рабочая программа по биологии 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Савоста Наталья Владимировна

По программе Сухова. Базовый уровень

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_11_kl.doc195 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии разработана на основе:

1.Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 г);

2.Примерной программы среднего(полного)общего образования по биологии;

3.Учебного плана образовательного учреждения, на 2012-2013 учебный год, составленного на основании федерального базисного плана (приказ № 1213 от 09.03.2004).

4.Авторской программы для базового изучения И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова, Е.Т.Захаровой (линия Н.И. Сонина).

Биология как учебный предмет – неотъемлемая часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Целью данной программы является обеспечение общекультурного менталитета и общей биологической компетентности выпускника.
Задачи, решаемые в процессе обучения биологии

- формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы; экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

 - обращать особое внимание на организацию текущего и тематического контроля знаний учащихся, шире использовать задания в тестовой форме разного типа и уровня сложности, аналогичные заданиям ЕГЭ, а также разнообразные ситуативные и творческие задачи, требующие системного, эволюционного подхода, применения логического мышления, комплексного интегрально-дифференциального анализа.

 Изменения, внесенные в программу:

Программа И.Б.Агафоновой, В.И. Сивоглазова, предназначена для изучения биологии в общеобразовательных классах в течении двух лет и рассчитана на 70  часов, в том числе в 10 классе – 36 часов (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).По учебному плану школы на изучение биологии в 10-11 классах отводится по 2 часа в неделю, что создает условия для:

-более глубокого изучения теоретических и прикладных основ общей биологии, современных достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру (открытия в области генетики, молекулярной биологии, расшифровка генома человека);

-более качественной подготовки к итоговой государственной аттестации выпускников и их профессиональному самоопределению;

-повышения биологической и экологической грамотности в области сохранения окружающей среды, биоразнообразия и здоровья человека.

Увеличение количества часов позволило выделить время на обобщение и систематизацию учебного материала.


Разделы

По программе

Сонина

По скорректированной программе

1 час в неделю

2 часа в неделю

 1.Вид.

20

36

2 . Экосистема

12

24

3.Бионика

---

3

Итоговая контрольная

1

1

Резерв часов

1

4

Итого

34

68

Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретённых на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.

Для повышения уровня полученных знаний, а также для приобретения практических навыков программой предусматривается выполнения ряда лабораторных работ, которые производятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Используемый учебно-методический комплект:
1.
В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Общая биология. Базовый уровень.   6-е изд., доп. - М.: Дрофа, 2010. 

Учебник соответствует базовому уровню Федерального компонента государственного стандарта общего образования по биологии и рекомендован Министерством образования и науки РФ.

Учебник завершает линию Н.И. Сонина. Однако особенности изложения материала позволяют использовать его на завершающем этапе изучения биологии после учебников всех существующих линий.

2. В.И.Сивоглазов  Общая биология. 11 класс. Поурочные планы. Пособие для учителя  

Издательство: Айрис - пресс, 2004 г.

3. дополнительная литература для учащихся:

- Д.К.Беляев, «Общая биология» учебник для 10-11 класса, М., «Просвещение», 2003.

Для составления контрольно-измерительных материалов к урокам используются следующие пособия:

1. Лернер Г.И.Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2003. – 288с. 

2. Демоверсии тестов ЕГЭ прошлых лет.

3. Пробные варианты ЕГЭ прошлых лет.

Количество часов, на которое рассчитана программа: в учебном плане образовательного учреждения на изучение биологии в 11 классе отводится 2 часа в неделю (68 часов). Контрольных работ -5. Лабораторных работ-5.

Особенности класса: данная рабочая программа будет реализована в классе с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Все обучающиеся класса способны освоить программу на уровне стандарта, 25% обучаются на хорошо и отлично, могут выполнять задания повышенного уровня сложности. Для реализации программы планируется использование основных  формы и методов контроля, используемые в курсе обучения биологии:
-
текущий – в форме устного фронтального и индивидуального опроса, письменных самостоятельных работ, биологических диктантов, тестов; 
-
тематический – в тестовой форме; 
-
итоговый – итоговое тестирование за курс среднего (полного) образования.
Чаще других методов контроля используется тестовый, т.к. по окончании средней школы выпускники сдают ЕГЭ.

