Олимпиада по биологии. 9 класс.
олимпиадные задания по биологии (9 класс) по теме

Ахтамьянова Людмила Михайловна

В помощь при подготовке к олимпиаде на муниципальном этапе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9kl.doc251.5 КБ

Предварительный просмотр:

Республика Башкортостан

Всероссийская олимпиада школьников по биологии

9 класс

1.        Аналогом ядра в клетках бактерий является:

а) нуклеоид;

б) нуклеозид;

в) нуклеотид;

г) нуклеин.

2.        В благоприятных условиях бактериальная спора:

а) делится;

б) сливается с другой спорой;

в) набухает и прорастает в новую клетку бактерии;

г) всасывает питательные вещества.

3.         Способ обеззараживания продуктов питания, заключающийся в их нагревании до 65 град.С в течение 10 – 20 минут, называется:

а) стерилизация;

б) кипячение;

в) пастеризация;

г) автоклавирование.

4.        Самый наружный слой центрального цилиндра корня называется:

а) эндодермой.

б) экзодермой.

в) мезодермой;

г) перициклом.

5.        Плодовые тела у шляпочных грибов служат для образования:

а) спор;

б) гамет;

в) спор и гамет;

г) не имеют отношения к размножению.

6.        К паразитическим грибам относятся:

а) фитофтора, трутовики, ложная лисичка, шампиньон;

б) пеницилл, аспергилл, мукор;

в) мучнистая роса, спорынья, головня, трутовики, фитофтора;

г) дрожжи, бледная поганка, сыроежка, опенок осенний.

7.        Лишайник прикрепляется к субстрату:

а) ризоидами;

б) ризинами;

в) гаптерами;

г) а, б, в.         

8.        По положению в пазухе листа почки мутовчатые у:

а) вишни;

б) яблони;

в) каштана конского;

г) сливы войлочной.

9.        Какова функция сократительных вакуолей хламидомонады:

а) накапливание и хранение запасных питательных веществ;

б) выделение конечных продуктов обмена в окружающую среду;

в) выведение непереваренных частиц;

г) выведение избытка воды.

10.        Бурые водоросли размножаются:

а) с помощью зооспор;

б) половым способом, в котором участвуют двужгутиковые гаметы;

в) половым способом, в котором участвуют безжгутиковые гаметы;

г) только бесполым путем.

11.        К какому отделу относятся печеночники:

а) хвощевидные;

б) папоротниковидные;

в) плауновидные;

г) моховидные.

12.        Семязачатки у сосны обыкновенной представляют собой:

а) женский спорангий;

б) женский гаметофит;

в) зародыши нового растения;

г) запасную питательную ткань.

13.        У растения, изображённого на рисунке, в образовании плода участвуют:

а) цветоножка и тычинки;
б) пестики и чашелистики;
в) пестики и цветоложе;
г) пестики и тычинки.

14.        У свободноживущих плоских червей (Turbellaria) пищеварительная система:

а) замкнутая в виде полости;
б) сквозная в виде трубчатой кишки;
в) замкнутая в виде разветвлённой кишки;
г) отсутствует.

15.        Органеллами передвижения простейших не являются:

а) жгутики;

б) реснички;

г) параподии;

д) псевдоподии.

16.        Только венозная кровь находится в сердце:

а) млекопитающих;

б) земноводных;

в) пресмыкающихся;

г) рыб.

17.        Аналогом легких наземных позвоночных животных служит:

а) жаберные лепестки рыб;

б) жаберные дуги рыб;

в) кожа рыб;

г) плавательный пузырь кистеперых рыб.

18.        К системе органов дыхания пресмыкающихся не относятся:

а) легкие;

б) трахея;

в) бронхи;

г) альвеолы.

19.        Основные направления эволюции скелета конечностей:

а) увеличение степени подвижности соединений конечности;

б) увеличение количества костей в запястье;

в) уменьшение количества фаланг пальцев;

г) удлинение дистальных отделов конечностей и укорочение проксимальных.

