищевых рационов в зависимости  от энерготрат»

Мочеполовая система.

Строение и функции почек.

1. Выделение.

2. Органы мочевыделительной системы.

2. Строение и функции почек.

– раскрывать роль выделения продуктов обмена веществ из организма; особенности строения выделительной системы, показывать локализацию органов выделения;
– рассказывать о микроскопическом строении почки, двойной фильтрации крови в почечных канальцах, образовании в них мочи.

2 ч.

февраль

Образование мочи. Регуляция мочеобразования.

1. Питьевой режим.

 2. Гигиеническая оценка питьевой воды.

3. Образование мочи.

4. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

– характеризовать функции органов выделения, процесс образования мочи;

– раскрывать понятия: первичная моча и вторичная моча;
– объяснять, почему заболевания почек серьезно сказываются на здоровье человека;

-соблюдать правила гигиены мочевыделительной системы;

февраль

Кожа.

Строение и значение кожи.

1.Покровы тела.

2.Значение кожи.

3. Строение кожи.

-знать функции и строение кожи,

 – устанавливать взаимосвязь строения и функции производных кожи;

-работать с лупой.

3 ч.

февраль

Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти

Терморегуляция организма. Закаливание.

1. Роль кожи в терморегуляции.

2. Укрепление здоровья : закаливание.

-относительное постоянство температуры тела человека.–разъяснять механизмы терморегуляции и закаливания

февраль

Гигиена кожи, одежды и обуви.

1.Уход за кожей, волосами, ногтями.

2. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

-значение закаливания организма, гигиенические требования к коже, одежде и обуви;

- применять меры,  предупреждающие перегревание и переохлаждение организма, первой помощи при поражениях кожи и нарушениях терморегуляции

февраль

Нервная система.

Регуляция функций в организме

.

1. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.

2. Значение нервной системы.

– разъяснять роль нервной системы в регуляции функций организма человека, осуществлении согласованной деятельности органов, связи организма с окружающей средой

– сравнивать строение нервной системы человека и животных.

10 ч

март

Строения нервной системы и ее функции.

1. Общий план строения нервной системы и ее функции.

2.Отделы  нервной системы.

– разъяснять роль нервной системы в регуляции функций организма человека, осуществлении согласованной деятельности органов, связи организма с окружающей средой

– сравнивать строение нервной системы человека и животных.

март

Рефлекторный принцип работы нервной системы

1. Роль прямых  и обратных связей в рефлекторной регуляции.

2. Рефлекторная дуга.

– строение и функции нейрона, рефлекторной дуги, спинного и головного мозга.

–разъяснять рефлекторный принцип работы нервной системы, механизм нервной регуляции

-проводить самонаблюдения

март

Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др

Спинной мозг, его строение и функции

1. Строение спинного мозга.

2.Функции мозга.

– строение и функции рефлекторной дуги, спинного мозга, рефлекторной и проводниковой функциях

- работать с биологическими таблицами, схемами

март

Головной мозг. Строение и функции.

1.Отделы головного мозга.

2.Функции отделов.

– разъяснять роль отделов головного мозга; механизм взаимосвязи спинного и головного мозга, соподчинение их функций.

-– разъяснять роль коры больших полушарий, отделов мозга;

-проводить самонаблюдения.

март

Лабораторная работа №14

«Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга»

Головной мозг. Строение и функции

1.Большие полушария головного мозга, функции.

– разъяснять роль коры больших полушарий, отделов мозга;

-работать с муляжами, раздаточным материалом.

март

Периферическая нервная система.

1.Отличие вегетативной нервной системы от соматической.

2. Проведение лабораторной работы.

-понимать и объяснять отличие вегетативной нервной системы от соматической;

-проводить лабораторные работы, готовить отчеты по ним.

март

Лабораторная работа №15 «Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении»

Эндокринная система..

Частота встречаемости  среди жителей НСО заболеваниями эндокринной системы.

1.Железы внутренней и внешней секреции.

2.Гормоны.

-понятие гуморальной регуляции;  железы эндокринной системы, особенности  работы желез внутренней секреции

-раскрывать особенности нервно-гуморальной регуляции и роль гормонов в обменных процессах организма человека;

-показывать отличие желез внешней и внутренней секреции

апрель

Нарушение нервно-гуморальной регуляции.

1.Роль гормонов в жизнедеятельности организма.

 2. Меры предупреждения заболеваний эндокринной системы.

- роль гормонов в жизнедеятельности организма.

 - знать меры предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей с подобными нарушениями.

--доказывать примерами нарушения нервно-гуморальной регуляции;

апрель

Контрольно-обобщающий урок «Железы внутренней секреции. Нервно-гуморальная регуляция»

тестирование

- биологическую терминологию и символику

применять ранее полученные знания;

-анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на здоровье;

апрель

Сенсорные системы организма.

Значение органов чувств. Анализаторы.

1. Органы чувств, их роль в жизни человека.

2.Строение анализатора.

-органы чувств человека,

– находить  на рисунках, таблицах, моделях части анализатора 

-объяснять значение анализаторов.

5 ч

апрель

Строение и функции глаза.

1.Зрительный анализатор

2.Значение зрения.

3. Строение органа зрения.

-части зрительного анализатора,  его строение и функции глаза -положение и строение глаз.

 -строение и функции сетчатки.