№ п/п

Наименование разделов, модулей

 (с указанием часов)

Материал учебника

Дата

Основные ЗУН

Основное содержание.

Оборудование


1.

Введение (1 ч)

Введение. Учение об эволюции органического мира.


с.196


сентябрь


Знать основные положения синтетической теории эволюции;

Знать о путях и направлениях эволюции.



Таблицы.



2.





Раздел IV  Вид. (36 ч)

1. История эволюционных идей.(7 ч)

История представлений о развитии жизни на Земле.



4.1








сентябрь







Познакомить с сущностью взглядов на разнообразие живых организмов в разные периоды человеческой истории: в античную эпоху и средние века;



Античные и средневековые представления о сущности и развитии жизни.



Таблицы. Портреты учёных – биологов и мыслителей Древней Греции.


3.


Система органической природы К.Линнея


4.1


сентябрь


Знать о системе органической природы, созданной К.Линнеем; о его вкладе в развитие биологии.


1.Значение работ К.Линнея.

2.Работа с гербарием

Таблицы. Портрет К.Линнея.

Гербарий. Коллекция палеонтологических ископаемых.


4


Развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж.-Б.Ламарка


4.2


сентябрь

Знать о первой эволюционной теории Ж.-Б.Ламарка;

Знать о вкладе К.Рулье; Н.А .Северцова в развитие эволюционных идей.

1.Значение работ Ж.Б.Ламарка.

2.  2 закона Ламарка.

3.Учение о градации организмов.

Таблицы. Портрет Ж.-Б.Ламарка, объекты живой природы.


5.


Естественнонаучные предпосылки теории Ч.Дарвина


4.3


сентябрь

Знать предпосылки возникновения и историю создания эволюционного учения.

Уметь устанавливать взаимосвязь между уровнем развития науки и определёнными мировоззренческими идеями.

1.Социально-экономические предпосылки.

2. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.


Таблицы, живые растения, гербарии.


6.


Эволюционная теория Ч.Дарвина.


4.4


сентябрь


Знать основные положения учения Ч.Дарвина и его значение для развития естествознания.


1.Биография Ч.Дарвина.

2.Участие в экспедиции.

3.Значение эволюционной теории Ч.Дарвина.

Таблицы, муляжи плодов, альбомы с фотографиями сортов растений, пород животных.

7.

Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе

4.4

сентябрь

Раскрыть сущность идеи искусственного отбора, сформировать знания о его видах.

1.Определенная и неопределенная изменчивость.

2.Бессознательный и методический отбор.

Таблицы.

Гербарий.


8.


Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.

Формы борьбы за существование и естественный отбор.


4.4


сентябрь


Знать о сущности и формах борьбы за существование.

1.Борь за существование, ее формы.

2.Виды естественного отбора.


Таблицы.

Гербарий.

Дидактический материал.


9.

2. Современное эволюц. учение.(14 ч)

Вид. Критерии и структура.


4.5


октябрь

Знать о виде, как о центральном компоненте эволюционного процесса; о критериях вида и его структуре.

1.Понятие вида.

2.Вид, его критерии (морфологический, генетический, физиологический, экологический, биохимический)

Таблицы, иллюстрации, комнатные растения.

Дидактический материал.

10.

Лабораторная работа «Изучение морфологического критерия вида»

-

октябрь

Углубить знания о виде;

Уметь составлять характеристику видов и использованием основных критериев.

1.Описание особей вида по морфологическому критерию. 2.Работа в группах по инструктивным карточкам.

Таблица

 «Критерии вида»,

гербарий, комнатные растения.


11.


Популяция - структурная единица вида.


4.6


октябрь

Знать сущность генетических процессов в популяциях и их результаты;

Знать о влиянии элементарных факторов эволюции на генофонд популяций.

1.Ареал популяции.

2.Численность популяций и ее динамика.

3.Состав популяции.

Таблицы, иллюстрации, комнатные растения.


12.


Популяция - единица эволюции.


4.7


октябрь

Знать причины обуславливающие генетическую стабильность популяций;

Знать закон Харди-Вайнберга.

1.Элементарные эволюционные явления.

2.Условия, необходимые для осуществления эволюции.