20.        Для капустной белянки характерен следующий цикл развития:

а) яйцо → личинка → куколка → взрослое насекомое;
б) яйцо → куколка → личинка → взрослое насекомое;
в) взрослое насекомое → яйцо → личинка;
г) взрослое насекомое → личинка → куколка → яйцо.

21.        Пример полового размножения у организмов:

а) партеногенез у пчёл;
б) почкование у дрожжей;
в) спорообразование у мхов;
г) регенерация у пресноводной гидры.

22.        Представителями типа круглые черви не являются:

а) аскарида;

б) трихинелла;

в) эхинококк;

г) власоглав.        

23.        Спринтеры бегут на пальцах, потому что:

а) поддерживается тонус сокращения мышц ног;

б) увеличивается скорость движения за счет инерции;

в) увеличивается полезная длина конечности;

г) уменьшается расход энергии на трение.

24.        Внутренней средой организма являются:

а) кровь и лимфа;

б) кровь и тканевая жидкость;

в) кровь, тканевая жидкость и лимфа;

г) тканевая жидкость.

25.        К основным белкам плазмы крови принадлежат:

а) альбумины и глобулины;

б) альбумины и фибриноген;

в) альбумины, глобулины и фибриноген;

г) фибриноген.

26.        Образование витамина Д происходит в:

а) клетках наружного слоя эпидермиса;

б) клетках внутреннего слоя эпидермиса;

в) клетках собственно кожи ( дермы );

г) клетках жировой клетчатки.

27.        Адреналин вырабатывается:

а) клетками коркового слоя надпочечников;

б) клетками мозгового слоя надпочечников;

в) островковыми клетками поджелудочной железы;

г) клетками тимуса.

28.        Спинно-мозговые нервы иннервируют:

 а) всю скелетную мускулатуру без исключения;

б) скелетную мускулатуру, кроме мышц головы;

в) мускулатуру внутренних органов;

г) мускулатуру спины.         

29.        Половой процесс – коньюгация характерен для:

а) хламидомонады;

б) плеврококка;

в) спирогиры;

г) улотрикса.

30.        Структурной и функциональной единицей биосферы является:

а) популяция;

б) биогеоценоз;

в) биотоп;

г) вид.

31.        Механизм аккомодации, т.е. наведения глаза на резкость, у кальмара заключается в:

а) изменении кривизны хрусталика;
б) удалении и приближении хрусталика к сетчатке;
в) удаление и приближение сетчатки к хрусталику;
г) отсутствует ввиду отсутствия хрусталика.

32.         Транспорт малых заряженных частиц или ионов через мембрану клетки осуществляется:

а) при помощи активного и пассивного транспорта;

б) при помощи диффузии;

в) при помощи активного транспорта;

г) пиноцитозом.

33.        При каком из процессов выделяется наибольшее количество энергии:

а) гликолиз;

б) фотолиз воды;

в) окислительное фосфорилирование;

г) гидролиз крахмала.

34.        В обширных лесных массивах Севера часто проводятся так называемые концентрированные рубки с использованием тяжелой техники, которые приводят:

а) к смене лесных экосистем болотными;
б) к опустыниванию или полному разрушению экосистем;
в) к увеличению доли более ценных с точки зрения хозяйства пород деревьев;
г) к процессу превращения в почве органических остатков в гумус.

35.        Листья суккулентов – растений засушливых местообитаний – характеризуются:

а) редуцированными устьицами; недифференцированным мезофиллом; отсутствием кутикулы; развитой аэренхимой;
б) частым рассечением, отсутствием механической ткани;
в) толстой кутикулой; мощным восковым налётом; клетками с крупными вакуолями; погружёнными устьицами;
г) хорошо развитой склеренхимой; преобладанием связанной воды.

36.        Господство пресмыкающихся на Земле наблюдалось в:

а) протерозое;

б) архее;

в) мезозое;

г) кайнозое.

37.        У многих куликов (хрустана, плосконосого плавунчика, белохвостого песочника) одна самка спаривается с несколькими самцами и откладывает яйца в несколько гнезд, которые затем эти самцы насиживают. Такие брачные взаимоотношения называются:

а) моногамия;
б) полиандрия;
в) полигиния;
г) промискуитет.