 -корковая часть зрительного анализатора

апрель

Зрительное восприятие. Гигиена зрения.

Клиника академика С.Н. Федорова.

1.Нарушение зрения, их профилактика.

2.Первая помощь при повреждение глаз.

- ход лучей через прозрачную среду глаза.

- причины нарушения зрения

– гигиену органа зрения

- механизм восприятия зрительных раздражений;

-соблюдать гигиену зрения.

- применять меры первой помощи при травмах глаз

апрель

Лабораторная работа №16

«Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением»

Строение и функции органа слуха.

1.Значение органа слуха.

2. Строение органа слуха.

3.Нарушение слуха, их профилактика.

-части слухового анализатора и органа равновесия;

-нарушения в деятельности анализаторов слуха и равновесия.
– гигиену органов слуха и равновесия

– находить их на рисунках, таблицах, моделях части органов слуха и равновесия;

- объяснять передачу звуковых колебаний, их восприятие и анализ

-соблюдать гигиену слуха и равновесия.

апрель

Органы равновесия, мышечного и кожного чувства, обоняния и вкуса.

1. Значение органов чувств.

2. Строение органа равновесия,

осязания, обоняния и вкуса.

– части органов кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса.

- роль органов обоняния, вкуса в жизни человека;

–  соблюдать гигиену органов обоняния и вкуса, осязания (кожи);

апрель

Основы учения о высшей нервной деятельности.

Психология и поведение человека.

1 Наука о поведении и психике.

2.Рефлекторная теория поведения.

3.Высшая нервная деятельность.

4. Цели и мотивы деятельности.

5.Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.

-раскрывать особенности высшей нервной деятельности человека, поведения, их значение в восприятии окружающей среды, ориентации в ней;
- Характеризовать рефлекторную теорию поведения

6 ч

май

Лабораторная работа №17

 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа»

Условные и безусловные рефлексы.

1.Врожденные и приобретенные программы поведения.

2.Исследования И.М. Сеченова и И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина.

-роль торможения условных рефлексов;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику

– характеризовать роль безусловных рефлексов в развитии врожденного поведения, значение безусловных и условных рефлексов и их сущность.

Речь и мышление. Познавательные процессы.

1. Познавательная деятельность мозга.

2.Сознание человека..

-психическую деятельность человека как функцию мозга;

- характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека.


май

Демонстрации выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память и пр.

Память, эмоции.

1.Особенности психики

человека: осмысленность

восприятия, словесно-логическое мышление, способность к  накоплению и передаче из поколения в поколение информации.

-психическую деятельность человека как функцию мозга;

- характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека..

май

Демонстрации, двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на консерватизм мышления и пр.

Лабораторная работа №18

 «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом»

Сон и его значение.

1.Биологические ритмы. 2.Сон и сновидения.

-знать сущность и значение снов и сновидений;

- доказывать значение профилактики утомления, активного отдыха, сна; вредное влияние алкоголя, никотина и других наркотических средств на нервную систему;

- выполнять правила гигиены сна, предупреждающие его нарушение

май

Личность. Характер. Темперамент.

1. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер.

2. Значение  интеллектуальных, творческих и эстетических  потребностей.

понятия: характер, личность, темперамент

- характеризовать и определять различные типы темперамента.

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма

май

Демонстрации тестов, определяющих типы темпераментов

Размножение и развитие.

Половая система человека.

1. Индивидуальное развитие человека..

2. Наследование признаков у человека.

3.Стрение половой системы человека.

4. Роль генетических знаний в планировании семьи.

-знать сущность процесса оплодотворения и его значение; стадии развития зародыша и плода в матке; роль половых желез в жизнедеятельности организма; преимущества полового размножения перед бесполым;

– использовать эмбриологические данные для доказательства эволюции человека;

4 ч

май

Внутриутробное развитие организма.

Демографическая ситуация в НСО.

1. Оплодотворение. 2.Беременность. 3.Развитие зародыша и плода.

4. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

– находить черты сходства и различия в размножении и развитии зародыша и плода млекопитающих животных и человека.- доказывать  вредное влияние алкоголя, наркотиков, никотина, других факторов на потомство;

май

Развитие человека после рождения.

1.Как растет человек.

2. Забота о репродуктивном здоровье.

-знать основные этапы развития человека после рождения;

-гигиенические требования к режиму жизни будущей матери

май

Заболевания, передающиеся половым путем.

1. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика.

2. ВИЧ –инфекция и ее профилактика.

3. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

-знать инфекции, передающиеся половым путем, их профилактику.

-понимать  культуру отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

июнь

Человек и окружающая среда.

1. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека..

2.Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.

3. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.

4. Проведение простых исследований:

- анализ и оценка влияния факторов среды , факторы риска для здоровья.

объяснять -зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.

знать и  соблюдать  правила поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях .

июнь

Итоговая контрольная работа.

тестирование.

Применять на практике ранее изученный материал, владеть биологической терминологией.

июнь

Нормы и правила здорового образа жизни.

1. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

2.Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность.

3. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение.

4. Рациональная охрана труда и отдыха.

4. Проведение простых исследований:

- наблюдение за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания).

- знать и соблюдать  санитарно-гигиенические нормы и правила здорового образа жизни..

- знать факторы риска.

июнь

Резерв 2 часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...