Таблицы. Иллюстрации.

Гербарий.


13.


Факторы эволюции.


4.8


октябрь

Углубить знания о виде;

Знать факторы эволюции, их характеристику

1.Наследственная изменчивость.

2.Популяционные волны.

3. Изоляция.

Таблицы. Иллюстрации

14.

Естественный отбор.


4.9


октябрь


Знать основные концепции эволюции;

1.Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.


Таблицы, иллюстрации,

15.

Формы естественного отбора.

4.9

октябрь

Знать основные концепции эволюции; разных формах естественного отбора; условия их проявления;

1.Движущий,стабилизирующий  и дизруптивный отбор. Самостоятельная работа  с учебником с.389.

Таблицы.

16.

Синтетическая теория эволюции.

октябрь

Знать  основные положения СТЭ,

Уметь объяснять суть теории.

1.Основные положения СТЭ, их историческое формирование и развитие.


2. Критика синтетической теории эволюции.




17

Результаты эволюции. Приспособленность.

4.10

ноябрь

Знать о многообразии и относительности приспособленности организмов к среде обитания;

Уметь объяснять явления, наблюдаемые в живой природе; находить приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных.

1.Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.

2.Проведение исследования: выявление приспособленности организмов к среде обитания.

Таблицы, гербарий, комнатные растения.

Дидактический материал.


18.


Видообразование -  результат  микроэволюции.


4.11


ноябрь

Знать понятие «микроэволюция»;

Уметь объяснить процесс видообразования с использованием знаний о движущих силах эволюции; характеризовать роль изоляции; раскрыть способы видообразования.


1.Способы видообразования.

2. Пути видообразования.


Таблицы.

19.

Сохранение многообразия видов.

4.12

ноябрь

Знать  причины вымирания многих видов живых организмов.

1.Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

2. Причины вымирания видов.

Таблицы.

Дидактический материал


20.


Доказательства эволюции органического мира.


4.13


ноябрь

Знать общие закономерности эволюционного процесса;

Уметь анализировать явление дивергенции и конвергенции на макроэволюционном уровне.

1. Биологический прогресс и регресс.

2. Сравнительно-морфологические, эмбриологические, палеонтологические. биогеографические доказательства.


Таблицы. Иллюстрации


21.


Пути достижения биологического прогресса.


4.12


ноябрь


Знать понятие «биологический прогресс»


1.Ароморфоз.

2. Идиоадаптация.

3. Общая дегенерация.

Таблицы, гербарий, комнатные растения.


22.


Контрольная работа № 1 по теме «Эволюционное учение»


-----


ноябрь

Систематизировать, закрепить знания о виде, популяции, движущих силах эволюции, механизмах видообразования, главных направлениях эволюции.

1.Тестирование

2.Выступление учащихся с заранее подготовленными рефератами, презентациями.




23.

3. Развитие жизни на Земле. (7 ч).


Гипотезы происхождения жизни.




4.14




декабрь




Познакомить учащихся с общим ходом развития жизни на Земле; создать представление о «ленте времени», разделённой на эры и периоды.




1. Отличительные признаки живого.

2. Развитие представлений о происхождении жизни на Земле.

3.  Основные гипотезы и теории.(креационизм, самозарождение, панспермия, стационарного состояния)




Таблицы.

Коллекции.


24.


Современные представления о возникновении жизни.


4.15


декабрь


1.Теория биохимической эволюции Опарина.

Таблицы.

Коллекции.


25.


Развитие жизни в архейской эре.


4.16


декабрь

Знать характеристику физико-географических условий на Земле в период ранних этапов развития жизни.

1.Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

2.Заполнение  таблицы              «Геохронологическая история Земли»

Таблицы. Коллекции.

Дидактический материал.


26.


Развитие жизни в протерозойской и палеозойской эрах.


4.16


декабрь

Знать о главных ароморфозах ранней жизни на Земле – фотосинтезе, многоклеточности  и половом процессе.

1. Эры и периоды – их характеристика.

2. Главные ароморфозы  ранней жизни.

3. Продолжение заполнения  таблицы       «Геохронологическая история Земли»

Таблицы. Коллекции.

Дидактический материал.


27.


Развитие жизни в мезозойской эре.