38.        Лучшими индикаторами (показателями) состояния среды являются виды, которые:

а) требуют строго определённых условий существования;
б) существуют в широком диапазоне условий среды обитания;
в) приспосабливаются к влиянию антропогенных факторов;
г) проявляют пластичность к действию факторов среды.

39.        Считается, что первые живые организмы, появившиеся на нашей планете, по способу дыхания и питания были:

а) анаэробными фототрофами;
б) анаэробными гетеротрофами;
в) аэробными хемотрофами;
г) аэробными гетеротрофами.

40.         Наиболее вредное воздействие на живые организмы может оказывать излучение:

а) инфракрасное;

б) в сине-зеленой части спектра;

в) в желто-красной части спектра;

г) ультрафиолетовое.

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Укажите индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным (или отметьте в матрице ответов).

  1. В продолговатом мозге находятся центры:
    I. дыхательный.
    II. регуляции сердечной деятельности.
    III. терморегуляции.
    IV. сосудодвигательный.
    V. регуляции работы почек.
    а) II, IV;
    б) I, IV, V;
    в) I, II, IV;
    г) II, III, IV, V.
  2. Рост стебля в длину у разных растений осуществляется благодаря делению клеток:
    I. верхушечной меристемы.
    II. вставочной меристемы.
    III. боковой меристемы.
    IV. раневой меристемы.

V. камбия.
а) II, III, IV;
б) I, II;
в) I, III, IV, V;
г) I, II, III, IV.

  1. Если оборвать (обрезать) кончик главного корня:
    I. корень погибнет.
    II. все растение погибнет.
    III. рост корня в длину прекратится.
    IV. растение выживет, но будет слабым.
    V. начнут расти боковые и придаточные корни.
    а) III, IV, V;
    б) III, V;
    в) I, IV, V;
    г) II, IV, V.
  2. Укажите правильное сочетание различий между полипом и медузой:
    I. образ жизни.
    II. характер движения.
    III. способ питания.
    IV. способы размножения.
    V. строение нервной системы.
    а) II, V;
    б) II, III;
    в) I, IV;
    г) I, II, IV ,V.
  3. Животными, ведущими прикрепленный (сидячий) образ жизни, но имеющими свободноплавающих личинок, являются:
    I. кораллы.
    II. губки.
    III. асцидии.
    IV. коловратки.
    V. усоногие раки.
    а) I, II, III, IV;
    б) I, II, III, V;
    в) I, III, IV;
    г) I, II, III, IV, V.
  4. Хорда сохраняется в течение всей жизни у:
    I. окуня.
    II. осетра.
    III. акулы.
    IV. миноги.
    V. ланцетника.
    а) I, II, III, IV;
    б) III, IV, V;
    в) II, III, V;
    г) II, IV, V.
  5. Нерестится только один раз в жизни:
    I. севрюга.
    II. сардина.
    III. горбуша.
    IV. красноперка.
    V. речной угорь.
    а) II, III, V;
    б) III, V;
    в) I, III, V;
    г) I, II, III, V.
  6. В почечном клубочке в норме практически не фильтруются:
    I. вода.
    II. глюкоза.
    III. мочевина.
    IV. гемоглобин.
    V. альбумин плазмы.
    а) I, II, III;
    б) I, III, IV, V;
    в) II, IV, V;
    г) IV, V.
  7. К хищникам, как правило охотящимся из засады, относятся:
    I. волк.
    II. рысь.
    III. ягуар.
    IV. гепард.
    V. медведь.
    а) II, III, IV, V;
    б) I, IV;
    в) I, II, III, V;
    г) II, III, V.
  8. Из перечисленных животных в состав тундрового биоценоза входят:
    I. белка.
    II. хорек.
    III. песец.
    IV. лемминг.
    V. зеленая жаба.
    а) I, II, III, IV;
    б) II, III, IV, V;
    в) III, IV;
    г) III, IV, V.

Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15.