4.16


декабрь

Знать о господстве голосеменных, появлении и распространении покрытосеменных, расцвете пресмыкающихся, возникновении птиц и млекопитающих, вымирании древних голосеменных и пресмыкающихся.


1.Эра и периоды – их характеристика.

2. Главные ароморфозы  средней жизни.

3. Продолжение заполнения  таблицы       «Геохронологическая история Земли»


Таблицы. Коллекции.

Дидактический материал.


28.


Развитие жизни в кайнозойской эре..


4.16


декабрь

Знать о закономерностях развития жизни на Земле на протяжении кайнозойской эры;

Уметь характеризовать важнейшие идиоадаптации в растительном и животном мире и их эволюционную роль; анализировать геохронологическую таблицу истории жизни на Земле.


1. Эра и периоды – их характеристика.

2. Главные ароморфозы  новой жизни.

3. Продолжение заполнения  таблицы       «Геохронологическая история Земли»


Таблицы. Коллекции.

Дидактический материал.


29.

Контрольная работа № 2 на тему  «Происхождение и развитие жизни на Земле»


------


декабрь

Уметь систематизировать, обобщать знания об истории развития органического мира на Земле на протяжении всех эр и периодов.

Тестовая работа.

Таблицы, гербарий, комнатные растения, коллекции.




30.

4. Происхождение человека (8 ч)


Гипотезы происхождения человека.




4.17




январь




Уметь характеризовать развитие взглядов ученых на проблему происхождения человека;

Знать взгляды некоторых ученых  на эту глобальную проблему.




1.Проведение биологического исследования: анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.




Таблицы.

Портреты ученых-биологов.

31.

Положение человека в системе животного мира.


4.18


январь

Знать место человека в системе животного мира; о родстве человека с животными;

Уметь доказывать родство с животными.

1.Свойства, признаки доказывающие положение человека в системе животного мира.

2. Систематическое положение человека в отряде приматов.

Таблицы. Схемы. Модели.

Дидактический материал.


32.


Эволюция приматов.


4.18


январь

Знать о происхождении человека от животных; о далёких предках человека, их развитии в связи с изменяющимися условиями обитания;

Уметь характеризовать стадии от примитивных насекомоядных до стадии человека умелого.


1. Сходство и отличие от человекообразных обезьян.

Таблицы. Скелет человека и млекопитающего


33.


Эволюция человека.

Древнейшие люди.


4.19


январь

Знать движущие силы эволюции человека; особенности строения и жизнедеятельности древнейших людей;

Уметь приводить примеры разнообразных форм древнейших людей

1. Архантропы – особенности строения, образ жизни.

2. Составление таблицы «Этапы антропогенеза»

Таблицы.

Модель. Научно-популярная литература.


34.


Древние люди.


4.19


январь

Знать этапы антропогенеза; об особенностях жизнедеятельности древних людей;

Уметь сравнивать предков человека между собой; объяснять причины сходства и различия.

1.Палеантропы, неандертальцы - особенности строения, образ жизни.

2. Составление таблицы «Этапы антропогенеза»

Таблицы.

Модель. Дидактический материал.


35.


Современный этап эволюции человека.


4.19


февраль


Знать о роли труда в происхождении и развитии современного человека.


1.Неатропы - особенности строения, образ жизни.

2. Составление таблицы «Этапы антропогенеза»

Таблицы.

Дидактический материал.


36.


Человеческие расы.


4.20

февраль

Знать особенности рас человека;

Уметь раскрывать происхождения рас.

1.Характеристика рас.

2. Расы и нация.

3. Происхождение рас.

4. Видовое единство человечества.

Карты.


37


Контрольная работа №3

«Происхождение человека».


-


февраль

Уметь обобщать, систематизировать, анализировать.


тестирование

материал –контролирующий.


38.

Раздел V. Экология (24 ч)

1. Экологические факторы.(4 ч)

Организм и среда. Экологические факторы.



5.1



февраль



Знать действия на организмы важнейших  экологических факторов


1.Задачи экологии.

2.Экологические факторы, их значение в жизни организмов.


Карты.

Таблицы.


39.


Абиотические факторы среды


5.2


февраль

Знать действия на организмы важнейших  экологических факторов (температуры, света);

Уметь приводить примеры.

1.Влияние факторов неживой природы на живые организмы.

Таблицы. Схемы.

Дидактический материал.


40.


Загрязняющие вещества. Интенсивность действия факторов среды.


дополнительная литература


февраль

Знать специфику воздействия на всё живое загрязняющих веществ; группы загрязняющих веществ; особенности влияния на все живые организмы и среду обитания; об изменчивости большинства экологических факторов среды обитания во времени и пространстве; пределах выносливости живых организмов.

1.Специфика воздействия на всё живое загрязняющих веществ.

2.Группы загрязняющих веществ.

3.Пределы выносливости живых организмов.

Таблицы. Схемы. Дидактический материал.





41.


Биотические факторы среды.

Лабораторная работа 

«Выявление черт приспособленности организмов.»


5.3


февраль

Знать  о воздействии биотических факторов на живые организмы; о взаимоотношении организмов, которые обеспечивают биологическое разнообразие и равновесие в экономической системе; уметь проводить наблюдения, делать обобщение, оформлять результаты наблюдений.

1. Воздействие биотических факторов на живые организмы.

2.Взаимоотношения организмов.

3. Приспособленность организмов к факторам среды.

Таблицы, схемы, гербарий, комнатные растения.

Дидактический материал.


42.

2. Структура экосистемы (4 ч)

Структура экосистемы.


5.4


февраль

Знать систему потоков энергии в экосистемах.

Уметь строить пищевые цепи; определять трофический уровень;


1.Видовая и пространственная структура экосистем.

Таблицы, схемы.


43.


Пищевые связи.


5.5


март

Знать принцип Гаузе; понятие «экологическая ниша»;

Уметь строить пищевые цепи; определять трофический уровень


1.Проведение исследования: составление схем передачи веществ и энергии(цепей питания).


Таблицы, схемы.


44.


Причины устойчивости и смены экосистем.


5.6


март

Знать о биоценозах как целостных системах; о факторах, определяющих естественную смену биоценозов; о саморегуляции экосистем;

1. Факторы, определяющих естественную смену биоценозов. 2 Саморегуляция экосистем.

3.Проведение исследования: исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

Таблицы, схемы.


45.


Влияние человека на экосистемы.


5.7


март

Знать о различных влияниях людей на флору и фауну Земли;

Уметь предвидеть последствия таких влияний.

1.Проведение исследования: выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

2. Решение экологических задач.

Таблицы по охране природы.




46.





.

.

3. Биосфера( 7 ч)


Состав биосферы.




5.8








март





Знать понятие «биосфера»;

Познакомить  с учением В.И.Вернадского о биосфере.



1.Биосфера - глобальная экосистема.

2. Учение В. И. Вернадского о биосфере.

3.Эволюция биосферы.


Таблицы. Схемы. Портрет В.И.Вернадского


47.


Структура. Косное вещество биосферы.


5.8


март


Знать о биосфере на основе её главных признаков; знать о границах биосферы.


1.Границы биосферы.

2. Взаимосвязанные типы веществ в биосфере (живое, биогенное, косное, биокосное)

Таблицы. Схемы. Иллюстрации. Портрет В.И.Вернадского


48.


Структура. Живое вещество. Живые организмы.


5.8


март

Знать структуру биосферы, условия, определяющие границы существования жизни и связанные с ними границы биосферы.


1.Структура живого вещества.

2. Влияние живых организмов на биосферу.

Таблицы. Схемы.


49.


Роль живых организмов в биосфере.


5.9


март


Знать о геологической истории материков и формировании сообществ живых организмов.


1.Роль живого вещества в биосфере.

Таблицы. Биогеографическая карта земного шара; гербарий; фотографии; коллекции ископаемых.


50-51


Круговорот веществ в природе.


5.9


апрель

Знать сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

Уметь составлять схемы пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети).


1.Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

2.Круговорот воды.

3.Круговорот углерода.

Таблицы. Схемы. Дополнительная литература.


52.


Обобщение знаний по теме «Биосфера»


----


апрель

Уметь характеризовать самый высший уровень – биосферный; характеризовать условия, определяющие границы существования жизни.


Тестовый контроль

.