  1. Гаметы у мхов образуются в результате мейоза.
  2. Крахмальные зерна – это лейкопласты с накопленным в них крахмалом.
  3. Фотосинтез в листьях осуществляется главным образом в клетках столбчатой паренхимы.
  4. Паутинные бородавки – это выросты покровов.
  5. Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных.
  6. У всех представителей отряда пресмыкающихся сердце трехкамерное.
  7. У домашних животных головной мозг, как правило, больше, чем у их диких предков.
  8. Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.
  9. Адреналин сужает сосуды головного мозга и сердца.
  10. Кишечная ворсинка представляет собой выпячивание всей стенки кишки.
  11. Центр терморегуляции расположен в переднем мозге.
  12. Гипервитаминоз известен только для жирорастворимых витаминов.

13. Можно изучать кругообороты питательных веществ посредством ввода радиоактивных маркеров в природные или искусственные экосистемы.

14. Стеблевая часть луковицы лука репчатого представлена донцем.

15. Самые крупные молекулы в живых клетках – молекулы ДНК.

Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Необходимо заполнить матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 12 баллов.

  1. [мах. 4 балла]  Соотнесите признаки аскариды и печёночного сосальщика.  

Признаки:

А) паразитирует в тонком кишечнике человека;

Б) в стадии развития есть промежуточный хозяин;

В) паразитирует в желчных протоках и печени животных и человека;

Г) раздельнополые;

Д) гермафродиты;

Е) промежуточного хозяина нет.

Представители:

  1. аскарида;
  2. печёночный сосальщик.

Признаки

А

Б

В

Г

Д

Е

Представители

  1. [мах. 4 балла]  Установите соответствие между типом клеточной организации и характеристиками.

Характеристики:

А) оболочка клетки из муреина;
Б) хромосома кольцевая;
В) оболочка полисахаридная;
Г) хромосомы линейные;

Д) имеют белки гистоны;

Е) не содержат гистонов.

Типы клеточной организации:

1 – прокариоты;

2 – эукариоты.

Характеристики

А

Б

В

Г

Д

Е

Типы клеточной организации

  1. [мах. 4 балла]  Установите соответствие между типом выделительной системы и представителями животных, для которых этот тип выделительной системы характерен.

Животные:

А) дождевой червь;
Б) печеночный сосальщик;
В) сибирская двуустка;
Г) нереида;

Д) беззубка;

Е) планария.

Тип выделительной системы:

1 – Протонефридиальная;

2 – Метанефридиальная.

Животные

А

Б

В

Г

Д

Е

Тип выделительной системы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по биологии 7 класс

Олимпиада по биологии /школьный этап/ 2011-2012 учебный год. Задания олимпиады составлялись централизованно и распространялись по школам района. Работа содержит ключ ответов....

Олимпиада по биологии 8 класс

Олимпиада по биологии /школьный этап/ 2011-2012 учебный год. Задания олимпиады составлялись централизованно и распространялись по школам района. Работа содержит ключ ответов....

Олимпиада по биологии 9 класс

Олимпиада по биологии /школьный этап/ 2011-2012 учебный год. Задания олимпиады составлялись централизованно и распространялись по школам района. Работа содержит ключ ответов....

Олимпиада по биологии 10-11 классы

Олимпиада по биологии /школьный этап/ 2011-2012 учебный год. Задания олимпиады составлялись централизованно и распространялись по школам района. Работа содержит ключ ответов....

Задания для школьной олимпиады по биологии для 9 класса.

Задания выполняются в течение 45 минут. Олимпиада состоит из 4-х заданий: 1-тест  с выбором одного  правильного ответа.2-на знание предмета изучения биологических наук. 3-на знание вклада уч...

Задания школьной олимпиады по биологии 7 класс

Настоящие задания предложены для проведения отборочного тура школьной олимпиады по биологии в 7 классе с целью выявления наиболее сильных и активных ребят....

Задания школьной олимпиады по биологии 8 класс

Данные задания предложены для проведения отборочного тура школьной олимпиады по биологии в 8 классе....