53.

4. Биосфера и человек. Ноосфера. (9 ч)


Введение «Биосфера и человек. Ноосфера».





5.10





апрель





Знать термины «биосфера», «ноосфера»; понятие «экологические факторы на основе характеристики особенностей проявления антропогенных факторов;





1.Гомеостаз биосферы.

2.Деятельность человека - решающий фактор развития биосферы.





Таблицы, картины,


54.


Воздействие на природу в процессе становления общества.


Дополнительная литература


апрель

Знать о роли человека в сохранении биологического равновесия как необходимого условия дальнейшего существования биосфера; об ответственности в отношениях к природе.

1.Роль человека в сохранении биологического равновесия.

Таблицы, картины, фотографии, научно-популярная или периодическая печать.


55.


Природные ресурсы и их использование.


Дополнительная литература


апрель

Знать о ценности и необходимости природных ресурсов для нормальной жизнедеятельности человечества на Земле; Уметь характеризовать особенности использования людьми двух групп природных ресурсов;

1. Ценность и необходимость природных ресурсов для нормальной жизнедеятельности человечества на Земле;

2.Ответственное  отношение к природе.

Географические карты; образы полезных ископаемых; фотографии; научно-популярная литература.


56


Загрязнение воздуха, пресных и морских вод.


5.11


апрель

Знать о целостности биосферы, о различных последствиях хозяйственной деятельности людей для биосферных процессов; о проблемах охраны природы;

Уметь мыслить глобально.


1.Последствия хозяйственной деятельности человека в окружающей среде.

Таблицы по охране природы.


57


Антропогенные изменения почвы


5.11


апрель

Знать о важности сохранения почвы и ее плодородия;

Уметь приводить примеры последствий хозяйственной деятельности людей.

1.Важность сохранения почвы и ее плодородия;

2.Примеры последствий хозяйственной деятельности людей.

Таблицы, схемы.


58.


Влияние человека на растительный и животный мир.


5.11


апрель

Знать о различных влияниях людей на флору и фауну Земли;

Уметь предвидеть последствия таких влияний.

1.Правила поведения в природной среде.

2.Проведение исследования: анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Таблицы по охране природы.


59.


Радиоактивное загрязнение биосферы.


Дополнительная литература


май


Знать действие на организм ионизирующего излучения; последствия радиоактивных загрязнений биосферы.


1. Действие на организм ионизирующего излучения.

2.последствия радиоактивных загрязнений биосферы.

Учебник по экологии. Дополнительная литература и статьи периодической печати.



60.


Пути решения экологических проблем.


5.12


май

Знать принципы рационального природопользования как пути сохранения экологического равновесия в биосфере;

Уметь использовать знания для анализа деятельности людей в конкретной ситуации, в том числе в условиях своей местности.

1.Глобальные экологические проблемы  и пути их решения.

2. Решение экологических задач.

Таблицы по охране природы, фотографии. Географическая карта. Красная книга Новосибирской области.



61.



Бионика.



дополнительная литература



май


Знать о сущности и проявлении естественного отбора как главного фактора эволюции и о результатах эволюции – удивительной и многообразной приспособленности видов к среде обитания; о значении биологических знаний для развития техники, приборостроения, архитектуры, медицины и др.


1.Бионика как научное обоснование использования биологических знаний для решения инженерных задач и развития техники.


Таблицы, чучела, живые растения, научно-популярная литература, фотографии.


62.


Роль биологических знаний в 21 веке.


дополнительная литература


май

Уметь использовать знания общебиологических закономерностей и опыт наблюдения и жизненной практики для формирования убежденности в необходимости отказа от потребительского отношения к биосфере и ее компонентам.

1. Проблемы, связанные с будущим человечества в связи с его отношением к природе.



63.

Значение общебиологических закономерностей для науки и практической деятельности людей.


-------


май

Уметь анализировать, обобщать; сравнивать и делать выводы на основе сравнений.

1. Решение экологических задач.

Таблицы, схемы.

Дидактический материал.


64.

Итоговая контрольная работа по курсу «Общая биология».


май

Уметь анализировать, обобщать; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; решать биологические задачи.


тестирование

Дидактический материал – контролирующий.

Резерв 4 часа.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...